Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Б михаил юрьевич лермонтов (1814-1841)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Интересно в этом смысле общение Лермонтова с Белинским. Они учились в Московском университете в одно и то же время, но знакомы не были. Как утверждает Н. М. Сатин, знакомство произошло в 1837 г. в Пятигорске, но взаимопонимания не возникло, потому что поэт не дал перевести общение в серьезное русло. Позже, в апреле 1840 г., Белинский посетит Лермонтова в ордонанс-гаузе, куда поэта заключат из-за… Читать ещё >

Б михаил юрьевич лермонтов (1814-1841) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения данной главы студент должен:

  • — знать значение Лермонтова в истории русской литературы и культуры; периодизацию и эволюцию его творчества; содержание и смысл его основных произведений; исторический и литературный контекст его эпохи; своеобразие психологизма Лермонтова;
  • — уметь характеризовать творчество Лермонтова, его жанровую систему, стиль, основные мотивы лирики; рассматривать творчество писателя в контексте литературной, культурной и общественной жизни его времени;
  • — владеть навыками анализа произведений разных жанров; способностью применять знания по истории, в том числе по истории культуры и искусства, к анализу литературных явлений.

У М. Ю. Лермонтова есть признание, которое, несмотря на самоиронию, многое объясняет в его художественном мышлении: «Когда на меня находит дурь любоваться собственными мыслями, я делаю над собой усилие, чтобы припомнить, где я читал их».

Истоки самоиронии — в особенностях формирования Лермонтова-поэта, который в юности был лишен такой литературный среды, направляющей развитие его таланта, такого литературного общения, как, например, Пушкин. Становление личности Лермонтова происходило иначе: в сосредоточенном, углубленном диалоге с книгами. Нельзя сказать, что у поэта не было собеседника, адекватного ему, ведь в Московском университете одновременно с Лермонтовым учились Н. М. Станкевич, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, И. А. Гончаров, преподавали А. Ф. Мерзляков, А. 3. Зиновьев, М. Г. Павлов. Поэт не сошелся с однокашниками, предпочитая уединение. Как вспоминает И. Ф. Вистенгоф (его воспоминания подтверждаются свидетельствами И. А. Гончарова), Лермонтов держал себя совершенно отдельно от других студентов, на лекциях и переменах чаще всего читал какуюнибудь книгу. Попытки вовлечь его в общий разговор обрывались едкой фразой поэта.

Тот же мемуарист рассказывает и о взаимоотношениях будущего поэта с профессорами, и из этих рассказов становится понятным, что Лермонтов в освоении литературы идет самостоятельным путем. Так, на «репетиции» публичного экзамена профессор Победоносцев, читавший изящную словесность, задал Лермонтову какой-то вопрос, на который поэт уверенно отвечал. На вопрос экзаменатора, откуда студент мог почерпнуть эти знания, последовал дерзкий ответ: «…того, что я сейчас говорил, вы нам не читали и не могли передавать, потому что это слишком ново и до вас еще не дошло. Я пользуюсь источниками из своей собственной библиотеки, снабженной всем современным».

Лермонтов привык к непониманию, к тому, что его страсть к литературе, чтению порой воспринималась с насмешкой.

Интересно в этом смысле общение Лермонтова с Белинским. Они учились в Московском университете в одно и то же время, но знакомы не были. Как утверждает Н. М. Сатин, знакомство произошло в 1837 г. в Пятигорске, но взаимопонимания не возникло, потому что поэт не дал перевести общение в серьезное русло. Позже, в апреле 1840 г., Белинский посетит Лермонтова в ордонанс-гаузе, куда поэта заключат из-за дуэли с сыном французского посланника, и поймет, что их воззрения на литературу, оценки близки, что у поэта «глубокий и могучий дух», «глубокий и чисто непосредственный вкус изящного». Однако, как вспоминал И. И. Панаев, впоследствии «серьезный разговор уже не возобновлялся более…», и, думается, причиной этого было нежелание Лермонтова впускать людей в свой внутренний мир.

Литература

книга стали для поэта и собеседником, и наставником в творчестве. Формируя свой стиль, Лермонтов пробирался сквозь чужой материал, поэтому его раннее творчество представляет собой удивительный сплав собственных страданий, переживаний, страстей и «чужого» слова.

Лермонтов активно участвовал в литературном процессе лишь четыре года, при этом большей частью находился вне столиц, вне литературного круга общения, так как дважды за этот небольшой промежуток времени оказывался на Кавказе «по казенной надобности». За это время им создано не так уж много: чуть больше 80 стихотворений, семь поэм, роман «Герой нашего времени». Однако все, что рождалось из-под пера Лермонтова в эти четыре года, поражает зрелостью, каждое произведение этого периода (даже если это небольшое стихотворение) стало событием в русской литературе. Белинский говорил о «бездонном содержании» лермонтовских произведений.

Четыре года (1837—1841) — это, безусловно, лермонтовское время в литературе еще и потому, что именно ему удалось выразить духовную атмосферу «средних лет» николаевского царствования, когда личность, осознав невозможность самореализации на общественном поприще, уходит в себя, в самоанализ, рефлексию, но вместе с тем испытывает невероятную жажду действия. Лермонтов и воплотил этот сильнейший порыв к действию. Его герой жаждет бури, потому что только в ней обретает покой.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой