Практикум.
Профессиональная этика психолога
Хитрая" жалоба. Этот вид жалобы имеет скрытое содержание. При этом явное содержание жалобы имеет целью «запутать» психотерапевта и добиться своего. Например, женщина имеет мучающие ее проблемы с сердцем (приступы кардиалгии, дыхательный дискомфорт и т. п.). Несколько лет она лечится у врачей-терапевтов, с диагнозом «вегетососудистая дистония», но безуспешно. Оказывается, что она ревнует мужа… Читать ещё >
Практикум. Профессиональная этика психолога (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Вопросы и задания для самоконтроля.
- 1. Па какие этические моменты необходимо обратить внимание в начале консультирования или терапии?
- 2. Что включает в себя начальный этап консультирования?
- 3. В чем разница между жалобой и запросом клиента?
- 4. Какие виды психологических запросов вам известны?
- 5. Как психолог работает с манипулятивными формами запросов клиента?
- 6. В каких ситуациях возникает сопротивление клиента и как оно влияет на психотерапевтический альянс?
- 7. В каких формах у клиента проявляется сопротивление изменениям?
- 8. Как вы понимаете сопротивление завершению у консультанта? С чем оно может быть связано?
- 9. Какие действия консультанта предполагают завершение консультативного процесса? Как консультант обсуждает тему завершения с клиентом?
Задания для самостоятельной работы Задание 1. Как бы вы прокомментировали афоризм Иоганна Вольфгана Гете «Кто неправильно застегнул первую пуговицу, уже не застегнется как следует» применительно к первому контакту психолога и клиента?
Задание 2. Объясните, каким образом консультант может создать атмосферу доверия в начале консультирования или терапии.
«Начиная работу с клиентом, мы всегда сталкиваемся с новым набором установок, страданий, ожиданий, переживаний. Мы сталкиваемся с надеждой и отчаянием, тревогой и гневом, беспомощностью и агрессивностью, требовательностью и уступчивостью, играми и уловками. Мы начинаем с надеждой, что в наших встречах будут моменты настоящей близости и даже радости. Мы надеемся, что наше общение обогатит и нашу жизнь, и жизнь клиента.
Готовясь к первичной консультации, мы стараемся создать атмосферу, которая: а) будет способствовать возникновению доверия и открытости со стороны как специалиста, так и клиента; б) поможет клиенту поверить в успех терапии; в) будет свободна от отвлекающих факторов; г) позволит нам увидеть клиента таким, каков он есть на самом деле. Это даст нам возможность выдвинуть предварительные гипотезы, касающиеся его самого и ситуации, в которой он находится"[1].
Как бы вы обеспечили создание атмосферы доверия, соответствующей всем перечисленным выше условиям?
Задание 3. В процессе рассказывания своей истории и выдвижения жалобы клиенты часто предлагают собственное объяснение природы той или иной психологической проблемы в его жизни. Этот процесс назван в консультировании самодиагнозом.
Часто самодиагноз выражает отношение клиента к нарушению, расстройству или его предполагаемому носителю. В. Ю. Меновщиков приводит следующие примеры самодиагнозов:
- а) «злая воля» — негативные намерения лица, выступающего причиной нарушений, или (как вариант) указание на непонимание этим лицом каких-либо истин, правил и нежелание понять их;
- б) «психическая аномалия» — отнесение лица, о котором идет речь, к психически больным;
- в) «органический дефект» — квалификация лица, о котором идет речь, как врожденно неполноценного;
- г) «генетическая запрограммированность» — объяснение тех или иных поведенческих проявлений влиянием негативной наследственности (применительно к ребенку — как правило, наследственности со стороны разведенного супруга или супруга, с которым клиент в конфликтных отношениях; применительно к супругу — со стороны родных, с которыми сложились конфликтные взаимоотношения);
- д) «индивидуальное своеобразие» — понимание тех или иных поведенческих особенностей как проявления устойчивых, сложившихся личностных черт (а не конкретных мотивов в ситуации);
- е) «собственные неверные действия» — оценка собственного настоящего или прошлого поведения (в том числе как воспитателя, супруга);
- ж) «собственная личностная недостаточность» — тревожность, неуверенность, пассивность и т. п., и как следствие — неправильное поведение;
- з) «влияние третьих лиц» — родителей, супруга, бабушек, дедушек, учителей, как актуальное, так и имевшее место в прошлом;
- и) «неблагоприятная ситуация» — развод, школьный конфликт, испуг для ребенка; перегрузка, болезнь и т. п. — для себя или супруга;
- к) «направление» («Меня к вам направили…» — и далее называется официальный орган, директор школы или иной руководитель)[2].
Подумайте, какие из перечисленных выше видов самодиагноза могут стать предвестниками последующих манипулятивных запросов со стороны клиента?
Задание 4. В одном из отечественных учебников по психотерапии приводится следующая классификация жалоб клиента:
- 1. «Непонятная» жалоба. Вот одна из них: «У меня все не так. Я не могу добиться того, чего хочу. Конечно, это не всегда так. Но когда это так, я чувствую себя несчастным». После такой жалобы так и хочется спросить: «Что вы имеете в виду?» Жалоба действительно непонятна. Можно только гадать, о чем говорит клиент.
- 2. «Глупая» жалоба. 11а консультацию пришла супружеская пара, и одной из их жалоб была следующая. «Вы понимаете, — говорила женщина, — мы никак не можем договориться о взаимоприемлемом времени интимной близости. Я ему говорю, что 22.30 — самое подходящее время, — и далее она логично обосновывала это время. — Интимная близость до 23.00, а затем сон в течение семи часов до шести утра. Затем я встаю, делаю завтрак и ухожу на работу. Логично?! Но муж не согласен — он не ложится спать так рано». Эта «глупая» жалоба представляет собой не что иное, как семейный миф, который мы ранее описали как миф «22.30». Этот миф быстро развенчивать не только нельзя, но и очень опасно. В данном случае смысловую проблему «как быть вместе?» супруги заменили технической «когда быть вместе?» «Глупая» жалоба (а за ней лежит, соответственно, и «глупая» проблема) — это вид защитной рационализации, «срыв» которой — нс самая лучшая реакция психотерапевта. Вместе с тем за приведенной жалобой лежат полоролсвые проблемы: жена находится в симбиотической связи с матерью, иифантилизирована и не нуждается в партнере. В случае «глупой» жалобы мы как будто сталкиваемся со «слепым» клиентом. При этом возникает один вопрос: «Следует ли раскрывать клиенту глаза?»
- 3. «Составная» жалоба. Пример такой жалобы: «У меня не ладится на работе, в семье — с мужем и детьми, вечно со мной что-либо случается, и даже ночью меня преследуют кошмары». С каким именно содержанием следует работать психотерапевту, с какой частью предъявленной проблемы? Составная жалоба — это одна из разновидностей «непонятной» жалобы. Реакции психотерапевта по типу выяснения: «Что у вас с мужем?», «Что у вас с начальником?» и т. п. малоэффективны.
- 4. «Сложная» жалоба. Вот пример. Клиентка высказывает следующую жалобу: «Вы знаете, у меня сын 14 лет, и отношения с ним очень плохие. Сын нс слушается ни меня, ни отца. Случается так, что он не ночует дома». Клиентка как бы «прощупывает» терапевта первой жалобой. А затем, поверив ему, дает следующую сокровенную проблему: «Вы знаете, я окончательно запуталась. У меня есть любимый человек, есть и муж. Мужа я не люблю, но он отец моего ребенка и в состоянии хорошо меня обеспечить, чего не может сделать мой любимый мужчина». Женщина впервые плачет. Очевидно, что любая первая жалоба может быть «пробным шаром». Поэтому не следует бросаться помогать и глубоко, «с головой» погружаться в первую предложенную клиентом проблему. Следует слушать, что на самом деле говорит клиент, это значит, что он на самом деле переживает.
- 5. Жалоба со скрытым содержанием. Суть такой жалобы состоит в несовпадении явного и скрытого содержания. Например, муж говорит: «Ведь это неправильно, что жена два часа укладывает девятимесячного ребенка спать, ребенок должен быть самостоятельным». За этим содержанием лежит скрытая жалоба: «Я ревную жену к ребенку, прихожу усталый домой после работы и вынужден сам сидеть на кухне и ждать, пока не освободится жена». Скрытое содержание может слабо осознаваться.
- 6. «Хитрая» жалоба. Этот вид жалобы имеет скрытое содержание. При этом явное содержание жалобы имеет целью «запутать» психотерапевта и добиться своего. Например, женщина имеет мучающие ее проблемы с сердцем (приступы кардиалгии, дыхательный дискомфорт и т. п.). Несколько лет она лечится у врачей-терапевтов, с диагнозом «вегетососудистая дистония», но безуспешно. Оказывается, что она ревнует мужа и болезнь сердца — прекрасный способ контролировать его свободное время: он провожает жену на работу и встречает с работы. У мужа выражен психастенический радикал личности, и поэтому моральные нормы являются важными регуляторами его поведения. На этом жена и играет («Бросить больную нехорошо!»). Очевидно, что она пришла не с целью избавиться от «болезни сердца», а, напротив, за подтверждением серьезности этой болезни и невозможности излечения (скрытый запрос: «Скажите мужу, что я серьезно больна»),
- 7. Жалоба на другого. Например: «Мне очень тяжело… (женщина плачет) на работе… Я не могу найти общий язык с директором. Он очень тяжелый и неумный человек, работа его совершенно не интересует…» В этом случае клиентом является директор. Клиент же может не иметь готовности к изменению. Э го достаточно трудный случай для психотерапии1.
Продумайте, каким образом следует реагировать психологу, чтобы превратить переформулировать эти жалобы в конструктивный запрос на консультирование или психотерапию.
Задание 5. Заполните таблицу примерами запросов клиентов, ориентированных на разные цели и задачи консультирования или психотерапии.
Виды запросов. | Примеры. |
Запрос о снятии симптома. | |
Запрос об информации. | |
Запрос о помощи в самопознании. | |
Запрос о помощи в саморазвитии. | |
Запрос о трансформации. | |
Манипулятивные запросы. | |
Запрос с предельным обобщением. |
1 Бурлачук Л. Ф" Кочарян А. С., Жидко М. Е. Психотерапия: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2007.'.
Задание 6. Американские психологи В. Дайер и Дж. Бренд выделяют семь специальных критериев для оценки эффективных целей в консультировании.
- 1. Цели взаимно согласованы клиентом и консультантом. Без взаимности ни одна из сторон не приложит достаточной энергии для работы над достижением целей.
- 2. Цели являются конкретными. Если цели сформулированы слишком широко, они никогда не будут достигнуты.
- 3. Цели имеют отношение к преодолению саморазрушительного поведения. Существует множество возможных целей, к достижению которых могут стремиться клиенты, однако преследоваться должны только те из них, которые являются релевантными по отношению к изменению пагубного поведения.
- 4. Цели ориентированы на достижение успеха. Цели консультирования должны быть реалистичными и предполагать как внутренний, так и внешний выигрыш для клиента.
- 5. Цели поддаются количественному учету и измерению. Важно, чтобы и клиент, и консультант знали, когда цели достигнуты. Когда цели определены количественно, достижение распознается легче всего.
- 6. Цели являются поведенческими и наблюдаемыми. Этот критерий связан с предыдущим: эффективная цель — это та, достижение которой может быть замечено.
- 7. Цели хорошо понятны и могут быть легко переформулированы. Необходимо, чтобы клиент и консультант достигли полного взаимопонимания по поводу целей. Одним из способов оценить, насколько такое взаимопонимание достигнуто, является повторная формулировка целей собственными словами[3].
Продумайте перечень вопросов, которые бы помогли вам провести идентификацию целей клие) та в соответствии с этими критериями.
Задание 7. В своей статье Т. Н. Зелинская рассматривает два подхода к работе с сопротивлением в психотерапии и консультировании: гуманистически-экспериментальном и конструктивистском[4]. Рассмотрите представленную ниже таблицу и сопоставьте особенности работы с сопротивлением в разных подходах. Какой подход ближе вам?
Характеристики сопротивления. | Гуманистически-экспериментальный подход. | Конструктивистский подход. |
Чему оказывает сопротивление клиент? | Осознанию противоположного опыта как такового, что отличается от настоящей самоорганизации Я; контактам с Я, с окружением. | Изменениям, которые касаются «Я-системы». |
Поведение, раскрывающее наличие сопротивления. | Отказ от опыта или его искажения, что несовместимо с Я; действия, определяющие амбивалентность Я; сопротивление прямым контактам с окружающими людьми; фиксирование на определенной стадии терапии. | Нет точно выделенных признаков такого поведения. Терапевты пользуются положениями гуманистически-эксиериментального подхода относительно поведения, которое определяет наличие сопротивления. |
Причины сопротивления. | Осознание опыта, являющееся угрожающим для самоорганизации Я; амбивалентность, в которой часть Я,. | Главное состоит в понимании того, что сопротивление является. |
Окончание таблицы
Характеристики сопротивления. | Гуманистически-экспсриментальный подход. | Конструктивистский подход. |
которая хочет измениться, противоречит той части Я, которая не хочет изменений, оказывает сопротивление. Личность не осознает противоречий Я. | неизменной частью процесса изменения. | |
Работа с сопротивлением. | Терапевт принимает личность клиента, что позволяет ему легче осознавать противоречивые аспекты Я; клиент осознает принятие терапевтом его противоречивых аспектов Я; эксперименты, например, диалог на двух стульях, помогают клиенту больше осознавать и интегрировать неосознанные аспекты Я, что уменьшает сопротивление. | Терапевты выражают эмпатию относительно нежелания человека меняться, уважая причины сопротивления. Они поощряют клиентов совершенствоваться в собственном темпе, не принуждая их к этому. |
Задание 8. Психотерапевт А. Ф. Бондаренко считает, что «вовремя освободить жизненное пространство клиента от себя — одна из профессионально важных, если не важнейшая задача психолога на последнем этапе рабочих отношений»[5].
Согласны ли вы с этим мнением? Обоснуйте свой ответ.
Задание 9. Яркий пример эффективного завершения консультирования приводит известный гуманистический психолог Карл Роджерс.
«Хороший пример такого подхода к ситуации можно взять из беседы социального работника с миссис Дж., которая вместе со своей дочерью Пэтти обратилась в клинику за помощью. Миссис Дж. и специалист уже обсуждали вопрос о прекращении курса, и к концу последней беседы произошли следующие изменения. Миссис Дж. рассуждала о возможности возникновения некоторых проблем практического характера, связанных с выбором школы для Пэтти, и выражала свою уверенность в том, что она способна управлять ситуацией. Ее глаза наполнились слезами, и она сказала: „Я ненавижу мысль о том, что это наша последняя встреча“. Консультант ответил: „Мне тоже это не нравится. Я буду скучать, но вам“. Миссис Дж. кивнула и сказала: „Я думаю, почему бы вам нс прийти и нс навестить нас. Я хотела бы, чтобы вы увидели всю нашу семью, узнали ее. Мне бы очень сильно этого хотелось“. Консультант ответил: „Я бы тоже очень хотел этого. Не только потому, что я узнал вас здесь, но потому что вы мне нравитесь“. Миссис Дж. сказала; „Я гоже близка к этому“. Консультант продолжил: „Однако, как бы я ни приветствовал это предложение, я не должен принимать его, потому что, как вы мне говорили раньше, вы не можете обращаться к своим друзьям с собственными проблемами. Я знаю: чтобы в будущем я мог оказать вам помощь, мне лучше остаться здесь, в клинике, на случай, если вам это потребуется“. Миссис Дж. возразила, что, по ее мнению, этого больше не понадобится, к тому же я знаю уже слишком много о ее семье. Консультант ответил, что, вполне возможно, ей так и кажется, но оказаться все может совсем по-другому. К этому моменту наше время истекло. Мы пожали друг другу руки и опять сошлись на том, что наша совместная работа была очень приятной»[6].
Как вы думаете, почему так важно завершить процесс консультирования на терапевтической, профессиональной основе, не переступив эти границы в дальнейшем и не вступив с клиентом в личные дружеские, романтические и другие социальные отношения?
Задания для собственного развития
Упражнение 1. Продумайте, как бы вы подготовили и организовали оптимальные условия для проведения первой сессии с клиентом? Что бы вы сказали ему, как спланировали первые 10 минут общения с новым для вас человеком? Попробуйте визуализировать данную ситуацию и описать, как все э го будет происходить, и главное — что вы чувствуете?
Упражнение 2. В книге Б. Окунь «Эффективная помощь» перечислены паттерны поведения консультанта, которые негативно сказываются на процессе консультирования и нарушают альянс[7]. Они приведены в следующей таблице.
Вербальные паттерны. | Невербальные паттерны. |
Прерывание. | Отсутствие глазного контакта. |
Советы. | Слишком большая дистанция при общении. |
Наставление. | Усмешки. |
Умиротворение клиента. | Хмурое лицо во время разговора. |
Осуждение. | Сердиты й взгляд. |
Лесть (особенно в манипулятивных целях). | Поджатые губы. |
Уговаривание клиента (давление). | Указующий жест. |
Большое количество вопросов, особенно начинающихся с «почему». | Отвлекающие жесты. |
Требования, приказания. | Зевание. |
Демонстрация покровительства. | Закрывание глаз. |
Чрезмерное количество интерпретаций. | Нотки неудовольствия. |
и «диагнозов». | или раздражения в голосе. |
Непонимание слов и «языка» клиента, неверное. | Слишком быстрый или слишком. |
толкование этих слов. | медленный темп речи. |
Уклонение от темы. | Очень быстрый темп движений, резкость в движениях. |
Чрезмерная интеллекгуализация. | —. |
Сверханализ. | —. |
Большое количество речей о себе, неадекватное самораскрытие. | —. |
Выражение недоверия, попытки уличить клиента во лжи. | —. |
Проанализируйте этот список. Что в общении с другими людьми может быть свойственно вам?
Упражнение 3. С какими типами людей вам сложнее всего общаться? Какие конструктивные и манипулятивные запросы будут для вас наиболее сложными? А с какими запросами, наоборот, будет работать приятно и легко?
Упражнение 4. Какие ваши личные качества позволяют вам поддерживать положительный контакт с другими людьми? Перечислите свои сильные стороны в процессе коммуникации с другими людьми.
Упражнение 5. Как вы завершаете значимые для вас отношения? Подводите итоги, «убегаете» из отношений, исчезаете из «поля зрения» другого человека, резко разрываете их и т. д. Как вы думаете, скажется ли ваш прошлый опыт завершения отношений на последней стадии консультирования в отношениях с клиентом?
Упражнение 6. Составьте список способов, с помощью которых вы можете сообщить, когда консультант или клиент готов закончить отношения.
Возможные фразы для обозначения завершения. | Консультант. | Клиент. |
Упражнение 7. Л. Паттерсон и Э. Уэлфел разработали восемь принципов, которыми может руководствоваться консультант для позитивного завершения интенсивных отношений консультирования:
- 1) ясно сознавать потребности и желания клиента;
- 2) ясно сознавать собственные потребности и желания;
- 3) анализировать свой предыдущий опыт расставаний и свою внутреннюю реакцию на этот опыт;
- 4) предлагать клиенту поделиться впечатлениями о том, как он переживает окончание консультирования;
- 5) откровенно делиться с клиентом своими переживаниями по поводу консультирования;
- 6) проанализируйте главные события процесса консультирования и перенесите результаты анализа на настоящее;
- 7) доброжелательно отметьте изменения, которых добился клиент;
- 8) предложите клиенту и в дальнейшем сообщать о том, что случается в его жизни[8].
Раскройте, как вы понимаете каждый из этих принципов позитивного завершения консультирования.
Рекомендуемая литература
- 1. Азарнова, А. Психологическое консультирование: базовые приемы и техники / А. Азарова. — Ростов-н/Д: Феникс, 2013.
- 2. Глэддинг, С. Психологическое консультирование / С. Глэддинг. — 4-е изд. — СПб.: Питер, 2002.
- 3. Гусакова, М. П. Психологическое консультирование: учеб, пособие / М. П. Гусакова. — М.: ЭКСМО, 2010.
- 4. Забродин, 10. М. Психологическое консультирование: справочник практического психолога / Ю. М. Забродин, В. Э. Пахальян. — М.: ЭКСМО, 2010.
- 5. Кап, М. Между психотерапевтом и клиентом. Новые взаимоотношения / М. Кан. — СПб.: Б. С. К., 1997.
- 6. Кочюнас, Р. Основы психологического консультирования / Р. Кочюпас. — М.: Академический проект, 1999.
- 7. Лютова-Робертс, Е. К. Тренинг начинающего консультанта: ведение доверительной беседы / Е. К. Лютова-Робертс. — СПб.: Речь, 2007.
- [1] Файн С., Глассер П. Первичная консультация. Установление контакта и завоеваниедоверия: пер. с англ. М.: Когито-Центр, 2003.
- [2] Меновщиков В. Ю.
Введение
в психологическое консультирование. 2-е изд., стер. М.:Смысл, 2000.
- [3] См.: Глэддинг С. Психологическое консультирование.
- [4] Зелинская Т. II. Психотерапевтическая работа с сопротивлением и амбивалентностьюличности // Мир образования — образование в мире. 2013. № 2. С. 142—151.
- [5] Бондаренко Л. Ф. Психологическая помощь: теория и практика. М.: Изд-во Институтапсихотерапии, 2000.
- [6] Роджерс К. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы: пер. с англ. М.: Психотерапия, 2008.
- [7] Okun В. F. Effective Helping. 5th ed. Pacific Grove, CA: Brooks/Cole, 1997.
- [8] Patterson L. Е., Welfel Е. R. The Counceling Process. 4th ed. Pacific Grove IL: Brooks/Cole, 1994.