Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Функциональные сферы предпринимательской логистики

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как известно, необходимость обеспечения производства сырьем, материалами, топливом и энергией существовала всегда, при всех способах его организации. Однако лишь в условиях, когда производство в результате углубления общественного разделения труда стало иметь товарный характер, материально-техническое снабжение выделилось в самостоятельный процесс. Сущность этого процесса заключается… Читать ещё >

Функциональные сферы предпринимательской логистики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Образовательные установки:

знать

  • • функции логистики в организации производства и товарного обращения;
  • • логистические процессы в сфере материально-технического снабжения, производства и сбыта;

уметь

• ставить и решать задачи формирования потоков и запасов;

владеть

• инструментарием логистики снабжения, внутрипроизводственной логистики, сбытовой логистики.

Ключевые термины

Процесс материально-технического снабжения. Логистика снабжения. Функциональный цикл логистики снабжения. Цепь снабжения. • Производственный процесс. Поточное производство. Внутрипроизводственная логистика. Функциональный цикл внутрипроизводственной логистики. Внутрипроизводственная цепь. Внутрипроизводственное снабжение. • Процесс распределения. Коммерческое распределение. Канальное распределение. Физическое распределение. • Сбытовая логистика. Функциональный цикл сбытовой логистики. Цепь поставок. Маркетинговая логистика. Совокупный материальный поток. • Интегрированная логистическая цепь.

Логистика снабжения

Функциональные сферы логистики соотносятся со стадиями воспроизводственного цикла товара.

Логистика снабжения формирует самостоятельную область логистики, цель которой выражается в удовлетворении потребности производства в материально-технических ресурсах с максимально возможной эффективностью. Объектом ее изучения является процесс материально-технического снабжения, а предмет составляют организационно-экономические отношения, возникающие в связи с формированием и обеспечением движения входных потоков материально-технических ресурсов и материальных запасов, обеспечивающих деятельность хозяйствующих субъектов.

Логистика снабжения обнаруживает смысловое единство с материально-техническим снабжением, определение которого исторически прочно закрепилось в экономической литературе. В связи с этим понимание задач современной логистики снабжения связывается с осуществлением принципов организации своевременного, комплектного, надежного, качественного и эффективного снабжения предприятия материально-техническими ресурсами. При этом необходимо учитывать, что материально-техническое снабжение имеет свои характерные особенности, как в технологии обеспечения производства необходимыми ресурсами, так и в методах управления этим комплексным процессом и его составляющими. Например, на практике вводится понятие внутрипроизводственного снабжения[1].

Логистика снабжения — это способ организации снабжения предприятия материально-техническими ресурсами, реализующий принципы и правила логистики совместно с принципами снабжения при осуществлении процессов закупки (приобретения), доставки на предприятие, хранения и подачи к месту производственного потребления.

В условиях рыночной экономики обеспечение производства материально-техническими ресурсами на принципах логистики предусматривает построение цепей снабжения как структурной основы и одновременно формы проявления действия логистических систем. В связи с этим возникает необходимость в более точном установлении функциональных особенностей применения инструментария логистики в организации материально-технического снабжения предприятий.

Анализ специальной экономической литературы, изданной как в нашей стране, так и за рубежом, показывает, что в настоящее время отсутствует единый подход к соотношению логистики и материально-технического снабжения. Достаточно часто функции логистики механически объединяют с функциями материально-технического снабжения. При этом одни авторы рассматривают логистику как синоним материально-технического обеспечения в рыночной экономике, другие характеризуют материально-техническое снабжение как составную часть логистики, зачастую именуемую логистикой «на входе», третьи считают, что логистика реализует комплексную функцию по отношению к снабжению, производству и сбыту и т. д.[2]. Изучая используемую в литературе и практической деятельности терминологию, М. Линдере и X. Фирон в своей фундаментальной работе «Управление снабжением и запасами. Логистика» отмечают: «Такие термины, как „закупка“, „поставка“, „снабжение“, „цепь снабжения“, „материальная часть“, „управление сырьем“, „поиск источников снабжения“ и „логистика“, почти взаимозаменяемы. Единого мнения по определению каждого из этих терминов не существует, и менеджеры государственных и частных компаний могут иметь одинаковые обязанности, но различные названия должностей»[3].

Наличие множества отличающихся друг от друга подходов к определению соотношения и зон функционального применения логистики и материально-технического снабжения обусловлено прежде всего эволюционным развитием теории, сложностью и многообразием отражаемых этими категориями экономических процессов. В нашей стране более широкое распространение, как в хозяйственном, так и в научном обороте, получил термин «материально-техническое снабжение», что было обусловлено особенностями функционирования национальной экономики на принципах централизации управления. И лишь с начала 1990;х гг. в России стали развиваться логистическая концепция и применяться логистический подход в различных сферах деятельности отечественных предпринимательских структур, в том числе и в сфере материально-технического снабжения.

Содержательные характеристики логистики материальнотехнического снабжения определяет ее современная трактовка, основанная на двуедином подходе. Согласно этому подходу логистика может применяться двояко: с одной стороны — как способ рациональной организации предпринимательской деятельности (и (или) организации рационального взаимодействия независимых субъектов предпринимательства), с другой стороны — как система управления экономическими потоковыми процессами, прежде всего бизнес-процессами[4]. Возможность использования двуединого подхода в отношении логистики материально-технического снабжения обусловливается тем, что снабжение может рассматриваться и как обслуживающая производственный процесс деятельность, связанная с приобретением исходных факторов производства, и как отдельный вид бизнеса, имеющий ярко выраженный потоково-процессный характер.

Современный взгляд на материально-техническое снабжение позволяет установить следующее:

  • • материально-техническое снабжение является важнейшей стадией воспроизводственного цикла, предшествующей и (или) сопутствующей непосредственному изготовлению продукции/услуг;
  • • цель материально-технического снабжения заключается в обеспечении производства необходимыми материально-техническими ресурсами, поэтому материально-техническое обеспечение может рассматриваться аналогом материально-технического снабжения;
  • • материально-техническое снабжение как потоковый процесс складывается из закупки и доставки и реализуется несколькими последовательными этапами работ: от определения потребности в ресурсах до их подготовки к производственному потреблению;
  • • в процессе материально-технического снабжения участвуют как минимум два хозяйствующих субъекта — производитель и потребитель продукции производственно-технического назначения, взаимодействие которых строится на основе товарообменных отношений;
  • • доведение продукции производственно-технического назначения от производителей до потребителей может осуществляться при участии специализированных коммерческих посредников — предприятий оптовой торговли и (или) снабженческо-сбытовых организаций, в своей совокупности составляющих самостоятельную отрасль экономики.

Как известно, необходимость обеспечения производства сырьем, материалами, топливом и энергией существовала всегда, при всех способах его организации. Однако лишь в условиях, когда производство в результате углубления общественного разделения труда стало иметь товарный характер, материально-техническое снабжение выделилось в самостоятельный процесс. Сущность этого процесса заключается в планомерном товарно-денежном обмене, совершаемом между экономически самостоятельными хозяйствующими субъектами. При этом планомерный характер обмена обусловливается тем, что материально-техническое обеспечение производства осуществляется, как правило, на основе заранее выявленной потребности в материально-технических ресурсах. Обмен может быть реализован как непосредственно в процессе купли-продажи товаров, так и в результате предварительных распределительных отношений, направленных на удовлетворение государственных, общественных и (или) внутренних потребностей. Часть процесса обеспечения потребителей товарами производственно-технического назначения, которая осуществляется с использованием распределительных отношений, реализуется на практике в виде государственных закупок этих товаров, а также путем установления внутренних производственно-технологических кооперационных связей по поставкам продукции на основе трансферных цен.

Именно товарообменный характер материально-технического снабжения служит основной причиной ограниченного подхода к восприятию форм его проявления в рыночной среде. Так, среди отечественных и зарубежных специалистов достаточно распространенным является мнение о том, что материально-техническое обеспечение «в условиях рынка представляет собой закупку материально-технических ресурсов»[5], а следовательно, специфику использования логистического подхода в снабжении характеризуют понятия «закупочная логистика» или «логистика закупок». В смежной с логистикой теории маркетинга с «закупками для нужд предприятия» чаще всего соотносится «процесс принятия решения, посредством которого официальная организация констатирует наличие нужды в закупаемых со стороны товарах и услугах, а также выявляет, оценивает и отбирает конкретные марки товаров и конкретных поставщиков из числа имеющихся на рынке»[6]. Практически аналогичным образом термин «закупки» определяется и в теории логистики: в самом общем смысле он «описывает процесс покупки: осознание необходимости, поиск и выбор поставщика, переговоры по цене, а также прочие условия, например, связанные с доставкой товара»[7].

Однако помимо покупки существует множество других, альтернативных способов приобретения необходимых для производства материально-технических ресурсов, например: аренда оборудования и помещений, лизинг, подряд на выполнение работ или оказание услуг, а также толлинг и иные менее распространенные формы снабжения. Поэтому в рыночной среде материально-техническое обеспечение предприятия не может и не должно ограничиваться закупочными операциями и, следовательно, ошибочно воспринимать логистику снабжения лишь как закупочную логистику. Правильнее согласиться с точкой зрения тех специалистов, которые считают, что «задачу снабжения целесообразно рассматривать не только как приобретение исходных ресурсов исключительно в собственность или обеспечение их физического наличия. Задача снабжения заключается в том, чтобы гарантировать возможность получения ресурсов, необходимых для процесса производства»[8]. Такая установка проистекает от действия принципов материально-технического снабжения и обусловлена прежде всего высоким уровнем затрат на приобретение, доставку и хранение материальных ресурсов в себестоимости изготавливаемой продукции. По некоторым данным, материальные затраты в промышленности составляют до 50% всех расходов, а в отдельных отраслях их удельный вес увеличивается до 80−90%; при этом издержки, связанные с хранением материалов на складах (аренда, налоги, потери при хранении, порча, страховка и пр.), достигают 10−15% к сумме расходов на приобретение материалов[9].

Усиление конкуренции, как на внутреннем, так и на мировом рынке, превратило материально-техническое снабжение в один из важнейших источников конкурентных преимуществ предприятия, реализуемых путем оптимизации его материальных и транспортно-складских затрат. По мнению французских специалистов Э. Мате и Д. Тиксье, авторов работы «Материально-техническое обеспечение деятельности предприятия», трансформация роли снабжения видна из его определения: «Если прежде под материально-техническим обеспечением понимались лишь операции, связанные с перемещением физических объектов, то ныне — способы и методы координации отношений компании с ее поставщиками и клиентами в конкурентной среде»[10]. В современных условиях к материально-техническому снабжению предъявляется поистине логистическое требование — поиск наилучшего «ответа» фирмы на «вызов» рынка при минимальных издержках.

Основная идея состоит в том, что логистика должна способствовать превращению снабжения из функции в бизнеспроцесс, ориентированный на создание ценности. В задачи логистики снабжения входят[11]:

  • • определение потребности в материально-технических ресурсах;
  • • исследование рынка закупок;
  • • оценка и выбор поставщиков;
  • • осуществление закупок (приобретения) материальнотехнических ресурсов;
  • • контроль и оценка выполнения закупок;
  • • подготовка бюджета закупок; и др.

Как самостоятельный, инновационный способ организации процесса материально-технического снабжения логистика снабжения описывается функциональным циклом. Типовая конфигурация функционального цикла логистики снабжения представлена на рис. 4.1[12].

Функциональный цикл логистики снабжения.

Рис. 4.1. Функциональный цикл логистики снабжения.

Основными этапами работ в функциональном цикле логистики снабжения предстают:

  • • обработка заказа производства на обеспечение материально-техническими ресурсами;
  • • определение производственной или иной потребности предприятия в материально-технических ресурсах и услугах;
  • • выбор поставщиков;
  • • размещение заказа на приобретение (закупку) материально-технических ресурсов и их доставку;
  • • комплектация заказа поставщиком и отгрузка материально-технических ресурсов;
  • • доставка материально-технических ресурсов;
  • • количественная и качественная приемка материальнотехнических ресурсов получателем.

Обработка заказа производства на обеспечение материально-техническими ресурсами (в западной терминологии — программирование заказа) предусматривает выполнение аналитических работ, в ходе которых следует[13]:

  • • выяснить историю предъявления спроса на материально-технические ресурсы, опираясь на его постоянный мониторинг;
  • • установить номенклатуру и ассортимент товарно-материальных ценностей;
  • • проанализировать соответствие предъявленного спроса реальному по каждой номенклатурной позиции за один и тот же срок;
  • • выполнить обобщенные расчеты и вести наблюдение за отклонением реального спроса от расчетного в течение строго ограниченного периода времени.

Определение потребности производственного предприятия в материально-технических ресурсах и производственных услугах является одной из наиболее важных составляющих функционального цикла логистики. Размер и вид потребности служат основанием для выбора условий доставки материально-технических ресурсов, например, в соответствии с ритмом запуска, производственным циклом изготовления изделия. Возможные колебания потребностей и сроков поставок обусловливают необходимость непрерывного контроля за уровнем производственных запасов.

Обоснование потребностей в материально-технических ресурсах предполагает выбор метода их расчета. Выбор в каждом отдельном случае определяется особенностями потребления материально-технических ресурсов и наличием необходимых для расчета данных. Основными методами расчета потребности являются:

  • • метод прямого счета (имеет несколько разновидностей, а именно — поиздельный, подетальный, по аналогии, по типовым представителям);
  • • расчет потребности па основе данных о рецептурном составе производимой продукции;
  • • расчет потребности на основе нормативных сроков износа или других показателей, например, на единицу оборудования, на квадратный метр производственной площади (используется для обоснования потребностей во вспомогательных материалах);
  • • расчет потребности на основе формул химических реакций (используется для обоснования потребностей химической и других смежных отраслей промышленности);
  • • экономико-статистический метод (прогнозирование потребности).

Расчетной базой для определения потребности в материально-технических ресурсах служит производственная программа предприятия. На ее основе устанавливается потребность в материально-технических ресурсах для основного производства.

При обосновании потребности учитываются мероприятия, включаемые в план инновационного развития производства. Внедрение современных технологий и новой техники сопутствует применению новых основных и вспомогательных материалов, оборудования, инструментов, оснастки и др.

Обоснование потребности в материально-технических ресурсах по конкретным номенклатурным позициям материалов, подлежащих закупке в расчетном периоде, производится согласно следующей методике:

Функциональные сферы предпринимательской логистики.

где Функциональные сферы предпринимательской логистики. - количество закупаемого материала определенного вида; Функциональные сферы предпринимательской логистики. - потребность в этом материале для выполнения плана; Функциональные сферы предпринимательской логистики. - запас материала на складе, ожидаемый на конец расчетного периода; Функциональные сферы предпринимательской логистики. - запас материала (фактический остаток) на начало этого же периода;

Функциональные сферы предпринимательской логистики.

где Функциональные сферы предпринимательской логистики. - плановая потребность основного производства; Функциональные сферы предпринимательской логистики. - плановая потребность вспомогательного производства; Функциональные сферы предпринимательской логистики. - плановая потребность в материалах для обеспечения капитального строительства и инновационного развития производства; Функциональные сферы предпринимательской логистики. — потребность в материалах для выполнения прочих работ.

Выбор внешних источников поставок (поставщиков) зависит от многих обстоятельств, но существует набор обязательных параметров, по которым оценивается потенциальный поставщик — финансы, производственные мощности и оборудование, человеческие ресурсы, качество поставки, результаты деятельности, защита окружающей среды и этические правила, информационные технологии[14]. Большинство этих параметров относится к категории отчетных данных и не предполагает организации специального мониторинга со стороны службы снабжения или закупки предприятия-покупателя. Исключение составляет параметр качества поставки, который является одним из важнейших и требует постоянного контроля. По итогам контроля качества поставки могут быть составлены рейтинги поставщиков (табл. 4.1).

Таблица 4.1

Возможные уровни рейтингов поставщиков

Уровень рейтинга.

Требования к поставщику.

Высший.

Поставка осуществляется в срок согласно договорным обязательствам без экспедирования.

Поставщик обычно соглашается на требуемые сроки поставки.

Хороший.

Поставка осуществляется в срок без существенного контроля.

Поставщик часто соглашается с требуемыми сроками поставки.

Удовлетворительный.

Сроки поставки в отдельных случаях срываются, требуется значительный контроль.

Неудовлетворительный.

Сроки поставки часто срываются, договорные отношения выполняются редко, необходимы постоянные действия по ускорению.

Меры воздействия на поставщиков определяются на основе анализа расхождений между требованиями к поставщикам и эффективности их поставок. В зависимости от степени такого расхождения прорабатываются следующие альтернативы: смена поставщика, воздействие на существующего поставщика, начало работ с потенциальным поставщиком и др. Выбор альтернативы зависит от товара или товарной группы, которые предприятие получает от поставщика. Если речь идет о стандартных, некритических материалах, то смена поставщика сопровождается незначительными затратами и может представлять собой предпочтительную стратегию. Смена поставщика в условиях взаимозависимости, наличия долгосрочных хозяйственных связей или реализации комплексных стратегий снабжения, наоборот, связана с высокими затратами.

Воздействие на поставщика может быть активным (стимулирование поставщика, т. е. оказание логистической и иной поддержки, консультирование по стратегическим вопросам, партнерство) и пассивным (содействие конкуренции между поставщиками взаимозаменяемых материалов и т. п.).

Выстраивание взаимоотношений с поставщиками производится на основе трех основных типов стратегий (табл. 4.2).

Таблица 4.2

Стратегии выстраивания взаимоотношений с поставщиками

Стратегия выстраивания отношений.

Факторы, определяющие ее использование.

Стратегия прогресса отношений с поставщиками (повышение объемов поставок).

Переход на производственное потребление новых материально-технических ресурсов.

Внедрение новых технологий.

Переход на долгосрочные поставки.

Выделение стратегических поставщиков.

Реализация проектов по снижению цены закупок в течение срока действия договора поставки.

Стратегия укрепления отношений с поставщиками (выбора).

Поставщик хорошо зарекомендовал себя.

Постоянство объема закупок.

Проекты по рационализации закупок.

Возможность привлечения альтернативных поставщиков.

Стратегия ухода от тесных взаимоотношений с поставщиками (снижение объемов поставок).

Новые проекты с этим поставщиком не планируются.

Производственные заказы на поставку отменяются.

Поддержка существующего уровня цен.

Работа с альтернативными поставщиками.

В зависимости от стратегии построения взаимоотношений с поставщиками с учетом значимости приобретаемых материально-технических ресурсов и степени риска при выборе поставщиков применяются два основных подхода: выбор на основе сравнения коммерческих предложений; выбор на основе общей оценки поставщика.

Для простых стандартных (неинвестиционных) материально-технических ресурсов с низким уровнем риска достаточно простого сравнения коммерческих предложений. Цены на материально-технические ресурсы такого типа и сами риски можно снизить, используя несколько источников снабжения и создавая конкуренцию между поставщиками.

Для стратегически важных и технологически сложных (инвестиционных) материально-технических ресурсов с высоким риском при поставках требуется проводить общую оценку поставщиков. Как правило, для материальнотехнических ресурсов такого типа необходимы минимальное количество поставщиков и долгосрочные партнерские отношения.

Опыт ведущих зарубежных компаний, в частности, корпорации Siemens показывает, что критерии оценки выбора поставщиков ранжируются по нескольким уровням[15] (табл. 4.3).

Таблица 4.3

Критерии оценки выбора поставщиков

Уровень критериев.

Содержание критериев (показатели).

I.

Маркетинг: цена/издержки; качество поставляемой продукции; логистика; технологии; специфика предпринимательской деятельности.

II.

Показатели производственной деятельности поставщика; система обеспечения качества; логистическая система; уровень и качество предоставляемых логистических услуг; технические оценки современного и будущего периодов.

III.

Критерии (показатели), определенные специально для данного предприятия.

Выбор поставщиков независимо от вида и веса критериев должен осуществляться по двум основным направлениям: оценка предлагаемых поставщиком товаров и услуг; оценка эффективности предпринимательской деятельности поставщика.

Оценка и последующий выбор поставщиков должны выполняться действием команды, а не одного лица. Один даже очень крупный отдел материально-технического снабжения не в состоянии провести полную оценку поставщиков, поэтому отделы материально-технического снабжения, управления качеством, производства, планирования, ценообразования, ремонтные службы и другие должны проводить работы совместными усилиями в интересах развития бизнеса.

Пример[16]

Первым автоконцерном, отношения которого с контрагентами не понравились антимонопольным чиновникам, стала BMW. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) обвинила российскую «дочку» концерна в нарушении закона о конкуренции из-за эксклюзивного контракта с поставщиком оборудования для дилерских шоурумов и сервисов.

Дело в отношении ООО «БМВ Русланд трейдинг» и ООО «ТД «Эквинет» по признакам нарушения ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-?3 «О защите конкуренции» ФАС возбудила в марте 2012 г. В ФАС пожаловалась Ассоциация дистрибуторов и производителей автосервисного оборудования. Дело в том, что в 2010 г. ООО «БМВ Русланд трейдинг» заключило эксклюзивный договор с ООО «ТД «Эквинет» на поставку элементов корпоративной символики, мебели и сервисного оборудования российским официальным дилерам и авторизованным сервисным центрам компании BMW. Представителей ассоциации обеспокоило, что права ее членов могут быть нарушены — официальные дилеры и сервисные центры BMW не смогут самостоятельно закупать оборудование.

ФАС пришла к выводу, что в результате заключения соглашения между ООО «БМВ Русланд трейдинг» и ООО «ТД «Эквинет» российские дилерские центры ограничены в выборе продукции, вынуждены нести дополнительные издержки из-за необходимости оплачивать торговые услуги ООО «ТД «Эквинет». В Интернете сотрудники ФАС обнаружили перечень одобренного BMW оборудования для применения официальными дилерами и сервисными станциями компании во всем мире.

Введение

дополнительных ограничений для сервисных центров в выборе поставщика оборудования не оправданно экономически либо технологически, пришла к выводу служба.

" Так называемый брендбук существует у всех автоконцернов, в нем прописано, каким образом должен выглядеть шоурум и сервисный центр" , — говорит Олег Дацкив, гендиректор Auto-Dealer.ru. Но контроль со стороны автоконцернов обычно сводится «лишь к цвету плитки или мебели, а не к выбору конкретного поставщика» , — отмечает Дацкив. Большинство автопроизводителей рекомендуют список производителей сервисного оборудования, запасных частей, диагностического оборудования, покрасочных камер и красок. BMW же, по словам Дацкива, «известна своими жесткими требованиями» .

Подобный прецедент на автомобильном рынке уже был. Так, в 2010 г. Nissan попыталась обязать российских дилеров закупать краску только одного производителя — BASF, тогда ее цена для дилеров выросла на 15%.

ФАС заинтересовалась взаимоотношениями дистрибуторов и дилеров автомобилей после многочисленных жалоб со стороны последних. Так, ассоциация «Российские автодилеры» («Роад»), объединяющая крупных продавцов автомобилей, отправила в ФАС письмо с просьбой обратить внимание на дискриминационные положения в дилерских договорах. В ответ служба сообщила, что рассматривает вопрос о возбуждении антимонопольных дел в отношении дистрибуторов и дилеров автомобилей марок Skoda, Hyundai, Kia, Jaguar, Land Rover, Ford, а также запчастей к автомобилям марок Audi, Skoda, Volkswagen, в связи с чем проводит анализ соответствующих товарных рынков.

Размещение производственным предприятием заказа на приобретение (закупку) материально-технических ресурсов и их доставку. На этом этапе функционального цикла логистики снабжения становится необходимым проведение отличий между повторными заказами и новыми. Если поставщик в течение продолжительного периода времени предоставляет качественные услуги, то предприятие может отказаться от большей части цикла снабжения и минимально управлять будущими заказами, размещаемыми у этого поставщика. Размещение заказов становится рутинной операцией, и предприятие фактически только отправляет сообщение, в котором указывает, например, «отправьте следующий заказ такой же, как предыдущий». При нетрадиционных закупках предприятию приходится проявлять осторожность и прибегать к специальным оценочным действиям при выборе поставщика или формулировании условий закупки.

Если заказ размещается достаточно часто, то предприятие может рассматривать альтернативы решений. Руководство предприятия после консультаций с соответствующими службами должно ответить на вопрос: что выгоднее экономически — покупать материально-технические ресурсы у внешнего поставщика или производить их самостоятельно. Эффективно выполняемые операции и экономия на масштабах часто приводят к тому, что специализированные поставщики могут поставлять материально-технические ресурсы дешевле, чем они обошлись бы для предприятия при самостоятельном производстве. Однако существует множество других факторов, которые следует учитывать при принятии подобных решений. Собственное производство может быть более надежным, обеспечивать более полный контроль за поставками, выпускать продукцию, более соответствующую требованиям предприятия, иметь более короткие сроки выполнения заказов, использовать имеющиеся ресурсы и операции, добавляющие ценность, защитить собственные разработки, увеличить масштабы деятельности предприятия и т. д. В свою очередь закупка материально-технических ресурсов у внешних поставщиков может обеспечивать выгоды специализации, предоставить доступ к опытным структурам, дать экономию на масштабах, уменьшить уровень запасов, снизить риски, сократить непрофильные активы, обеспечить большую гибкость и др.

Считается, что при принятии подобных решений следует руководствоваться тремя основными критериями:

  • 1) финансовыми, связанными с затратами;
  • 2) операционными, связанными с оперативностью, гибкостью, надежностью и др.;
  • 3) стратегическими, связанными с долгосрочными последствиями принимаемых решений для предприятия[17].

В современной практике становятся все более очевидными выгоды аутсорсинга и все больше предприятий концентрируется на выполнении только своих ключевых функций, а для получения нужных материально-технических ресурсов использует специализированных поставщиков.

При размещении заказов необходимо учитывать их конкретные типы[18]:

  • заказ на закупку — используется при стандартном подходе к снабжению как поставке. Он предъявляется в форме письма одного предприятия другому, где подробно указываются характеристики товарно-материальных ресурсов, которые предприятие хочет закупить, и условия закупки. Как правило, такое письмо отправляется в ответ на расценки, полученные от поставщика, где указываются материально-технические ресурсы, которые он может поставить, цены и условия поставки;
  • общие заказы — используются для закупки дешевых и стандартных товаров, например канцелярских, и являются достаточно простыми в исполнении. Предприятие размешает единый заказ на все материалы, которые ему потребуются в течение определенного периода времени, например, одного года;
  • электронное снабжение (Е-снабжение) — использует электронный обмен данными или Интернет для упрощения закупок и заменяет бумажные процедуры электронными. Это быстрый и достаточно эффективный метод выполнения повторных и простых заказов;
  • контракты — подробно описывают соглашение между предприятием и поставщиком. В них разграничиваются сферы ответственности, работы и услуги каждой из сторон и условия их выполнения. Контракты, как правило, используются при долгосрочных соглашениях, например при поставках энергоносителей;
  • субконтракты — заключаются во исполнение основного контракта, когда поставщик, подписав контракт с предприятием, имеет право не выполнять все работы самостоятельно, а передать часть из них субподрядчику. При этом заключаются два соглашения: контракт между предприятием и поставщиком и субконтракт между поставщиком и субподрядчиком. При выполнении крупных проектов может быть несколько уровней субподрядчиков;
  • соглашения о лизинге и аренде — акцент делается на условиях получения материально-технических ресурсов. Как правило, они касаются недвижимого имущества и оборудования, которые будут возвращены владельцу через конкретное время, оговоренное в соглашении.

Специалисты в области логистики снабжения оперируют понятием " рентабельный объем заказа (EOQ)", значение которого рассчитывается по формуле Уилсона (см. параграф 2.1). Данный показатель наилучшим образом характеризует соотношение затрат на размещение заказов у поставщиков и затрат на содержание запасов на предприятии, необходимых в случае срыва поставки.

При организации доставки заказа действует принцип распределения ответственности и рисков, определяемый понятием «франко» (от итал. franco — свободный) — условие сделки купли-продажи или поставки, при которой в цену товара включаются расходы по его страхованию и доставке в место, указанное договором; например, «франко-склад поставщика» означает, что все затраты по доставке товара и связанные с этим риски несет предприятие-получатель, а поставщик свободен от этих затрат и рисков.

Комплектация заказа поставщиком и отгрузка материально-технических ресурсов. Данный этап функционального цикла логистики особенно значим для предприятий с высокой долей сборочных производств, в частности машиностроительного комплекса. Классическим примером, где комплектация играет ключевую роль в снабжении предприятия, является автомобилестроение.

При комплектации заказов возрастает роль складов, особенно когда производитель выпускает или покупает комплектующие изделия в местах, территориально значительно удаленных от места производства готовой продукции. В этом случае он может поручить доставить все комплектующие на один склад, где из них собирается готовая продукция, после чего организуется ее доставка потребителям. Например, производитель компьютеров может на центральном складе формировать готовое изделие на базе системного блока, сделанного в Японии, присоединяя к нему клавиатуру, полученную из Китая, монитор из Тайваня, сопровождать программным обеспечением из США и доставлять ее потребителям.

Доставка материально-технических ресурсов осуществляет их физическое перемещение, включая операции, но грузовой обработке и хранению. На этом этапе функционального цикла логистики снабжения внимание концентрируется на следующих правилах логистики: доставка необходимых товаров в назначенное место, в нужное время и с минимально необходимыми для этого затратами. Для их успешной реализации требуется принятие решения по вопросу о том, каким образом следует отгружать и транспортировать товары.

Ключевым моментом на этом этапе является организация товародвижения и, соответственно, выбор средства доставки. Обоснованный выбор определяет размер транспортных издержек, своевременность доставки, состояние товаров в момент их прибытия к месту назначения.

В решении этого вопроса в качестве возможных видов транспорта рассматриваются: железнодорожный, водный, автомобильный, воздушный и трубопроводный. При выборе средства доставки конкретных материально-технических ресурсов, как правило, принимаются в расчет шесть основных факторов:

  • 1) скорость или время доставки товара;
  • 2) плановая частота отправок;
  • 3) надежность или соблюдение графика доставки;
  • 4) способность перевозить разные грузы (перевозочная способность);
  • 5) доступность или число обслуживаемых географических точек;
  • 6) стоимость доставки.

Сложившаяся практика свидетельствует о том, что если покупателя и поставщика интересует скорость, то им можно рекомендовать на выбор воздушный или автомобильный транспорт; если же их цель определяет критерий минимума транспортных издержек — водный или трубопроводный транспорт. В современных условиях, когда широкое распространение получила контейнеризация грузов, все более целесообразным оказывается одновременное использование двух и более видов транспорта, получившее название мультимодальных перевозок.

Количественная и качественная приемка материальнотехнических ресурсов получателем позволяет установить соответствие их качества требованиям технологического процесса, проверить количество фактически поступивших материально-технических ресурсов, без чего нельзя предъявить претензии к поставщикам или транспортным организациям в случае недостач. К основным средствам контроля качества и количества поступающих па предприятие материально-технических ресурсов относят: измерительный, регистрационный, органолептический, визуальный, компьютерный, контроль по контрольному образцу и технический осмотр.

Пример[19]

Два крупнейших автомобильных завода Северо-Западного региона — Hyundai и Ford — переходят на использование российского металла «Северстали» для сборки своих авто. «Северстали» первой из российских металлургов удалось частично заместить импортный прокат, до сих пор используемый зарубежными автоконцернами в Российской Федерации. Ежегодная потребность автомобильных заводов Петербурга уже сейчас составляет 300- 500 тыс. т проката на сумму до 450 млн евро. Побороться за этот рынок с «Северсталью» всерьез готовится Магнитогорский металлургический комбинат (ММК).

По сообщению «Северстали», оба производителя будут использовать металл принадлежащего ей Череповецкого металлургического комбината (ЧерМК) при производстве деталей кузова (в частности, крыш) для сборки, соответственно, Hyundai Solaris и Ford Focus (боковые панели кузова, двери, багажник, капот и пр. — всего восемь наименований). При этом «Северсталь» рассчитывала также начать поставки своего металла на калужский завод Volkswagen для производства 26 наименований деталей седанов Polo.

Однако наибольшая конкуренция крупнейших российских металлургов «Северстали» и ММК уже давно развернулась за автомобильные предприятия Санкт-Петербурга и Ленобласти. Еще в 2009 г. «Северсталь» совместно с испанской Gestamp запустили во Всеволожске завод по выпуску штампованных деталей стоимостью 65 млн евро (такой же они открыли в Калуге). А «дочка» ММК, ЗАО «Интеркос-IV», в 2010 г. открыло в Петербурге сервисный металлоцентр (СМЦ) стоимостью 100 млн евро по выпуску заготовок для автомобильных штампов (его мощность — 250 тыс. т металла в год).

Пока конкуренты еще сотрудничают. Например, «Интеркос-IV» делает заготовки компонентов для сборки Всеволожского Focus, а завод «Gestamp-Северсталь» штампует сами детали. Еще одним клиентом «Интеркос-IV» является завод Hyundai, для которого он тоже делает заготовки, но детали из них штампует потом уже другой поставщик корейского концерна — завод Shinyong Metal («дочка» канадской компании Magna).

Однако «Северсталь» и ММК все больше не хотят зависеть друг от друга. «Интеркос-IV» объявил, что потратит еще 100 млн евро на прессовое оборудование, а «Северсталь» сообщила, что вложит 25 млн евро в строительство во Всеволожске собственного металлоцентра мощностью 170 тыс. т металла в год. Ожидается, что он заработает в 2012 г., и в «Северстали» не скрывают, что рассчитывают делать на нем заготовки для Ford и Hyundai, т. е. забрать этот контракт у «Интеркос-IV». В свою очередь, ММК строит новый стан холодной прокатки для производства металлического автолиста. Его предполагается использовать на «Интеркос-IV» при производстве штампов для иностранных заводов региона, в том числе Ford, Hyundai, GM (в 2011 г. «Северсталь» начала поставлять свой прокат на узбекский завод концерна) и Nissan, с которыми ведутся переговоры, — свидетельствуют представители ММК.

Металлургам есть за что бороться, поясняют эксперты. Мощность пяти заводов региона составляет более 500 тыс. авто в год.

По прогнозу Санкт-Петербургского комитета экономического развития промышленной политики и торговли, через пять лет их мощности возрастут до 750 тыс. машин в год.

По оценке Бориса Лазебника, директора по развитию «Интеркос-IV», для производства одного автомобиля требуется от 0,6 до 1 т металлопроката. В зависимости от наименования тонна проката стоит 800−1000 евро, — говорит Валерий Киселевич, глава Петербургской ассоциации производителей автомобильных компонентов, т. е. даже при текущей мощности заводов региона их ежегодная потребность в металлопрокате составляет 300−500 тыс. т, которые стоят 270−450 млн евро (при средней цене 900 евро за тонну). При этом если металлурги будут из собственного проката самостоятельно делать и детали, то добавленная стоимость для них может достигать 100%.

  • [1] Организация производства: учебник / под ред. О. Г. Туровца. М.: Экономика и финансы, 2002. С. 320.
  • [2] Бауэрсокс Д., Класс Д. Логистика: интегрированная день поставок: пер. с англ. М.: ОЛИМП-БИЗНЕС, 2001. С. 71: Геттинг Б. Международная производственная кооперация в промышленности: Роль логистики в усилении конкурентоспособности хозяйственных структур. М.: Дело, 2000. С. 17: Экономика предприятий: пер. с нем. М.: ИПФРА-М, 1999. С. 592; и др.
  • [3] Линдере М., Фирон X. Управление снабжением и запасами. Логистика: пер. с англ. СПб.: Полигон, 1999. С. 18.
  • [4] Парфенов А. В. Методология формирования логистической системы управления потоковыми процессами в транзитивной экономике. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. С. 27.
  • [5] Осипова Л. В., Синяева И. М. Основы коммерческой деятельности. М.: ЮНИТИ; Банки и биржи, 1997. С. 29.
  • [6] Котлер Ф. Основы маркетинга: пер. с англ. М.: Прогресс, 1999. С. 249.
  • [7] Линдере М., Фирон X. Управление снабжением и запасами. Логистика: пер. с англ. СПб.: Полигон, 1999. С. 18.
  • [8] Экономика предприятий: пер. с нем. М.: ИНФРА-М, 1999. С. 587.
  • [9] Семененко А. И., Сергеев В. И. Логистика. Основы теории: учебник. СПб.: Лениздат, 2001. С. 25.
  • [10] Мате Э., Тиксье Д. Материально-техническое обеспечение деятельности предприятия: пер. с франц. М.: Прогресс, 1993. С. 7.
  • [11] Лукинский В. С., Плетнева Н. Г., Шульженко Т. Г. Теоретические и методологические проблемы управления логистическими процессами в цепях поставок / под общ. ред. В. С. Лукинского. СПб.: Изд-во СПбГИЭУ, 2011. С. 130.
  • [12] Основы логистики: учебник / под ред. В. В. Щербакова. СПб.: Питер, 2009. С. 121.
  • [13] Матэ Э., Тиксье Д. Логистика: пер с франц. СПб.: Нева; М.: ОЛМАПРЕСС, 2003. С. 84.
  • [14] Лайсонс К., Джиллингем М. Управление закупочной деятельностью и цепью поставок: пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2005. С. 357.
  • [15] Вагнер Ш. М. Управление поставщиками: пер. с нем. / под ред. А. Г. Ахметзянова. М.: КИА центр, 2006. С. 78.
  • [16] Романова Т. ФАС против эксклюзива // Ведомости. 2012. 4 апреля.
  • [17] Уотерс Д. Логистика. Управление цепью поставок: пер. с англ. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. С. 352.
  • [18] Там же. С. 353.
  • [19] Серов М. «Северсталь» «прокатила» западных конкурентов // Коммерсантъ. 2011. 25 апреля.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой