Инновационная активность российских предприятий
![Реферат: Инновационная активность российских предприятий](https://westud.ru/work/6443487/cover.png)
Данные обследований российских компаний (табл. 8.26) выявляют те факторы, которые ограничивают деловую активность предприятий в России. Интересно наблюдать динамику значимости различных факторов с течением времени. Так, если в 1990;х г. главным дестимулирующим фактором был недостаток денежных средств, то к настоящему времени эта причина практически потеряла свою роль. На 1-е место стали выходить… Читать ещё >
Инновационная активность российских предприятий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Новый этап экономического развития России связан с задачей перехода к инновационному варианту экономического роста. Помимо конкуренции и модернизации институтов рынка, ключевую роль в этом процессе играет инновационная активность российских предприятий.
Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики довольно высока и имеет тенденцию к увеличению (табл. 8.19). В настоящее время эта доля превышает 20% ВВП в целом по России, что является хорошим результатом.
Таблица 8.19
Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВВП за 2005—2014 гг., в % к итогу
Год. | ||||||||||
Показатель. | 21,2. | 21,4. | 22,5. | 22,8. | 24,4. | 22,8. | 21,9. | 22,1. | 23,1. | 23,6. |
Аналогичные тенденции наблюдаются и в середине 2000;х гг.
Этот высокий показатель удельного веса объясняется активизацией инновационной деятельности российских предприятий. Если в 2005 г. доля организаций, осуществляющих инновационную деятельность, составляла 9,7%, то к 2013 г. эта доля увеличилась до 10,1% (табл. 8.20).
Таблица 8.20
Инновационная активность организаций (удельный вес организаций, осуществлявших технологические, организационные, маркетинговые инновации, в общем числе обследованных организаций) по Российской Федерации за 2005—2013 гг., %
Страна. | |||||||||
Российская Федерация. | 9,7. | 9,9. | 10,0. | 9,4. | 9,3. | 9,5. | 10,4. | 10,3. | 10,1. |
Аналогичные тенденции наблюдаются и в середине 2000;х гг. Однако слабость механизмов рыночной селекции, недостаточность конкурентного давления, административная поддержка неблагополучных компаний позволяют сохранять в российской экономике довольно большой живучий слой в целом нежизнеспособных предприятий, убыточных и неинновационных, функционирующих на грани выживания. Разрыв между лучшими и худшими отраслевыми игроками особенно сильно ощущается на региональном уровне. Как показывают данные табл. 8.21, инновационная деятельность распределена неравномерно по различным регионам России, и хотя в масштабе страны удельный вес инновационных предприятий растет, по отдельным федеральным округам эта ситуация оказывается не столь благоприятной.
Если, к примеру, в Москве или Санкт-Петербурге доля организаций, осуществляющих инновационную деятельность, составляет почти 20% и имеет тенденцию к росту, то в таких федеральных округах, как Южный или Северо-Кавказский, эта доля не изменяется и равняется 6—7%, а в Приволжском и Уральском федеральных округах даже немного сокращается.
Таблица 8.2 7.
Инновационная активность организаций (удельный вес организаций, осуществлявших технологические, организационные, маркетинговые инновации в отчетном году, в общем числе обследованных организаций), по субъектам РФ в 2009—2013 гг., %
Регион. | |||||
Российская Федерация, в том числе: | 9,3. | 9,5. | 10,4. | 10,3. | 10,1. |
Центральный федеральный округ. | 8,8. | 8,6. | 10,2. | 10,9. | 10,7. |
г. Москва. | 14,1. | 13,3. | 18,6. | 18,6. | 18,3. |
Северо-Западный федеральный округ. | 9,5. | 9,4. | 11,2. | 11,0. | 10,7. |
г. Санкт-Петербург. | 14,0. | 13,0. | 18,9. | 18,8. | 18,0. |
Южный федеральный округ. | 7,2. | 7,5. | 6,5. | 7,4. | 7,2. |
Северо-Кавказский федеральный округ. | 5,8. | 6,2. | 5,2. | 6,4. | 5,9. |
Приволжский федеральный округ. | 12,8. | 12,3. | 12,7. | 11,9. | 11,7. |
Уральский федеральный округ. | 10,2. | 11,5. | 11,5. | 10,6. | 9,6. |
Сибирский федеральный округ. | 7,3. | 8,2. | 8,8. | 8,5. | 9,1. |
Дальневосточный федеральный округ. | 8,3. | 8,6. | 11,2. | 10,8. | 9,5. |
Аналогичные тенденции наблюдаются и в середине 2000;х гг.
Соответственно, доля продукции высокотехнологичных отраслей в валовом региональном продукте варьируется от 5—7% в таких регионах, как Сахалинская и Тюменская области до 20—24% в Центральном и Северо-Западном федеральных округах.
Невысокой остается доля затрат на исследования и разработки в ВВП России (табл. 8.22), стабилизировавшись в районе 1%. При этом региональные различия также существенны (табл. 8.23), разница может доходить до двух-трех раз.
Таблица 8.22
Доля внутренних затрат на исследования и разработки в ВВП по Российской Федерации в 2005—2013 гг., %
Страна. | |||||||||
Всего по Российской Федерации. | 1,07. | 1,07. | 1,12. | 1,04. | 1,25. | 1,13. | 1,09. | 1,13. | 1,13. |
Аналогичные тенденции наблюдаются и в середине 2000;х гг.
Не менее сильными являются различия и внутри областей и городов в каждом федеральном округе. В табл. 8.23 приведены детальные данные по некоторым федеральным округам для получения общей картины подобного неравенства. Есть города и области, где инновационная деятельность является приоритетной и для местной администрации, и для самих предприятий. В других же регионах доля затрат на НИОКР практически не отличается от нуля.
Таблица 8.23
Доля внутренних затрат на исследования и разработки в валовом региональном продукте в 2010—2012 гг., %
Регион. | |||
Центральный федеральный округ. | 2,15. | 2,05. | 2,12. |
г. Москва. | 2,32. | 2,19. | 2,32. |
Северо-Западный федеральный округ. | 1,79. | 1,73. | 1,90. |
г. Санкт-Петербург. | 3,48. | 3,33. | 3,71. |
Южный федеральный округ. | 0,56. | 0,58. | 0,59. |
Северо-Кавказский федеральный округ. | 0,30. | 0,38. | 0,28. |
Приволжский федеральный округ. | 1,31. | 1,30. | 1,38. |
Уральский федеральный округ. | 0,58. | 0,55. | 0,57. |
Курганская область. | 0,18. | 0,16. | 0,21. |
Свердловская область. | 1,21. | 1,23. | 1,18. |
Тюменская область, в том числе: | 0,23. | 0,15. | 1,94. |
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра. | 0,12. | 0,07. | 0,11. |
Ямало-Ненецкий автономный округ. | 0,001. | 0,004. | 0,01. |
Челябинская область. | 1,36. | 1,60. | 1,62. |
Сибирский федеральный округ. | 0,82. | 0,85. | 0,91. |
Дальневосточный федеральный округ. | 0,46. | 0,44. | 0,45. |
Республика Саха (Якутия). | 0,43. | 0,41. | 0,40. |
Камчатский край. | 1,08. | 0,98. | 0,95. |
Приморский край. | 0,87. | 0,87. | 0,93. |
Регион. | |||
Хабаровский край. | 0,29. | 0,27. | 0,31. |
Амурская область. | 0,20. | 0,17. | 0,19. |
Магаданская область. | 1,23. | 1,08. | 1,10. |
Сахалинская область. | 0,15. | 0,14. | 0,14. |
Чукотский автономный округ. | 0,08. | 0,08. | 0,07. |
Аналогичные тенденции наблюдаются и в середине 2000;х гг.
Вместе с тем нужно признать, что российский народ отнюдь не лишен креативности и предпринимательских способностей. Об этом, в частности, свидетельствует коэффициент изобретательской активности — число отечественных патентных заявок на изобретения, поданных в России, в расчете на 10 тыс. человек населения (табл. 8.24).
Таблица 8.24
Коэффициент изобретательской активности
Год. | |||||||||
Всего по Российской Федерации. | 1,65. | 1,96. | 1,94. | 1,95. | 1,8. | 2,01. | 1,85. | 2,00. | 2,00. |
Аналогичные тенденции наблюдаются и в середине 2000;х гг.
Этот коэффициент демонстрирует убедительный рост. Если в начале 2000;х гг. чуть больше 1,5 заявок подавалось в России в расчете на 10 тыс. человек населения, то к середине 2000;х гг. эта цифра выросла вдвое, а по отдельным регионам в три-четыре раза. Например, в Центральном федеральном округе коэффициент изобретательской активности составляет 3,77; в Санкт-Петербурге — 3,27; а в Москве — превышает 8.
Интересна отраслевая структура технологических инноваций (табл. 8.25).
Таблица 8.25
Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации в отчетном году, в общем числе обследованных организаций в целом по Российской Федерации по видам экономической деятельности в 2010—2013 гг., %
Организации по видам деятельности. | ||||
Всего. | 7,9. | 8,9. | 9,1. | 8,9. |
Добыча полезных ископаемых. | 6,6. | 6,8. | 7,0. | 6,4. |
Обрабатывающие производства. | 11,3. | 11,6. | 12,0. | 11,9. |
Из них: производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака. | 9,5. | 9,6. | 9,3. | 9,0. |
текстильное и швейное производство. | 7,5. | 7,2. | 7,3. | 7,0. |
Окончание табл. 8.25
Организации по видам деятельности. | ||||
производство кожи, изделий из кожи и производство обуви. | 8,1. | 5,8. | 3,8. | 10,8. |
обработка древесины и производство изделий из дерева. | 4,1. | 3,8. | 4,7. | 5,1. |
целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность. | 3,0. | 2,8. | 2,9. | 3,2. |
химическое производство. | 23,3. | 21,4. | 21,5. | 23,0. |
производство резиновых и пластмассовых изделий. | 9,6. | 10,3. | 10,9. | 10,0. |
производство прочих неметаллических минеральных продуктов. | 7,2. | 8,4. | 8,9. | 8,2. |
металлургическое производство и производство готовых металлических изделий. | 13,2. | 13,3. | 13,9. | 13,0. |
производство машин и оборудования. | 14,8. | 15,3. | 14,8. | 14,9. |
производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования. | 24,3. | 24,9. | 26,5. | 25,9. |
производство транспортных средств и оборудования. | 19,0. | 19,7. | 20,8. | 20,4. |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды. | 4,3. | 4,7. | 4,9. | 4,7. |
деятельность в области электросвязи. | —. | —. | 13,6. | 14,3. |
деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий. | 8,7. | 7,9. | 8,3. | 8,4. |
научные исследования и разработки. | —. | 28,8. | 29,1. | 29,6. |
предоставление прочих видов услуг. | 3,5. | 3,6. | 3,0. | 2,6. |
высокотехнологичные виды экономической деятельности. | —. | —. | 30,1. | 29,3. |
среднетехнологичные виды экономической деятельности. | —. | —. | 17,7. | 18,0. |
наукоемкие виды экономической деятельности. | —. | —. | 7,9. | 7,7. |
Хотя в целом наблюдается рост числа организаций, стремящихся к инновациям, эта динамика неодинакова по различным отраслям. Наибольшую склонность к инновациям проявляют предприятия экспортной направленности (химическое производство, производство электрооборудования, металлургия), высокотехнологичные отрасли и, что не может не радовать, некоторые отрасли, производящие потребительские товары (например, производство обуви, пищевая промышленность). Это говорит о том, что конкуренция в потребительском секторе российской экономики заработала, конкурентное давление все сильнее ощущается российскими предприятиями, стимулируя их к инновациям и научным разработкам.
Вопрос для размышления
Данные табл. 8.25 показывают, что доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, в добывающей промышленности России практически не изменяется, оставаясь на довольно-таки низком уровне в 6—7%. А между тем добывающая промышленность является экспортной отраслью!
Можно ли экономически объяснить данный парадокс?
Почему же не все российские предприятия стремятся к инновациям, разрабатывают новую продукцию, активизируют научную деятельность? Почему многие предприятия и до сих пор не выделяют средства на развитие, не расширяют свое производство?
Данные обследований российских компаний (табл. 8.26) выявляют те факторы, которые ограничивают деловую активность предприятий в России. Интересно наблюдать динамику значимости различных факторов с течением времени. Так, если в 1990;х г. главным дестимулирующим фактором был недостаток денежных средств, то к настоящему времени эта причина практически потеряла свою роль. На 1-е место стали выходить детерминанты рыночного характера — высокая конкуренция, слабый спрос. Кроме того, с каждым годом усиливается важность фактора основных фондов. Отсутствие надлежащего оборудования в качестве ограничивающей причины отмечают уже треть предприятий-респондентов, по сравнению с 14% в 1997 г.
Таблица 8.26
Оценка факторов, ограничивающих деловую активность организаций, в % от общего числа базовых организаций
Фактор | Год. | ||||||||
Недостаток денежных средств. | |||||||||
Недостаточный спрос на продукцию организации внутри страны. | |||||||||
Неопределенность экономической обстановки. | |||||||||
Отсутствие надлежащего оборудования. | |||||||||
Высокая конкуренция со стороны зарубежных производителей. | |||||||||
Недостаточный спрос на продукцию организации за рубежом. |
Немаловажную роль играет и субъективное восприятие экономической среды бизнеса. Чем более спокойной воспринимается экономическая ситуация в стране, тем больше перспектив для своего развития ощущают предприятия. И наоборот, если бизнес оценивает окружающую среду как чрезмерно волатильную, слишком неопределенную, с высокими экономическими или политическими рисками, он в меньшей степени склонен к расширению своей активности, в том числе и в области инноваций.
Мы можем сопоставить субъективные оценки российских компаний по двум секторам — добывающей и обрабатывающей промышленности, в разные периоды времени (рис. 8.6 и 8.7). На графиках хорошо видна разница в положении предприятий различных отраслей. Добывающие компании, работающие главным образом на экспорт, ощущают более сильную уверенность в завтрашнем дне в периоды процветания и подъема, чем предприятия обрабатывающего сектора экономики, хотя в кризисные периоды картина меняется. Обрабатывающие компании оказываются в более стабильной среде, чем добывающий сектор. Эти графики подтверждают общий вывод экономической теории: добывающая отрасль является более волатильной, менее стабильной; обрабатывающий сектор в меньшей степени подвержен экономическим перепадам.
![Индекс предпринимательской уверенности организаций по добыче полезных ископаемых.](/img/s/8/81/1483181_1.png)
Рис. 8.6. Индекс предпринимательской уверенности организаций по добыче полезных ископаемых
![Индекс предпринимательской уверенности организаций обрабатывающей промышленности.](/img/s/8/81/1483181_2.png)
Рис. 8.7. Индекс предпринимательской уверенности организаций обрабатывающей промышленности
Таким образом, поведенческие характеристики российских предприятий отражают общие закономерности экономической жизни страны. Ключевым фактором конкурентоспособности в современных условиях становится способность фирмы контролировать широкое и быстро изменяющееся пространство конкуренции.