Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Тюрки в период возвышения карлуков и образования государства Караханидов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В научной литературе высказано немало гипотез о том, какое племя стало основателем государства Караханидов. Но в течение не столь длительного периода с VII по X вв. на территории Семиречья и Тянь-Шаня сменилось сразу три государственных образования: Тюр-гешский, Карлукский и Караханидский каганаты. Племена, входившие в состав этих политических образований, проживали на единой территории, поэтому… Читать ещё >

Тюрки в период возвышения карлуков и образования государства Караханидов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Тюрки в период возвышения Карлуков и образования государства Караханидов

В период образования государства Кара-ханидов в Х в. тюркские племена, составившие основу этого государства, находились под сильным влиянием оседлоземледельческой культуры. Этнические процессы в караханид-ском обществе также проходили под знаком взаимовлияния и сильного взаимодействия кочевого и оседлого хозяйственно-культурных типов и культурных традиций. В истории Караханидского государства особая роль была отведена карлукскому племенному объединению, которое является одним из активных участников этнополитических процессов IX—XII вв.

На протяжении VIII—IX вв. карлуки воевали с уйгурами. Попытки отстоять свою независимость закончились признанием карлуками их власти. Однако власть уйгурского кагана продержалась лишь до 845 г. Китайские источники отчасти могут стать подтверждением тому, что западные тюрки в лице тюргешей признавали свою зависимость от них даже в первой половине Х в. Так, в одной рукописи из Дуньхуана говорится о визите буддийского монаха в Турфанское идыкутство (это уйгурское государство, образовавшееся после распада Уйгурского каганата) в 930 г. Этот источник содержит сведения о народах Центральной Азии, находящихся под управлением Турфанского идыкутства и о политической ситуации в регионе в первой половине Х в. В рукописи пишется: «Достигли карлуков, ягма, других (иной наружности) татар, которые в ходе борьбы (с уйгурами) стали вассалами. Соперничая (в своем желании) друг с другом стали подносить дань (уйгурам) жемчугом и золотом. Тюргеши в это время подносили дань лошадьми и верблюдами. Тибетцы посылали в дар драгоценные каменья и золото. Басмылы же изначально были домашней прислугой (домашними рабами). Сяцзясы (кыргызы) же изначально являлись подневольными. Все варварские племена, подобно воробьям, опасающимся ястреба, затаились в окрестностях уездных городов: подобно овцам, опасающимся тигра, во всю восхваляли наше государство, и, это, не было пустыми словами» [1, c.51]. Ибн Хордад-бех представил перечень тюркских народов, в котором он среди тюркских племен называет и тюргешей, и карлуков [2, c.144]. Эти племена по частоте их упоминания в источниках были самыми многочисленными и самыми сильными на тот период. Описывая их быт, Ибн Хордадбех отмечал, что у тюрок «нет селений и укреплений, они живут только в тюркских ребристых шатрах, в которых вместо гвоздей ремни из шкур животных и коров и которые покрыты войлоком. Они — самый искусный народ в изготовлении войлока, потому что из него их одежда… Пища их — только молоко кобылиц, и они едят их мясо, а больше всего едят дичь… И нет города из городов Хорасана, который бы не воевал с тюрками и с которым бы не воевали тюрки всех племен» [2, c.65−69].

Обширное расселение карлукских племен позволяло им вмешиваться и в борьбу населения Мавераннахра с арабами, в которой они выступали на стороне первых. В 806 г., когда вспыхнуло антиарабское восстание в Мавераннахре, карлуки оказали поддержку восставшим. В начале IX в. карлуки потерпели поражение в результате арабского похода 812 г. В середине IX в. после падения Уйгурского каганата карлукские джабгу приняли титул кагана. Территория господства карлуков охватывала земли Семиречья и восточной части Сырдарьинской области. Если обратить внимание на сведения источников, то это были в точности территории тюргешей, занимаемые ими до прихода кар-луков. Если определять терртиорию расселения тюргешей, то по Гардизи в область тюргешей «. надо идти из Невикета в Пянджикет. рядом с ним находится селение Зекет… по левую сторону от этого селения есть три других, между ним и селением Суяб. Дихкан Суяба — брат Пейгу, правящий вместе с представителем последнего. Это селение находится вблизи горы. Другое селение называют Хут-Куял; оно отстоит на 1 фарсах от первого; оно выставляет 5000 вооруженных; дихкана его называют Баглила; он по происхождению тюргеш и живет в степи. Третье селение — Далугандж; оно меньше и выставляет около 300 вооруженных; это селение также находится вблизи горы. Тюрки молятся этой горе, клянутся ею и говорят: „Это — жилище Всевышнего“; да спасет нас бог от таких речей! Если пройти этот перевал, то по левую сторону находится область тюргешей, именно тахсийцев и аз. Там есть селение, выставляющее 1000 человек вору-женных; вблизи его — другое селение, по имени Беклиг; там живет брат джабгуе. Около того перевала есть река; если переправиться через нее, приходят в землю тюрков-джикилей» [3, c.61−62]. Здесь можно отметить, что еще в IX-начале Х в. племя тухси, выделившееся когда-то из тюргешей, сохраняло свое название и не смешалось пока с карлуками. Но позднее, ал-Марвази и другие авторы причисляли тухси к карлукским племенам. Опираясь на данные ибн Хаукаля, Истахри, Гардизи, Нершахи, Табари В. Бартольд описывает земли, занимаемые кар-луками в IX—X вв. Одним из самых древних городов Таласской долины был Тараз. До середины VIII в. город оставался во власти кочевников. В 893−94 гг. Исмаил Саманид захватил Тараз и обратил главную церковь в мечеть. Во все времена Тараз сохранял свое значение как центр торговли. И до обращения города в ислам здесь шла торговля между тюрками и мусульманами. Дальше Таласа мусульмане обыкновенно не заходили, так как страна была занята кочевниками-карлуками [4, c.33]. К востоку от долины Таласа, где располагались зимовки карлуков, на границе с землями чигилей находился г. Тальхиза. О Тальхизе, сегодня это Талгар, известно, что расцвет этого города как центра экономики и культуры карлуков приходится на IX—XII вв. Большое значение сыграло и то, что город находился на торговом пути, соединявшем в средние века Восток и Запад. С принятием ислама населением города в X—XI вв. он превратился в крупный духовный центр [5, 14 б.].

Кроме карлуков, тюргешей и других упомянутых кочевых тюркских племен в Чуйской и Таласской долинах проживали пришельцы из Согда и Мавераннахра. Они также участвовали в процессах этнической консолидации и составляли население оседлых земледельческих областей. В Карлукском каганате отмечался рост городских поселений, значительная часть населения которых занималась добычей драгоценных и цветных металлов. Особенностью городских поселений Семиречья было то, что они располагались в среде кочевых племен, вследствие чего наблюдалось тесное взаимодействие кочевого и оседлого хозяйственно-культурных типов. Археологические раскопки городищ XIII—XV вв. в Южном и Центральном Казахстане представили материал о занятии населения этих территорий земледелием, что также свидетельствует о тесных взаимосвязях кочевого и оседлого элементов [6, с.15]. Кочевники обменивали на рынках городов продукты скотоводческого хозяйства, а также рабов на товары ремесленного производства и предметы роскоши для кочевой знати. С IX в. спрос на тюрков-рабов значительно возрос в связи с использованием их как личной гвардии в образовывавшихся восточных государствах. Об этом свидетельствуют источники (аль-Джахиз, Ибн Xордадбех), в которых говорится о достоинствах тюркских воинов-гвардейцев [7, c.47−69].

Города Семиречья, как известно, находились на магистрали Великого шелкового пути, шедшего из Персии через Среднюю Азию и Туркестан в Китай. Таким образом, центр карлукских владений — города Тараз, Кулан, Суяб были также центрами караванной торговли. Эти города в разное время были также военно-политическими ставками карлукских кочевых владетелей. Торговля занимала важное место в экономической жизни карлукского государства. Археологические раскопки подтверждают оживленное развитие торговли в карлук-ском каганате. В древних курганах были найдены тюргешские монеты, выпущенные в Семиречье и обнаруженные на Алтае в могильнике Кудыргэ, иранских Сузах. IX—XII вв. в истории Семиречья были отмечены расцветом городов. Об этом свидетельствуют исследования археологов, которые обратили внимание на то, что площадь, занимаемая Отраром в этот период, составляла 2000 гектаров, а также и тот факт, что дома в городах того времени строились в непосредственной близости друг от друга [8, 158−159 бб.]. антиарабский восстание карлук каганат Города Семиречья отличались тесной взаимосвязью с сельской округой. В этой связи большую площадь вокруг городов занимали поля, сады и огороды. Города были окружены длинными стенами. Это в свою очередь отражало определенную независимость городов друг от друга при общей зависимости от тюркского кагана. Что касается численности населения в городах Таласской долины и Семиречья, то по населенности она, конечно, уступала место среднеазиатским городам. По мнению О. Г. Большакова в Таразе проживало не более 10 тыс., несколько многолюднее возможно был Суяб-Ордукент. По мнению другого исследователя К. И. Петрова численность населения городов Чуйской долины колебалась от 10 до 21 тыс. [9, c.162]. При этом ал-Макдиси отмечал, что Орду — маленький город, но в нем живет туркменский (карлукский) царь, который постоянно присылает подарки владетелю Ис-фиджаба; он окружен стеной и рвом, наполненным водой; дворец его в цитадели" [10,c.185].

К X в. власть карлуков в Семиречье значительно ослабла. Изначально в Карлукском каганате не существовало твердой центральной власти. Она была разделена между отдельными владетелями областей, номинально признававших власть карлукских ябгу. Нередко владетелями оседлых районов были представители кочевой знати. Во главе отдельных владений или городов стояли фактически независимые правители, лишь номинально признававшие власть карлукского ябгу. Ал^орезми, давший толкование тюркским титулам, писал, что «царь карлуков назывался джаббуйя. Йинал-тегинэто наследник джаббуйи, и у каждого предводителя тюрок — царя или дехкана — есть йинал, то есть наследник» [11, c.219]. О самостоятельности некоторых племен свидетельствуют упоминание титулов их правителей. Правитель Тараза именовался айласом, г. Суяба — бывшей когда-то столицей тюргешей — ялан-шахом. Правители карлукского племени лабан, а по словам О. Караева и племени тухси носили титул кутегин. Они имели свои военные отряды и могли противостоять врагу. Описывая маршрут от р. Таласа до р. Чу — местности, занимаемой в древности племенами дулу, В. Бартольд, по сведениям Ибн Xордадбеха, писал о том, что один путь по Таласу шел в восточный Туркестан, другой путь — на Мерке, Аспара — к столице тюркского хана. Это о городе Суябе, располагавшемся на р. Чу (кит.Суй-е). Согласно китайским источникам Суяб или Суйшэ (Суй-е) находился на горе Цзедань по северную и южную сторону реки Кара-булак. Ибн Xордадбех называл Суяб столицей тюргешского хакана [4, c.49]. Н. Бичурин приводит следующие строки источника — китайской ди-настийной истории о правителе племени туциши (тюргеши) Учжилэ: «Учжилэ жил от Суййе на северо-запад; исподволь он завоевал Суййе, перенес сюда орду и назвал Суййе-чуань городом Гуньюе Большой орды, а при реке Или была Малая орда» [12, c.302].

Владычество карлуков в Семиречье было достаточно длительным. И после прихода к власти Караханидов в Семиречье карлуки продолжали играть здесь важную политическую роль. Этноним карлуков встречается много позднее в составе сибирского ханства Кучума, где название карлукского племени фигурирует наряду с именами аргын, жалаир, канлы, керей, кыпчак, найман, табын [13, c.74]. Конечно, столь длительное пребывание карлуков в Семиречье и на Тянь-Шане также не прошло бесследно для коренного населения этого региона. В целом, необходимо отметить тот факт, что с приходом карлуков наступает новый этап в истории западных тюрков, часть которых ушла на запад, часть осталась на прежних местах своего расселения. В этом отношении это был естественный процесс, характерный для кочевых племен Центральной Азии, когда волны вторжений одних племен приводили к вытеснению других: при этом менялся состав племенных объединений, включавших в разное время племена той или иной группы. Некоторые родоплеменные группы отрывались от основной массы своих племен и уходили в труднодоступные районы, длительное время обособляясь от всех. Другая часть сливалась, перемешивалась и растворялась в среде пришельцев. На смену господству карлуков в Семиречье пришла династия Караханидов. В научной литературе существует несколько гипотез по вопросу об этнической основе правящей династии, образовавшей державу Караханидов. Среди племен, возглавивших это государство, назывались ягма, карлуки, чигили. Однако, в состав государства Караханидов вошли также и множество других тюркских племен, среди которых с уверенностью можно назвать и племена дулу, так как основу политического образования карлуков составили племена западно-тюркского каганата. Территория державы Караханидов первоначально объединяла часть Восточного Туркестана, Семиречье до Исфиджаба, т. е. те же земли, что входили когда-то и в каганат западных тюрков и позднее в государство карлуков. Первоначально правители государства Караханидов носили титул богра-хан. В. Бартольд преложил отнести смену власти к 940 г [14, c.273]. При этом определенная часть племени карлуков также приняла участие в образовании нового государства во главе с указанной династией. Другая часть карлуков ушла в северные области Семиречья.

С началом Караханидского периода в истории тюркских племен некоторые исследователи связывают начало оформления племен, упоминание о которых становятся частыми лишь в монгольский период. Важную роль во взаимоотношениях тюркского населения Семиречья и мусульманского населения Мавераннахра играла торговля, осуществлявшаяся в пограничных городах. В конце правления Саманидов — X в. Макдиси сообщал о следующих городах долины Таласа: Тараз, Джикиль, Барсхан (к востоку от Тараза среди гор), Бехлу, Атлах, Xамукет, Шельджи, Сус, Куль, Текабкет. Из них последние названные четыре города располагались к югу от Тараза. Джикиль, Бехлу, Атлах и Xамукет — к северу на равнине. О большой роли городов Таласской долины, находившихся в центре политической жизни сменявших друг друга в Семиречье государственных образований, писал академик А. Маргулан, исследовавший исторические сюжеты эпоса «Манас». «Жырда ?те жар? ын т? рде с? реттелетін жерді? енді бір саласы — Талас бойы, Ке? к?л, Мерке, ??лан, Ашпара. Б? л Талас? лкесі де ерте заманнан орда?? рып, ?леуметтік-саяси тірші-лікті? аса? айна?ан бір орталы? ы бол? ан жер. Талас? аласы т? у баста т? рік ?а?андарыны? белгілі бір пайта? тысы, оны Рум (Византия) елшісі Земархты? жазулары ашы? сипаттайды. ?арлы? кейін ?араханды?тар д? уірінде (IX-XII) Талас оларды? Жетісуда?ы ата? ты астанасыны? бірі. Жырда, халы? а? ыздарында ата? ты батыр Манасты? ?леуметтік тіршілігі к? бінесе осы Талас, Мерке, ??лан ?алаларыны? т??ірегінде ?теді» [15, c.42]. Несомненно, в эпосе получило отражение влияние событий в государстве Караханидов, связанное в то же время с кар-лукским и даже тюркским периодами. Интересно в этой связи замечание А. Маргулана об упоминании в «Манасе» имени героя Билерек, который называется то сыном Жангара, то сыном Жаныса [15, c.59]. Взаимоотношения между отдельными племенами и родами в ранний период тюркской истории хорошо прослеживаются на материале эпоса, который является достоянием культуры всех тюркоязыч-ных народов, так как именно в эпосе получили отражение наиболее архаичные сюжеты — факты этнических взаимосвязей, которые являются многослойным явлением [16].

В научной литературе высказано немало гипотез о том, какое племя стало основателем государства Караханидов. Но в течение не столь длительного периода с VII по X вв. на территории Семиречья и Тянь-Шаня сменилось сразу три государственных образования: Тюр-гешский, Карлукский и Караханидский каганаты. Племена, входившие в состав этих политических образований, проживали на единой территории, поэтому достаточно сложно проследить, какое из них на данный момент было доминирующим. Необходимо также иметь в виду, что постоянно шел процесс ассимиляции одних племен другими, происходили не только этнические, но и политические и культурные контакты. Поэтому нередко называемые в источниках племена тюрков Семиречья включали в себя все население территории, куда входили и тухси, и карлуки, и чигили, и ягма. Поэтому одни племена могли играть важную роль в государстве, другие — второстепенную. Среди племен, сыгравших большое значение в истории государства Караханидов называются карлуки и тюргеши, бывшие в свою очередь потомками конфедерации дулу и носителями этнических компонентов, вошедших позднее, как мы думаем, в состав многих позднее образовавшихся тюркских племен. Уже в начале XI в. империя Караханидов была разделена на уделы. Борьба за Семиречье развернулась между двумя потомками Сатук Богра-хана — Али и Xаруном. Главными источниками этого периода являются сочинения Ибн ал-Асира и ат-Утби. В 1012−13 гг. в Семиречье правил Туган-хан. Одним из главных направлений внешней политики Караханидов было завоевание «неверных». В этом предприятии участвовали все подвластные Караханидам племена, в том числе и потомки племен дулу. Известно, что в 10 171 018 гг. Семиречье подверглось нападению кочевых племен, среди которых были и китаи. Однако, они были разбиты войском Туган-хана в 8 днях пути от Баласагуна. Вот выдержки из Ибн ал-Асира: Туган-хан «собрал войска и написал в остальные мусульманские области, созывая на помощь людей. И собралось к нему 120 тысяч добровольцев. Когда достигло тюрков известие о его выздоровлении, наборе войск и многочисленности его сторонников, они вернулись в свою страну. Он следовал за ними около трех месяцев, пока не настиг их, в то время как они были уверены в безопасности по причине дальности расстояния. Он нагрянул на них, убил больше 200 тысяч, а в плен взял около 100 тысяч и захватил в добычу верховых лошадей, кибитки и, кроме того золотых и серебряных сосудов и изделий Сина столько, сколько никому не доставалось, и вернулся в Баласагун» [17, c.66−67]. Туган-хан по сведениям Бейхаки правил в Семиречье до 1025 г.

В западном Семиречье (Тараз, Исфиджаб) правил Арслан-хан Мухаммед Бен Али. Сын упомянутого выше Богра-хана Xаруна Юсуф Кадыр-хан вытеснил Туган-хана из Баласагуна. Его потомки правили Семиречьем до начала XII в. «Владения Кадыр-хана Юсуфа в год его смерти, последовавшей в 1031 или 1032 г., обнимали, кроме Восточного Туркестана, Семиречье и восточную часть Сыр-Дарьинской области, именно уезды Аулиеатинский и Чимкентский; столицей его был Кашгар. Восточный Туркестан и Семиречье достались его старшему сыну Богра-тегину Сулейману, принявшему титул Арслан-хана; в Таласе и Исфиджабе стал править, с титулом Богра-хана, второй сын, Яган-тегин Мухаммед». Во внешней политике Караханиды пытались расширить свои территории на юг за Амударью. Здесь их интересы столкнулись с интересами мощного противника — государством Газне-видов. В начале XI в., потерпев окончательное поражение от Газневидов, Караханиды оставили попытки распространить свою власть за пределы Мавераннахра и граница между обоими тюркскими государствами установилась по Амударье. С этого времени, согласно ал-Утби, Караханиды заключили союз с Газневидами, который скрепился династическим браком дочери Абу Мансура Мухаммеда ибн Али Арсланхана и сыном Махмуда Газневида Масудом (1031−1041) [18, c.51−53].

Разделение Караханидского государства на западный и восточный каганаты произошло юридически в 1069—1070 гг. Это было связано с борьбой за власть между западными и восточными Караханидами. В результате неудачного похода главы восточных Караханидов Тогрул Кара-хана Юсуфа (1059−1075 гг.) в Мавераннахр был заключен мирный договор с западным правителем Караханидов Шамс аль-Мульком, согласно которому границей между двумя владениями были признан Xоджент. Вся Ферганская долина и территории к северо-востоку от Сырдарьи были включены в состав восточных Караханидов [19, c.377]. Есть мнение, что восточная граница Караханидов проходила через озера Сасык-Куль, Ала-Куль и Балхаш [20, c.112]. Земли Семиречья, таким образом, составляли основу восточной части державы Караханидов.

Преемником власти Тогрул Кара-хана стал сначала его сын Тогрул-тегин, но уже через два месяца в 1075 г. его сместил Xарун Бугра-хан, который правил Кашгаром, Xотаном и Баласагуном до 1102−03 гг. Xарун Бугра-хан признавал власть Сельджукидов (с 1089 г.), хотя признание носило номинальный характер. Известно, что Караханиды уже на рубеже XI—XII вв. (владетель Тараза Кадыр-хан Джибраил) совершали походы и в Мавераннахр, и в пределы владений сельджуков. Описание одного похода, данное Ибн ал-Асиром, нашло отражение, по мнению некоторых исследователей и в эпосе «Манас». Так, помещенный в эпосе рассказ об истреблении гузов Санжаром возможно есть описание поражения Кадыр-хана Джибраила 1102 г [21, c.41].

В целом же, рассматривая историю восточной части Караханидской державы, в составе которой находились многие тюркские племена, можно отметить, что XI—XII вв. были временем междоусобиц, свидетельствующих об отсутствии единого политического целого: во главе каждого владения стоял фактически самостоятельный правитель из династии Кара-ханидов. Этническая территория дулу — земли Таласской долины до Исфиджаба — находились в центре политической жизни Восточного каганата Караханидов.

В начале 30-х гг XII в. на территорию восточных Караханидов вторгаются кара-китаи, которых разбил великий каган Ахмед. Эти события получили отражение в эпосе «Манас», в котором описывается успешная борьба мусульман с кара-китаями. Этническая история территорий, входивших в состав Караханидов самым тесным образом была связана с карлукским объединением, что свидетельствует об активном их участии в процессе сложения новых племенных формирований, составивших в том числе и основу протоказахской народности.

  • 1. Материалы по истории киргизов и Кыргызстана: Извлечения из китайских источников II в. до н. э. — XVIII в. / Сост. К. Джусаев — Бишкек, 2003. — T.2. — 260 с.
  • 2. Ибн Xордадбех. Книга путей и стран // Пер. с араб. Н. Велихановой. — Баку: Элм, 1986. — 427 с.
  • 3. Извлечения из сочинения Гардизи «Зайн ал-ахбар» // В. В. Бартольд Сочинения в 9-ти томах. — М.: Наука, 1973. T.VIII. — С.23−63.
  • 4. Бартольд В. Отчет о поездке в Среднюю Азию с научной целью // В. В. Бартольд. Сочинения в 9-ти томах.- М.: ГРВЛ Наука, 1966. — T.IV. — С.21−95.
  • 5. Сыздыков С. М. ?арл? еліні? ?алалары // ?аза? тарихы. — 1994. — № 6. — С.13−19.
  • 6. Жолдасбаев С. Материальная культура казахов XV—XVIII вв. (по археологическим данным). — Автореферат диссер. на соискание уч. ст. канд. ист. наук. — Алма-Ата, 1975. — 32 с.
  • 7. История Казахстана в арабских источниках. Арабские географы и путешественники IX—XII вв. / Вступительная статья, перевод с арабского, комментарии, тексты и факсимиле Б. Е. Кумеков, Р. Б. Кумекова. — Алматы: Дайк-Пресс, 2010. — Т.2. — 128 с.
  • 8. Байпа? ов К., Н? ржанов ?. ?лы Жібек жолы ж? не орта-?асырлы? ?аза?стан. — Алматы: ?аза?стан, 1992. — 204 б.
  • 9. Петров К. И. Очерки социально-экономической истории Киргизии VI-начала XIII в. — Фрунзе: Илим, 1981. 234 с.
  • 10. Извлечения из «Ахсан ат-такасим фи-ма'рифат ал-акалим ад-Макдиси и Масуди // Материалы по истории туркмен и Туркмении. — М.-Л.: АН СССР, 1939. — Т.1. — C. 166 -208.
  • 11. Извлечения из «Мафатих ал-улум» Абу-Абдал-лаха ал^орезми // Материалы по истории туркмен и Туркмении. — М.-Л.: АН СССР, 1939. — Т.1. — C. 217−219.
  • 12. Бичурин Н. Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. — Алматы: ТОО «Жалын баспасы», 1998. — Т.1. — LLXIV. — 390 с.
  • 13. Абдиров М. Xан Кучум: известный и неизвестный. — Алматы: Жалын, 1996. — 180 с.
  • 14. Бартольд В. В. Статьи и рецензии. Н. А. Аристов, Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей и сведения об их численности (1897) // В. В. Бартольд Сочинения в 9-ти томах. — М.: Наука, 1968. — Т.5. С.266−280.
  • 15. Мар?? лан ?. Шо? ан ж? не «Манас» жырыны? Шо? ан жазып ал? ан н? х?асы туралы зерттеу. — Алматы: Жазушы, 1971. — 164 б.
  • 16. Айдаркулов К. А. Этнические связи киргизов с народами Центральной Азии (по материалам эпоса «Се-метей») // Историко-культурные связи народов Центральной Азии. [Сб.ст.] / Отв.ред. Ш. Б. Чимитдоржиев. — Улан-Удэ: БФ СО АН СССР, 1983. — С.84−90.
  • 17. Материалы по истории киргизов и Киргизии / Отв. ред. В. А. Ромодин. 2-е изд. / Кыргызско-турецкий университет «Манас». — Бишкек, 2002. — T.1. — 315 с.
  • 18. Абу Наср Мухаммад ибн Абд ал-Джаббари ал-Утби. Тарих-и Йамини (Десница державы) // Материалы по истории Средней и Центральной Азии X—XIX вв. -Ташкент: Фан, 1988. — С.24−57.
  • 19. Бартольд В. В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия // В. В. Бартольд Сочинения в 9-ти томах. — М.: Наука, 1963. — Т.1. — 759 с.
  • 20. Караев О. История Караханидского каганата (XXIII вв.). — Фрунзе: Илим, 1983. — 301 с.
  • 21. Маджму ат-таварих. Собрание историй / Подгот. к изд. А. Г. Тагирджанов. — Л.: ЛГУ, 1960. — 126 с.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой