Отраслевое равновесие и его разновидности
Примем для упрощения, что спрос и предложение отображаются линейными функциями.
где а, b, т, п — положительные константы.
Тогда цена равновесия определится из равенства.
Подставив ее в уравнение спроса или предложения, найдем равновесный объем продаж. Графическое определение отраслевого равновесия показано на рис. 4.1 (точка с координатами Р*, Q*).
Существование отраслевых функций спроса и предложения не гарантирует существования отраслевого равновесия. Ситуация,.
![Отраслевое равновесие.](/img/s/8/44/1306544_3.jpg)
Рис. 4.1. Отраслевое равновесие когда производители готовы поставить на рынок товар, а потребители согласны его покупать, но стороны рыночной сделки не могут прийти к согласию по вопросу о цене этого товара, представлена на рис. 4.2, а. Такое часто бывает, например, при разработке дорогостоящих лекарств. В ситуации, отраженной на рис. 4.2, б, возникновению рынка препятствуют расхождения потребителей и производителей по поводу объема продаж; этот рисунок объясняет, почему авиакомпании не обслуживают небольшие населенные пункты.
Цена равновесия обеспечивает максимально возможный при заданных функциях спроса и предложения объем продаж. Если цена выше Р*, то объем спроса меньше, а объем предложения больше Q* и на рынке возникает избыток (рис. 4.3, а). При цене ниже Р*, наоборот, объем предложения меньше, а объем спроса больше Q* и образуется дефицит (рис. 4.3, б). Объем продаж при неравновесных.
![Отсутствие рынка.](/img/s/8/44/1306544_4.jpg)
Рис. 4.2. Отсутствие рынка.
![Неравновесные цены.](/img/s/8/44/1306544_5.jpg)
Рис. 4.3. Неравновесные цены ценах определяется «короткой» стороной рынка: при избытке — «укороченным» спросом покупателей, при дефиците — «укороченным» предложением продавцов.
В состоянии отраслевого равновесия сумма излишков потребителей и производителей достигает максимума. Это означает, что в состоянии равновесия участники рыночных сделок имеют наибольший суммарный выигрыш.