Методы факторного анализа экономических показателей
Принятие управленческих решений на основе результатов факторного анализа. Отбор факторов, которые определяют динамику результативных показателей; Влияние на выручку изменения количества проданного товара. Изложенное выше проиллюстрируем на практическом примере: Изменение выручки за второй день в сравнении с первым: Влияние на выручку изменения цены единицы товара. Основными задачами факторного… Читать ещё >
Методы факторного анализа экономических показателей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Важным методологическим вопросом в экономическом анализе является изучение и измерение влияния факторов на величину исследуемых экономических показателей. Без глубокого и всестороннего анализа факторов невозможно сформулировать обоснованные выводы о результатах деятельности организации, выявить резервы повышения ее эффективности, обосновать управленческие решения.
Факторный анализ — это анализ влияния факторов на изменение результативного показателя. Методы факторного анализа применяются в тех случаях, когда поставлена следующая задача: рассчитать влияние отдельных факторов на изменение результативного показателя.
Основными задачами факторного анализа являются:
- • отбор факторов, которые определяют динамику результативных показателей;
- • классификация и систематизация факторов с целью обеспечения возможностей системного подхода;
- • определение вида зависимости и моделирование взаимосвязей между факторами и результативными показателями;
- • расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя;
- • принятие управленческих решений на основе результатов факторного анализа.
К методам детерминированного факторного анализа экономических показателей относятся:
- 1) метод экономико-математического моделирования;
- 2) метод сравнений;
- 3) метод элиминирования;
- 4) индексный метод;
- 5) метод цепных подстановок;
- 6) интегральный метод;
- 7) метод выявления изолированного влияния факторов; и др. Рассмотрим применение названных методов факторного анализа на примере мультипликативной модели.
Поставлена следующая задача: провести факторный анализ выручки от продаж в торговой точке, реализующей один вид товара, и выявить влияние основных факторов на изменение выручки.
1. Применяем метод экономико-математического моделирования. Модель взаимосвязи результативного показателя (выручки) и факторов, обусловивших его изменение, имеет следующий вид:
где q — количество проданного товара в натуральном выражении; р — цена единицы товара.
2. Применяем метод сравнений. Зафиксируем в виде формулы сумму выручки от продаж за два рабочих дня.
Базовый вариант (выручка за первый день):
Отчетный вариант (выручка за второй день):
Изменение выручки за второй день в сравнении с первым:
- 3. Применяем метод элиминирования. Рассчитаем влияния факторов на изменение выручки от продаж:
- 1) влияние на выручку изменения количества проданного товара
2) влияние на выручку изменения цены единицы товара.
При использовании в анализе метода элиминирования в классическом варианте возникает затруднение, состоящее в том, что сумма влияния факторов не равна изменению результативного показателя:
Образуется так называемый неразложенный остаток (Н). Математически его можно представить следующим образом:
Изложенное выше проиллюстрируем на практическом примере:
" Неразложенный остаток" составил 6 тыс. руб., или.
Экономистов не устраивало наличие «неразложенного остатка», и они постоянно вели поиск новых методов факторного анализа, которые позволили бы разложить изменение результативного показателя по факторам без остатка. В связи с этим обстоятельством появились такие методы факторного анализа, как индексный метод, метод цепных подстановок, интегральный метод, метод выявления изолированного влияния факторов и др.