Тагет-костинг и кайдзен-костинг
В результате проектирования продукта, как правило, возникает разрыв между расчетной и целевой себестоимостью. Если разрыв между этими двумя величинами велик, то, следуя идее тагет-костинга, менеджмент компании должен отказаться от проекта (идея калькуляционной системы «тагет-костинг» довольно проста: производить только те инновационные продукты, расчетная себестоимость которых не превышает… Читать ещё >
Тагет-костинг и кайдзен-костинг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Система калькулирования «тагет-костинг» широко используется в мире для ценообразования во многих отраслях промышленности. Цели применения систем калькулирования кайдзени таргет-костинг в стратегическом управлении заключаются в следующих основных моментах: достижение компанией более низкого по отношению к конкурентам уровня себестоимости и возможности выбирать удобную цеповую политику, достижение заданной прибыли.
Пример 6.9
К компаниям, осуществляющим стратегическое ценообразование с использованием системы калькулирования себестоимости тагет-костинг, относятся в автомобилестроении «Daimler-Chrysler», «Ford», «General Motors», «Toyota»; в электронике — «Matsushita», «Panasonic», «Sharp», «Toshiba». (Источник: Homgren Ch., Foster G., DatarS. Cost accounting: a managerial emphasis. 10th ed., New Jersey: Prentice-Hall Inc., 2000. P. 428.).
Временной вектор применения системы «тагет-костинг» строго определен — это будущее. Система калькулирования «кайдзен-костинг» используется как для бюджетных расчетов, так и для калькулирования фактической себестоимости продукции. Система «тагет-костинг» нацелена на доведение себестоимости продукта до заданного уровня в процессе его разработки; система «кайдзен-костинг» — на доведение отдельных статей затрат и себестоимости в целом в процессе производства.
Обе калькуляционные системы могут использоваться в управленческом учете, как во взаимосвязи, так и автономно. Более характерно их применение во взаимосвязи. Прогнозное калькулирование себестоимости начинается в системе «тагет-костинг», затем калькулирование (уже фактических затрат) продолжается в системе «кайдзен-костинг». Вместе обе системы дают предприятию весьма ценное конкурентное преимущество, состоящее в достижении более низкого, но отношению к конкурентам уровня себестоимости и возможности выбирать удобную ценовую политику для захвата или удержания соответствующих секторов рынка.
Стратегия у двух инструментов управленческого учета общая: достижение определенного уровня прибыли. Реализация стратегии происходит на разных стадиях жизненного цикла продукта, на разных стадиях цепочки ценностей и разными методами. Относительно реализации стратегии по стадиям цепочки ценностей функции систем калькулирования распределяются следующим образом:
- • тагет-костинг функционирует на стадии разработки продукта;
- • кайдзен-костинг функционирует на стадии производства продукта.
Тагет-костинг — это система калькулирования себестоимости по заданным параметрам для проектируемого продукта. Менеджмент компании принимает решение о выходе на рынок с новым продуктом. Маркетологи определяют сектор покупателей и прогнозируют цену продукта. Конструкторы и дизайнеры разрабатывают модель исходя из возможностей удовлетворения потребительского спроса. Планируется рентабельность нового продукта. После этих процедур составляется прогнозная калькуляция себестоимости продукта. Если традиционный расчет представлен формулой.
Цена = Себестоимость продукта + Плановая норма прибыли,
то последовательность расчета в калькуляционной системе «тагет-костинг» меняется:
Целевая (заданная) себестоимость продукта = Цена — Плановая норма прибыли.
Таким образом, задается целевая себестоимость нового продукта. В соответствии с ней осуществляются работы по подбору материалов и комплектующих изделий, найму персонала и т. д. При установлении заданной цены уменьшается потребность колебаний между предполагаемой ценой продукта, реакцией потребителей и модификацией продукта. Вместо этого сначала определяются основные характеристики продукта, а затем плановая цена на базе потребительских предпочтений и ожидаемых ответных действий конкурентов.
Пример 6.10
Обзор практической деятельности японских компаний по применению методов заданной цены и цены, рассчитанной на основе сложившейся себестоимости, показал различия в зависимости от специфики технологии и продукции. В то время как большинство японских компаний, занимающихся преимущественно сборкой (например, в электронике и автомобильной промышленности), используют методы установления заданной цены и калькулирования в системе «тагет-костинг», в обрабатывающей промышленности (например, в химической, нефтяной и сталелитейной промышленности) преобладают методы ценообразования на основе затрат. (Источник: Homgren Ch., Foster (?, DalarS. Cost accounting: a managerial emphasis. 10lh ed., New Jersey: Prentice-Hall Inc., 2000.).
В результате проектирования продукта, как правило, возникает разрыв между расчетной и целевой себестоимостью. Если разрыв между этими двумя величинами велик, то, следуя идее тагет-костинга, менеджмент компании должен отказаться от проекта (идея калькуляционной системы «тагет-костинг» довольно проста: производить только те инновационные продукты, расчетная себестоимость которых не превышает целевую себестоимость). Если же расчетная себестоимость лишь ненамного выше целевой себестоимости, то проект принимается (в пределах 3−5%). Возникший разрыв закрывается уже на стадии производства с помощью кайдзенкостинга.
Кайдзен-костинг — это система, основанная на философии постепенного усовершенствования качества, бизнеспроцессов, снижения затрат. В переводе с японского — это непрерывное усовершенствование «маленькими шагами». Основной функцией системы кайдзен-костинг является минимизация разницы между расчетной (после завершения проектирования) и целевой себестоимостью продукта по отдельным статьям затрат. Хороший эффект дает сочетание инструментов калькуляционных систем «кайдзенкостинг» и «стандарт-костинг» .
Особенностью совместного использования rarerи кайдзен-костинг является их приоритетное применение в отношении продуктов, имеющих разную длительность жизненного цикла: если продукция характеризуется длительным жизненным циклом, то основное внимание фокусируется на кайдзен-костинге, если продукция имеет короткий жизненный цикл, то главной становится калькуляционная система «тагет-костинг» .