Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Структурирование. 
Психологическое консультирование

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Терапия выслушивания — взаимопонимание, открытость между собеседниками, особая атмосфера доверия, способствующая диалогу двух уважающих и принимающих друг друга людей, возникновение «очищающей исповеди». Довольно редкое явление в обычной жизни, которое предполагает полную погружённость в собеседника, максимальную искренность и честность. Это похоже на внутренний диалог, вынесенный вовне… Читать ещё >

Структурирование. Психологическое консультирование (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Для чего необходимо структурирование консультативной ситуации? Структурирование консультативной ситуации необходимо как самому психологу, так и клиенту. Клиент имеет смутное представление о своей проблеме и о консультировании (не знает, что получит реально). У клиента должно быть логическое представление о том, что и зачем говорится и обсуждается в данный момент. Чем однозначнее становятся вербальные и невербальные средства, тем более структурированной становится беседа. Если психолог призовет клиента говорить все, что придет на ум — это будет не структурированная консультативная ситуация.

Структурированность и неструктурированность используются тогда, когда конструируется общение, когда формулируется проблема клиента, формируется мнение о клиенте. Структурированность — это степень управления ситуацией. Структурирование ситуации осуществляется с помощью разнообразных средств общения. Хорошо структурированная консультативная ситуация способствует адекватному пониманию клиентом того, что дает ему консультация.

Какова структура консультативной ситуации? 1. Объяснение клиенту содержания консультации. 2. Совместное формулирование цели консультирования. 3. Обсуждение ограничений консультации (консультация — это не панацея). Психологу нельзя говорить слишком много. На первой консультации психолог останавливается на чувствах и поведении клиента не в полной мере. На первой встрече ограничивается только время. Не дается информация о следующей встрече. Консультация должна быть не менее 20 минут и не более 60 минут. Частота встреч колеблется от 1 до 2 в неделю. 4. Принятие отношений, которые предлагает психолог.

В чем именно должно выражаться структурирование? Задавая какой-либо вопрос, меняя тему обсуждения, психолог должен объяснить, почему он это делает, чем это вызвано. Ничего страшного, если это объяснение будет не совсем соответствовать тому, что на самом деле думает психолог по этому поводу. Достаточно, чтобы для консультируемого соблюдалась хотя бы какая-то видимость логики всех переходов в разговоре. В связи с этим необходимо умелое использование репликсвязок, которые могут выглядеть следующим образом: «Вы много говорите о своем отце, но поскольку мы имеем дело с семейной ситуацией, мне бы хотелось, чтобы Вы несколько слов сказали и о своей матери».

«Вы мне рассказали о том, какие Ваши отношения теперь, но для того, чтобы разобраться в конфликте, необходимо знать, какими они были раньше и как и в связи с чем начали ухудшаться».

Когда применяется структурирование? Структурирование проводится каждый раз перед консультативной беседой. Инструкция: «Хотел бы Вам кое-что сказать о психологическом консультировании. Это может Вам помочь лучше понять самого себя. Говорите свободно, о чем хотите. Все, что скажете, естественно, останется между нами. Я постараюсь объяснить Вам Ваши чувства и поведение. Позже, если это будет Вам необходимо, могу Вам помочь в принятии решения по Вашей проблеме. Сегодня у нас для этого будет один час. Хотите что-нибудь спросить? Нет. Итак, расскажите, пожалуйста, что-нибудь о себе».

Структурированность применяется тогда, когда психолог решает проблему, дает рекомендации по осмыслению волнующей его ситуации с иной точки зрения. Неструктурированность применяется тогда, когда психолог предоставляет возможность решения проблемы самому клиенту, предлагает методику, а степень необходимости ее применения решает клиент. Профессиональный рост психолога-консультанта идет от структурированной ситуации к неструктурированной. При сильном структурировании клиент может говорить о несущественных вещах. В такой ситуации у клиента повышается озабоченность. Продуктивная озабоченность возникает в случае средней степени неструктурированное™. Если повысить степень неструктурированное™, то можно повысить уровень тревожности.

Суммирование. В конце начальной фазы беседы психолог должен убедиться, все ли он узнал об основных жалобах клиента, и может спросить: «Есть ли ещё что-то, что Вас беспокоит?». После этого бывает полезно суммировать жалобы, то есть кратко перечислить высказанные клиентом жалобы, а также сопутствующие им идеи и чувства. Функция суммирования на этом этапе состоит в резюмирующем выражении жалоб клиента и тех причинах, которые были высказаны клиентом.

Терапия выслушивания — взаимопонимание, открытость между собеседниками, особая атмосфера доверия, способствующая диалогу двух уважающих и принимающих друг друга людей, возникновение «очищающей исповеди». Довольно редкое явление в обычной жизни, которое предполагает полную погружённость в собеседника, максимальную искренность и честность. Это похоже на внутренний диалог, вынесенный вовне. Консультант выполняет роль честного доброжелательного «зеркала».

Фокальное осознание (концентрация) — клиенты учатся переживать каждое «теперь» и осознавать каждую свою потребность, а также то, как чувства и поведение, имеющие отношение к одной области, связаны с чувствами и поведением, имеющими отношение к другим областям (гештальт-консультирование).

Фокус-анализ — элементарная техника, которая позволяет убедиться, что консультант рассмотрел все возможные проблемы клиента.

Включает в себя: фокус на клиенте; фокус на другой личности; фокус на проблеме; фокус на психологе; фокус на общности; культурно-контекстный фокус.

Челнок — консультант просит клиента попеременно переключать внимание с одной области на другую, например, клиента можно побуждать к попеременному переходу от чувств, возникающих во время какого-либо инцидента, к их проекциям в данном инциденте (гештальт-консультирование).

Язык тела — техника, применяемая консультантом для стимулирования (посредством мимики, интонации) и для управления (посредством поворотов головы, корпуса) клиентом.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой