Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Менеджмент: сущность, понятие, эволюция

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

А к каким объектам мы применяем термин «менеджмент» и чем отличается этот вид человеческой деятельности? Безусловно, когда речь идет об организации, то, как правило, об организации коммерческой, работающей в условиях рыночной экономики, основной целью такой организации выступает, в первую очередь, получение прибыли. Понятие, характерное преимущественно для коммерческих организаций… Читать ещё >

Менеджмент: сущность, понятие, эволюция (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения раздела студент должен: знать

  • • основные этапы развития менеджмента как науки и профессии;
  • • принципы развития и закономерности функционирования организации; уметь
  • • реализовывать основные управленческие функции;
  • • анализировать работу организации с точки зрения различных школ менеджмента;

владеть

  • • культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей се достижения;
  • • различными подходами к управлению.

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА

Основные подходы к определению понятия «менеджмент»

Наверное, каждому современному человеку сейчас известно, что термин «менеджмент» переводится с английского языка как управление. И действительно, в реальной жизни мы часто употребляем эти слова как синонимы. Значит ли это, что можно поставить знак равенства между этими понятиями, или все же имеются принципиальные различия? Если да, то в чем они заключаются?

Для начала давайте разберемся, а какое из этих понятий — более широкое, всеобъемлющее. Чем и кем можно управлять? Очевидно, что объектов управления множество. В их качестве могут выступать:

  • • машины и механизмы;
  • • физические и химические процессы (например, реакция ядерного синтеза);
  • • биологические процессы (например, управление ростом растений);
  • • различные системы, в том числе информационные, и коммуникации в этих системах;
  • • отдельные индивидуумы и группы людей;
  • • организации и различные процессы, протекающие в этих организациях (например, бизнес-процессы), и др.

Таким образом, «управление» представляет собой более широкое, обобщающее понятие по отношению к понятию «менеджмент». Управление как целенаправленная деятельность человека включает в себя упорядочение, регулирование взаимодействия и создание условий для функционирования и развития различных объектов и процессов в природе, обществе и технике. Например, если речь идет о государственных органах любого уровня, то правильнее использовать термин «государственное управление».

Суммируя вышесказанное, можно сказать, что управление — это широкое понятие, используемое в любых организациях и системах — социальных, технических, информационных и др.

Любая организация состоит из людей, и поэтому она в первую очередь социальна. И в этом случае управление выступает как самостоятельный вид человеческой деятельности. Управление в социальных системах:

  • • возникает как обособленная функция отдельных членов организации;
  • • выступает особым, специфическим видом профессиональной деятельности;
  • • всегда имеет дело с людьми;
  • • представляет собой, с одной стороны, «искусство управления», с другой — регулярный технологический процесс, имеющий свои этапы и стадии;
  • • характерно для любой организации — организация невозможна без управления.

А к каким объектам мы применяем термин «менеджмент» и чем отличается этот вид человеческой деятельности? Безусловно, когда речь идет об организации, то, как правило, об организации коммерческой, работающей в условиях рыночной экономики, основной целью такой организации выступает, в первую очередь, получение прибыли.

Давайте вспомним, когда пришел в нашу страну и стал общеупотребительным понятием термин «менеджмент». Он пришел в Россию вместе с кардинальными изменениями в экономике и жизни общества, вместе с «перестройкой», отказом от командно-плановой экономики и переходом на принципиально новую систему хозяйствования, появлением частной собственности на средства производства и свободного рынка. В сущности, появление менеджмента в России отразило необходимость создания принципиально новой системы управления, адекватной рыночным отношениям. В первую очередь именно управление организацией в условиях рынка получило название менеджмента.

Таким образом, менеджмент:

  • • понятие, вошедшее в российскую теорию и практику управления 15— 20 лет назад;
  • • во многом — синоним управления, при этом — особый тип управления, в первую очередь — управление организационным поведением;
  • • понятие, характерное преимущественно для коммерческих организаций, ориентированных на получение прибыли, однако в современный период имеющее расширительный характер: оно распространяется и на некоммерческие организации, административную сферу;
  • • в настоящее время весьма популярное и конъюнктурное понятие, что отражает его большую общественную востребованность.

Можно выделить следующие отличительные особенности менеджмента как типа управления:

  • • менеджмент ориентирует фирмы на удовлетворение потребностей рынка;
  • • основной его субъект — менеджер, который объединяет и координирует работу других людей;
  • • менеджмент требует постоянного повышения эффективности, стремления к минимизации затрат, связанных с ресурсами, эффективность — основной элемент менеджмента;
  • • он подразумевает относительную децентрализацию управления и свободу в принятии решений;
  • • менеджмент ориентирует на разработку стратегических целей и их постоянную корректировку в зависимости от состояния рынка.

Само слово «менеджмент» как обозначение функции менеджера встречается.

еще в трудах Адама Смита и Джона Милля, причем звучит оно отрицательно

и противопоставляется действиям собственника бизнеса: эти экономисты высказывали недоверие к наемным работникам — управленцам, не выступающим собственниками.

В современном его прочтении это понятие было «канонизировано» Фредериком Тейлором в его известной книге 1903 г. «Цеховой менеджмент» (Shop Management). С тех пор за этим словом закрепилось по крайней мере три значения:

  • • совокупность лиц, занятых управленческим трудом; эти люди, с одной стороны, не владеют бизнесом, а лишь управляют им, с другой — ничего не производят лично;
  • • практика деятельности, но управлению компанией;
  • • научная дисциплина, изучающая организационные, технологические и социальные аспекты управления.

До сих пор не существует единой точки зрения на определение понятия «менеджмент». В настоящее время наиболее распространен взгляд на менеджмент как на процесс планирования, организации, координации, мотивации и контроля, необходимый для достижения целей организации. Эта точка зрения отражает подход к определению понятия «менеджмент» как процесса.

Кроме этого подхода, в определениях часто подчеркивается, что менеджмент — особый самостоятельный вид деятельности человека, который реализуется через выполнение управленческих действий — функций управления. Наряду с этим, наиболее часто используются подходы к определению менеджмента как искусства управления; как науки, т. е. совокупности научных знаний и практического опыта; как аппарата управления и группы людей, управляющих организацией.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой