Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Способы стабилизации государственного долга

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Во-первых, путем получения сеньоража — дохода государства от печатания денег. Центральный банк, согласившись выкупить часть государственного долга, увеличивает денежную базу на величину AMBt. Реальное увеличение денежной базы составит (?MBt/Pt). Таким образом, правительство получает даром деньги, сокращая величину первичного дефицита бюджета. В этом случае государственный долг в реальном… Читать ещё >

Способы стабилизации государственного долга (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Существуют три способа стабилизации бремени государственного долга.

  • 1. Сокращение дефицита бюджета — уменьшение государственных расходов, рост налогов. Данный способ является достаточно сложным в исполнении, так как сокращение государственных расходов (особенно по социальным программам) делает непопулярным правительство и приводит к росту социальной напряженности, а политика повышения налогов может не дать результатов из-за возросшего увода «в тень» экономических сделок.
  • 2. Денежное финансирование дефицита госбюджета — осуществляется двояко.

Во-первых, путем получения сеньоража — дохода государства от печатания денег. Центральный банк, согласившись выкупить часть государственного долга, увеличивает денежную базу на величину AMBt. Реальное увеличение денежной базы составит (?MBt/Pt). Таким образом, правительство получает даром деньги, сокращая величину первичного дефицита бюджета. В этом случае государственный долг в реальном выражении на конец года t (В,) уменьшится на величину реального сеньоража и составит.

Способы стабилизации государственного долга. (6.10).

Разделив выражение (6.10) на величину реального ВВП года t (Yt), получим:

Способы стабилизации государственного долга. (6.11).

Величина Способы стабилизации государственного долга. характеризует отношение реального сеньоража к ВВП. Проведя преобразования, аналогичные преобразованиям, сделанным при выводе уравнения (6.8), получим следующее уравнение, характеризующее изменение долгового бремени за период t с учетом относительной величины реального сеньоража:

Способы стабилизации государственного долга. (6.12).

Или, в приближенном варианте (при небольших темпах роста реального ВВП):

Способы стабилизации государственного долга. (6.13).

Следует отметить, что рост денежной базы приводит к мультипликативному увеличению денежной массы в экономике (см. гл. 5), что в дальнейшем может вызвать инфляцию, выражающуюся в повышении общего уровня цен и сокращении величины реального сеньоража (в том числе в относительном выражении — Способы стабилизации государственного долга.). Снижение долгового бремени в таком случае замедлится.

Во-вторых, денежное финансирование дефицита госбюджета осуществляется при помощи так называемого инфляционного налога на номинальные активы. Если правительство не индексирует номинальную стоимость государственных облигаций и процентных выплат по ним, то в случае неожиданного роста общего уровня цен реальная стоимость государственного долга снижается. Владельцы государственных облигаций несут потери, как если бы облигации были обложены соответствующим налогом по ставке, равной темпу инфляции (Способы стабилизации государственного долга.). Однако если владельцы государственных облигаций в ожидании роста общего уровня цен сумеют добиться от правительства индексации ценных бумаг и выплат по ним на величину ожидаемой инфляции, то в этом случае правительство не получит никакой выгоды и бремя государственного долга не сократится.

3. Отказ от долга (дефолт). Данный способ стабилизации государственного долга эквивалентен введению 100%- ного налога на владельцев государственных облигаций. Последствием дефолта является утрата доверия к правительству, что делает затруднительным финансирование бюджетного дефицита в будущем за счет государственных займов.

Таким образом, все три способа стабилизации государственного долга являются разновидностью налогообложения.

В настоящее время проблема государственного долга является актуальной для большинства развитых стран. Бремя государственного долга, а также показатели дефицита (профицита) государственного бюджета для ряда стран приведены в табл. 6.4.

Таблица 6.4

Совокупный государственный долг и сальдо консолидированного государственного бюджета, % к ВВП.

Страна.

Сальдо бюджета.

Бремя долга.

Россия.

6,8.

1,5.

8,5.

12,0*.

Беларусь.

2,3.

3,3.

18,3.

49,8.

Казахстан.

5,2.

5,9.

5,9.

10,5.

США.

— 2,7.

— 10,1*.

67,2.

102,9*.

Великобритания.

— 2,8.

— 7,8.

43,7.

81,8.

Германия.

0,2.

— 0,8.

65,4.

80,6.

Франция.

— 2,7.

— 5,2.

64,2.

86,0.

Италия.

— 1,6.

— 3,9.

103,1.

120,1.

Япония.

— 2,1.

— 9,8*.

183,0.

229,6*.

Бразилия.

— 2,6.

— 2,6.

65,2.

64,9.

Индия.

— 4,8.

— 9,0.

75,5.

67.0.

*Оценка МВФ.

Источник: International Monetary Fund, World Economic Outlook Database. 2012. October. URL: imf.org.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой