Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Геометод и его общенаучное значение

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Игнорирование географического регионализма и геометода приводит к разным крайностям в природопользовании. К одной из них относится строительство ГЭС на великих равнинных реках. Оно привело к экологическому кризису не только залитых водой пространств, но через загрязнение воды и ниже от плотины. Да и экономическая польза из^за потери огромных площадей наиболее плодородных долинных земель оказалась… Читать ещё >

Геометод и его общенаучное значение (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Если исключить недостаточно пока разработанную проблему исследования и изображения отношений, в современной географии сложились два представления о пространстве. Первое рассматривает пространство как определенный метод исследования. Второе ставит проблему раскрытия сущности и характерных черт пространства как форму бытия географических объектов.

В первом случае, пространственным методом (геометодом) география изучает распространение явлений по земной поверхности (физическая география), расселение населения (география населения) и размещение производства (экономическая география). В виде пространственной определенности каждая из сторон изучения фиксируется на картах. Имеются комплексные и компонентные (отраслевые) исследования, а также синтетические подходы в форме разных районирований и пространственных построений различной степени формализированности, включая теории штандорта. Новые подходы для изучения отношений в значительной мере разработаны только компонентными и отраслевыми разделами географии — гидрологией, климатологией, географией транспорта и др.

Во втором случае география изначально достигла больших успехов в определении адресов объектов исследования — местоположений. При этом адрес задается самыми разными способами: в географических координатах, в местоположении относительно устойчивых объектов (рек, гор и др.), в политико-административной системе и т. д. К данной стороне понятия пространства относится и свойство соседства географических объектов. В этом отношении наибольший сдвиг имеется в понятии географического положения, которое оценивает влияние дальнего и ближнего окружения изучаемой геосистемы. Имеются успехи в изучении теплои влагопереноса между широтами, между океанами и континентами, миграционных потоков людей, товарои капиталопотоков между регионами и т. д. Однако нет еще подлинно комплексного исследования этого процесса, хотя есть некоторые попытки количественного выражения экономико-географического положения. Во всяком случае, несмотря на наличие нерешенных проблем, географические пространственные представления в виде регионализма и геометода уже сейчас входят в сокровищницу человеческого мировоззрения. Они призваны стать одним из важнейших рычагов в оптимизации природопользования.

Как бы ни выделялась территория (ареал, район, регион), она всегда является средоточием единства и разнообразия земного мира. Речь идет о единстве природы земной поверхности и человечества, как явления природы и цивилизации одновременно. Однако вследствие разнообразия географического положения и исторического развития общества образуется мозаика ландшафтов и этносов, что приводит к возникновению разности потенциалов территорий — недровых, водных, тепловых, почвенных, биотических, трудовых навыков, трудовых ресурсов, которые в совокупности влияют на развитие и размещение производства; Изучение этих потенциалов является исключительной прерогативой географии.

От первичного противоречия между ландшафтом и этносом, с одной стороны, и производством у с другой, возникает вторичное противоречие единства комплексности и специализации региона. Это последнее определяет место региона в системе мира. Комплексность бытия региона основывается на том, что не бывает пустых регионов — без природы и людей, т. е. любое оптимальное использование ресурсов приводит к комплексному развитию территории. Однако территория территории рознь: якутскую тундру по всем видам ресурсов нельзя сравнивать с украинской степью, что и порождает географическое разделение труда. Такая объективная реальность должна быть учтена при проведении экономической и социальной политики.

Третичным противоречием является единство стихийности и управления. Первая часть этого противоречия определяется потенциалом территории (природным, экономическим, социальным), а вторая — свободной волей сообщества.

Изучение этого противоречия принадлежит области общественных наук, особенно экономических и правовых. Однако, коль скоро речь идет о территории, требуется значительная географизация этих наук в смысле широкого использования результатов районирования, картографирования, региональной информации, представляемой географическими науками.

Ядром геометода является выделение объективно существующих территорий земной поверхности путем районирования. Но районирование — это только констатация различий мест, наличного бытия. Задача заключается в рациональном использовании территорий с их ресурсами производства и приспособления жизни к условиям географической среды без ущерба как для этой среды, так и для самого человека. При этом возникает важнейшее для всего мировоззрения общества географическое представление о территории как целостной системе, где ничего нельзя трогать без того, чтобы не изменить всего остального.

Таким образом, геометод выходит за рамки географии. О сущности этого метода Б. М. Кедров пишет: «…что же касается метода познания, основу которого составляет раскрытие связи вещей, явлений в пространстве, то речь идет в данном случае о сосуществовании вещей, явлений во времени и пространстве, об их взаимной связи. На наш взгляд, истоки такого метода познания — в географии. Поэтому нам кажется возможным назвать его геометодом, где частица „гео“ означает связь вещей, явлений в пространстве. Оправданием для подобной трансформации этого корня в данном случае может служить название геометрия: оно возникло как обозначение землемерия, а затем приобрело более обобщенный смысл — изучение пространства»[1].

Игнорирование географического регионализма и геометода приводит к разным крайностям в природопользовании. К одной из них относится строительство ГЭС на великих равнинных реках. Оно привело к экологическому кризису не только залитых водой пространств, но через загрязнение воды и ниже от плотины. Да и экономическая польза из^за потери огромных площадей наиболее плодородных долинных земель оказалась сомнительной. Были и этнические последствия: «Смена кормящего ландшафта часто приводит к потере устойчивости этноса: происходит дезэтнизация либо ассимиляция населения, а в некоторых случаях депопуляция»1. Авторы, написавшие эти строки, далее говорят о значительной эрозии русского этноса в результате строительства ГЭС, а также в результате укрупнения населенных пунктов. Первое разрушило пойменно-долинный кормящий ландшафт, второе шло вразрез с дисперсностью коренного ландшафта русского населения лесной зоны.

Игнорирование природы и социальной истории на наших глазах привело к обрыву межрегиональных связей, экономическому кризису, огромным региональным диспропорциям в области экономической и социальной политики. «Страна без страноведения, земля без землеведения… Стоит ли удивляться результатам?» — пишет Б.Б. Родоман[2][3]. Неусвоенные уроки географии — вот как приходится оценивать такое пренебрежение географическим регионализмом и геометодом.

Таким образом, географическая реальность показывает адекватность как субстанционального, так и атрибутивного содержания категории пространства. Структура понятия геопространства включает субпонятия размерности, образа, единицы районирования, субстанции, атрибута. В последнее время центральным элементом структуры все больше становится понятие отношения, с которым связываются надежды на интеграцию всего комплекса географических наук. Но и при не решенных еще проблемах понятие геопространства, и тесно связанный с ним геометод должны быть приняты на вооружение широким кругом наук и структурами управления для проведения эффективной региональной политики во всех сферах жизни.

  • [1] Кедров Б. М. О геометоде как особом способе познания // Географияв системе наук. Л., 1987. С. 8.
  • [2] Гумилев Л. Н., Иванов К. П., Чистобаев А. И. Теория этногенеза и география населения // Экология — народонаселение — расселение: теорияи практика. Л., 1989. С. 4.
  • [3] Родоман BJ5. Уроки географии // Вопросы философии. 1990. № 4. С. 47.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой