Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Мир политического, политические системы и режимы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Дух единения государственного и общественного начал, подчинения интересов индивида благу общества наиболее ярко выражал распространенный в древнегреческих городах-государствах институт остракизма. Суть его заключалась в том, что гражданина полиса, обвиненного в совершении какого-либо проступка или преступления, в зависимости от тяжести вины наказывали изгнанием из города-государства… Читать ещё >

Мир политического, политические системы и режимы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

МИР ПОЛИТИЧЕСКОГО: ОСНОВНЫЕ ВЕХИ ФОРМИРОВАНИЯ И СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Нс существует и нс может существовать какого бы то ни было аполитического общества, поскольку все сферы и формы общественной жизни и деятельности в той или иной степени пронизаны политическим началом. В связи с этим выделение мира политического из всей совокупности общественных институтов и отношений, постижение смысла политических феноменов представляет собой трудную, но крайне важную для общества задачу. Именно в мире политического разрабатываются политические программы и платформы, идейно-политические установки, политические стратегии, пути, формы и средства их реализации.

Основные этапы формирования мира политического

Попытаемся выяснить, какое именно содержание вкладывается в понятие «политическое» и связанные с ним понятия «мир политического», «политическая сфера» (или «политическая подсистема»). Термины «политика», «политическое» восходят к древнегреческому слову polis (город-государство) и производным от него politea (конституция), politicos (гражданин, государственный деятель). В античной Греции словом polis обозначалась вся многообразная — экономическая, духовная, политическая — жизнь общества. Иначе говоря, общество, т. е. совместная человеческая жизнь во всех ее формах и проявлениях, мыслилось как нераздельное целое с государством.

Как сложилось подобное представление, соединяющее общество и государство в одном понятии?

В этом процессе можно выделить три основных этапа, которые в целом совпадают с этапами формирования и институционализации политологии: 1) Античность и Средневековье, 2) Новое время до середины XIX в. и 3) с середины XIX по начало XX в.

Во времена Античности и Средневековья вся практическая жизнь людей, их духовное самоощущение и миросозерцание характеризовались целостностью и нерасчлененностыо, что, несомненно, не предполагало социальной гармонии, отсутствия в жизни общества противоречий и конфликтов. Но как природа была для человека античности, по выражению поэта, «храмом всех богов», так и полис — поприщем, на котором гражданин выступал в качестве законодателя и подданного, священнослужителя и прихожанина, земледельца, ремесленника и философа одновременно. Так, например, культурное начало, философия, литература, изобразительное искусство, музыка пронизывали и хозяйство, и право, и повседневную жизнь людей. Скажем, древнегреческий театр — это в равной мере и храм искусств, и политический форум.

Не было разделения между законодательной и исполнительной ветвями власти, властью и законом. Толкование и исполнение закона входило в прерогативы самого государства. Эту идею с полной определенностью сформулировал Аристотель, в представлении которого более важным является благо не отдельно взятого человека, а государства. Аристотелю принадлежат знаменитые слова о том, что человек по природе своей есть существо политическое; это было равнозначно утверждению: человек по природе своей есть существо общественное.

Дух единения государственного и общественного начал, подчинения интересов индивида благу общества наиболее ярко выражал распространенный в древнегреческих городах-государствах институт остракизма. Суть его заключалась в том, что гражданина полиса, обвиненного в совершении какого-либо проступка или преступления, в зависимости от тяжести вины наказывали изгнанием из города-государства на определенный срок или навечно. Причем, для того чтобы подвергнуть человека такому наказанию, не требовалось предъявления ему конкретного обвинения, доказательства вины и уж тем более не предусматривалось право на защиту и обжалование приговора. Подвергавшиеся остракизму лица часто обрекались на изгнание просто потому, что сограждане пожелали избавиться от них. Сам институт остракизма символизировал неограниченную власть общины над жизнью индивида, отсутствие у гражданина права выступать против воли сообщества.

Когда суд приговорил, например, великого мыслителя древности Сократа к смертной казни за безбожие, философ не только не пытался оспорить приговор, но и отказался совершить подготовленный друзьями побег. Приняв чашу с цикутой (смертельным ядом), Сократ исполнил свой нравственный и гражданский долг, полагая недопустимым не подчиняться закону, не следовать воле афинского народа.

Приобретение все более растущей самостоятельности миром политического началось на сравнительно позднем этапе, а именно с переходом наиболее продвинутых в своем развитии стран Запада на путь формирования буржуазной системы политической самоорганизации общества. Речь идет о разграничении трех основных подсистем человеческого социума — экономической, гражданского общества и политической, — которое окончательно институционализировалось в XVIII—XIX вв. Только с этого исторического момента и можно вести речь о мире политического как самостоятельной подсистеме, отделенной как от экономических институтов, так и от гражданского общества. Особую актуальность проблема разграничения мира политического от остальных подсистем социально-политической системы приобрела с формированием и утверждением во все более растущем количестве стран политической демократии и правового государства. В XX в.

этот процесс, начавшийся в развитых странах Запада, получил дальнейшее развитие, охватив новые страны и регионы.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой