Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Финансы домашних хозяйств

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В последнее десятилетие значительно расширились возможности россиян по использованию инструментов финансового рынка для инвестирования сбережений. Привлечение средств домохозяйств для пополнения ресурсов финансовых институтов получило особое значение в связи с ограничением доступа отечественных компаний на мировой финансовый рынок. Для того чтобы минимизировать потери физических лиц в случае… Читать ещё >

Финансы домашних хозяйств (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Под домашним хозяйством понимается хозяйство, которое ведется одним или несколькими совместно проживающими и имеющими общий бюджет людьми. Под финансами домашних хозяйств понимаются денежные отношения по формированию и использованию финансовых ресурсов домашних хозяйств.

Финансовые отношения домашних хозяйств. Домашние хозяйства взаимодействуют как с другими сферами и звеньями финансовой системы, так и друг с другом.

Взаимодействие с бюджетной системой реализуется путем уплаты гражданами как налогов и других обязательных платежей, так и путем получения ими различных трансфертов.

Основным налогом, уплачиваемым физическими лицами в бюджет, является налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Последний играет важную роль в формировании доходной базы территориальных бюджетов. Кроме него, граждане уплачивают налог на имущество, земельный налог, транспортный налог. Индивидуальные предприниматели являются плательщиками единого налога на вмененный доход, единого сельскохозяйственного налога и ряда других платежей.

При пересечении границы с граждан могут взиматься таможенные пошлины, а при регистрации актов гражданского состояния они уплачивают государственную пошлину.

Гораздо разнообразнее обратный поток средств из бюджетной системы в распоряжение граждан, который представлен большим перечнем трансфертов. К ним можно отнести различные пособия малообеспеченным гражданам, пенсии, пособия матерям, пособия по больничному, стипендии и т. п.

Домохозяйства могут кредитовать государство, приобретая государственные облигации. До кризиса 1998 г. граждане активно вкладывали средства в государственные краткосрочные облигации (ГКО) и облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ). В настоящее время они могут приобретать облигации федерального займа (ОФЗ) и аналогичные ценные бумаги, выпускаемые субъектами РФ.

Формы взаимодействия граждан с организациями определяются в основном сферой деятельности организации, а также занятостью физического лица. По месту своей работы граждане получают заработную плату, вознаграждение в виде премии, бонусов и т. п.

В страховых организациях физические лица могут страховать имущество, жизнь и здоровье. При этом на граждан распространяются как обязательные, так и добровольные формы страхования. Наиболее широко известным обязательным страхованием является ОСАГО (обязательное страхование автогражданской ответственности). Граждане вносят страховые взносы (страховую премию), а при наступлении страхового случая получают соответствующие выплаты. Обязательному страхованию подлежат пассажиры междугородного транспорта, соответственно, при наступлении страхового случая пассажир получит страховое возмещение. Обязательное личное страхование распространяется на граждан, занятых определенными видами деятельности. Например, в обязательном порядке страхуется жизнь пожарных и лесников. Большое распространение получило страхование туристов от несчастных случаев, добровольное медицинское страхование.

В настоящее время граждане активно взаимодействуют с негосударственными пенсионными фондами (НПФ). Такое взаимодействие осуществляется как по линии обязательного пенсионного страхования, так и по линии добровольного пенсионного обеспечения. В нервом случае накопительная часть государственной пенсии по желанию гражданина может быть передана для инвестирования НПФ. Во втором случае гражданин, заключив с НПФ договор добровольного пенсионного обеспечения, самостоятельно вносит в выбранный НПФ взносы или поручает осуществлять эти платежи бухгалтерии организации по месту работы или банку.

Однако наиболее активно домохозяйства традиционно взаимодействуют с коммерческими банками. Последние не только осуществляют для физических лиц различные платежи, начиная от оплаты ЖКХ и кончая переводами родственникам, открывают вклады и предоставляют кредиты, но и берут на себя доверительное управление временно свободными средствами физических лиц. Услуги по предоставлению займов оказывают домохозяйствам ломбарды, кредитные кооперативы и микрофинансовые организации.

Россияне уже более 20 лет самостоятельно участвуют в операциях на рынке ценных бумаг и валютном рынке. При отсутствии желания или возможности самостоятельно проводить операции они могут поручить формирования инвестиционного портфеля управляющей компании. Граждане могут участвовать в формировании уставного капитала коммерческих организаций.

Взаимодействие граждан с некоммерческими организациями осуществляется в виде взносов в различные некоммерческие организации и, соответственно, получения средств из их финансовых ресурсов.

Перераспределение средств может осуществляться в рамках одного домохозяйства или между разными домохозяйствами, например, при уплате алиментов. В рамках одного домашнего хозяйства формируются различные денежные фонды, преимущественно связанные с приобретением товаров длительного потребления или накоплением средств для финансирования важных жизненных событий (например, свадьбы).

Финансовые ресурсы домашних хозяйств. Финансовые ресурсы домохозяйств, как и финансовые ресурсы других сфер финансовой системы, формируются как за счет собственных, так и заемных источников. Особенностью доходов домохозяйств является то, что не все они принимают денежную форму, часть из них может выступать в натуральной форме. Наиболее значительную долю натуральные доходы занимают в доходах домохозяйств, расположенных в сельской местности. Однако и в городах значительная часть населения употребляет продукцию, полученную на своем приусадебном участке, выловленную в реке или собранную в лесу, поле и т. п. При определении уровня благосостояния населения натуральные доходы учитываются в денежном эквиваленте в составе совокупных доходов.

Наибольшую роль в формировании финансовых ресурсов домохозяйства играет оплата труда преимущественно в виде заработной платы. Традиционно доля этого источника в России превышает 65% (см. табл. 11.5), хотя при переходе к рыночной экономике она несколько снизилась (в 1970 г. ее доля превышала 83%). На втором месте после оплаты труда находятся социальные выплаты. Особенностью бюджета российских домохозяйств по сравнению со странами с развитой рыночной экономикой является низкий удельный вес доходов от предпринимательской деятельности и доходов от собственности.

Таблица 11.5

Денежные доходы населения по источникам поступления, в %х

Показатели.

Годы.

Всего.

100,0.

100,0.

100,0.

В том числе: оплата труда.

65,1.

65,3.

66,8.

доходы от предпринимательской деятельности.

9,4.

8,6.

7,8.

социальные выплаты.

18,4.

18,6.

12,2.

доходы от собственности.

5,1.

5,5.

5,3.

прочие.

2,0.

2,0.

1,0.

Оплата труда в организации зависит от его качества, интенсивности, времени суток и других условий функционирования организации. В Российской Федерации регламентируется минимальный размер оплаты труда. На 2016 г. он был установлен на уровне 6204 руб.

Наибольший удельный вес в социальных трансфертах занимает пенсия (табл. 11.6).

Таблица 11.6

Социальные трансферты населению1

Показатели.

Годы.

Социальные трансферты всего.

В том числе: пенсии.

пособия и социальная помощь.

стипендии.

страховое возмещение.

прочие социальные трансферты.

Пенсия в Российской Федерации может выплачиваться из нескольких источников. Наиболее распространенный — Пенсионный фонд РФ (ПФ РФ), из которого выплачиваются государственные пенсии, формируемые за счет обязательных страховых взносов работодателей. Пенсии, формируемые за счет добровольных взносов физических или юридических лиц, выплачивают негосударственные пенсионные фонды. Страховые компании также предлагают несколько видов личного страхования, предусматривающие выплату пенсий.

Все государственные пенсии в России делятся на большие группы: страховые и социальные. Каждая из этих групп включает в себя три вида: пенсии по старости, пенсии по случаю потери кормильца и пенсии по инвалидности. Кроме этого, часть населения имеет право на получение накопительной пенсии, также формируемой за счет обязательных страховых взносов работодателей.

Целью страховой пенсии является компенсация застрахованному лицу заработной платы и иных выплат, утраченных им в связи с наступлением нетрудоспособности. По данным Международной организации труда, социально приемлемой пенсией считается пенсия в размере не менее 40% от утраченного заработка и не ниже 2,5—3 прожиточных минимумов пенсионеров. В России длительный период времени размер пенсии не достигал даже прожиточного минимума пенсионеров. Только с января 2010 г. с целью доведения материального обеспечения пенсионеров до прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ, были предусмотрены социальные доплаты к пенсии.

В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости в России в настоящее время имеют лица, достигшие пенсионного возраста (женщины — 55 лет, мужчины — 60 лет, для отраслей с вредными условиями производства возраст выхода на пенсию ниже), имеющие страховой стаж не менее 15 лет.

Обязательным условием назначения страховой пенсии по старости наряду с возрастом и страховым стажем является величина индивидуального пенсионного коэффициента, которая должна составлять не менее 30. (В соответствии со ст. 3 указанного закона «индивидуальный пенсионный коэффициент — параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный срок от получения страховой пенсии».).

Возраст выхода на пенсию в Российской Федерации значительно ниже, чем в других развитых странах, поэтому в настоящее время широко обсуждается вопрос об увеличении возраста выхода на пенсию. Возможность такого пересмотра определяется увеличением продолжительности жизни россиян и улучшением ее качества. Необходимость обуславливается неблагоприятной демографической ситуацией и напряженным финансовым положением 11Ф РФ, доходы которого недостаточны для покрытия его расходов. Дефицит ПФ РФ покрывается за счет трансфертов из федерального бюджета, которые увеличиваются высокими темпами и в условиях экономического кризиса тяжелым бременем ложатся на бюджет.

В 2002 г. была проведена пенсионная реформа, направленная на повышение уровня жизни пенсионеров. В качестве новации вводилась накопительная часть трудовой пенсии по старости, которая инвестировалась в целях получения дополнительного дохода и должна была значительно возрастать за счет этого к моменту выхода гражданина на пенсию. В настоящее время пенсия по старости может состоять из одной или двух частей: только страховой или страховой и накопительной (при условии формирования накопительной части).

С 2015 г. размер страховой пенсии по старости определяется, но формуле:

Финансы домашних хозяйств.

где СП(.Т — размер страховой пенсии по старости; ИПК — индивидуальный пенсионный коэффициент; СГ1К — стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости.

Индивидуальный пенсионный коэффициент учитывает отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в размере, эквивалентном индивидуальной части тарифа страховых взносов за застрахованное лицо.

К страховой пенсии по старости, рассчитанной по вышеприведенной формуле, добавляется фиксированная выплата, размер которой подлежит ежегодной. При назначении пенсии по старости позднее возникновения права на нее фиксированная выплата рассчитывается по повышающему коэффициенту.

Накопительная пенсия регулируется Федеральным законом от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии». Право на эту пенсию за счет средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица (или на пенсионном счете накопительной пенсии), имеют граждане 1967 г. рождения или моложе, а также граждане, участвующие в государственной программе софинансировапия пенсионных накоплений (программа начала работать в 2009 г.). В соответствии с вышеназванным законом размер накопительной пенсии определяется по формуле.

Финансы домашних хозяйств.

где НП — размер накопительной пенсии; ПН — сумма средств пенсионных накоплений по состоянию на день назначения пенсии; Т — количество месяцев ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии. В настоящее время Т составляет 228 месяцев (или 19 лет). Начиная с 01.01.2016 этот период может пересматриваться ежегодно с учетом данных статистики о продолжительности жизни населения.

За счет средств ПФ РФ оплачивается государственный сертификат на материнский (семейный) капитал. Право на получение сертификата имеют женщины, родившие (усыновившие) второго ребенка, женщины, родившие (усыновившие) третьего ребенка или последующих детей. Сертификат был введен в целях стимулирования рождаемости с 01.01.2007 в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительный мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Размер материнского капитала ежегодно индексируется с учетом инфляции, и в 2015 г. он составил 453 026 руб. Однако в 2016 г. материнский капитал не был индексирован.

Пособия по болезни, беременности и родам, а также в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием выплачиваются за счет Фонда обязательного социального страхования. Размер пособия по болезни, беременности и родам дифференцирован в зависимости от страхового стажа работника.

За счет средств бюджетов всех уровней выплачиваются пособия малообеспеченным гражданам. Малообеспеченным признается гражданин, если его доход ниже прожиточного минимума. Последний устанавливается постановлением Правительства РФ на один квартал и может быть пересмотрен в сторону увеличения органами управления субъекта РФ.

Прожиточный минимум в целом по России и по каждому субъекту РФ определяется на основе потребительской корзины. Состав потребительской корзины установлен Федеральным законом 03.12.2012 № 227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации».

Пособие ио безработице устанавливается в процентном отношении к среднему заработку гражданина, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, и выплачивается: в первые три месяца — в размере 75% от этой величины; в следующие четыре месяца — в размере 60%; в следующие пять месяцев — в размере 45%; во всех случаях — не выше максимальной и не ниже минимальной величины пособия, установленного Правительством РФ на соответствующий год.

Доходы от собственности в основном складываются из дивидендов и процентов по депозитам (табл. 11.7).

Таблица 11.7

Доходы граждан от собственности1

Показатели.

Годы.

Доходы от собственности, всего.

В том числе: дивиденды.

проценты по депозитам.

доходы, но государственным и другим ценным бумагам.

Использование финансовых ресурсов домохозяйств. Финансовые ресурсы необходимы домохозяйствам для удовлетворения их потребностей. В зависимости от характера удовлетворяемых потребностей они могут быть разделены на отдельные группы: удовлетворение текущих потребностей, капитальные расходы, сбережения. Основная часть средств домохозяйств расходуется на удовлетворение текущих потребностей: продукты питания, оплата транспорта, связи ЖКХ, приобретение одежды, обуви и т. п.

Капитальные расходы предполагают приобретение недвижимости, транспортных средств, мебели и другие товары, используемые в течение длительного времени.

Важной финансовой проблемой отечественных домохозяйств является недоступность для основной массы из них приобретения жилой недвижимости. По имеющимся расчетам, среднее домохозяйство должно копить деньги более 10 лет прежде, чем оно сможет улучшить свои жилищные условия.

Официальная статистика РФ выделяет следующие группы использования финансовых ресурсов домохозяйств: покупка товаров и оплата услуг, т. е. личное потребление; уплату налогов и других обязательных платежей; сбережения; покупка валюты. Наибольшая доля средств, как видно из табл. 11.8, направляется па оплату товаров и услуг (более 70%). Обязательные платежи занимают второе место. Падение доли сбережений в 2014 г. и увеличение доли, расходуемой на покупку валюты, свидетельствуют о том, что граждане в условиях кризиса стремились сохранить свои сбережения, приобретая товары или валюту.

Структура использования денежных доходов населения, в %{

Таблица 11.8

Показатели.

Годы.

Всего использованных денежных доходов.

100,0.

100,0.

100,0.

100,0.

В том числе:

на покупку товаров и оплату услуг.

73,5.

74,2.

73,6.

75,0.

на оплату обязательные платежей и взносов.

10,3.

11,1.

11,7.

11,9.

на сбережения.

10,4.

9,9.

9,8.

7,0.

на покупку валюты.

4,2.

4,8.

4,2.

5,9.

Прирост (уменьшение) денег на руках у населения.

1,6.

0,0.

0,7.

0,2.

В составе расходов домохозяйств на оплату услуг на первом месте находится оплата жилья и коммунальных услуг, второе место занимают почти равные по размеру расходы на транспорт и на оплату услуг связи (табл. 11.9). Что касается оплаты услуг системы образования, расходов на отдых, то доля этих затрат в расходах домохозяйств невелика.

Таблица 11.9

Расходы домохозяйств на оплату услуг[1][2]

Показатели.

Годы.

Оплата услуг, всего.

В том числе:

оплата жилья и коммунальных услуг.

оплата бытовых услуг.

оплата услуг системы образования.

расходы на путевки в места отдыха, туризм и медицинские услуги.

расходы на кино, театр и другие зрелища.

расходы на все виды транспорта.

оплата услуг связи.

В последнее десятилетие значительно расширились возможности россиян по использованию инструментов финансового рынка для инвестирования сбережений. Привлечение средств домохозяйств для пополнения ресурсов финансовых институтов получило особое значение в связи с ограничением доступа отечественных компаний на мировой финансовый рынок. Для того чтобы минимизировать потери физических лиц в случае банкротства банков, еще в 2000;х гг. в России было введено страхование вкладов. В настоящее время максимальная сумма страхового возмещения составляет 1,4 млн руб. по каждому страховому случаю. В 2015 г. введено обязательное страхование пенсионных накоплений для негосударственных пенсионных фондов. Значительно усилен контроль за кредитной кооперацией, микрофинансовыми организациями, ломбардами.

Особенности организации финансов индивидуальных предпринимателей. Государства уделяют большое внимание развитию предпринимательской деятельности граждан как фактору роста занятости и сокращения безработицы, повышения уровня жизни населения, более полного удовлетворения потребностей юридических и физических лиц на местах, расширения продуктового ряда рынка товаров, работ, услуг, привлечения в реальный сектор экономики накоплений домашних хозяйств, увеличения доходов территориальных бюджетов. Налоговый кодекс РФ определяет индивидуальных предпринимателей как физических лиц, зарегистрированных в установленном порядке и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ст. 11 НК РФ).

Основная масса индивидуальных предпринимателей сосредоточена в секторе розничной торговли, ремонте бытовых изделий и предметов личного пользования — 39,2%, на втором месте находятся операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг — 13,0, на третьем — транспорт и связь — 12,5%.

В отличие от создания юридических лиц для того, чтобы зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, не требуется формирования никакого минимального уставного капитала; таким образом, стать индивидуальным предпринимателем можно, располагая любым размером финансовых ресурсов (или не располагая ими совсем, т. е. имея, например, какую-то натуральную продукцию).

Особенностью формирования финансовых ресурсов индивидуальных предпринимателей является объединение в их составе доходов от осуществления предпринимательской деятельности и доходов членов домохозяйства, полученных из других источников. Таким образом, финансовые ресурсы индивидуальных предпринимателей формируются за счет:

  • • доходов от предпринимательской деятельности;
  • • оплаты труда, социальных выплат, доходов от собственности и прочих доходов членов домашнего хозяйства, включая наследства и дарения;
  • • коммерческих кредитов в виде отсрочки платежа за поставленный товар;
  • • кредитов банков и займов небанковских кредитных организаций, а также других домохозяйств;
  • • субсидий, выделяемых из бюджетов;
  • • сбережений членов домохозяйства.

Специфика использования финансовых ресурсов домохозяйств в основном представлена системой налогообложения их доходов и уплатой страховых взносов во внебюджетные фонды. Индивидуальные предприниматели могут использовать несколько специальных налоговых режимов: упрощенную систему налогообложения, единый налог на вмененный доход, единый сельскохозяйственный налог и патентную систему налогообложения.

Упрощенную систему налогообложения индивидуальный предприниматель может использовать при соблюдении следующих условий:

  • 1) индивидуальный предприниматель не осуществляет производство подакцизных товаров, добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;
  • 2) средняя численность работников за отчетный период не превышает 100 чел.;
  • 3) по итогам отчетного периода доходы от предпринимательской деятельности не превысили 60 млн руб.

В качестве объекта налогообложения индивидуальный предприниматель может выбрать доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов. В зависимости от выбранного объекта налогообложения устанавливается ставка налога, которая в первом случае составляет 6% от величины налогооблагаемого дохода, а во втором — 15% от доходов, уменьшенных на величину расходов.

Переход на упрощенную систему налогообложения дает индивидуальному предпринимателю ряд преимуществ в виде освобождения от НДФЛ (по отношению к доходу от предпринимательской деятельности), налога на имущество физических лиц (используемое для предпринимательской деятельности), НДС (кроме НДС, уплачиваемого при ввозе товаров на территорию Российской Федерации).

При выборе в качестве объекта налогообложения дохода сумма налога уменьшается на страховые взносы во внебюджетные фонды, но не более чем на 50% расчетной величины налога.

Если случае применения в качестве объекта налогообложения доходов, уменьшенных на величину расходов, сумма исчисленного налога будет меньше 1% доходов, то уплачивается минимальный налог в размере 1% от полученных доходов.

Индивидуальные предприниматели могут использовать систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (единый налог). Единый налог может применяться в отношении следующих видов деятельности: оказание бытовых услуг, ветеринарных услуг, транспортных услуг, а также услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств, розничной торговле, общественном питании, оказание услуг по временному размещению и проживанию и т. п.

На единый налог не вправе переходить индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых превышает 100 чел.

Уплата единого налога освобождает индивидуальных предпринимателей от НДФЛ (на доходы, облагаемые единым налогом), налога на имущество физических лиц (на имущество, используемое в деятельности облагаемой единым налогом), НДС (в отношении операций в рамках деятельности, облагаемой единым налогом) за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию России.

В качестве объекта обложения единым налогом определен вмененный доход налогоплательщика, т. е. потенциально возможный доход, рассчитанный с учетом условий, непосредственно влияющих на его размер. Сумма налога исчисляется в зависимости от вида предпринимательской деятельности с учетом физических показателей, влияющих на величину получаемого дохода и базовой доходности в месяц. «Базовая доходность — условная месячная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя, характеризующего определенный вид предпринимательской деятельности в различных сопоставимых условиях» (ст. 346.27 НК РФ).

Индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, вправе добровольно перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога. В этом случае они, как и при ранее рассмотренных налоговых режимах, освобождаются от ряда налогов: НДФЛ (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности), а также НДС (за исключением налога на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации).

Индивидуальные предприниматели могут перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога при условии, что доля доходов от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции составляет не менее 70% общей величины полученного ими за отчетный период дохода. При этом «к сельскохозяйственной продукции относятся продукция растениеводства сельского и лесного хозяйства и продукция животноводства (в том числе полученная в результате выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов)» (п. 3 ст. 346.2 НК РФ).

На уплату единого сельскохозяйственного налога не могут переходить индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров.

Объектом обложения единым сельскохозяйственный налогом являются доходы, уменьшенные на величину расходов. Ставка налога составляет 6% (п. 2 ст. 346.8 НК РФ).

Патентная система налогообложения начала функционировать в России с 2013 г. для стимулирования развития индивидуального предпринимательства и упрощения налогообложения их доходов. Применение патентной системы предусмотрено в отношении значительного числа видов предпринимательской деятельности: пошив, ремонт и чистка одежды и обуви; парикмахерские и косметические услуги; ремонт металлической галантереи, бытовой электроники, мебели, автотранспорта, жилья, ковров, ювелирных изделий; перевозка грузов; уход за детьми; уборка жилых помещений и ведение домашнего хозяйства и многие другие.

Цепа патента составляет 6% от расчетной величины потенциально возможного к получению дохода. Патент выдается на срок от 1 до 12 месяцев.

Не любой индивидуальный предприниматель может перейти на патентную систему налогообложения. Необходимо соблюдение двух обязательных условий (дополнительно к ограничению по виду деятельности):

  • • доход предпринимателя по всем видам деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, не должен превышать 60 млн руб.;
  • • средняя численность наемных работников не должна превышать 15 чел. по всем видам предпринимательской деятельности, осуществляемой индивидуальным предпринимателем.

Кроме вышеуказанных, существуют ограничения на розничную торговлю и общественное питание. Площадь торгового зала при торговле через стационарные торговые сети для желающих воспользоваться патентной системой налогообложения не должна превышать 50 м2, эта же площадь является предельной для размера зала обслуживания посетителей при предоставлении услуг общественного питания.

Субъекты РФ вводят патентную систему налогообложения своими законами и имеют право дополнительно устанавливать перечень видов предпринимательской деятельности, относящихся к бытовым услугам, устанавливать размер потенциально возможного дохода, получаемого предпринимателем с учетом факторов, оказывающих воздействие на его величину. Например, в Москве патент можно приобрести по 65 видам коммерческой деятельности. Так, приобретение патента на розничную торговлю в Центральном административном округе г. Москвы будет стоить индивидуальному предпринимателю 20 тыс. руб. в месяц, в пределах Московской кольцевой автодороги — 10 тыс. руб., за пределами Московский кольцевой автодороги — 7 тыс. руб. в месяц.

Индивидуальные предприниматели при покупке патента освобождаются от НДФЛ по отношению к доходу, полученному по тому виду деятельности, на которую распространяется патент, от налога на имущества также только по тому имуществу, которое используется для деятельности, охваченной патентом. При применении патентной системы налогообложения индивидуальный предприниматель не признается плательщиком НДС (за рядом исключений, см. п. 11 ст. 346.43 НК РФ).

Прошедшие два года показали, что патентная система налогообложения не пользуется большим спросом у индивидуальных предпринимателей. В середине 2015 г. 65% опрошенных не знали о существовании патентной системы налогообложения и только 12% считали ее выгодной и удобной. В то же время популярность патентной системы растет. По данным департамента экономической политики г. Москвы, в январе-июне 2015 г. было куплено 22 300 патентов, что на 22% больше, чем за весь 2014 г. Одновременно выросла и совокупная стоимость купленных патентов — с 1,4 млрд до 1,8 млрд руб.

Учитывая большую роль индивидуального предпринимательства и в целом малого бизнеса в обеспечении занятости населения, повышения уровня его доходов и удовлетворения потребностей граждан на местах, субъекты РФ и муниципалитеты предусматривают субсидирование индивидуальных предпринимателей за счет средств своих бюджетов.

Например, индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в Москве, могут получить из бюджета города следующие виды субсидий:

  • 1) субсидии начинающим предпринимателям в размере до 500 тыс. руб. на:
    • — приобретение основных средств (за исключением легковых автомобилей);
    • — организацию и оснащение рабочих мест;
    • — приобретение программного обеспечения;
    • — аренду офиса (до 20% от величины субсидии);

приобретение сырья, материалов, топлива (до 20% от величины субсидии).

Субсидии начинающим предпринимателям предоставляются только при условии, что с момента регистрации индивидуального предпринимателя прошло не более двух лет;

  • 2) субсидия на возмещение затрат по лизинговым платежам. Максимальный размер субсидии — 5 млн руб., но не более 30% стоимости предмета лизинга без учета НДС;
  • 3) субсидии на возмещение процентов по кредиту (на основной долг программа не распространяется). Максимальная сумма ограничена 5 млн руб.

До настоящего времени эффективность использования государственной программы поддержки индивидуальных предпринимателей и малого бизнеса в целом остается низкой даже в Москве. По данным проведенных исследований, за последний год льготами и другими формами государственной поддержки не пользовалось 73% представителей малого, среднего и микробизнеса Москвы, еще 15% не помнят, обращались ли они за какойлибо поддержкой.

  • [1] По данным Госкомстата России. URL: http://www.gks.ru.
  • [2] Там же.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой