Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Концерн и конкуренция

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наконец, антимонопольный орган может не только воспрепятствовать созданию новых концернов или укрупнению действующих, но и распустить их в соответствии со ст. 38 Закона о защите конкуренции, которая так и называется: «Принудительное разделение или выделение коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, приносящую им доход». Для этого в случае… Читать ещё >

Концерн и конкуренция (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Образование и рост концернов может служить весьма существенным способом ограничения конкуренции, поэтому этот процесс находится в большинстве стран под контролем государства.

В частности, в Германии Федеральное бюро по вопросам картелей может запретить создание концерна, если в результате этого объединения возникнет господствующее положение на рынке или произойдет его усиление. Федеральный министр экономики может разрешить подобное объединение, если есть основание ожидать выгод для всей экономики страны. Закон содержит точные указания, когда именно имеет место господство на рынке. При этом учитывается, например, финансовая мощь, доступ к рынкам сырья и готовой продукции, а также юридические и фактические (связанные, например, с уровнем развития техники) границы выхода на рынки других предприятий. Господствующее положение на рынке предполагается также и тогда, когда предприятие (или концерн) контролирует 1/3 рынка или если два или три предприятия вместе контролируют 50% рынка.

Примерно на таких же позициях стоит и российское законодательство. Однако в России контроль доминирующего положения при сделках, связанных с объединением компаний, дополнен контролем масштаба предприятий, в них участвующих.

В Законе о защите конкуренции присутствует гл. 7, называющаяся «Государственный контроль за экономической концентрацией». Эта глава описывает, какие сделки и в какой форме подлежат согласованию с антимонопольными органами.

Так, в соответствии со ст. 28 Закона о защите конкуренции надо получить согласие антимонопольного органа при осуществлении сделок, связанных с приобретением активов коммерческой нефинансовой организации, если суммарные активы участвующих в сделке организаций, включая аффилированных с ними лиц, превышали по последнему балансу 7 млрд руб. или суммарный объем реализованной продукции за последний год превышал 10 млрд руб., при этом активы организации продавца превышают 250 млн руб.

При этом согласие антимонопольного органа надо получать каждый раз отдельно, если покупатель акций получает право более чем на 25% голосующих акций общества, зарегистрированного на территории Российской Федерации, более чем на 50% голосующих акций и более чем на 75% голосующих акций. Для обществ с ограниченной ответственностью эти границы выглядят так: приобретение долей в уставном капитале зарегистрированного на территории Российской Федерации общества с ограниченной ответственностью, если покупатель получает право распоряжаться более чем 1/3 долей в уставном капитале данного общества, более чем 50% долей и более чем 2/3 долей.

Если приобретается юридическое лицо, зарегистрированное за пределами Российской Федерации, то согласие антимонопольного органа нужно для приобретения более чем 50% голосующих акций (долей).

Согласие антимонопольного органа нужно и в том случае, если приобретаются (любым способом, в том числе на основании договора доверительного управления имуществом, договора о совместной деятельности или договора поручения) не акции или доли, а права, позволяющие определять условия осуществления хозяйствующим субъектом предпринимательской деятельности или осуществлять функции его исполнительного органа. Такое разрешение нужно как для предприятия, зарегистрированного на территории Российской Федерации, так и за ее пределами. Очевидно, что если ограничения на доли голосующих акций (долей) позволяют контролировать образование и укрупнение фактических концернов, то этот пункт направлен на контроль договорных концернов.

Если активы, участвующие в сделке, или объем реализации продукции участников сделки меньше указанных величин, но более 400 млн руб., то получать разрешение на эти сделки не нужно, но антимонопольный орган следует о них уведомить. Отметим, что все указанные суммы применимы только, если в сделке не участвуют финансовые организации. В противном случае они будут другими.

Ранее мы привели только те требования, которые связаны с образованием и ростом концернов. Однако закон предполагает контроль и за процессами слияния и присоединения предприятий. В этом случае действуют те же правила: 7 млрд и 10 млрд руб.

А как же доминирующее положение? Дело в том, что при любых размерах предприятий, участвующих в сделках по приобретению активов, необходимо разрешение антимонопольного органа, если хотя бы одно из участвующих в сделке предприятий включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара. Правила формирования и ведения реестра утверждены постановлением Правительства РФ от 19 декабря 2007 г. № 896 «Об утверждении Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов».

В ст. 5 Закона о защите конкуренции признается доминирующим положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

  • — доля которого на рынке определенного товара превышает 50%, если только не будет доказано, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;
  • — доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем 50% процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом.

Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%, за исключением случаев, когда доминирующей признается группа хозяйствующих субъектов.

Доминирующим при определенных условиях, определенных законом, может быть признано положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов (за исключением финансовой организации), если совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 50% или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 70% (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем 8%).

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем 35% и превышает доли других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, но который может оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Наконец, антимонопольный орган может не только воспрепятствовать созданию новых концернов или укрупнению действующих, но и распустить их в соответствии со ст. 38 Закона о защите конкуренции, которая так и называется: «Принудительное разделение или выделение коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, приносящую им доход». Для этого в случае систематического осуществления монополистической деятельности занимающей доминирующее положение коммерческой организацией, а также некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, суд по иску антимонопольного органа вправе принять решение о принудительном разделении таких организаций либо решение о выделении из их состава одной или нескольких организаций. Такое решение возможно, если:

  • 1) существует возможность обособления структурных подразделений коммерческой организации;
  • 2) отсутствует технологически обусловленная взаимосвязь структурных подразделений коммерческой организации (в частности, 30% и менее общего объема производимой структурным подразделением продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг потребляется иными структурными подразделениями этой коммерческой организации);
  • 3) существует возможность самостоятельной деятельности на соответствующем товарном рынке для юридических лиц, созданных в результате реорганизации.

Очевидно, выполнение этих условий необходимо для того, чтобы разделенные организации могли самостоятельно существовать. И хотя это правило распространяется как на концерны, так и на одиночные предприятия, все-таки в большей степени его выполнение возможно применительно к концернам, поскольку разделить одиночное предприятие с выполнением условий п. 2 весьма проблематично.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой