Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Инновационная активность российских предприятий

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Данные обследований российских компаний (табл. 8.26) выявляют те факторы, которые ограничивают деловую активность предприятий в России. Интересно наблюдать динамику значимости различных факторов с течением времени. Так, если в 1990;х г. главным дестимулирующим фактором был недостаток денежных средств, то к настоящему времени эта причина практически потеряла свою роль. На 1-е место стали выходить… Читать ещё >

Инновационная активность российских предприятий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Новый этап экономического развития России связан с задачей перехода к инновационному варианту экономического роста. Помимо конкуренции и модернизации институтов рынка, ключевую роль в этом процессе играет инновационная активность российских предприятий.

Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики довольно высока и имеет тенденцию к увеличению (табл. 8.19). В настоящее время эта доля превышает 20% ВВП в целом по России, что является хорошим результатом.

Таблица 8.19

Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВВП за 2005—2014 гг., в % к итогу

Год.

Показатель.

21,2.

21,4.

22,5.

22,8.

24,4.

22,8.

21,9.

22,1.

23,1.

23,6.

Аналогичные тенденции наблюдаются и в середине 2000;х гг.

Этот высокий показатель удельного веса объясняется активизацией инновационной деятельности российских предприятий. Если в 2005 г. доля организаций, осуществляющих инновационную деятельность, составляла 9,7%, то к 2013 г. эта доля увеличилась до 10,1% (табл. 8.20).

Таблица 8.20

Инновационная активность организаций (удельный вес организаций, осуществлявших технологические, организационные, маркетинговые инновации, в общем числе обследованных организаций) по Российской Федерации за 2005—2013 гг., %

Страна.

Российская Федерация.

9,7.

9,9.

10,0.

9,4.

9,3.

9,5.

10,4.

10,3.

10,1.

Аналогичные тенденции наблюдаются и в середине 2000;х гг. Однако слабость механизмов рыночной селекции, недостаточность конкурентного давления, административная поддержка неблагополучных компаний позволяют сохранять в российской экономике довольно большой живучий слой в целом нежизнеспособных предприятий, убыточных и неинновационных, функционирующих на грани выживания. Разрыв между лучшими и худшими отраслевыми игроками особенно сильно ощущается на региональном уровне. Как показывают данные табл. 8.21, инновационная деятельность распределена неравномерно по различным регионам России, и хотя в масштабе страны удельный вес инновационных предприятий растет, по отдельным федеральным округам эта ситуация оказывается не столь благоприятной.

Если, к примеру, в Москве или Санкт-Петербурге доля организаций, осуществляющих инновационную деятельность, составляет почти 20% и имеет тенденцию к росту, то в таких федеральных округах, как Южный или Северо-Кавказский, эта доля не изменяется и равняется 6—7%, а в Приволжском и Уральском федеральных округах даже немного сокращается.

Таблица 8.2 7.

Инновационная активность организаций (удельный вес организаций, осуществлявших технологические, организационные, маркетинговые инновации в отчетном году, в общем числе обследованных организаций), по субъектам РФ в 2009—2013 гг., %

Регион.

Российская Федерация, в том числе:

9,3.

9,5.

10,4.

10,3.

10,1.

Центральный федеральный округ.

8,8.

8,6.

10,2.

10,9.

10,7.

г. Москва.

14,1.

13,3.

18,6.

18,6.

18,3.

Северо-Западный федеральный округ.

9,5.

9,4.

11,2.

11,0.

10,7.

г. Санкт-Петербург.

14,0.

13,0.

18,9.

18,8.

18,0.

Южный федеральный округ.

7,2.

7,5.

6,5.

7,4.

7,2.

Северо-Кавказский федеральный округ.

5,8.

6,2.

5,2.

6,4.

5,9.

Приволжский федеральный округ.

12,8.

12,3.

12,7.

11,9.

11,7.

Уральский федеральный округ.

10,2.

11,5.

11,5.

10,6.

9,6.

Сибирский федеральный округ.

7,3.

8,2.

8,8.

8,5.

9,1.

Дальневосточный федеральный округ.

8,3.

8,6.

11,2.

10,8.

9,5.

Аналогичные тенденции наблюдаются и в середине 2000;х гг.

Соответственно, доля продукции высокотехнологичных отраслей в валовом региональном продукте варьируется от 5—7% в таких регионах, как Сахалинская и Тюменская области до 20—24% в Центральном и Северо-Западном федеральных округах.

Невысокой остается доля затрат на исследования и разработки в ВВП России (табл. 8.22), стабилизировавшись в районе 1%. При этом региональные различия также существенны (табл. 8.23), разница может доходить до двух-трех раз.

Таблица 8.22

Доля внутренних затрат на исследования и разработки в ВВП по Российской Федерации в 2005—2013 гг., %

Страна.

Всего по Российской Федерации.

1,07.

1,07.

1,12.

1,04.

1,25.

1,13.

1,09.

1,13.

1,13.

Аналогичные тенденции наблюдаются и в середине 2000;х гг.

Не менее сильными являются различия и внутри областей и городов в каждом федеральном округе. В табл. 8.23 приведены детальные данные по некоторым федеральным округам для получения общей картины подобного неравенства. Есть города и области, где инновационная деятельность является приоритетной и для местной администрации, и для самих предприятий. В других же регионах доля затрат на НИОКР практически не отличается от нуля.

Таблица 8.23

Доля внутренних затрат на исследования и разработки в валовом региональном продукте в 2010—2012 гг., %

Регион.

Центральный федеральный округ.

2,15.

2,05.

2,12.

г. Москва.

2,32.

2,19.

2,32.

Северо-Западный федеральный округ.

1,79.

1,73.

1,90.

г. Санкт-Петербург.

3,48.

3,33.

3,71.

Южный федеральный округ.

0,56.

0,58.

0,59.

Северо-Кавказский федеральный округ.

0,30.

0,38.

0,28.

Приволжский федеральный округ.

1,31.

1,30.

1,38.

Уральский федеральный округ.

0,58.

0,55.

0,57.

Курганская область.

0,18.

0,16.

0,21.

Свердловская область.

1,21.

1,23.

1,18.

Тюменская область, в том числе:

0,23.

0,15.

1,94.

Ханты-Мансийский автономный округ — Югра.

0,12.

0,07.

0,11.

Ямало-Ненецкий автономный округ.

0,001.

0,004.

0,01.

Челябинская область.

1,36.

1,60.

1,62.

Сибирский федеральный округ.

0,82.

0,85.

0,91.

Дальневосточный федеральный округ.

0,46.

0,44.

0,45.

Республика Саха (Якутия).

0,43.

0,41.

0,40.

Камчатский край.

1,08.

0,98.

0,95.

Приморский край.

0,87.

0,87.

0,93.

Регион.

Хабаровский край.

0,29.

0,27.

0,31.

Амурская область.

0,20.

0,17.

0,19.

Магаданская область.

1,23.

1,08.

1,10.

Сахалинская область.

0,15.

0,14.

0,14.

Чукотский автономный округ.

0,08.

0,08.

0,07.

Аналогичные тенденции наблюдаются и в середине 2000;х гг.

Вместе с тем нужно признать, что российский народ отнюдь не лишен креативности и предпринимательских способностей. Об этом, в частности, свидетельствует коэффициент изобретательской активности — число отечественных патентных заявок на изобретения, поданных в России, в расчете на 10 тыс. человек населения (табл. 8.24).

Таблица 8.24

Коэффициент изобретательской активности

Год.

Всего по Российской Федерации.

1,65.

1,96.

1,94.

1,95.

1,8.

2,01.

1,85.

2,00.

2,00.

Аналогичные тенденции наблюдаются и в середине 2000;х гг.

Этот коэффициент демонстрирует убедительный рост. Если в начале 2000;х гг. чуть больше 1,5 заявок подавалось в России в расчете на 10 тыс. человек населения, то к середине 2000;х гг. эта цифра выросла вдвое, а по отдельным регионам в три-четыре раза. Например, в Центральном федеральном округе коэффициент изобретательской активности составляет 3,77; в Санкт-Петербурге — 3,27; а в Москве — превышает 8.

Интересна отраслевая структура технологических инноваций (табл. 8.25).

Таблица 8.25

Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации в отчетном году, в общем числе обследованных организаций в целом по Российской Федерации по видам экономической деятельности в 2010—2013 гг., %

Организации по видам деятельности.

Всего.

7,9.

8,9.

9,1.

8,9.

Добыча полезных ископаемых.

6,6.

6,8.

7,0.

6,4.

Обрабатывающие производства.

11,3.

11,6.

12,0.

11,9.

Из них:

производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака.

9,5.

9,6.

9,3.

9,0.

текстильное и швейное производство.

7,5.

7,2.

7,3.

7,0.

Окончание табл. 8.25

Организации по видам деятельности.

производство кожи, изделий из кожи и производство обуви.

8,1.

5,8.

3,8.

10,8.

обработка древесины и производство изделий из дерева.

4,1.

3,8.

4,7.

5,1.

целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность.

3,0.

2,8.

2,9.

3,2.

химическое производство.

23,3.

21,4.

21,5.

23,0.

производство резиновых и пластмассовых изделий.

9,6.

10,3.

10,9.

10,0.

производство прочих неметаллических минеральных продуктов.

7,2.

8,4.

8,9.

8,2.

металлургическое производство и производство готовых металлических изделий.

13,2.

13,3.

13,9.

13,0.

производство машин и оборудования.

14,8.

15,3.

14,8.

14,9.

производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования.

24,3.

24,9.

26,5.

25,9.

производство транспортных средств и оборудования.

19,0.

19,7.

20,8.

20,4.

производство и распределение электроэнергии, газа и воды.

4,3.

4,7.

4,9.

4,7.

деятельность в области электросвязи.

—.

—.

13,6.

14,3.

деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий.

8,7.

7,9.

8,3.

8,4.

научные исследования и разработки.

—.

28,8.

29,1.

29,6.

предоставление прочих видов услуг.

3,5.

3,6.

3,0.

2,6.

высокотехнологичные виды экономической деятельности.

—.

—.

30,1.

29,3.

среднетехнологичные виды экономической деятельности.

—.

—.

17,7.

18,0.

наукоемкие виды экономической деятельности.

—.

—.

7,9.

7,7.

Хотя в целом наблюдается рост числа организаций, стремящихся к инновациям, эта динамика неодинакова по различным отраслям. Наибольшую склонность к инновациям проявляют предприятия экспортной направленности (химическое производство, производство электрооборудования, металлургия), высокотехнологичные отрасли и, что не может не радовать, некоторые отрасли, производящие потребительские товары (например, производство обуви, пищевая промышленность). Это говорит о том, что конкуренция в потребительском секторе российской экономики заработала, конкурентное давление все сильнее ощущается российскими предприятиями, стимулируя их к инновациям и научным разработкам.

Вопрос для размышления

Данные табл. 8.25 показывают, что доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, в добывающей промышленности России практически не изменяется, оставаясь на довольно-таки низком уровне в 6—7%. А между тем добывающая промышленность является экспортной отраслью!

Можно ли экономически объяснить данный парадокс?

Почему же не все российские предприятия стремятся к инновациям, разрабатывают новую продукцию, активизируют научную деятельность? Почему многие предприятия и до сих пор не выделяют средства на развитие, не расширяют свое производство?

Данные обследований российских компаний (табл. 8.26) выявляют те факторы, которые ограничивают деловую активность предприятий в России. Интересно наблюдать динамику значимости различных факторов с течением времени. Так, если в 1990;х г. главным дестимулирующим фактором был недостаток денежных средств, то к настоящему времени эта причина практически потеряла свою роль. На 1-е место стали выходить детерминанты рыночного характера — высокая конкуренция, слабый спрос. Кроме того, с каждым годом усиливается важность фактора основных фондов. Отсутствие надлежащего оборудования в качестве ограничивающей причины отмечают уже треть предприятий-респондентов, по сравнению с 14% в 1997 г.

Таблица 8.26

Оценка факторов, ограничивающих деловую активность организаций, в % от общего числа базовых организаций

Фактор

Год.

Недостаток денежных средств.

Недостаточный спрос на продукцию организации внутри страны.

Неопределенность экономической обстановки.

Отсутствие надлежащего оборудования.

Высокая конкуренция со стороны зарубежных производителей.

Недостаточный спрос на продукцию организации за рубежом.

Немаловажную роль играет и субъективное восприятие экономической среды бизнеса. Чем более спокойной воспринимается экономическая ситуация в стране, тем больше перспектив для своего развития ощущают предприятия. И наоборот, если бизнес оценивает окружающую среду как чрезмерно волатильную, слишком неопределенную, с высокими экономическими или политическими рисками, он в меньшей степени склонен к расширению своей активности, в том числе и в области инноваций.

Мы можем сопоставить субъективные оценки российских компаний по двум секторам — добывающей и обрабатывающей промышленности, в разные периоды времени (рис. 8.6 и 8.7). На графиках хорошо видна разница в положении предприятий различных отраслей. Добывающие компании, работающие главным образом на экспорт, ощущают более сильную уверенность в завтрашнем дне в периоды процветания и подъема, чем предприятия обрабатывающего сектора экономики, хотя в кризисные периоды картина меняется. Обрабатывающие компании оказываются в более стабильной среде, чем добывающий сектор. Эти графики подтверждают общий вывод экономической теории: добывающая отрасль является более волатильной, менее стабильной; обрабатывающий сектор в меньшей степени подвержен экономическим перепадам.

Индекс предпринимательской уверенности организаций по добыче полезных ископаемых.

Рис. 8.6. Индекс предпринимательской уверенности организаций по добыче полезных ископаемых

Индекс предпринимательской уверенности организаций обрабатывающей промышленности.

Рис. 8.7. Индекс предпринимательской уверенности организаций обрабатывающей промышленности

Таким образом, поведенческие характеристики российских предприятий отражают общие закономерности экономической жизни страны. Ключевым фактором конкурентоспособности в современных условиях становится способность фирмы контролировать широкое и быстро изменяющееся пространство конкуренции.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой