Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

И. Г. Гердер: Просветитель или контрпросветитель?

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Культурологические идеи И. Г. Гердера изложены в ряде его работ, среди которых сборник «О немецком характере и искусстве», написанный совместно с И. В. Гёте, и ряд других работ, созданных им самим, среди которых «О происхождении языка», «Письма для поощрения гуманизма» и др. По, безусловно, главная работа мыслителя — его книга «Идеи к философии истории человечества» (1784−1791). Эта книга еще при… Читать ещё >

И. Г. Гердер: Просветитель или контрпросветитель? (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Немецкий философ культуры Иоганн Готфрид Гердер (1744−1803) оценивается потомками как фигура весьма противоречивая, точнее двойственная, на что указывали многие авторитетные умы, имея в виду разные качества его характера, образ жизни и мировоззренческие позиции. Так, весьма коварной оказалась судьба мыслителя, обрекшая его на должность священника, который, не порывая с религией, стремился к научному решению волновавших его вопросов. Воззрения И. Г. Гердера основывались на главных достижениях предшествующей теоретической мысли, они сложились в русле многих просветительских идей. В то же время его суждения отличались от просветительской идеологии, что уже в XIX в., а затем и в XX в. расценивалось как некое противостояние Просвещению — это и привело к присвоению ему титула «контрпросветитель». Наследие И. Г. Гердера и его последователей можно рассматривать как подкрепление на немецкой почве историзма Дж. Вико, открывших «индивидуальный дух народов» и трактующих действительный мир культуры как находящийся в процессе непрерывного развития и трансформации. Исследователи замечают, что, хотя нет прямых доказательств, что И. Г. Гердер читал «Новую науку» Дж. Вико, все же можно исходить из допущения, что идеи Дж. Вико были известны немецкому мыслителю. Такого мнения придерживался российский историк XIX в. Т. Н. Грановский, полагавший, что И. Г. Гердер «первый познакомил Германию с сочинением Вико и указал его глубокий смысл», кроме того, он отметил много сходного в сочинениях Гердера и Вико" .

Если Дж. Вико вступил в полемику с картезианством, то И. Г. Гердер обратил свое оружие против Вольтера и энциклопедистов, обвинив их в узости мышления, свойственной XVIII в. Взгляды И. Г. Гердера в некоторой степени можно рассматривать как характеристику той неоднозначной эпохи.

Своеобразие дискурса И. Г. Гердера

Культурологические идеи И. Г. Гердера изложены в ряде его работ, среди которых сборник «О немецком характере и искусстве», написанный совместно с И. В. Гёте, и ряд других работ, созданных им самим, среди которых «О происхождении языка», «Письма для поощрения гуманизма» и др. По, безусловно, главная работа мыслителя — его книга «Идеи к философии истории человечества» (1784−1791). Эта книга еще при жизни автора вызвала бурные отзывы в прессе. Инициатива полемики принадлежала И. Канту, который откликнулся на выход первой части ядовитой рецензией. Еще до выхода книги И. Кант выражал недовольство позицией своего ученика (в Кенигсберге И. Г. Гердер слушал его лекции), отмечая, что тот «портит головы: вселяя в них уверенность, что можно высказывать всеобщие суждения, не продумав принципы, исходя только из эмпирии». Заметим, что по мере конституирования культурологии как самостоятельной науки все более выявлялся ее эмпирический характер, и лишь во времена И. Канта, ввиду отсутствия легитимности такого рода дискурса, могло возникнуть подобное обвинительное суждение. Неблагоприятное впечатление на И. Канта произвела манера, в которой была написана книга: эмоциональная, порой выспренная, лишенная четкости и доказательности. И. Г. Гердер не остался в стороне от затеянной дискуссии (которую можно трактовать сегодня как столкновение двух типов дискурсовфилософского и культурологического) и написал в письме к И. Г. Гаману: «Я получу искреннее удовольствие, когда сокрушу и опустошу идол разума». Здесь уместно напомнить, что философский дискурс И. Канта не вызывал большой симпатии у некоторых крупных деятелей культуры того времени, в частности, у И. В. Гёте, который с интересом и уважением относился к философским идеям И. Канта, но которого «смущала чудовищная форма, которую можно было бы определить как канцелярский стиль философствования» .

И. Г. Гердер не стремился уподобляться философам, он шел сознательно избранным путем: «Так, философская спекуляция может быть уделом лишь очень немногих праздных людей, да и для них это что-то вроде опиума восточных стран — сладкая дремота, погружающая человека в сон, расслабляющая, искажающая образы действительности». Отличительная черта текстов И. Г. Гердера — доступность изложения, которой при этом сопутствуют корректность в оценке культурных норм и ценностей описываемых им народов, весьма поэтический слог, а также стремление как можно более беспристрастно и исчерпывающее представить достоинства той или иной культуры, привлекая для этого конкретный фактический материал. Сам И. Г. Гердер, приступая к работе, писал: «Аполлон мой — дух исследования, наставляющая меня Муза — беспристрастная истина» .

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой