Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Программа социологического исследования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Произведя процедуру интерпретации понятий, можно переходить к формулированию гипотез исследования. Гипотеза — это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо фактов, явлений и процессов, которые надо подтвердить или опровергнуть. С точки зрения задачи исследования, гипотезы подразделяются на основные и неосновные. По степени разработанности и обоснованности различают первичные… Читать ещё >

Программа социологического исследования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Программа социологического исследования — теоретикометодологический документ, дающий теоретическое обоснование методологическим подходам, методики и техники изучения объекта и предмета анализа. Иначе говоря, программа включает теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения конкретного социологического явления или процесса. Методологическая часть программы включает в себя формулировку и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования; методическая часть — определение обследуемой совокупности, характеристику используемых методов сбора первичной информации, логические схемы ее обработки на ЭВМ. Рассмотрим последовательно наиболее значимые из указанных элементов.

Методологическая часть программы

Разработка программы начинается с того, что является исходным пунктом всякого исследования — проблемной ситуации. При этом можно выделить две стороны проблемы: гносеологическую и предметную. В гносеологическом смысле (т.е. с точки зрения познавательного процесса) — проблемная ситуация представляет собой противоречие между знанием о потребностях людей и каких-то результативных практических и теоретических действиях и незнанием путей, средств, методов, способов, приемов реализации этих необходимых действий. Предметная сторона проблемы — это социальная дезорганизация, противоречие или конфликт интересов социальных групп, общностей, институтов. Предметная и гносеологическая стороны социологического исследования тесно взаимосвязаны. Например, в исследовании корпуса профессиональных юристов, проведенного лабораторией юридических исследований НИИ комплексных социальных исследований ЛГУ в самом начале 1990;х гг., в качестве проблемной предметной ситуации был определен процесс ухода судей, который на то время принял угрожающие размеры. Одновременно это была и гносеологическая проблема, поскольку не были достаточно ясны причины, по которым возникала напряженность (выяснение причин ухода судей из правосудия и стало основной целью исследования)[1].

Постановка (формулирование) проблемы имеет своим следствием обозначение объекта и предмета исследования. Объект социологического исследования — это то, на что направлен процесс познания. Иными словами, объектом может быть все то, что явно или неявно содержит социальное противоречие и порождает проблемную ситуацию. Помимо объекта, выделяется также предмет изучения, или те наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению. Обычно предмет исследования содержит в себе центральный вопрос проблемы, связанный с предположением о возможности обнаружить в нем закономерность или центральную тенденцию. Постановка такого вопроса является источником выдвижения рабочих гипотез. В целом же, формулировка проблемы и связанное с ней выделение объекта и предмета исследования — первый шаг в разработке программы.

Далее определяются цель социологического исследования и его задачи. Цель — это общая направленность исследования, проект действия и его результат. Она может иметь как теоретический, так и практический, прикладной характер. Задачи конкретизируют цель, определяют средства ее достижения, формулируют вопросы, на которые должен быть получен ответ для реализации целей исследования. Задачи могут быть основными и неосновными или дополнительными: основные задачи исследования отвечают его целевой установке, дополнительные — могут ставиться для подготовки будущих исследований, проверки побочных, не связанных с данной проблемой гипотез, для решения каких-то методических вопросов. Важной составляющей программы социологического исследования является уточнение и интерпретация основных понятий. При разработке программы необходимо выделить ключевые (центральные) понятия, выражающие принципиальные, смысловые значения проблемы. Именно они и подвергаются обычно интерпретации. Это позволяет не только точно сформулировать гипотезы, но и проверить их на базе фактических данных. Итак, интерпретация понятий — это определение главных сторон предмета исследования путем выделения (поиска значений) такого понятия, которое наиболее полно и точно выражает суть предмета исследования.

Произведя процедуру интерпретации понятий, можно переходить к формулированию гипотез исследования. Гипотеза — это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо фактов, явлений и процессов, которые надо подтвердить или опровергнуть. С точки зрения задачи исследования, гипотезы подразделяются на основные и неосновные. По степени разработанности и обоснованности различают первичные и вторичные гипотезы. Вторичные выдвигаются взамен первичных, если те опровергаются эмпирическими данными. Хорошее исследование обычно опирается на целую серию альтернативных гипотез. По содержанию различают описательные и объяснительные гипотезы. Описательные гипотезы — это предположения о характере связей между отдельными элементами изучаемого объекта (структурные гипотезы), о степени тесноты этих связей (функциональные гипотезы), о существенных свойствах группы объектов (классификационные гипотезы). Что же касается объяснительных гипотез, то они относятся к предположениям о существенных свойствах объектов и причинно-следственных зависимостях в изучаемых социальных процессах и явлениях. Это наиболее сильные гипотезы, требующие экспериментальной проверки[2].

В эмпирической социологии формулируются некоторые общие требования, которым должна удовлетворять удачная гипотеза, подлежащая прямой эмпирической проверке. Прежде всего, гипотеза не должна содержать понятий, которые не получили эмпирической интерпретации, иначе она непроверяема. Кроме того, гипотеза должна отличаться логической стройностью и простотой, она должна быть принципиально проверяема при данном уровне теоретических знаний, методической оснащенности и практических возможностях исследования. Продуктивная гипотеза уже в самой формулировке содержит четкое указание на способ ее проверки в конкретном социологическом исследовании. Это требование подводит итог всем предыдущим. Оно предполагает, что формулировке гипотезы нет неясных терминов, четко обозначена ожидаемая связь событий, проверка предположения не вызывает трудностей со стороны методов и организационных возможностей. В целом, формулирование качественной гипотезы, отвечающей всем предъявляемым к ней требованиям, — задача сложная, предполагающая настойчивую, кропотливую творческую работу. Необходимо отметить, что в рамках исследовательской программы внимание социолога должно быть сосредоточено, прежде всего, на разработке центральной, ориентирующей всю работу гипотезе и вытекающих из ее содержания проверяемых следствий[3]. После этапа выдвижения гипотез можно переходить к следующей задаче — выбору способов их проверки, т. е. к определению метода или методов, которыми исследователь будет пользоваться для получения той эмпирической информации, которую он намерен обнаружить в соответствии с описанием проблемной ситуации, определением цели и задач исследования. Однако прежде следует определить тип и способы выборки.

  • [1] См.: Гревцов Ю. И. Социология права. — СПб., 2001. С. 280.
  • [2] См.: Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. — Самара, 1995. С. 62.
  • [3] См.: Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. — Самара, 1995. С. 63—64.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой