В результате изучения главы студент должен:
знать
- • о структурных сдвигах, произошедших в мировой политик вследствие «холодной войны»;
- • о роли, которую они сыграли для лагеря капитализма, лагер социализма и для стран третьего мира;
уметь
• аргументированно отстаивать собственную точку зрения в дискуссиях по политически острым вопросам идеологического противостояния политических систем в рассматриваемый период;
владеть
- • выделением общих черт и различий между разными моделям социализма, обоснованием различных путей и моделей развития западных стран;
- • информацией о масштабах воздействия «холодной войны"В на страны третьего мира.
Я не верю, что Россия хочет войны.
Она хочет плодов войны.
Черчилль в 1946 г.
Мир невозможен — война невероятна.
Один европейский дипломат о «холодной войне».
Первые десять лет после войны были очень опасным временем, когда в любой момент противостояние держав могло вылиться в еще более губительный, чем Вторая мирова война, конфликт. В течение этого отрезка времени сверхдержавы совершали маневры, как две собаки, проверяя дру друга на решительность. Вероятный конфликт мог оказатьс более разрушительным по причине создания ядерного оружия, а потом и современных средств его доставки. Противостояние в «холодную войну» имело ясный идеологический характер, это было противостояние разных общественно-политических систем. В связи с этим важно отметить, чт коммунистическая альтернатива западной демократи и либерализму была единственной действенной альтернативой в истории современности, ныне ее нет. Существую только разные степени приемлемости западного пути развития для отдельных стран.
Поскольку СССР проиграл «холодную войну», в нашей стране довольно много людей, которые с горечью воспринимают это поражение, считая его исторической несправедливостью, следствием козней врагов и т. п. Отсюда исключительна важность этой темы для становления демократической политической культуры в нашем обществе — студенты именн с этой позиции должны воспринимать материал данной главы Нужно не просто некритически принять все то, о чем говоритс в ней, но и выработать собственное отношение к происшедшему в этот период. Пусть это отношение будет не обязательн рекомендованным, соответствующим точке зрения автор учебника, но обоснованным, аргументированным и честным.