Место России в мировом сообществе
Внешнюю политику современной России отличает многовекторность, стремление сотрудничать со всеми странами на основе равноправия и учета взаимных интересов. Позитивно развивается стратегическое партнерство России с Китаем, в ходе которого решается задача приведения масштабов экономического взаимодействия в соответствие с уровнем политических отношений. Большую заинтересованность Россия проявляет… Читать ещё >
Место России в мировом сообществе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
С выходом на международную арену в качестве самостоятельного государства Россия оказалась перед необходимостью определения своего места в современном мире. Как правопреемница СССР она является постоянным членом Совета Безопасности ООН и несет связанную с этим ответственность. Россия обладает одним из крупнейших в мире ядерным потенциалом, что также оказывает влияние на ее место и роль в мировом сообществе.
Россия — самое крупное по территории и седьмое по численности населения государство в мире. Находясь на перекрестке Европы и Азии, она занимает благоприятную геополитическую позицию. Россия располагает большими запасами природных ресурсов, имеет высокий научно-технический потенциал. Все это объективно определяет ее влиятельное положение в современном мире.
В то же время с распадом СССР перед Россией возникло немало сложных проблем. Занимая около 80% территории бывшего Советского Союза, Российская Федерация насчитывает немногим более 50% его населения. Она оказалась отделенной от Европы новыми государствами — бывшими советскими республиками; потеряла ряд стратегически важных портов на Балтике и Черном море, у пес стало меньше непосредственных выходов к морям. Эти геополитические изменения существенно усложняют решение внешнеполитических задач российского государства.
Сохраняющая значительную часть ядерного потенциала бывшего СССР, но ослабленная в геополитическом и демографическом отношениях, испытывающая многочисленные трудности внутреннего развития, Россия уже не может играть глобальную роль сверхдержавы, оказывающей решающее воздействие на ход мировых процессов. Следует отметить, что утрата статуса сверхдержавы вызывает болезненную реакцию российского общественного мнения. Так, по данным РОМИР. в январе 2000 г. среди ответов на вопрос: «Что вы ожидаете от президента, за которого будете голосовать?» на третьем месте по значимости оказалось мнение: «Вернуть статус великой державы». Примечательно, что данный ответ был выбран при наличии множества других проблем: военные действия в Чечне, экономические проблемы, социальное положение и т. д.
По мнению большинства социологов и политологов, России в настоящее время необходим реализм в оценке своих возможностей и определении внешнеполитических приоритетов. Среди таких приоритетов прежде всего выделяют отношения со странами ближнего зарубежья — бывшими советскими республиками, ставшими суверенными государствами.
Постсоветское геополитическое пространство — это особая зона в системе международных отношений, которой присущи подвижность, незавершенность процессов, обусловленных сложным сочетанием национальных и региональных факторов.
Институционализация этого нового геополитического пространства проходила непросто, принимая порой противоречивый характер. Первоначально Содружество Независимых Государств (СНГ) рассматривалось многими политиками как временное образование, инструмент «цивилизованного развода», а не как основа для новой интеграции. Действительно, в первое время после распада СССР преобладали дезинтеграционные процессы. Явно несостоятельными оказались планы создания эффективного межгосударственного объединения с единой валютой, прозрачными внутренними границами, скоординированной налоговой и таможенной политикой, совместным контролем внешних рубежей и т. д. Каждое государство СНГ стремилось самостоятельно войти в мировое сообщество, добиваясь западных кредитов и привлекая иностранные инвестиции в национальную экономику. При этом на всем постсоветском пространстве множились противоречия и конфликты, связанные с дележом имущества и долгов, выводом войск, уточнением государственных границ, принадлежности территорий и т. п.
Определенный перелом в отношениях между Россией и большинством новых суверенных государств, возникших после распада СССР, произошел в 1993 г., когда все больше стали осознаваться разрушительные последствия самоизоляции по отношению друг к другу. 22 января 1993 г. состоялась важная встреча лидеров стран СНГ в Минске, в ходе которой были приняты решения о рублевой зоне, учреждении межгосударственного банка, подписан ряд документов. В мае 1993 г. в Москве была подписана декларация об образовании Экономического союза. В июле 1993 г. главы правительств России. Украины и Белоруссии выступили с совместным заявлением о необходимости углубления экономической интеграции на основе развития рыночных отношений. В этот же период расширился состав СНГ, куда вступили Азербайджан и Грузия, а затем и Молдова.
В последние годы политика России в отношении стран ближнего зарубежья стала более прагматичной и целенаправленной, в результате чего наметилась тенденция к оживлению интеграционных процессов на постсоветском пространстве.
В октябре 2000 г. в столице Казахстана Астане во время встречи лидеров ряда стран СНГ было принято решение о создании Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Членами этой организации стали Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. В марте 2002 г. в Санкт-Петербурге состоялось второе заседание Межпарламентской ассамблеи ЕврАзЭС, на котором было рассмотрено более 20 вопросов, важнейший из них — «О проекте Договора об Основах законодательства Евразийского экономического сообщества». Парламентарии приняли программу законотворческой деятельности до 2005 г. На заседании рассматривался и вопрос о выработке единой позиции по взаимодействию со Всемирной торговой организацией (ВТО). Участники межпарламентской ассамблеи пришли к общему мнению, что переговорный процесс по вступлению в ВТО может быть ускорен, если синхронизировать реформы в области таможенного, валютного, внешнеторгового законодательства. В частности, предлагалось введение единого таможенного тарифа, а также создание совместной таможенной охраны внешних границ и уничтожение границ внутренних.
С началом антитеррористической операции в Афганистане и размещением воинских контингентов из США и Западной Европы в Центральной Азии Россия и другие члены СНГ активизировали деятельность по созданию коллективной системы безопасности на пространстве Содружества. В марте 2002 г. в Москве прошло заседание Комитета начальников штабов Вооруженных сил государств — членов СНГ. В центре внимания участников заседания находились вопросы дальнейшего совершенствования региональных систем безопасности и функционирования коллективных сил быстрого реагирования в Центрально-Азиатском регионе.
Несмотря на определенные сдвиги в отношениях России со странами ближнего зарубежья, здесь и сегодня сохраняется немало проблем. По-прежнему актуальной внешнеполитической задачей остается защита прав 25 млн этнических русских, оказавшихся против своей воли иммигрантами в новых суверенных государствах. Особую остроту этот вопрос приобрел в странах Балтии, в которых принят целый ряд дискриминационных законов в отношении русскоязычного населения. Не снята угроза дестабилизации обстановки в Северокавказском и Закавказском регионах. Высокий конфликтный потенциал сохраняется в Центрально-Азиатском регионе, где действуют радикально настроенные исламистские группировки. К этому необходимо добавить и тлеющий приднестровский конфликт. Все это существенно тормозит развитие процессов в направлении реинтеграции постсоветского пространства, его превращения в самостоятельную подсистему международных отношений.
Непросто складывались отношения России и со странами так называемого дальнего зарубежья. После распада СССР и окончания «холодной войны» российское руководство провозгласило курс на установление партнерских и союзнических отношений с Западом, и в первую очередь с США. Однако вскоре выяснилось, что интересы России и западных стран далеко не во всем совпадают. Затрагивало безопасность России расширение военно-политического блока НАТО на Восток, его выход непосредственно к границам СНГ. Проблемой для России стало вытеснение ее с мировых рынков оружия. Так, в 1993 г. между Россией и США возник конфликт по поводу поставки в Индию российских криогенных двигателей и технологии их изготовления.
Все это заставляло российское руководство корректировать внешнеполитический курс, вести непростой диалог со странами мирового сообщества, и здесь России удалось добиться определенных результатов. С июня 1997 г. она регулярно участвует в ежегодных встречах «Большой восьмерки» (С8) ведущих мировых держав, координирующих свою политику. Россия принята в такие авторитетные международные организации, как Парижский клуб кредиторов и Лондонский клуб, занимающиеся урегулированием вопросов внешней задолженности. Стала Россия и членом Совета Европы — консультативной политической организации, координирующей деятельность европейских государств по вопросам прав человека, экономики, разоружения, образования, охраны природы, туризма и др.
Начиная с 2000 г. Россия взяла курс на постепенное «размораживание» отношений с НАТО, приостановленных после развязывания военных действий в Югославии. В Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом 28 июня 2000 г., подчеркивается, что Россия исходит из важности сотрудничества с НАТО в интересах поддержания безопасности и стабильности на континенте и открыта для конструктивного взаимодействия.
Качественно новый этап в развитии отношений России с Западом наступил после событий 11 сентября 2001 г., связанных с террористическими актами в США. Российское руководство сразу же заявило о своей поддержке США и провозгласило курс на тесное сотрудничество с Западом. Системное оформление этот курс получил в ходе визита Президента РФ в Вашингтон и встреч с лидерами ведущих европейских держав. Кульминацией сближения стало образование в 2003 г. Совета Россия — НАТО (СРН), что открывало новые возможности в борьбе с международным терроризмом.
Однако в дальнейшем отношения России с западными странами заметно осложнились. Значительный урон сплочению мирового сообщества на антитеррористической основе нанесла военная акция США в Ираке в 2003 г. Россия выступила против неоправданного применения силы в отсутствие убедительных доказательств наличия у Ирака оружия массового поражения. В 2004 г. сразу семь восточноевропейских стран, территориально близко расположенных к России, вступили в НАТО. Приближение военной инфраструктуры Североатлантического альянса к границам России, появление американских планов размещения в Восточной Европе элементов системы противоракетной обороны (ПРО), обострение ситуации вокруг Договора об обычных вооружениях в Европе (ДОВСЕ) — все это вызывает растущую озабоченность российского руководства. В 2007 г. Россия была вынуждена приостановить свое участие в ДОВСЕ, поскольку западные партнеры не ратифицировали новую версию этого договора, а США приступили к переговорам с Чехией и Польшей о размещении на их территории элементов ПРО.
Последовательно и твердо отстаивая свои национальные интересы на мировой арене, Россия проявляет конструктивный подход при решении острых международных проблем. Так, она не просто критиковала американский план создания объектов ПРО в Польше и Чехии, но и предложила альтернативный проект, предусматривающий совместное использование радиолокационной станции (РЛС) в Габале (Азербайджан). С рядом позитивных инициатив Россия выступила и по вопросу ядерной программы Ирана (обязательство поставлять для иранской АЭС в Бушере ядерное топливо и забирать отходы производства, введение дополнительных мер контроля, присоединение к некоторым санкциям Совета Безопасности ООН). Стремление действовать в конструктивном духе сочетается в российской внешней политике с неукоснительным соблюдением правовых принципов международных отношений. Защищая эти принципы, Россия резко осудила самопровозглашение независимости Косово, расценив отделение сербского края как применение двойных стандартов в мировой политике и подрыв всей системы международного права.
Выстраивая отношения с западными партнерами на основе полного равноправия, Россия, несмотря на все разногласия (ПРО, Косово. ДОВСЕ и др.), сумела в целом достичь определенного прогресса в развитии политического диалога и практического сотрудничества. Состоявшийся в апреле 2008 г. в Бухаресте саммит НАТО показал, что между Россией и Западом произошло сближение позиций по ряду вопросов. В частности, Россия проявила добрую волю и предоставила свои железные дороги для транзита невоенных грузов, предназначенных для Международных сил по поддержанию безопасности, которые действуют на территории Афганистана согласно решению Совета Безопасности ООН. В свою очередь, Украина и Грузия не получили План действий по членству в Альянсе (ПДЧ), фактически означающий начало вступления этих стран в НАТО. После бухарестского саммита, отмеченного поисками компромисса, состоялась встреча президентов России и США в Сочи, где был дан новый импульс развитию партнерских отношений. На встрече была принята Декларация о стратегических рамках российско-американского сотрудничества, которая стала своеобразной «дорожной картой» для будущих президентов в развитии отношений двух стран. В Декларации, в частности, отмечалось, что стороны намерены сообща по-партнерски противодействовать возникающим угрозам глобальной безопасности, а также прилагать усилия для выявления позитивных областей сотрудничества и осуществления совместных проектов, сближающих страны.
Однако в 2009 г. российско-американские отношения подверглись серьезным испытаниям: агрессия Грузии против Южной Осетии существенно осложнила международную ситуацию. Конфликт на Кавказе был использован как предлог для ускоренного навязывания Европе американских противоракетных систем, что повлекло ответные меры со стороны России, в частности принятие решения о размещении в Калининградской области оперативно-тактических комплексов «Искандер». Вместе с тем после победы на президентских выборах в США Барака Обамы российское руководство заявило о готовности к позитивному сотрудничеству и выразило надежду на то, что новая американская администрация сделает выбор в пользу полноценных отношений с Россией.
Внешнюю политику современной России отличает многовекторность, стремление сотрудничать со всеми странами на основе равноправия и учета взаимных интересов. Позитивно развивается стратегическое партнерство России с Китаем, в ходе которого решается задача приведения масштабов экономического взаимодействия в соответствие с уровнем политических отношений. Большую заинтересованность Россия проявляет в развитии регионального сотрудничества в рамках Азиатско-Тихоокеанского форума экономического сотрудничества (АТЭС) и Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Активную роль Россия играет в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), которая является важным фактором стабильности в обширном Евразийском регионе. Благодаря усилиям нашей страны плодотворно развивается трехсторонний диалог (Россия, Китай, Индия), а также завязывается сотрудничество в четырехстороннем формате (Россия, Китай, Индия и Бразилия). В различных форматах, в том числе в рамках «восьмерки», развиваются отношения России с Японией, которые строятся на прагматичной, реалистической основе. Процессы взаимного сотрудничества все больше распространяются и на государства Африки и Латинской Америки. Для России сотрудничество с этими странами значимо не только с точки зрения взаимодействия в строительстве нового миропорядка, но и в плане поддержки интересов российского бизнеса, его выхода на иностранные рынки развивающихся регионов.
В первом десятилетии XXI в. Россия значительно упрочила свои позиции в мире и стала важным фактором мировой политики, составной частью общего движения по направлению к установлению демократической многополярной системы международных отношений. Рост влияния России в современном глобальном мире обусловлен прежде всего тем, что ей удалось восстановить статус мировой промышленной державы, обеспечить внутриполитическую стабильность и согласие в обществе, дать адекватный ответ актуальным угрозам и вызовам, стоящим перед страной. Перспективы дальнейшего развития России как «суверенной демократической державы» связаны с ускорением экономической и социальной модернизации, превращением ее в сильную и успешную страну, привлекательную с точки зрения возможностей реализации творческого человеческого потенциала, нрав и свобод граждан. Как подчеркивается в новой Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 12 июля 2008 г., важнейшими компонентами национальной мощи сегодня становятся интеллектуальные, информационные и коммуникационные возможности, благосостояние и образовательный уровень населения, баланс научных и производственных ресурсов, многообразие экономических связей и развитие инновационной экономики. В этих условиях внешняя политика Российской Федерации призвана защищать национально-государственные интересы страны, способствовать благоприятному развитию се международных связей и полноценному участию в мировой политике. Важной задачей является минимизация рисков, которые несет для России экономическая глобализация; создание международных механизмов, обеспечивающих наиболее благоприятные условия устойчивого развития экономики; интеграции нашей страны в систему мирохозяйственных связей. В конечном счете, от эффективности как внутренней, так и внешней политики России, ее способности решать новые проблемы, порожденные современными глобальными процессами, будет зависеть международный престиж российского государства, его место в мировом сообществе.