Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Изменения в среднем образовании

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Путь реформирования программ, форм и методов среднего образования открыли несколько экспериментальных учебно-воспитательных заведений. По образцу новых школ Запада были устроены некоторые учебные заведения: школа в Царском Селе (1900 г., руководитель E. С. Левицкая), гимназия в Новочеркасске (1906 г., руководитель Е. Д. Петрова), гимназия в Голицыне под Москвой (1910 г., руководитель О. Я… Читать ещё >

Изменения в среднем образовании (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На протяжении конца XIX в. — начала XX в. произошли количественные и качественные изменения в системе среднего образования, где главным типом школы оставалась классическая гимназия. Число учебных заведений, гимназий, прогимназий и реальных училищ Министерства просвещения и количество учащихся в них увеличилось в 1908—1913 гг. с 1136 и 382,5 тыс. до 1630 и 526,5 тыс. соответственно. Кроме того, действовало свыше 350 частных средних учебных заведений, работали коммерческие училища, кадетские корпуса и среднетехнические училища для мальчиков.

Несмотря на определенный прогресс по охвату населения средним образованием, Россия продолжала отставать от ведущих стран мира. В 1896 г. 1 учащийся средней школы приходился на 564 человека населения. На Западе в 1910 г. (к этому времени ситуация в России мало изменилась по сравнению с концом XIX в.) успехи были гораздо большими: во Франции 1 ученик средней школы приходился на 300 жителей, в Пруссии — на 122, в Англии — на 202, в США — на 83.

В обстановке обострения социальной напряженности средняя школа испытала давление реакции. Были урезаны права родительских комитетов, возобновлен внешкольный надзор за учащимися и пр.

На протяжении 1900−1902 гг. произошло сокращение классического образования. В гимназиях было уменьшено число часов преподавания грамматики древних языков. Вопреки сопротивлению сторонников классического направления состоялись подвижки в сторону современного образования. Осталось лишь несколько гимназий строго классического типа. В остальных гимназиях за счет сокращения преподавания древних языков было усилено изучение русского языка, истории и географии.

Путь реформирования программ, форм и методов среднего образования открыли несколько экспериментальных учебно-воспитательных заведений. По образцу новых школ Запада были устроены некоторые учебные заведения: школа в Царском Селе (1900 г., руководитель E. С. Левицкая), гимназия в Новочеркасске (1906 г., руководитель Е. Д. Петрова), гимназия в Голицыне под Москвой (1910 г., руководитель О. Я. Яковлева). Помимо учебных заведений, копировавших западный опыт, появились другие пилотные (впервые применяющие что-то новое) школы среднего образования. После 1905 г. несколько таких заведений создали товарищества петербургских учителей: гимназия С. А. Столбцова, Василеостровская новая школа, школа при Педагогической Академии. Тогда же ряд нетрадиционных учебно-воспитательных учреждений появился в Москве: новая школа ?. X. Свентицкой, Детское училище Е. П. Залесской, гимназия Е. А. Кирпичниковой, гимназия Е. А. Репман. В нетрадиционных учебных заведениях среднего образования вводили совместное обучение, ученическое самоуправление, коллективное управление (школьные советы, клубы с участием педагогов, родителей и учеников). В ряде случаев ликвидировали возрастные классы и создавали группы для изучения тех или иных дисциплин. Применялось разделение учеников на сильных и слабых; сильные ученики усваивали учебный материал в более быстром темпе, а слабые получали дополнительное время и индивидуальные задания.

После 1905 г. новой приметой среднего образования оказалось появление сельских гимназий. Они были созданы наподобие западных сельских воспитательных домов: на станции Лосиноостровская иод Москвой и станции Поповка близ Петербурга. Учреждения располагались за городом, что позволяло увязывать обучение с сельскохозяйственным трудом.

Начальное и среднее профессиональное образование

Вопрос о введении ручного труда в общеобразовательной школе обсуждался на трех всероссийских съездах по техническому и профессиональному образованию (1889- 1890, 1895−1896, 1903−1904). Среди энтузиастов ручного труда школьников были И. А. Вышнеградский, К. К. СентИлер, К. Ю. Цируль. На рубеже XIX—XX вв. сложилась система технического образования, состоявшая из начальных ремесленных училищ, низших и средних технических училищ. Накануне Первой мировой войны, в 1913—1914 учебном году, профессиональные учебные заведения посещало более 100 тыс. учащихся. Развитие общего профессионального образования шло в двух основных направлениях: расширение преподавания ручного труда в начальной школе и учреждение ремесленных и низших технических училищ.

Высшее образование

В системе высшего образования к концу XIX в. насчитывалось более 60 учебных заведений с почти 30 тыс. студентов; из них женщин — около 4%. К началу Первой мировой войны число студентов в государственных высших учебных заведениях выросло втрое и составило около 90 тыс. Подавляющая часть вузов (60%) находилась в Москве и Петербурге. Было также 6 коммерческих вузов, которые на 94% финансировались из местных средств. Для развития высшей школы предпринимались определенные шаги. На некоторые факультеты университетов были допущены женщины (1916). Открылся университет в Саратове. Предполагалось создать ряд новых высших учебных заведений: 10 медицинских факультетов, университет в Ростове-наДону, высшие женские курсы в Екатеринославле. Эти меры должны были в какой-то мере восполнить нехватку высших школ, особенно в провинции.

Увеличивались масштабы педагогического образования. Растет число курсов подготовки учителей для земских училищ: в 1890—1896 гг. было устроено 8 таких курсов, в 1897—1902 гг. — 34. Возрастает количество учительских институтов и семинарий. Возникают неправительственные высшие педагогические учебные заведения (Шелапутинский педагогический институт в Москве, Педагогическая академия в Петербурге, Высшие фребелевские курсы в Киеве и Петербурге).

Высшее образование являлось ареной политического противостояния. Материальное положение многих студентов ухудшилось из-за уменьшения стипендиального фонда, сокращения числа учащихся, освобожденных от платы за обучение. Это вызвало студенческие волнения, которые переросли в антиправительственные выступления. Были приняты Временные правила (август 1905 г.). Согласно этому документу восстанавливались выборность профессоров и автономия университетов, ослаблялся надзор за студентами. Была начата подготовка нового университетского устава. Однако наступившая в 1908 г. реакция привела к возврату к Уставу 1884 г. Профессора вновь стали назначаться министром просвещения. Вышел запрет на любые студенческие организации. Из ряда вузов были уволены выборные ректоры (например, Одесского университета). В ответ на протесты студентов только в январе-феврале 1911 г. в одном лишь Петербурге было арестовано свыше 700 студентов и более 4 тыс. выслано из столицы.

После Февральской революции 1917 г. Временное правительство взяло курс на демократизацию университетов. Министр народного просвещения Александр Аполлонович Мануйлов (1861−1922) предложил начать с восстановления Временных правил 1905 г.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой