Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Характер и уровни познавательной деятельности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Важное условие контроля процесса усвоения учащимися умений — правильное применение критериев их сформированности, в качестве которых выступают полнота выполняемых операций; рациональная последовательность их выполнения; степень осознанности выполнения отдельных операций и действия в целом. Основной показатель успешного формирования умений — систематическое выполнение учащимися все более сложной… Читать ещё >

Характер и уровни познавательной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Виды учебной деятельности носят репродуктивный (по образцу), продуктивный или творческий характер.

Доля заданий репродуктивного уровня всегда выше в процессе обучения, чем доля продуктивного.

Задания репродуктивного уровня: «Самостоятельно проведите наблюдение за изменением температуры воздуха в течение месяца. Нарисуйте температурную кривую».

Задания репродуктивного уровня преобладают в начале изучения курса или темы, последовательно сменяясь заданиями частично-поискового уровня (предполагающие задания по установлению причинно-следственных связей и сравнению объектов). Например: «Сравните среднемесячную температуру за последние два месяца. Оказало ли влияние изменение температуры воздуха на какие-либо явления в природе? Если да, то на какие явления?».

Творческий уровень деятельности выражается в самостоятельном переносе ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию; в видении новой проблемы в знакомой ситуации, новой функции объекта; в осознании структуры объекта; в поиске нового способа решения задачи; в комбинировании ранее известных способов решения проблемных задач и новой задачи.

Творческие задания предполагают, что учащиеся применяют известные им сведения в новой ситуации, самостоятельно ищут приемы выполнения задания, мысленно отбирают, комбинируют данные. Например, при изучении основных путей выживания организмов предлагается решить следующую задачу: «У верблюдов после летней стрижки расход воды на испарение увеличился на 50%. Почему это произошло? В какое время года вы рекомендуете стричь животных?». Предполагается, что в ходе решения данной задачи, учащиеся не только применяют готовые знания, но и развивают умения логически мыслить, формулировать выводы.

Критерии усвоения умений.

Важное условие контроля процесса усвоения учащимися умений — правильное применение критериев их сформированности, в качестве которых выступают полнота выполняемых операций; рациональная последовательность их выполнения; степень осознанности выполнения отдельных операций и действия в целом. Основной показатель успешного формирования умений — систематическое выполнение учащимися все более сложной деятельности.

Вопросы и задания

  • 1. Сформулируйте определение понятия «умение». Сравните понятия «умение» и «навык».
  • 2. По каким критериям классифицируют умения, формирование которых возможно при обучении экологии?
  • 3. Почему виды деятельности, входящие в состав содержания экологического образования, представляют собой систему?
  • 4. Дайте обоснование этапам формирования умений.
  • 5. Какие методические условия необходимы для эффективного формирования умений? Почему?
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой