Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правовое регулирование деятельности инвестиционных компаний и регулируемых рынков

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В целях защиты собственности инвесторов и других прав на ценные бумаги, а также прав на денежные средства, которые доверены компании, было введено требование, в соответствии с которым такие права должны быть отделены от аналогичных прав компании. Данный принцип, тем не менее, не должен препятствовать компании вести бизнес в собственных интересах, но от имени инвестора, если этого требует сама… Читать ещё >

Правовое регулирование деятельности инвестиционных компаний и регулируемых рынков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Центральное место занимает правовое регулирование деятельности инвестиционных компаний и регулируемых рынков.

Основным нормативным актом в этой сфере выступает Директива 2004/39/ЕС Европейского парламента и Совета от 21 апреля 2004 г. о рынках финансовых инструментов и внесении изменений в Директивы Совета 85/611/ЕЕС и 93/6/ЕЕС и Директиву 2000/12/ЕС Европейского парламента и Совета и об отмене Директивы Совета 93/22/ЕЕС (далее — Директива о рынках финансовых инструментов или Директива MiFID).

Принятие этой директивы стало ключевым элементом выдвинутого Комиссией Плана действий в сфере финансовых услуг 1999 г. Директива предусматривает создание такого правового режима, при котором были бы достигнуты две основные цели:

  • 1) обеспечение такого уровня гармонизации, который бы предоставил инвесторам высокий уровень правовой защиты и позволил бы инвестиционным компаниям предоставлять услуги на территории ЕС в рамках внутреннего рынка на основе осуществления надзора государствами происхождения таких компаний и
  • 2) обеспечение бесперебойного функционирования рынков ценных бумаг, а также обеспечение прозрачности сделок и применение установленных для этого правил к инвестиционным компаниям при осуществлении ими деятельности па рынках.

Директива MiFID определяет правовое положение инвестиционных фирм как основных участников рынка финансовых инструментов, правовой режим регулируемых рынков, а также устанавливает определенные требования к их прозрачности и содержит правовые предписания в отношении компетентных органов по рынку ценных бумаг.

Основными субъектами регулирования Директивы о рынках финансовых инструментов выступают инвестиционные компании и регулируемые рынки, что во многом и определяет структуру Директивы.

Под инвестиционной компанией в Директиве по общему правилу понимается юридическое лицо, основной вид предпринимательский деятельности которого заключается в предоставлении одного или более видов инвестиционных услуг[1] третьему лицу и (или) осуществлении одного или более видов инвестиционной деятельности на профессиональной основе.

Кроме того, государства — члены ЕС вправе наделять статусом инвестиционной компании образования, не являющиеся юридическими лицами, при условии, что их правовой статус гарантирует уровень защиты интересов третьих сторон, равный тому, который предоставлен юридическим лицам, а также они являются объектами пруденциального надзора, соответствующего их правовой форме.

Директива также предоставляет право на оказание инвестиционных услуг большинству кредитных учреждений, получивших разрешение на осуществление деятельности в соответствии с Директивой 2000/12/ЕС Европейского парламента и Совета от 20 марта 2000 г. в отношении начала и осуществления деятельности кредитных институтов.

Директива предусматривает немало исключений. Среди них следует отметить такие, как изъятия в отношении лиц, оказывающих инвестиционные услуги исключительно своим материнским компаниям, своим дочерним компаниям, другим дочерним компаниям своей материнской компании; лиц, оказывающих инвестиционные услуги, если они оказываются на нерегулярной основе в рамках осуществления профессиональной деятельности и такая деятельность урегулирована законодательными или регламентарными положениями или кодексами деловой этики и не исключает возможность оказания таких услуг, в отношении коллективных инвестиционных предприятий и пенсионных фондов вне зависимости от их регулирования на уровне ЕС, а также депозитариев и менеджеров таких предприятий. Кроме того, ряд исключений вправе устанавливать сами государства-члены.

Оказание инвестиционных услуг подлежит лицензированию. Требования, которым должна соответствовать инвестиционная компания также предусматриваются Директивой Mi FID и включают, в частности:

  • 1) требования в отношении лиц, непосредственно осуществляющих управление инвестиционной компанией (например, их должно быть не менее двух и они должны обладать доброй репутацией и достаточным опытом с тем, чтобы обеспечить гласное и разумное управление инвестиционной компанией);
  • 2) требования в отношении акционеров и владельцев квалифицированных долей, т. е. лицам, обладающих 10% долей в уставном капитале или голосующих правах компании (в частности, устанавливается обязанность таких лиц согласовывать с компетентным органом изменение долей участия, если в результате этого пропорции прав голоса или имеющегося капитала достигнут или превысят 20, 30 или 50%, или таким образом, что инвестиционная компания станет их дочерней компанией, либо наоборот, указанные пропорции соответственно уменьшатся или инвестиционная компания перестанет быть их дочерней компанией);
  • 3) требования об участии в одной из схем компенсации инвесторам в соответствии с Директивой 97/9/ЕС Европейского парламента и Совета от 3 марта 1997 г. о схемах компенсации инвесторам. В соответствии с этой Директивой в каждом государстве-члене устанавливаются механизмы компенсаций (в основном признанные в надлежащем порядке фонды), обеспечивающие покрытие убытков инвесторов в случае невозможности инвестиционной компании удовлетворить их требования, исходя из обстоятельств финансового характера;
  • 4) требования к достаточности капитала;
  • 5) организационные требования, в том числе в отношении методик и процедур осуществления деятельности, мер по предотвращению возникновения непомерных дополнительных рисков, защите прав собственности клиентов, в особенности на случай банкротства инвестиционной компании и др. Кроме того, в развитие положений Директивы Mi FID Комиссией принята специальная директива об организационных требованиях и условиях деятельности инвестиционных фирм.

Лицензия выдается компетентными органами[2] государствачлена происхождения, в ней указываются все инвестиционные услуги и виды деятельности, которые вправе осуществлять инвестиционная компания. В случае нарушения требований Директивы (например, если инвестиционная компания не использует разрешение в течение 12 месяцев, в явной форме выражает отказ от использования лицензии или не оказывает инвестиционные услуги и не осуществляла инвестиционную деятельность в течение шести предшествующих месяцев) лицензия может быть отозвана.

В целях преодоления фрагментации финансовых рынков ЕС и их объединения в общий финансовый рынок Союза, несмотря на установленный Директивой MiFID обязательный лицензионный порядок, в этой Директиве закрепляется правило о признании выданных государством происхождения лицензий в других государствах — членах ЕС. Выданная компетентным органом государства лицензия действует на всей территории Союза. В силу этого инвестиционные компании вправе осуществлять деятельность в других государствах — членах ЕС:

  • — непосредственно;
  • — через свои филиалы[3], при соблюдении условий, предусмотренных Директивой;
  • — либо путем получения удаленного доступа к регулируемому рынку без необходимости учреждения на территории государства-члена происхождения регулируемого рынка, в котором рассматриваемые торговые процедуры и системы рынка не требуют физического присутствия для заключения сделок на рынке.

Кроме того, для обеспечения свободы учреждения Директива закрепляет требование о том, что инвестиционная компания, осуществляющая деятельность на территории принимающего государства, должна получить доступ к регулируемым рынкам и другим объектам инфраструктуры на территории принимающего государства-члена (центральному контрагенту, системе клиринга и расчетов).

Важной гарантией свободы учреждения для инвестиционных компаний стал запрет для принимающих государств-членов устанавливать дополнительные, не предусмотренные Директивой, регулятивные или административные требования в отношении осуществления деятельности на территории других государств — членов ЕС.

Такой подход отражает общую политику Комиссии, выраженную в упомянутом выше Плане действий в сфере финансовых услуг, где прямо указывается, что взаимное признание необходимых положений следует предпочесть попыткам гармонизации.

В связи с тем, что инвестиционные компании получили право осуществлять деятельность на территории всего ЕС, Директива предусматривает обязанность государств-членов вести реестры таких компаний, содержащие сведения об услугах и (или) видах деятельности, которые вправе оказывать и (или) осуществлять инвестиционная компания. Кроме того, компетентные органы государств-членов обязаны передавать эти сведения в Европейское ведомство по ценным бумагам и рынкам, что позволит ему вести единый перечень инвестиционных компаний в ЕС.

Инвестиционная компания, желающая начать оказание услуг на рынке другого государства-члена, уведомляет лишь компетентный орган государства-члена происхождения, который сам обязан уведомить соответствующие органы другого государства-члена, что существенно упрощает деятельность инвестиционной компании в другом государстве-члене, избавляя ее от лишней необходимости взаимодействия с неизвестными ей административными органами принимающего государства.

При этом надзор за деятельностью инвестиционной компании, в том числе за соответствием требованиям, установленным Директивой MiFID, вне зависимости от места осуществления деятельности, возлагается на государство-член происхождения компании. В национальном праве государств — членов ЕС существуют различные подходы к определению национальности юридического лица. Поэтому Директивой установлено четкое правило, в соответствии с которым государством происхождения инвестиционной компании — юридического лица признается государство, в котором зарегистрирована компания (там же должен находиться головной офис компании), а в отношении инвестиционной компании — физического лица — государство, в котором находится головной офис компании.

Необходимо отметить, что Директивой предпринята попытка устранить возможные злоупотребления правами, возникающими из принципа взаимного признания лицензий на осуществление инвестиционной деятельности. Так, Директива устанавливает обязанность компетентных органов государств-членов происхождения отменять регистрацию, если фактически осуществляемая деятельность явно указывает на то, что правовая система одного государства-члена была избрана лишь для того, чтобы избежать необходимости следовать более строгим стандартам, действующим в другом государстве-члене, на территории которого планируется осуществлять или осуществляется большая часть деятельности.

Отдельно оговаривается, что при сохранении принципа надзора за исполнением обязательств в отношении филиалов государством-членом происхождения необходимо наделить компетентные органы принимающего государства-члена полномочиями по осуществлению определенных обязательств, предусмотренных Директивой в отношении видов бизнеса, осуществляемых посредством филиала па территории, на которой находится филиал, поскольку такой орган является ближайшим к филиалу и его расположение дает больше возможностей обнаружить и пресечь нарушение правил, регулирующих деятельность филиала[4].

Несмотря на очевидные преимущества для инвестиционной компании применения принципа «страны происхождения» с позиции обеспечения свободы учреждения, это влечет и определенные сложности для контролирующих органов. Как справедливо отмечает И. М. Лившиц[5], последовательное применение принципа «страны происхождения» приводит к любопытному выводу: любой участник внутреннего рынка подлежит регулированию (т.е. надзору) в государстве своего происхождения[6], а другое государство, где осуществляется деятельность, не вправе каким-либо образом ограничивать деятельность такого участника на своей территории. Подобное изъятие из юрисдикции административных органов государств-членов допускает возможность так называемой конкуренции правопорядков, т. е. регулятивной конкуренции или регулятивного арбитража, что долго являлось препятствием для внедрения данного принципа в финансовой сфере и предопределило определенные исключения в применении принципа «страны происхождения».

Тем не менее цель создания объединенного финансового рынка, на котором инвесторам предоставляется эффективная защита, а на всем пространстве рынка гарантируются эффективность и честность осуществления деятельности, требует установления общих правил регулирования в отношении инвестиционных компаний, где бы они не были учреждены на территории ЕС, а также определяющих функционирование регулируемых рынков и других систем торговли таким образом, чтобы предотвратить срыв эффективной деятельности европейской финансовой системы в целом вследствие отсутствия прозрачности или сбоев на одном из рынков, входящих в эту систему.

Таким образом, возникающие административные сложности должны по замыслу авторов Директивы нивелироваться сходными механизмами правового регулирования. Директива содержит предписания, призванные регулировать отношения между инвестиционными фирмами и их клиентами, т. е. указывает государствам-участникам, как должны быть урегулированы отношения между частными лицами.

В первую очередь Директива приводит гармонизированный перечень инвестиционных услуг. К ним относятся:

  • — получение и передача поручений по одному или нескольким финансовым инструментам;
  • — исполнение поручений от имени клиентов;
  • — осуществление торговых операций с финансовыми инструментами в собственных интересах;
  • — управление портфелем (т.е. доверительное управление в соответствии с поручением клиента портфелями ценных бумаг, включающими один или более финансовых инструментов);
  • — инвестиционное консультирование (услуги, но предоставлению персональных рекомендаций клиенту как по его инициативе, гак и по инициативе инвестиционной компании в отношении одной или более сделок с финансовыми инструментами; если представляет собой единственный вид деятельности, то не требует лицензирования);
  • — андеррайтинг[7] финансовых инструментов и (или) размещение финансовых инструментов на базе твердых обязательств;
  • — размещение финансовых инструментов без твердых обязательств;
  • — управление Многосторонней торговой системой (MTF).

Эти услуги осуществляются в отношении финансовых инструментов, также предусмотренных Директивой. В первую очередь это оборотоспособные ценные бумаги, т. е. те классы ценных бумаг, которые торгуются на рынке ценных бумаг и которые предоставляют право приобретать или покупать оборотоспособные ценные бумаги либо обусловливающие денежные расчеты на базе других оборотоспособных ценных бумаг, валют, процентных ставок или доходов, товаров, других индексов или единиц измерения. Помимо оборотоспособных ценных бумаг директива предусматривает сделки с инструментами денежного рынка (казначейские векселя, депозитные сертификаты и торговые бумаги), паи в инвестиционных фондах, опционы, фьючерсы, свопы, форварды, контракты на разницу и другие производные инструменты (деривативы).

Другим важным направлением правового регулирования является гармонизация условий осуществления деятельности инвестиционной компанией. В этом вопросе на первый план выдвигается защита инвесторов.

Директива предусматривает общее правило, в соответствии с которым инвестиционные услуги должны быть оказаны честно, добросовестно и профессионально. Клиент должен быть полностью информирован о существе предлагаемых финансовых инструментов и о соответствующих рисках.

Исходя из двух взаимосвязанных целей по защите инвесторов и обеспечению бесперебойного функционирования рынков ценных бумаг, в Директиве поставлена задача обеспечить достижение прозрачности сделок и применение установленных для этого правил к инвестиционным компаниям при осуществлении ими деятельности на рынках. С целью дать инвесторам и участникам рынка возможность в любое время оценивать условия рассматриваемых ими сделок, но акциям, и впоследствии осуществлять проверки условий по исполненным сделкам, устанавливаются общие правила относительно публикации деталей завершенных сделок с акциями (в том числе обязанность раскрывать результаты торгов после завершения сделки) и относительно раскрытия деталей по текущим возможностям торговли акциями (в частности, требование обязательного опубликования твердых котировок акций, которые допущены к торговле, и исполнения заказов в соответствии с этими котировками). Эти правила необходимы для эффективной интеграции государств-членов в рынок ценных бумаг ЕС, повышения эффективности общего процесса ценообразования в отношении инструментов рынка ценных бумаг.

Важным положением Директивы является требование предпринять все разумные меры для достижения наилучшего результата для своего клиента: с учетом цены, стоимости, скорости, вероятности исполнения и разрешения, объема, природы или любых других факторов, относящихся к данному заказу (так называемые обязательства по наилучшему исполнению)[8]. Тем не менее в случаях, когда клиент дает инвестиционной компании особое указание по исполнению заказа, инвестиционная компания должна следовать таким указаниям. Отдельно оговаривается обязанность инвестиционной компании получить предварительное согласие клиента с политикой предлагаемого исполнения заказа. Исключение составляют так называемые «управомоченные контрагенты». В их состав входят другие инвестиционные компании, кредитные институты, страховые компании, предприяти я коллективного инвестирования, их управляющие компании, пенсионные фонды и их управляющие компании, другие финансовые институты, авторизованные или регулируемые в соответствии с законодательством Сообщества или национального закона, центральные банки, национальные правительства, а также крупные организации[9]. Эти субъекты в силу своей квалификации могут самостоятельно оценить имеющиеся риски, вследствие чего соответствующие обязательства инвестиционных компаний к ним не применяются.

Расширяющийся круг видов деятельности, которую инвестиционные компании вправе осуществлять одновременно, увеличил потенциальную возможность конфликтов интересов между такими видами деятельности, осуществляемыми инвестиционными компаниями, и интересами их клиентов. В силу этого вводится требование о том, что инвестиционная компания должна создать и поддерживать эффективную организационную и административную структуру, позволяющую предпринять все необходимые меры для предотвращения конфликта интересов между инвестиционной компанией, включая менеджеров, сотрудников и единственных агентов, или любых других лиц прямо или косвенно связанных с ними посредством управления и их клиентов, либо между одним клиентом и другим, который возникает в процессе предоставления любой инвестиционной или дополнительной услуги, или их комбинаций. В случаях когда организационные или административные меры, предпринятые инвестиционной компанией, оказываются недостаточными, компания должна четко и ясно раскрыть общую природу и (или) источники конфликтов интересов своему клиенту перед тем как начать вести предпринимательскую деятельность от его имени.

В целях защиты собственности инвесторов и других прав на ценные бумаги, а также прав на денежные средства, которые доверены компании, было введено требование, в соответствии с которым такие права должны быть отделены от аналогичных прав компании. Данный принцип, тем не менее, не должен препятствовать компании вести бизнес в собственных интересах, но от имени инвестора, если этого требует сама суть сделки при наличии согласия инвестора (например, залог акций). При этом если клиент в соответствии с правом Союза, в частности, Директивой 2002/47/ЕС Европейского парламента и Совета от 6 июня 2002 г. о договорах финансового поручительства, передает право собственности на финансовые инструменты или на денежные средства инвестиционной компании в качестве обеспечения или для покрытия действующих или предполагаемых в будущем, фактических или возможных обязательств, такие финансовые инструменты или денежные средства не должны рассматриваться как принадлежащие клиенту.

В целях надлежащего надзора за деятельностью инвестиционных компаний и за соблюдением ими вышеуказанных требований Директивой MiFID вводится норма о том, что инвестиционные компании обязаны предоставлять компетентным органам, как минимум на пятилетний срок на хранение основную информацию, относящуюся ко всем сделкам с финансовыми инструментами, которые были заключены от собственного имени или от имени клиента. В случае если такие сделки заключались от имени клиента, записи должны содержать всю информацию и все подробности о личности клиента, и информацию, которая требуется, но Директиве Совета 91/308/ЕЕС от 10 июня 1991 г. по предотвращению использования финансовой системы для отмывания капиталов, полученных преступным путем. Кроме того, по окончании каждого рабочего дня инвестиционные компании обязаны предоставлять компетентным органам отчеты о деталях заключенных в этот день сделок с финансовыми инструментами, допущенными к торговле на регулируемом рынке.

Рассмотренные выше меры, а также ряд других положений Директивы позволяют сделать вывод о том, что в ЕС заложена основа для создания единообразных правил взаимодействия инвестиционных компаний и их клиентов, а также единых правил надзора за деятельностью инвестиционных компаний (в том числе за тем, чтобы деятельность инвестиционных компаний не наносила ущерба единству рынка), что должно способствовать завершению формирования общеевропейского рынка ценных бумаг.

Другим важнейшим субъектом регулирования Директивы MiFID выступают регулируемые рынки.

Под регулируемым рынком в Директиве понимается многосторонняя система, которой руководят и (или) осуществляют деятельность так называемые операторы рынка, которые сводят вместе или содействуют такому сведению в систему в соответствии с императивными правилами многосторонних капиталовложений при покупке или продаже финансовых инструментов таким образом, чтобы это привело к заключению договора в отношении финансовых инструментов, допущенных к торговле в соответствии с их правилами и (или) системе, и которые получили разрешение на осуществление деятельности и функционируют на постоянной основе в соответствии с правилами, установленными Директивой.

Иными словами, это постоянно действующая торговая площадка, управляемая оператором рынка, который отвечает за сведение интересов (спроса и предложения) третьих сторон по покупке и продаже финансовых активов, получивших доступ к торгам в соответствии с правилами этой площадки.

Как следует из приведенного выше определения, понятие регулируемого рынка охватывает фондовые биржи, системы электронных торгов и другие системы, где для операций с ценными бумагами необходимо пройти процедуру допуска к торгам.

Такие правила допуска устанавливаются самими регулируемыми рынками, тем не менее Директивой MiFID предусматривается общее правило о том, что такие правила должны обеспечивать гарантии того, что любые финансовые инструменты, допущенные к торгам на регулируемым рынке, могут быть выпущены в торговый оборот для ведения честной, должной и эффективной торговли и, что касается ценных бумаг, оставляют за сторонами право вести переговоры по таким инструментам. В отношении деривативов правила должны, в частности, обеспечивать гарантии того, что структура контракта по деривативам позволяет установить для оного как должную оценку, так и разработать эффективные условия для заключения договора.

Регулируемые рынки обязаны разработать, принять и поддерживать осуществление эффективных мер, но проверке соответствия эмитентов ценных бумаг, которые допущены к торговому обороту на регулируемом рынке, обязательствам по законодательству ЕС в отношении начальных, продолжающихся и ad hoc обязательств.

Регулируемые рынки также обязаны разработать и принять необходимые меры для регулярного надзора за соответствием требований по допуску финансовых инструментов, которые они допустили к торгам. Особую значимость данное требование приобретает в свете того, что ценная бумага, которая была допущена к торгам на регулируемым рынке, может быть сопутствующим образом допущена к торговому обороту на других регулируемых рынках даже без согласия эмитента в соответствии с текущими положениями Директивы 2003/71/ЕС Европейского парламента и Совета от 4 ноября 2003 г. о проспектах эмиссии, которые должны быть опубликованы во время предложения ценных бумаг неограниченному кругу лиц или во время допуска их к торгам. Эмитент должен быть лишь проинформирован регулируемым рынком о том факте, что ценные бумаги были введены в торговый оборот на этом регулируемом рынке.

Соблюдение этих требований регулируемыми рынками является одним из основных условий для получения ими лицензии на осуществление деятельности. Как и в случае с инвестиционными компаниями лицензирование осуществляют компетентные органы государств-членов[10].

Регулируемым рынкам также предоставляется право приостанавливать или исключать из торгового оборота финансовые инструменты, которые более не отвечают установленным регулируемым рынком правилам, за исключением случаев, когда такие меры могут с большой вероятностью нанести существенный вред интересам инвесторов или должному функционированию рынка. При этом государства-члены вправе требовать того, чтобы о таких решениях информировались контрольные органы государства и представители общественности. Аналогичные права предоставляются компетентным надзорным органам государств-членов.

Регулируемые рынки имеют право допускать на рынок членов или участников инвестиционных компаний, кредитных учреждений, которые подходят для данного рынка, обладают достаточным уровнем квалификации и способности по ведению торгов, если необходимо, обладают соответствующей рынку организованной структурой и достаточным количеством ресурсов для осуществления планируемой ими деятельности, принимая во внимание различные финансовые мероприятия, которые мог разработать регулируемый рынок для обеспечения гарантий того, что все сделки будут проводиться на соответствующем уровне.

Правила допуска на рынок должны быть прозрачными и не дискриминационными, обеспечивать возможность прямого или дистанционного участия инвестиционных компаний и кредитных учреждений в работе регулируемых рынков. Данные положения направлены на обеспечение того, чтобы все инвестиционные компании имели равные возможности к присоединению или доступу на регулируемые рынки на всей территории. В силу этого Директивой ставится задача запретить технические или юридические ограничения по доступу к регулируемым рынкам, невзирая на способы осуществления сделок, действующие в государствах-членах.

Важнейшими целями Директивы MiFID являются защита инвесторов и обеспечение бесперебойного функционирования рынков ценных бумаг. С целью предоставить инвесторам и участникам рынка возможность в любое время оценивать условия рассматриваемых ими сделок по акциям и впоследствии осуществлять проверки условий по исполненным сделкам, Директивой устанавливаются требования относительно публикации деталей завершенных сделок с акциями и относительно раскрытия деталей по текущим возможностям торговли акциями.

Эти правила необходимы для эффективной интеграции государства-члена в рынок ценных бумаг ЕС, повышения эффективности общего процесса ценообразования в отношении инструментов рынка ценных бумаг, и содействия эффективной реализации рассмотренных выше обязательств инвестиционных компаний по наилучшему исполнению. Данные вопросы требуют режима полной прозрачности, применяемого ко всем сделкам с акциями.

Требования, предъявляемые в отношении прозрачности деятельности регулируемых рынков, можно разделить на два вида: предторговые и постторговые.

Требования к регулируемым рынкам по предторговой прозрачности касаются обязанности регулируемых рынков делать достоянием неограниченного круга лиц текущие предложения цены и предлагать цены, а также отображать глубину торговых интересов по тем ценам, которые предлагаются через их системы по акциям, допущенным к торговому обороту. Регулируемые рынки вправе на основе разумной коммерческой политики и недискриминационной основе предоставлять доступ к средствам, которые они используют для опубликования информации инвестиционным компаниям, которые обязаны публиковать подробности сделок с акциями.

Требования к регулируемым рынкам по постторговой прозрачности касаются обязанности регулируемых рынков публиковать цену, объем и дату осуществления сделок, выполненных в отношении акций, допущенных к торговле, а также публикации информации о подробностях таких сделок на разумной коммерческой основе. Предусматривается и право регулируемых рынков с разрешения компетентных органов государств-членов откладывать публикацию подробностей сделок, основываясь на их типе или размере. В частности, компетентные органы могут разрешить отложить публикацию в отношении тех сделок, которые значительно больше среднерыночных по таким акциям или такому классу акций. На государства-члены возлагается корреспондирующая обязанность обеспечить гарантии того, что осуществление таких мер не было скрыто от участников рынка и инвесторов.

Регулируемые рынки должны отслеживать сделки, осуществленные их членами или участниками в рамках их систем с целью определения нарушения установленных на этих регулируемых рынках правил, иедолжного исполнения условий торговли или махинаций на рынке. Операторы регулируемых рынков обязаны уведомлять компетентный орган о таких серьезных нарушениях. Они также обязаны без задержек предоставлять компетентному органу по расследованию и преследованию за махинации на регулируемом рынке информацию, а также обеспечивать ему полное содействие в расследовании и преследовании махинаций, которые осуществляются в системах регулируемых рынков или через них.

Как уже отмечалось, наряду с инвестиционными компаниями регулируемые рынки действуют на основании выдаваемого государством-членом разрешения в соответствии с устанавливаемыми таким государством правилами, регулирующими торговлю на регулируемых рынках. При этом Директива MiFID предусматривает обязанность государств — членов ЕС без наложения дополнительных правовых или административных требований предоставить регулируемым рынкам из других государств-членов право на организацию соответствующих мероприятий на своей территории, таких как предоставление доступа и организация торгов на тех рынках, удаленные члены или участники которых учреждены на их территории.

Тем не менее при сохранении правила осуществления надзора государством-членом происхождения в соответствии с принципом сотрудничества надзорных органов Директивой MiFID вводится обязанность инвестиционной компании указывать в сообщении к компетентному органу государства-члена происхождения то государство-член, в котором он намеревается предоставлять такие услуги. Компетентный орган государства-члена происхождения обязан в течение одного месяца предоставить такую информацию государству-члену, в котором регулируемый рынок собирается предоставлять такие услуги. Последний вправе также затребовать предоставления идентификационных данных членов или участников регулируемого рынка, учрежденного на территории того государства-члена.

Более того, каждое государство-член обязано составить список регулируемых рынков, для которых оно является государствомчленом происхождения, и должно перенаправить такой список в другие государства-члены и Комиссию.

Еще одним субъектом Директивы MiFID являются «Многосторонние торговые системы» (multilateral trading facility — MTF), определение и правовое регулирование деятельности которых практически идентично регулируемым рынкам за тем исключением, что процедуры доступа к торгам данные системы не содержат. Управление MTF является одним из видов инвестиционных услуг.

Рассмотренные выше положения первичного и вторичного права ЕС позволяют сделать вывод о том, что в ЕС в настоящее время урегулированы все наиболее значимые направления деятельности участников рынков ценных бумаг, заложена основа для превращения таких рынков отдельных государств-членов в подлинно единый рынок ценных бумаг ЕС, что влечет и формирование нового института права ЕС.

Развитие данного направления интеграции продолжается и в настоящее время. Преимущественно оно связано с усилением непосредственно союзного регулирования в данной сфере (например, в 2010 г. Европейское ведомство по ценным бумагам и рынкам получило право издавать юридически обязательные указания для национальных регуляторов) в целях преодоления трудностей, вызванных мировым финансовым кризисом.

Контрольные вопросы

  • 1. В чем заключаются этапы исторического развития рынков цепных бумаг в ЕС?
  • 2. Источники правового регулирования рынков ценных бумаг в Европейском Союзе?
  • 3. Особенности раскрытия информации о ценных бумагах в ЕС.
  • 4. Правовое регулирование борьбы со злоупотреблениями на рынке ценных бумаг в ЕС.
  • 5. Основные черты правового регулирования деятельности инвестиционных компаний и регулируемых рынков.
  • [1] Перечень видов такой деятельности и таких услуг приводится в Приложении I Директивы, при этом виды деятельности и инвестиционные услуги рассматриваются как синонимы.
  • [2] Каждое государство-член самостоятельно решает вопрос о назначении компетентных органов, на которые возлагаются обязанности в рамках соответствующих положений Директивы. Перечень таких органов доступен на сайте Европейского ведомства по ценным бумагам и рынкам.
  • [3] Необходимо отметить, что в качестве единого филиала в значении Директивы Mi FID рассматриваются все подразделения, учреждаемые в одном и том жегосударстве-члене инвестиционной компанией, штаб-квартира которой находится в другом государстве-члене.
  • [4] Например, компетентным органам принимающего государства предоставлен ряд полномочий по осуществлению надзора за соблюдением филиаломв отношении сделок, осуществляемых на территории принимающего государства, требований по ведению деятельности при оказании инвестиционных услугклиентам, правила обработки заказа клиента и др.
  • [5] Лившиц И. М. Правовое регулирование рынка ценных бумаг в ЕвропейскомСоюзе: дне… канд. юрид. наук. М., 2011.
  • [6] Компетентный орган принимающего государства при наличии основанийполагать, что инвестиционная компания нарушает установленные в отношенииосуществления деятельности требования, лишь вправе известить об этом компетентный орган государства происхождения. Тем не менее с 2011 г. для некоторогоулучшения сложившейся ситуации о таких отказах необходимо также извещатьЕвропейское ведомство по ценным бумагам и рынкам, которому также предоставлены и некоторые надзорные полномочия, подкрепленные правом издаватьобязательные для национальных компетентных органов указания. Кроме того, компетентным органам принимающего государства-члена предоставлено правопредпринимать меры, направленные на защиту прав инвесторов.
  • [7] Андеррайтинг — это покупка или гарантированные покупки ценных бумагпри их первичном размещении.
  • [8] Например, в рамках данного обязательства инвестиционные компании обязаны направлять заказ для исполнения в другую, нежели согласованная, систему, если это повлечет исполнение заказа на более выгодных для клиента условиях.
  • [9] Имеются в виду организации, валюта баланса которых превышает20 млн евро, либо чистый оборот которых составляет 40 или более млн евро, либо собственные средства которых превышают 2 млн евро.
  • [10] Необходимо отметить, что контрольно-надзорные полномочия компетентных органов государств-членов в целом аналогичны полномочиям, предоставленным им в отношении инвестиционных компаний.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой