Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Политическая система Китайской народной республики (КНР)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Реальное руководство КНР в настоящее время принадлежит (хотя это не вписано в конституцию) коммунистической партии. КПК является направляющей и руководящей силой китайского общества. КПК руководит государственными органами, включая армию, силами правопорядка, органами госбезопасности и разведки. Компартия, а не государственные органы определяют режим работы других, некоммунистических партий… Читать ещё >

Политическая система Китайской народной республики (КНР) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Победа в последней гражданской войне (1945;1949), одержанная Народной освободительной армией Китая (НОАК) в борьбе с Вооруженными силами Китайской республики, была обеспечена поставками вооружений, военной техники и обмундирования Советским Союзом, участием советских генералов и офицером как «военных советников» и «инструкторов» в боевых действиях против войск законного правительства. Само начало этой последней гражданской войны было спровоцировано объявлением Советским Союзом войны Японии и разгромом советскими войсками японской Квантунской армии в Манчжурии. Оккупация Северо-Востока Китая Советской армией создала благоприятные условия для деятельности КПК, НОАК и зарождавшихся под контролем коммунистов органов власти. Союзники протестовали против совмещения Советским Союзом разгрома Японии с экспортом революции в Китай и предлагали установление совместного управления СССР, США, Великобритании и Франции над Манчжурией при соблюдении интересов правительства Чан Кайши, но Советский Союз, верный своим «интернациональным» принципам, довел дело до полной победы НОАК.

Новая китайская государственность создавалась под непосредственным руководством коммунистов. В начале 1949 г. была опубликована работа председателя КПК Мао Цзэдуна «О демократической диктатуре народа», в которой указывалось, что построение социализма в Китае — дело отдаленного будущего, а непосредственной задачей китайских коммунистов и их союзников по борьбе с Гоминьданом является установление «новой демократии». Отличием «новой» демократии от «старой», существовавшей при Гоминьдане, является ее социалистическая направленность. Фактически «новая демократия», по Мао Цзэдуну, выступала как переходный этап от капитализма к социализму. А так как капитализм в Китае еще не вполне состоялся и содержал немалую толику феодализма и многоукладное™, то переходный «новодемократический» период виделся вождю коммунистов достаточно продолжительным, но ведущим к «конечной» цели: построению социалистического и коммунистического общества с китайской спецификой при опоре на СССР и социалистический лагерь.

Идеи «новой демократии» были утверждены пленумом ЦК КПК и нашли свое воплощение в Общей программе Народного политического консультативного совета (НПКС, составленном из представителей всех антигоминьдановских сил и созданного на их основе Единого народнодемократического фронта), выполнявшей до 1954 г. роль конституции. Согласно этого документа, новая власть представлялась «демократической диктатурой народа», то есть «самых широких слоев населения под руководством коммунистической партии» (вспомним символы государственного флага Китая: большая звезда — КПК и четыре малые звезды: рабочий класс, крестьянство, ремесленничество и национальная буржуазия).

Высшим органом власти было объявлено Центральное народное правительство (ЦНП). Формально оно также включало представителей всех сил, боровшихся с Гоминьданом, то есть было коалиционным, но фактически в ЦНП доминировали коммунисты, а его председателем был «избран» Мао Цзэдун. Кроме того, КПК сохранила контроль над армией, органами внутренних дел и государственной безопасности.

В провинциях вся власть перешла к Военно-революционным комитетам (ВРК), задачами которых были не только налаживание мирной жизни, но и «подавление контрреволюции». Постепенно, по мере уничтожения классов, сопротивлявшихся «революционным преобразованиям» ВРК передавали власть выборным местным народным правительствам.

Итак, на первом, переходном этапе «демократического строительства» коммунисты даже не удосужились принять конституцию, гарантирующую права человека и регулирующую взаимоотношения между органами государственной власти. Это не было случайностью, ибо именно в этот период китайское общество теми же методами, какими орудовал Сталин в советском обществе, было «очищено» от противников «диктатуры народа».

После завершения переходного периода в 1952 г. КПК провозгласила курс на «социалистические преобразования», которые предполагали использование советского опыта и советской помощи в переводе промышленности и сельского хозяйства на «социалистические рельсы».

Конституция принятая, наконец, в 1954 г., закрепляла.

«социалистический» характер государства. Новый основной закон изменил структуру основных политических институтов. Высший государственной должностью стал пост председателя КНР, который, разумеется, сразу занял Мао Цзэдун. Правительство стало называться Государственным административным советом (ГАС). Высшим представительным органом (парламентом с ограниченными полномочиями) стало Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП). Но реальная власть на всех уровнях находилась у соответствующих структур КПК.

Конституция 1954 г. и последующие основные законы КНР (конституции 1975, 1978, 1982 гг.) основываются на следующих традиционных и новых, заимствованных из Европы, принципах:

  • -патернализм. Это традиционный принцип, определявший взаимоотношения государства и китайского общества. Он означает, что государство доминирует над обществом, фактически поглощая его. Каждый член общества обязан добровольно подчиняться государственным чиновникам, получая взамен определенные гарантии безопасности, защиты на случай войны и помощи в голодные годы. Подобно тому, как отец патриархальной семьи руководит женой и своими детьми, в то же время, заботясь о них, — утверждал великий китайский философ Конфуций, — так же должен действовать и государственный аппарат, для которого общество и есть большая семья. В коммунистической трактовке принцип патернализма чаще называют «коллективизмом» и «заботой партии о благе народа», но суть от этого не меняется. С одной стороны этот принцип действительно дает гарантии выживания практически каждому члену общества, с другой — лишает индивидов инициативы и предприимчивости;
  • — централизация. За свою длительную историю Китай пережил немало периодов укрепления центральной власти и образования единого государства, а также децентрализации и «борьбы царств». Централизация страны всегда связывалась с прекращением внутриусобных войн и завоеваний Китая внешними врагами, образованием единой империи, пусть населенной разными этносами, исповедующими разные религии.
  • -иерархия. Политическое устройство централизованной империи держалось на принципе иерархии, согласно которому государство представляет собой пирамиду, в которой нижестоящие слои подчиняются вышестоящим, у каждой организованной группы есть начальник. Все члены общества должны почтительно относиться к своему начальнику. На вершине иерархической пирамиды китайской империи находился император. В коммунистической иерархии на вершине находится лидер коммунистический партии;
  • — демократический централизм. В XIX—XX вв. в Китай из Европы и СССР вместе с идеями социализма пришел принцип демократического централизма и частично потеснил традиционные принципы централизации и иерархии. Демократический централизм означает выборность всех органов снизу доверху и их периодическую отчетность с одной стороны, с другой — обязательное исполнение указаний вышестоящих органов для нижестоящих. Современные европейские партии отказались от этого принципа, заменив его принципом демократии. В трактовке Ленина и Сталина, перенятой китайскими. коммунистами, в принципе демократического централизма централизм, то есть обязательность исполнения указаний явно доминировал над демократизмом, ибо выборность и отчетность в КПСС носила формальный характер. В Китае демократический централизм, соединившись в народном сознании с принципом иерархии понимается так, как «учили» Ленин и Сталин. Вот почему в КПК не существует фракций, а фракционная деятельность приравнивается к антипартийной и подлежит суровому наказанию;
  • — руководящая роль партии. Все китайские конституции, принятые после победы НОАК (1949), ставят в центр политической системы коммунистическую партию. В Китае не государство регулирует своими законами партийную борьбу, а КПК, имея во многом схожую с государством структуру, напрямую руководит им и китайским обществом (см. табл. 42). Ответственность за ошибки КПК при этом несут государственные органы;
  • — первичность идеологии над практикой. Согласно этому принципу главные цели (построение социализма и коммунизма с китайской спецификой) диктуют образ мысли и действия всех государственных органов и общественных организаций. Правом задавать этот образ мысли и действия и ставить задачи перед страной обладает КПК. Отсюда — многочисленные идеологические кампании, проводившиеся при режиме Мао Цзэдуна под руководством партийных структур. После смерти Мао реформы Дэн Сяопина начались с отказа в первую очередь именно от этого принципа («не важно, какого цвета кошка, лишь бы она ловила мышей»);
  • — «линия масс», то есть мобилизация, вовлеченность населения в

практическую политику под руководством КПК. Принцип, сформулированный Мао Цзэдуном и означавший, что КПК свою «ведущую и направляющую» роль осуществляет с «учетом мнений и предпочтений народа» и мобилизует массы на выполнение своих решений. Принцип предполагает, что работники низовых партийных органов, рядовые коммунисты постоянно поддерживают непосредственный контакт с массами, «помогают» им понять задачи, поставленные партией, осмыслить свою роль в выполнении планов КПК.[1]

Высшим представительным органом конституция объявила Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП), избираемое на 4 года. Оно состояло из депутатов, выдвигаемых разными общественными организациями и местными собраниями на разных основаниях. В численном отношении: один депутат от 800 тыс. жителей.

Конституция нс содержала положений об избирательном праве. По специальным законам избирательное право не было всеобщим: как и при создании РСФСР, при создании КНР существовала категория «лишенцев" — прежних помещиков, «контрреволюционеров», «врагов народа» и т. д., лишенных избирательных прав. Избирательное право не было и равным: депутаты от городских и сельских районов были представлены в ВСНП в соотношении 1:8.

Согласно конституции в функции ВСНП входило:

  • -законодательная деятельность;
  • -контроль соблюдения конституции;
  • -принятие важных государственно-политических решений;
  • -принятие хозяйственно-экономических планов.

Формально все государственные институты и должностные лица подчинялись ВСНП, но фактически и ВСНП и все государственные институты «направлялись и руководились» компартией.

В составе ВСНП действовали несколько постоянных комиссий, но они не обладали самостоятельным значением и законодательной инициативой.

Между сессиями (на которых депутаты не углублялись в обсуждение предлагаемых законов и решений, а единодушно их принимали), которые обычно проходили всего в течение нескольких дней, власть осуществлял Постоянный комитет ВСНП (ПК ВСНП) в составе 79 человек. ПК ВСНП обладал полномочиями коллективного главы государства, подобно советскому президиуму верховного совета СССР.

ПК ВСНП имел право:

  • -определять ход и подводить итоги выборов в ВСНП;
  • -толковать законодательство;
  • -издавать указы, ас 1955 г — и законы;
  • -контролировать соблюдение законности должностными лицами;
  • -заключать международные договоры.

Параллельно полномочия главы государства имел единоличный Председатель КНР, избираемый ВСНП на 4 года. Он обладал внешнеполитическими полномочиями, мог издавать указы, а главное — был председателем Государственного комитета обороны — органа особого партийно-военного руководства, позволявшего КПК через государственные органы контролировать вооруженные силы. Председатель КНР мог собрать Верховное государственное совещание высших должностных лиц страны, которое могло прямо и непосредственно принимать любые решения.

Таким образом, законодательная и представительная власть, формально принадлежавшая китайскому «парламенту» — ВСНП, фактически была распределена между ПК ВСНП и Председателем КНР, при этом в кризисной ситуации Председатель мог полностью «взять власть на себя».

Правительственные функции выполнял Г осударственный совет, несший ответственность перед ВСНП, которое его и образовывало. Госсовет был коллективным органом, управляющим текущей государственной деятельностью министерств. Его возглавлял премьер Госсовета. Первоначально было образовано 30 министерств, но в дальнейшем их количество постоянно росло, достигнув к 1956 г. 41 плюс 7 правительственных комитетов.

Специальной судебной ветви власти конституция не предусматривала, хотя судебная система, как совокупность судов всех инстанций, существовала. Но верховный суд не имел рычагов влияния на верховную власть. Право толкования законов получил ПК ВСНП, но право объявить неконституционным указ председателя или ПК ВСНП не имел ни один орган. Поэтому вряд ли можно назвать первое китайское государство, созданное под руководством коммунистов правовым и демократическим.

Конституция содержала раздел упоминавший о правах граждан, которые подразделялись на общедемократические (свобода слова, печати, собраний, союзов, неприкосновенность личности и жилища, право собственности на трудовые доходы и на подачу жалоб) и социальные (право на труд, отдых, социальную помощь, образование). Вместе с правами за гражданами Китая закреплялись обязанности: соблюдать конституцию, платить налоги, беречь общественную собственность.

На местах органами управления были собрания народных представителей и соответствующие исполкомы. Провинциальные органы избирались населением на тех же принципах, что и ВСНП на 4 года, местные — на 2 года.

Процесс принятия второй конституция КНР был инициирован Мао Цзэдуном в разгар «культурной революции» в 1968 г. Необходимость нового основного закона, по его мнению, была вызвана «новым этапом социалистического строительства». Вторая конституция была принята в 1975 г. Она представляла собой не столько правовой, сколько идейнополитический документ «новой власти», состоящий всего из 30 статей. Формальный демократизм первой конституции был отброшен. Вторая конституция — это основной закон «революционного государства», провозглашавший КНР «социалистическим государством диктатуры пролетариата», с только «общенародной и коллективной формой собственности». Большинство государственных функций, в том числе экономических возлагалось на армию (НОАК) и народное ополчение. Урезались полномочия ПК ВСНП, а институты Председателя КНР и Верховного государственного совещания упразднялись. За ПК ВСНП практически осталось только право назначать премьера Госсовета. На местах вся полнота власти была передана ревкомам, хотя собрания народных представителей формально сохранялись.

Все права граждан были сведены в одну статью. Была упразднена прокуратура, суды поставлены под контроль ревкомов, за которыми фактически стояли военные комитеты провинций и органы безопасности.

Из внешнеполитического раздела были выброшены все упоминания о советско-китайской дружбе, а социалистическое содружество объявлено несуществующим. СССР именовался «социал-империалистической державой». В то же время не скрывались собственные державные устремления: «нашим объектом является весь земной шар, где мы создадим мощную державу».[2]

После смерти Мао Цзэдуна и разгрома «банды четырех» (см. далее) была принята третья конституция КНР (1978), которая сгладила радикализм предыдущей конституции «революционной эпохи» и содержала задачи политики «четырех модернизаций» (см. далее). Эта конституция восстанавливала значение государственных органов (ВСНП, Госсовета) и упразднила ревкомы. Она дала гражданам Китая новое право свободных высказываний и вывешивания дацзыбао — листовок с изложением своих взглядов и наложила на них новую обязанность — поддерживать социалистический строй.

Четвертая конституция КНР была утверждена на пятой сессии ВСНП в октябре 1982 г. В ней закреплены идеи Дэн Сяопина о построении «социализма с китайской спецификой», осуществлении программы «четырех модернизаций», которая предусматривала сотрудничество.

«социалистического уклада с другими укладами», существование «социалистической рыночной экономики», разрешала вести частное хозяйство и вкладывать личный капитал в производство. Конституция 1982 г. восстановила права граждан, но сохранила лишение политических прав «по законным основаниям». Были восстановлены все функции ВСНП, ПК ВСНП и Госсовета, институт Председателя КНР, который, однако, не получил прерогативы командования вооруженными силами. Последнее полномочие принадлежит сегодня Центральному военному совету (ЦВС).

Таким образом, политическая система КНР, нарушенная «культурной революцией», была восстановлена на традиционных принципах китайской империи и конституции 1949 г. (см. табл. 42).

Реальное руководство КНР в настоящее время принадлежит (хотя это не вписано в конституцию) коммунистической партии. КПК является направляющей и руководящей силой китайского общества. КПК руководит государственными органами, включая армию, силами правопорядка, органами госбезопасности и разведки. Компартия, а не государственные органы определяют режим работы других, некоммунистических партий и общественных организаций, профессиональных и творческих союзов, даже молодежных, юношеских, детских, женских, экологических и др. организаций. По уставу КПК высшим органом партии является съезд. Но съезд собирается не часто (раз в пять лет), длится недолго (одну, максимум две недели), а насчитывает очень много делегатов — более двух тысяч. К тому же работа этого весьма представительного, но громоздкого органа, структурированного не по принадлежности к идеологической или личной фракции, а по принадлежности к провинциальной организации, слишком централизована и заорганизована. Фактически съезд не решает важнейшие проблемы, стоящие перед партией, а утверждает уже подготовленные в ее бюрократических и идеологических структурах решения. Съезд избирает центральный комитет в количестве около 350 человек, который, как и съезд, превышает по своему составу центральный комитет любой партии мира. По роли в руководстве страной ЦК КПК напоминает римский сенат периода империи, когда сенаторы фактически ничего не решали, а лишь занимали почетные должности. Реальная власть в партии и стране принадлежит политбюро ЦК, а точнее его уменьшенной копии — постоянному комитету политбюро ЦК КПК, состоящему из 24 членов, а также Центральному военному совету КПК (ЦВС КПК), включающему всего 7 человек. Государственные органы власти лишь дублируют руководящие партийные структуры (см. табл. 42) и выполняют «решения партии». КПК занимает очень выгодные позиции: любые ее решения выполняются государственными органами, при этом ответственность за выполнение решений партии лежит на тех же государственных органах. Таким образом, партия правит, но не отвечает за свои ошибки. Персонифицируется верховная партийная власть в лице генерального секретаря КПК, председателя ЦВС КПК, верховная государственная власть в лице председателя КНР и премьера госсовета.

Такая политическая система, центральное место в которой занимает партия, а не государство, в которой власть не разделена на законодательную, исполнительную и судебную, а узурпирована партией, в которой правящая партия контролирует все сферы: не только государственные структуры, но и общественную жизнь и экономику называется тоталитарной.

В настоящее время с учетом быстрого развития рыночной экономики, частной, а не только государственной торговли, личного и коллективного сельского хозяйства, с учетом появления зародышей гражданского общества тоталитарная политическая система Китая от тоталитарного режима функционирования переходит к авторитарному режиму.

  • [1] «s — Дж. Стром Политическая система Китая / Алмонл Г., Пауэлл Дж., Стром К, Далтон Р Сравнительнаяполитология сегодня мировой обзор. Учебное пособие. М., 2002, с. 400−402;
  • [2] 22в — Попов А. П. Политические системы и политические режимы в Китае XX века. М., 2007, 209.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой