Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Фазы этнической истории

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Акматическая фаза. Это время высшего подъема пассионарности, иногда перемежающегося временными спадами. Число пассионариев достигает максимума, но общественный долг начинает тяготить людей, каждый член этноса уже борется сам за себя. Императив акматической фазы: «Будь самим собой!», т. е. не только трибуном, исполняющим свои обязанности, но и Гаем Гракхом, не только членом Боярской думы… Читать ещё >

Фазы этнической истории (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Применительно к истории этноса Л. Н. Гумилев использовал понятие «этногенез», утверждая, что, если нормальное его течение не обрывается воздействием извне, он продолжается 1200−1500 лет, проходя пять или шесть этапов, которые он называл «фазами этногенеза» .

  • 1. Фаза пассионарного подъема. Первый ее период имеет скрытый (инкубационный) характер, который продолжается от пассионарного толчка до появления нового этноса, его длительность примерно 130−160 лет. Второй период — явный, когда появившиеся пассионарии начинают действовать как представители новой этнической общности. Императив их поведения определяется формулой: «Надо исправить мир, потому что он плох!». Быстро растет численность этноса, преобразуется ландшафт.
  • 2. Акматическая фаза. Это время высшего подъема пассионарности, иногда перемежающегося временными спадами. Число пассионариев достигает максимума, но общественный долг начинает тяготить людей, каждый член этноса уже борется сам за себя. Императив акматической фазы: «Будь самим собой!», т. е. не только трибуном, исполняющим свои обязанности, но и Гаем Гракхом, не только членом Боярской думы, но и Василием Шуйским.
  • 3. Фаза надлома. Она характеризуется резким падением уровня пассионарного напряжения. В составе этноса появляются субпассионарии, лозунг которых: «Мы устали от великих!». Увеличивается процент гармоничных людей. И те и другие сводят на нет усилия пассионариев, которых они называют фанатиками. В Западной Европе такой фазой была Реформация. Начинается спад численности этноса.
  • 4. Инерционная фаза. Это «золотая пора» этноса. Он стабилизируется, появляется идеал в виде реального или воображаемого лица (иногда это пассионарий, живой или давно умерший), который требует: «Будь таким как я!». Очень часто это святой. Имеющееся пассионарное напряжение

выражается не в способности идти на смерть ради достижения цели, а в развитии науки и искусства. Ландшафт только поддерживается в том состоянии, в которое был приведен раньше.

  • 5. Фаза обскурации («сумерек»). Пассионарное напряжение падает ниже уровня гомеостаза, т. е. равновесия со средой — природной и человеческой — иноэтничного окружения. Осуждаются трудолюбие, интеллектуальность, снижается уровень культуры. Много «жизнелюбов», императив которых: «Будь таким, как мы!», т. е. не возвышайся над общим уровнем, слейся с массой. Это период «здорового», обывательского цинизма. Именно в этой фазе находился Древний Рим перед своим падением. На первый взгляд такие общества очень устойчивы, но они гибнут с потрясающей легкостью под ударами соседних «отсталых» народов. Окультуренный дотоле ландшафт приходит в упадок.
  • 6. Мемориальная фаза. Если этнос не погибает на предшествующей стадии, его существование переходит в мемориальную фазу, когда он представлен небольшим числом гармоничных людей, живущих лишь памятью о славной истории своих предков. Их императив: «Будь самим собой доволен!», т. е. наслаждайся спокойной жизнью и не мешай это делать другим. Ландшафт приходит в то состояние, в котором был до его изменения: «На месте дубов выросли лопухи, среди которых играют в прятки правнуки завоевателей и дети разбойников». В этой фазе этнос может существовать сколь угодно долго, не играя какой-либо роли в истории. Но, в конце концов, новый пассионарный толчок вызывает очередную мутацию, и в водовороте событий реликтовый этнос исчезает, дав начало новым этносам динамического стереотипа поведения.

Такова идеальная закономерность этногенеза. Однако, указывал Л. Н. Гумилев, на практике она часто нарушается внешними воздействиями, в частности, более хищных соседей тоже с высоким уровнем пассионарности: «Как человек может быть убит в любом возрасте, так и этногенетический процесс может быть оборван в любой фазе», поэтому «лишь счастливые этносы доживают до естественного конца» .

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой