Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Основные тенденции международного инвестиционного права

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Приоритет применения актов международного права в России имеет конституционную основу. Это имеет отношение и к международным соглашениям, заключаемым Российской Федерацией, поскольку в соответствии со ст. 15 Конституции России общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры, заключенные Российской Федерацией, являются составной частью ее правовой системы. При… Читать ещё >

Основные тенденции международного инвестиционного права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Мировая практика правового регулирования инвестирования свидетельствует о том, что существуют две основные модели законодательств, устанавливающих правовой режим иностранных инвестиции. Развитые государства, как правило, не разделяют инвесторов на внешних (иностранных) и внутренних (национальных), а правовой режим деятельности инвесторов един независимо от их национальной принадлежности. Особенность правового статуса иностранных инвесторов в этих государствах «исчерпывается нормативными актами, устанавливающими исключения из принципа национального режима для иностранных инвесторов»[1]. К таким странам относятся Великобритания, Франция, Италия, Германия, США и др.

Вторая модель регулирования деятельности инвесторов свойственна странам с развивающейся и переходной экономикой. Суть соответствующих правовых систем в общих чертах сводится к тому, что государство, устанавливая нормы, регламентирующие процесс инвестирования, явно дифференцирует инвесторов в зависимости от их национальной принадлежности. В таких государствах принимается специальное законодательство, направленное на урегулирование иностранных инвестиций, правовой режим которых подчиняется особым, как правило, более жестким правилам. В то же время как законодательства государств с развитыми экономиками, так и страны с переходной экономикой обладают общими чертами в данной сфере, которые сводятся к тому, что практически все без исключения правительства устанавливают специальные ограничения в области инвестиционной деятельности. Таким образом, вышеизложенное разделение законодательных моделей инвестиций отражает лишь тенденции регулирования и не имеет абсолютного характера.

Цели, которые преследуются установлением специального инвестиционного законодательства, обусловлены множеством факторов, которые по своей направленности могут и не совпадать. С одной стороны, государство заинтересовано в привлечении иностранных инвестиций, стимулирующих развитие экономики. Для этого создаются правовые режимы, устанавливающие льготы и для иностранных инвесторов, предусматриваются юридические гарантии защиты их прав в связи с произведенными капиталовложениями, возможности соразмерной компенсации инвесторам в случаях изъятия их собственности и пр. Таким образом, в данном случае используются способы регулирования инвестиций, которые имеют стимулирующий характер. С другой стороны, государства с развивающейся или переходной экономикой не могут не думать о необходимости соблюдения национальной безопасности, которая может быть подвергнута угрозе вследствие экономической экспансии, осуществляемой транснациональными и иностранными корпорациями.

Для предотвращения подобного рода экономического вторжения, которое потенциально в некоторых случаях может таить угрозу и политической стабильности, и создаются правовые механизмы, препятствующие активизации иностранного капитала в значимых для государства сферах экономики. Как правило, ограничения на иностранное инвестирование устанавливаются в тех или иных жизненно важных для государства областях деятельности (деятельность банков, страхование, электроэнергетика, железнодорожный транспорт, использование и добыча природных ресурсов и т. д.). Указанные меры, направленные на сдерживание инвестиционных потоков в тех или иных сферах экономики, призваны обеспечить суверенитет государства, принимающего инвестиции. Все вышесказанное позволяет отнести используемые в данном случае способы регулирования инвестиций к изъятиям ограничительного характера.

Две указанные тенденции, будучи разнонаправленными, требуют особенно тщательных подходов при балансировке различных государственных интересов в процессе привлечения иностранных инвестиций. Весьма рельефно указанные проблемы проявляются при формировании нормативной системы регулирования международных инвестиций с участием России и Китая. Законодатель, пытаясь урегулировать разнонаправленные интересы, возникающие при инвестировании российской экономики, опирается на нормативные источники различного характера.

Значимыми правовыми источниками регулирования иностранных инвестиций в Российской Федерации и Китайской Народной Республике являются международные конвенции, двухсторонние международные договоры по вопросам поощрения и защиты капиталовложений (двухсторонние инвестиционные соглашения), а также соглашения об избежании двойного налогообложения, в которых участвует Россия. Подобного рода акты устанавливают для предпринимателей иного государства национальный правовой режим, что отражает стремление законодателя исключить дискриминационный подход к иностранным инвесторам.

Приоритет применения актов международного права в России имеет конституционную основу. Это имеет отношение и к международным соглашениям, заключаемым Российской Федерацией, поскольку в соответствии со ст. 15 Конституции России общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры, заключенные Российской Федерацией, являются составной частью ее правовой системы. При этом если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. В Конституции КНР отсутствует аналогичная норма, устанавливающая приоритет актов международного права по отношению к актам внутреннего законодательства. В то же время такой приоритет касается сферы гражданского законодательства. В соответствии со ст. 142 Общих положений гражданского права КНР, если международными договорами, которые заключены КНР или в которых она участвует, установлены иные положения, чем те, которые содержатся в гражданском законодательстве КНР, применяются положения международных договоров. Следует отметить правовую неопределенность в отношении допустимости применения указанной статьи к инвестиционным отношениям, складывающимся в Китае. Обусловлено это тем обстоятельством, что вопрос о том, являются ли нормы инвестиционного законодательства разновидностью гражданского законодательства, не всегда бесспорен.

Что касается «внутреннего» законодательства, регулирующего иностранные инвестиции в России, то в нем содержится обширное количество направлений, по которым устанавливается особый режим иностранных инвестиций.

Достаточно назвать такие федеральные законы, как Закон об иностранных инвестициях, Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»[2], Закон о соглашениях о разделе продукции, Закон об осуществлении иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение, и др.

Кроме того, не последнюю роль в регулировании иностранных инвестиций играют указы президента, постановления правительства, нормативные акты, принимаемые Центральным банком и т. д.

В то же время в связи с тем, что Российская Федерация вступила в члены Всемирной торговой организации (ВТО), она не может не считаться с необходимостью изменения стандартов правового регулирования иностранных инвестиций. К примеру, в ВТО регулирующим актом является Соглашение по связанным с торговлей инвестиционным мерам (ТРИМС/TRIMS) (заключено в г. Марракеше 15.04.1994)[3], которое регламентирует взаимоотношения государств — участников ВТО. Вступив в эту организацию, Россия будет вынуждена в дальнейшем изменять и свое внутреннее инвестиционное законодательство в соответствии с принципами и стандартами, зафиксированными в TRIMS.

  • [1] Силкин В. В. Прямые иностранные инвестиции в России: правовые формы привлечения и защиты. М., 2003. С. 41.
  • [2] Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» // СЗ РФ. 2003. № 50. Ст. 4859.
  • [3] Соглашение по связанным с торговлей инвестиционным мерам (ТРИМс/TRIMs)(Заключено в г. Марракеше 15.04.1994) // СЗ РФ. 2012. № 37 (приложение, ч. V).С. 2159 — 2162.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой