Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Практикум. 
Логика. 
Теория и практика аргументации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

История знает остроумное высказывание близкого ученика Конфуция по имени Цзи-Гун. Однажды его знакомый заявил, что Цзи-Гун умом и образованием превосходит даже своего учителя, и тогда Цзи-Гун сказал ему в ответ: «Мудрость человека можно уподобить стене. Моя стена не выше человеческого роста, и поэтому каждый без усилий рассмотрит все, что за ней находится. А мой Учитель подобен стене высотой… Читать ещё >

Практикум. Логика. Теория и практика аргументации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1. Дайте логический анализ приведенным текстам.

Алгоритм решения Для того чтобы выполнить это задание, необходимо:

  • — найти правдоподобные рассуждения, которые содержатся в приведенных текстах;
  • — определить вид правдоподобного рассуждения;
  • — выяснить, нс содержат ли рассуждения логические ошибки.

Пример Рассмотрим такой текст: «Существует легенда о том, что, когда однажды в Древнем Риме взбунтовались плебеи, сенатор Менений Агриппа умиротворял их следующим образом: «Каждый из вас знает, — говорил он, — что в организме человека существуют разные части, причем каждая из этих частей выполняет свою определенную роль: ноги переносят человека с одного места на другое, голова думает, руки работают. Государство — это тоже организм, в котором каждая часть предназначена для выполнения своей определенной роли: патриции — это мозг государства, плебеи — это его руки. Что было бы с человеческим организмом, если бы его отдельные части взбунтовались и отказались выполнять предназначенную для них роль? Если бы руки человека отказались работать, голова — думать, тогда человек был бы обречен на гибель. То же самое случится и с государством, если его граждане будут отказываться выполнять то, что является их естественной обязанностью»[1].

Рассуждение сенатора является рассуждением по аналогии. В нем государство уподобляется организму человека. Отсюда сравнение патрициев с мозгом, плебеев с руками. На основании этого свойства, присущие организму человека, переносятся на государство. Можно утверждать, что в приведенном примере использована аналогия свойств.

Степень правдоподобности заключения такого рассуждения невелика: сравниваемые предметы (организм человека и государство) практически не имеют общих существенных признаков. Можно констатировать логическую ошибку «ложная аналогия».

Задания.

  • 1.1. На экспертизу поступило 18 квитанций. Исследовав каждую из них, следователь пришел к выводу, что все они поддельные.
  • 1.2. В магазин поступила партия (100 ящиков) яблок. Исследовав по 2—3 яблока из каждого ящика, эксперт сделал вывод, что вся партия — яблоки высшего сорта.
  • 1.3. Известно, что у Баха в пяти поколениях его предков было 18 талантливых музыкантов. Много талантливых ученых было в роду Ч. Дарвина. Итак, способности людей определяются тем, насколько талантливыми были их предки.
  • 1.4. «Жизнь подобна театру: в ней часто весьма дурные люди занимают наилучшис места» (Пифагор)[2].
  • 1.5. Приверженцы вульгарного материализма Л. Бюхнер, К. Фохг и Я. Молешотт утверждали, что как печень вырабатывает желчь, так же мозг вырабатывает мысль.
  • 1.6. В городе в течение недели было совершено шесть квартирных краж. Ознакомившись с обстоятельствами, при которых эти кражи были совершены, следователь отметил, что во всех случаях за один-два дня до кражи в квартире побывал не известный жителям человек: налоговый инспектор, слесарь-сантехник, электромонтер и даже участковый милиционер. Портрет неизвестного, которого описывали потерпевшие, совпадал во многих чертах. Следователь сделал вывод, что именно этот человек и был тем, кто совершил преступление.
  • 1.7. Было обнаружено, что геологическая структура ЮжноАфриканского плоскогорья имеет много общего с геологической структурой Восточно-Сибирской платформы. В алмазных жилах Южной Африки находили голубой минерал. Случайно нашли такой же голубой минерал в устье одной из рек Якутии. Сделали вывод, что, вероятно, в Якутии есть алмазы. Этот вывод подтвердился. Теперь в Якутии осуществляют промышленную добычу алмазов.
  • 1.8. «Что мне не нравится в тебе, — говорит молодая жена мужу, — так это твое непостоянство. В понедельник тебе понравилась яичница, во вторник тебе понравилась яичница, в среду тебе понравилась яичница, в четверг тебе понравилась яичница, в пятницу тебе понравилась яичница, в субботу тебе понравилась яичница, а вот в воскресенье ты заявил, что ты ее видеть не можешь».
  • 1.9. В химической. лаборатории, где проводились опыты с реактивами, содержащими железо, медь, кадмий, ртуть, произошло отравление. Было решено исключить из работы все материалы, которые содержали ртуть. Поскольку отравлений после этого не было, сделали вывод, что причиной отравления были вещества, содержащие ртуть.
  • 1.10. Климат Японии субтропический. В Приморье, что находится на тех же широтах, недалеко от Японии, климат значительно суровее. У берегов Японии проходит теплое течение. У берегов Приморья нет теплого течения. Следовательно, причиной различий в климате Приморья и Японии является влияние морского течения.
  • 1.11. Перед началом войны Наполеона с Россией в 1811 г. в районе Северного полушария пролетела огромная комета, ее поперечник был более одного миллиона километров. Над большей частью России небо было красным. Потом началась война с Наполеоном. Некоторые сделали вывод, что комета была причиной войны.
  • 1.12. Освященная священником вода долго не портится, тогда как обычная вода, которую человек использует каждый день, быстро теряет свои качества. Следовательно, освящение воды предотвращает ее порчу.
  • 1.13. Человек заходит в бар. Садится за столик, но не спешит делать заказ. Бармен подходит к нему и спрашивает:
    • — Что Вы будете пить?
    • — Ничего. Я один раз выпил спиртное — мне не понравилось.

Вежливый бармен предложил ему сигару.

  • — Спасибо. Я не курю. Пробовал, но мне не понравилось.
  • — Может, Вы присоединитесь к джентльменам, которые играют в карты?
  • — Пет, я не играю в карты. Однажды попробовал, но игра меня не захватила. И вообще, если бы не обстоятельства, я бы не пошел в бар. Но мы договорились встретиться тут с дочерью.
  • — Если я что-то понимаю в жизни, это — ваш единственный ребенок, — уверенно предположил бармен.
  • 1.14. История знает остроумное высказывание близкого ученика Конфуция по имени Цзи-Гун. Однажды его знакомый заявил, что Цзи-Гун умом и образованием превосходит даже своего учителя, и тогда Цзи-Гун сказал ему в ответ: «Мудрость человека можно уподобить стене. Моя стена не выше человеческого роста, и поэтому каждый без усилий рассмотрит все, что за ней находится. А мой Учитель подобен стене высотой в несколько метров. Кто не сможет найти там ворота, тот никогда не узнает, какие прекрасные храмы и дворцы спрятаны за ней».
  • 1.15. В сказке Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес» есть диалог, в котором Алиса спрашивает Чеширского кота:
    • — А откуда вы знаете, что вы сошли с ума?
    • — Начнем с того, что пес не сошел с ума. Согласна?
    • — Допустим, — согласилась Алиса.
    • — Дальше, — сказал кот. — Пес бурчит, когда сердится, а когда доволен, машет хвостом. Ну, а я бурчу, когда доволен, и машу хвостом, когда сержусь. Выходит, я сумасшедший.
  • [1] Уемов, Л. Основы практической логики с задачами и упражнениями / А. Уемов. — Одесса: Одесский государственный университетим. И. И. Мечникова, философское отделение ИСН, 1997. — С. 300.
  • [2] Энциклопедия мудрости. — М.: РООССА, 2008. — С. 50.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой