Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Налоговое бюджетирование как комбинированный способ оптимизации налоговых потоков

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработка налогового бюджета осуществляется в соответствии с данными тех бюджетов организации, которые содержат показатели, необходимые для расчета налогооблагаемой базы, но соответствующему налогу, и нормативных актов в области налогообложения, регулирующих порядок исчисления и уплаты налогов. Большинство проблем налогового бюджетирования связано со сложностью предусмотренного законодательством… Читать ещё >

Налоговое бюджетирование как комбинированный способ оптимизации налоговых потоков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения материала данной главы студент должен: знать

  • • понятие и содержание налогового бюджетирования;
  • • основные этапы формирования налогового бюджета;
  • • источники информации для определения налоговой базы по налогам; уметь
  • • различать место бюджета налогов в бюджетной модели компании;
  • • проводить анализ налогооблагаемых объектов; владеть
  • • способами расчета начисляемых налогов;
  • • навыками анализа исполнения налогового бюджета.

В современных экономических условиях налоговое бюджетирование является составной частью формирования сводного бюджета предприятия, одним из базовых инструментов, определяющих показатели эффективности функционирования предприятия.

Составлять бюджет налогов в организации нужно как минимум по трем причинам: для дальнейшего расчета финансовых показателей компании и определения влияния на них налогового бремени, для формирования платежного календаря и для оптимизации налогов. Без налогового бюджетирования сложно добиться эффективности общего бюджетирования предприятия, так как бюджет налогов связан с конечными формами: бюджетным балансом, бюджетом доходов и расходов, бюджетом движения денежных средств.

Налоговое бюджетирование представляет собой результирующую часть корпоративного налогового планирования, регулирования и контроля, а также комбинированный способ оптимизации налоговых потоков хозяйствующим субъектом. Налоговое бюджетирование основано на выборе оптимальных решений в области налоговых доходов и налоговых расходов с целью получения максимума налоговой прибыли с последующим принятием решений по эффективному вложению (использованию) налоговой прибыли.

Конечной целью налогового бюджетирования является обеспечение долгосрочной финансовой стабильности организации. Результаты корпоративного налогового бюджетирования должны отражаться в разрабатываемом организацией налоговом бюджете.

Налоговый бюджет организации представляет собой оптимизированный на альтернативной основе результирующий свод налоговых доходов (экономии на налогах) и налоговых расходов компании (затрат, связанных с организацией налогового менеджмента, налоговым планированием, оптимизацией и самоконтролем), нацеленный на получение максимально возможного объема налоговой прибыли и эффективное ее использование (рис. 17.1).

Модель налогового бюджета организации.

Рис. 17.1. Модель налогового бюджета организации.

Специалисты в области финансового менеджмента считают, что без бюджета налогов невозможно составить ни прогнозный баланс, ни бюджет доходов и расходов, ни бюджет движения денежных средств. В системе бюджетирования организации план по налогам может составляться или как отдельный бюджет, или путем включения налоговых статей в другие бюджеты.

На практике организации часто планируют относимые на затраты налоги в соответствующих бюджетах расходов, а косвенные налоги (НДС, акцизы) отражают в отдельном бюджете. Иногда компании не формируют обособленные налоговые бюджеты, но в любом случае данные о начислении налогов, планируемых налоговых платежах и прогнозах задолженности перед бюджетом показываются, соответственно, в бюджете доходов и расходов, бюджете движения денежных средств и прогнозном балансе предприятия.

Формирование бюджета налогов является достаточно трудоемкой процедурой, которая требует взаимодействия нескольких служб: бухгалтерской, планово-экономической и финансовой и зависит от многих параметров (например, от учетной политики компании в области управленческого и налогового учета).

Решение о формировании отдельного налогового бюджета, либо о включении расчетных налоговых показателей в промежуточные операционные бюджеты расходов, либо об отражении их только в заключительных трех бюджетах принимается с учетом специфики деятельности и размера компании. Чаще всего один общий бюджет налогов формируют крупные компании. Для крупных компаний холдингового типа целесообразно составлять налоговые бюджеты каждой структуры и общий налоговый бюджет всей консолидированной группы в целом.

В сложных холдинговых структурах формирование бюджета налогов может производиться как по компании в целом, так и по отдельным центрам ответственности. Полный бюджет налогов формируется в самостоятельных структурных единицах (в центрах прибыли и центрах инвестиций). Для подразделений, являющихся центрами затрат, могут быть рассчитаны следующие виды налогов: страховые, налог на имущество, транспортный налог и другие, в зависимости от специфики предприятия и конкретного подразделения. Большая же часть налогов может быть рассчитана только по компании в целом: НДС, земельный налог, налог на дивиденды и т. д.

Формированием бюджета налогов должна заниматься финансово-экономическая служба (отдел бюджетного планирования, планово-экономический отдел, отдел планирования налоговых платежей), а расчетом отдельных параметров (например, налогооблагаемой базы) — подразделения компании, ответственные за бюджетные показатели. Ответственность за планирование налогового бюджета может также нести бухгалтерия или отдел (специалист) по налоговому учету.

Права и ответственность руководителей центров ответственности (главного бухгалтера или начальника отдела) и конкретных исполнителей определяются в положениях об отделах и должностных инструкциях. Когда операционные бюджеты (кроме бюджета расходов и доходов) и инвестиционный бюджет будут составлены, соответствующий отдел может заниматься планированием налогов.

После определения «затратных» налогов и налога на прибыль формируется бюджет доходов и расходов, а также определяется чистая прибыль. Затем составляется график расчетов с поставщиками и покупателями, формируется бюджет движения денежных средств и рассчитываются платежи по НДС. Информация о перечисляемых в бюджет платежах по НДС может потребовать пересмотра бюджета движения денежных средств (в связи с необходимостью дополнительного оттока денежных средств). В свою очередь, первоначальный расчет НДС также может измениться. После того как бюджеты налогов составлены, формируется прогнозный баланс.

Бюджет налогов составляется с той же периодичностью и в те же сроки, что и основные бюджеты компании (бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, прогнозный баланс). Как правило, в годовых или квартальных бюджетах проводится помесячная разбивка, а все данные по каждому месяцу показываются отдельно. Поскольку по многим налогам отчетным или налоговым периодом является месяц, то помесячный расчет плановых налоговых платежей будет оптимальным вариантом.

Вопросы практики В компании «Онегин-Коисалтииг» корпоративный налоговый бюджет составляется по мере необходимости (раз в месяц, квартал, год, на среднесрочную перспективу) либо в зависимости от законодательно установленных налоговых периодов и анализируется налоговым менеджером.

Документ создается с учетом следующих дат:

  • • годовой бюджет — до 1 декабря года, который предшествует планируемому периоду (например, на 2015 г. — до 01.12.2014);
  • • квартальный бюджет — до 10-го числа месяца, который предшествует планируемому кварталу (например, на III квартал — до 10 июня);
  • • месячный бюджет — до 10—20-х чисел месяца, который предшествует планируемому периоду (например, на июнь — до 10—20 мая).

Данный документ не является отчетным и предназначен для внутреннего пользования и внутрифирменного управления, поскольку несет в себе коммерческую тайну организации.[1][2]

  • — входит ли организация в состав налогоплательщиков по каждому из установленных налогов?
  • — имеются ли облагаемые налогами объекты, и какие они по своим характеристикам?
  • — совпадает ли полностью характеристика налогооблагаемых объектов в законе и в конкретной деятельности организации по каждому из установленных налогов?
  • — имеются ли вычеты, какие и в каком размере?
  • — подпадает ли имущество и операции организации под налогообложение конкретным налогом?
  • — имеются ли льготы по уплате налогов, каковы условия применения льгот, что необходимо сделать для обеспечения применения льгот?

На их основании рассчитывают налогооблагаемую базу по каждому из платежей. В расчет принимают только те налоги, которые организация должна платить.

  • 2. Подготовка связанных бюджетов. Для планирования налогового бюджета необходимы данные по следующим операционным бюджетам (сметам):
    • — бюджету продаж;
    • — бюджету закупок материалов;
    • — смете расходования материалов;
    • — бюджету закупок работ и услуг;
    • — бюджету расходов на оплату труда;
    • — бюджету социальных выплат и льгот;
    • — бюджету инвестиций и др.
  • 3. Расчеты по видам налогов. Процедура формирования бюджета налогов включает в себя: планирование начисления налогов; планирование налоговых платежей; планирование налоговой задолженности.

Прежде всего необходимо рассчитать планируемые суммы начисления налогов в плановом периоде. Для этого используются следующие исходные данные:

  • • планируемые показатели для расчета налогооблагаемой базы (площадь, количество сотрудников, расходы на персонал, добавленная стоимость, налогооблагаемая прибыль и т. д.);
  • • налоговое законодательство (порядок уплаты налогов и сборов; ставки по налогам, сроки начисления и уплаты налогов, льготы по налогам);
  • • прочие данные (соглашения о реструктуризации, графики погашения реструктуризированной задолженности, графики реструктуризации, графики погашения пеней и штрафов и т. п.).

Источниками получения планируемых показателей для определения налоговой базы по налогам являются соответствующие операционные и финансовые бюджеты, а также документы, подтверждающие права компании на определенное имущество (землю, транспортные средства).

Структура исчисляемых налогов зависит от нескольких факторов: специфики видов деятельности, осуществляемых организацией; выбранного режима налогообложения; наличия определенного имущества в собственности или пользовании компании (земельные участки, здания (сооружения), недра, транспортные средства, иное имущество); места осуществления деятельности и др.

Поскольку УСН предназначена лишь для использования малыми предприятиями с небольшими оборотами, в которых зачастую отсутствует необходимость бюджетирования, рассмотрим только общий режим налогообложения, присущий большинству организаций. Окончательно сформированный налоговый бюджет может содержать в себе следующую информацию: сроки уплаты, суммы платежей, подлежащих перечислению в бюджет, совокупный перечень налогов к уплате (табл. 17.1). Целесообразно к форме налогового бюджета приложить справочную информацию для проверки правильности исчисления налогов.

Таблица 17.1

Пример налогового бюджета.

Налоговый бюджет на I квартал 2015 г., руб.

Вид налога, сбора.

Справочная информация.

Январь.

Февраль.

Март.

Итого.

Налоговая база.

Взаимосвязь с документами.

1. Косвенные налоги.

НДС.

Начисленный.

Реализация.

Бюджет продаж, бюджет доходов и расходов.

К вычету.

Закупка материалов, товаров.

Бюджет закупок.

К уплате.

Реализация.

Бюджет продаж.

2. Налоги, увеличивающие расходы.

Налог на имущество.

Среднегодовая стоимость имущества, которое относится к объектам налогообложения.

Прогнозный баланс.

44 800.

Транспортный налог.

Мощность двигателя (л.с.).

Технические паспорта автомобилей.

Земельный налог.

Кадастровая стоимость земельного участка.

Свидетельство о праве собственности.

В том числе с выплат работникам:

Страховые взносы на обяза;

Выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц в рам;

Бюджет расходов на оплату труда.

Окончание табл. 17.1

Налоговый бюджет на I ква.

этал 2015 г., руб.

Вид налога, сбора.

Справочная информация.

Январь.

Февраль.

Март.

Итого.

Налоговая база.

Взаимосвязь с документами.

тельное социальное страхование.

ках трудовых отношений и гражданскоправовых договоров.

НДФЛ.

Денежная величина, определяемая как превышение полученных доходов над предоставленными вычетами.

Бюджет расходов на оплату груда.

3. Налоги из прибыли.

Налог на прибыль.

Денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению.

Сводный налоговый регистр

В зависимости от осуществляемых видов деятельности компания также может быть плательщиком акцизов, водного налога, налога на добычу полезных ископаемых, транспортного, земельного и прочих налогов. Параметры для расчета данных налогов (ставки, сроки начисления и уплаты налогов, льготы) содержатся в НК РФ.

Вопросы практики В компании ООО «Трастиорм» планируются показатели по всем налогам. В рамках составления бюджета предприятия рассчитывается и отдельный бюджет, но налогам, который включает НДС, налог на прибыль, страховые взносы, НДФЛ, налог на имущество и другие налоги, уплачиваемые организацией. В связи с существенностью планируемых сумм составление отдельного бюджета по налогам необходимо для корректного расчета плановой себестоимости, конечного финансового результата и определения входящих и исходящих денежных потоков. На предприятии за расчет этих данных отвечают специалисты налогового отдела (для целей персонификации ответственности, но данному расчету). Все налоги, кроме косвенных, подлежат включению в бюджет доходов и расходов в качестве расхода.

Первичный расчет планируемых к уплате налогов помогает выявить необходимость проведения комплекса мероприятий, направленных на оптимизацию налоговой нагрузки.

Перечень таких мероприятий может включать:

  • — анализ текущей деятельности, изменение видов заключаемых сделок;
  • — оценку используемых элементов учетной политики, анализ применения возможных альтернативных вариантов;
  • — мониторинг законодательства, использование максимума легальных способов снижения налоговой нагрузки;
  • — оптимизацию денежных потоков.

При этом не стоит забывать, что основной целью деятельности организации является не минимизация налоговых отчислений, а максимизация прибыли, и мероприятия, направленные на оптимизацию налоговой нагрузки, должны следовать этой же цели. После проведения оптимизационных мероприятий необходимо пересчитать налоговую базу, суммы налогов, а также сформировать бюджет налогов.

Расчет начисляемых налогов в общем виде осуществляется, но формуле.

Налоговое бюджетирование как комбинированный способ оптимизации налоговых потоков.

где Нн — начисленный налог; НБр — налогооблагаемая база, рассчитанная; НБн — налогооблагаемая база, не облагаемая налогом; Сн — ставка налога; Лн — льготы по налогу.

После определения начислений по налогам нужно рассчитать налоговые выплаты для составления графиков расчетов с бюджетом и формирования бюджета движения денежных средств организации. Налоговые платежи определяются по формуле.

Налоговое бюджетирование как комбинированный способ оптимизации налоговых потоков.

где Вн — выплаты по налогам; Нн — налоги начисленные; Ау — авансы по налогам, ранее уплаченные; Вр — выплаты в соответствии с графиками погашения реструктуризированной задолженности, пеней и штрафов; А- - авансы по налогам в счет будущих периодов.

Бюджетирование налоговой задолженности осуществляется для составления прогнозного баланса движения денежных средств. При этом задолженность по налогам определяется по следующей формуле:

Налоговое бюджетирование как комбинированный способ оптимизации налоговых потоков.

где Зк — задолженность по налогам на конец периода; Зн — задолженность по налогам на начало периода; Зр — реструктуризированная задолженность.

Полученные в результате расчетов параметры бюджетирования налоговых обязательств имеют не только самостоятельное значение, но также используются и для планирования налоговых доходов (экономии на налогах) организации в составе ее налогового бюджета.

Пример

Для оценки налоговой нагрузки в ООО «Экосервис» проведем сравнительный налоговый анализ. Первым этапом налогового анализа является анализ абсолютной налоговой нагрузки на ООО «Экосервис». Для этого рассмотрим динамику сумм налогов и сборов ООО «Экосервис» за 2013—2014 гг., представленную в таблице.

Общая сумма уплаченных налогов в 2014 г. составила 7082 тыс. руб., что на 1581 тыс. руб. больше, чем в 2013 г. Теми роста общей суммы налогов составил 128,7%. Наибольшие темпы роста отмечаются, но налогу на прибыль — 172,4% (473 тыс. руб.), а также по налогу на доходы с физических лиц — 170,9% (502 тыс. руб.).

Налог.

2013 г., тыс. руб.

2014 г., тыс. руб.

Изменение.

тыс. руб.

%.

1- НДС.

110,2.

2. Страховые взносы.

119,3.

3. Налог на прибыль.

172,4.

4. НДФЛ.

170,9.

5. Налог на имущество.

120,8.

Итого.

128,7.

Рост налога на прибыль объясняется увеличением объемов деятельности и ростом налогооблагаемой прибыли. НДФЛ увеличился вследствие роста фонда оплаты труда и сокращения численности персонала.

Далее рассмотрим структуру налогов ООО «Экосервис», представленную в следующей таблице.

Налог.

2013 г., тыс. руб.

Доля от общей суммы налогов, %.

2014 г., тыс. руб.

Доля от общей суммы налогов, %.

Изменение, %.

1- НДС.

39,8.

34,1.

— 5,7.

2. Страховые взносы.

28,3.

26,2.

— 2,1.

3. Налог на прибыль.

11,9.

15,9.

+4,0.

4. НДФЛ.

12,9.

17,1.

+4,2.

5. Налог на имущество.

7,1.

6,7.

— 0,4.

Итого.

100,0.

100,0.

0,0.

Как видно из второй таблицы, наибольшую долю в структуре налогов занимает НДС. Его доля в 2014 г. составляет 34,1% от всех выплат предприятия, что на 5,7% меньше, чем в 2013 г.

Доля страховых взносов в 2014 г. составляет 26,2%, что на 2,1% меньше, чем в 2013 г. Доля налога на прибыль в 2014 г. увеличилась па 4% и составила 15,9%. НДФЛ в 2014 г. также увеличился на 4,2% и занимает долю 17,1%.

Налог на имущество занимает наименьшую долю в структуре налоговых выплат и в 2014 г. составляет 6,7%, что на 0,4% меньше, чем в 2013 г. Таким образом, в 2014 г. по сравнению с 2013 г. рост суммы налога на доходы с физических лиц и налога на прибыль привел к увеличению данных налогов в общей структуре.

На основе первого этапа налогового анализа удалось выяснить, что наибольшую нагрузку предприятие несет, выплачивая НДС, а также страховые взносы.

Вторым этапом сравнительного налогового анализа является анализ относительной налоговой нагрузки па предприятие. Для этого сгруппируем налоги, уплаченные предприятием, но видам источников уплаты налоговых средств.

Налог.

2013 г., тыс. руб.

Доля от общей суммы налогов,.

%.

2014 г., тыс. руб.

Доля от общей суммы налогов,.

%.

Изменение.

тыс.

руб.

%.

1. Косвенные налоги.

39,8.

34,1.

224,0.

— 5,7.

2. Налоги и сборы, включаемые в себестоимость.

41,2.

43,3.

803,0.

2,2.

3. Налог на прибыль.

11,9.

15,9.

473,0.

4,0.

4. Налоги, уплачиваемые с чистой прибыли.

7,1.

6,7.

81,0.

— 0,4.

Итого.

100,0.

100,0.

1581,0.

0,0.

Структура налоговой нагрузки ООО «Экосервис» в зависимости от источника уплаты налогов и сборов в 2013—2014 гг. представлена четырьмя группами в следующей таблице. Наибольшую долю занимают налоги, включаемые в себестоимость. Их доля в 2014 г. составила 43,3%, что на 2,2% больше, чем в 2013 г. Доля косвенных налогов составляет 34,1%, что на 5,7% меньше, чем в 2013 г.

Расчет структуры налоговой нагрузки в зависимости от источника уплаты налогов и сборов необходим для расчета аналитических коэффициентов налоговой нагрузки. Аналитические коэффициенты налоговой нагрузки ООО «Экосервис» в 2013— 2014 гг. приведены ниже.

Налог.

2013 г., тыс. руб.

2014 г., тыс. руб.

Изменение.

+/;

%.

Отношение суммы всех косвенных налогов и сборов к выручке от реализации.

0,0116.

0,0108.

— 0,0008.

93,1.

Отношение суммы всех прямых налогов и сборов к выручке от реализации.

0,018.

0,021.

0,003.

119,1.

Отношение суммы налога на прибыль предприятий к выручке от реализации.

0,003.

0,005.

0,002.

145,6.

Отношения налога на прибыль и налога на имущество к величине балансовой прибыли.

0,045.

0,046.

0,001.

102,3.

Отношение суммы налогов и сборов, взимаемых с чистой прибыли, к величине чистой прибыли.

0,175.

0,142.

— 0,033.

81,0.

Отношение сумм налогов и сборов, включаемых в себестоимость продукции, к величине себестоимости.

0,014.

0,016.

0,002.

118,8.

Отношение сумм всех налогов и сборов к выручке от реализации • 100%.

2,914.

3,167.

0,253.

108,7.

Полученные аналитические коэффициенты представляют собой устойчивые количественные характеристики, динамика которых позволяет сделать выводы о тенденциях, сложившихся в системе налогообложения предприятия. Как видно из таблицы, отношение суммы косвенных налогов к выручке в 2014 г. сократилось. Данная динамика прослеживается и в отношении сумм налогов и сборов, взимаемых с чистой прибыли. По остальным коэффициентам прослеживается увеличение налоговой нагрузки в 2014 г. но сравнению с 2013 г.

На основе рассчитанных коэффициентов можно сделать вывод, что в целом налоговая нагрузка в 2014 г. возросла. Это можно объяснить снижением задолженности предприятия по налогам и сборам с 204 тыс. до 29 тыс. руб. (стр. 624 пассива баланса). Общий коэффициент налоговой нагрузки на выручку показывает, что на каждые 100 руб. налогов в 2014 г. приходится 3,167 руб. выручки от продаж. Более того, данные таблицы свидетельствуют, что в 2014 г. налоговая нагрузка на выручку увеличилась на 108,7%.

Таким образом, на основе рассчитанных данных можно сделать вывод, что в целом налоговая нагрузка в ООО «Экосервис» имеет приемлемый уровень.

4. Контроль и анализ исполнения бюджета налогов. Контроль исполнения бюджета налогов проводят по истечении планового периода. Отклонения по бюджету налогов напрямую зависят от отклонений в налогооблагаемой базе, т. е. в соответствующих статьях операционных, инвестиционных и финансовых бюджетов.

Финансово-экономическая служба, составляющая бюджет налогов, должна нести ответственность только за правильность расчета сумм налогов, планируемых на основе информации о налогооблагаемой базе, предоставляемой другими подразделениями.

Поскольку финансово-экономическая служба не может контролировать показатели, на основе которых определяются бюджетные суммы налогов, она не может отвечать за неисполнение бюджета налогов, вызванное отклонениями данных показателей.

При наличии отклонений от бюджета налогов целесообразно выявлять их причины: рост или снижение доходов и расходов по сравнению с прогнозами, незапланированное приобретение нового имущества, изменение налогового законодательства и др.

Бухгалтерия или отдел налогового учета (центр ответственности) готовят отчет в табличной форме «план — факт — отклонения» по видам налогов и сборов в сопоставлении с прошлым периодом. В соответствии с этим алгоритмом производится бюджетирование каждого конкретного налога. Бюджеты по отдельным налогам могут объединяться в единый налоговый бюджет организации.

Увеличение налоговых платежей, но сравнению с запланированными не подразумевает, что финансовое положение компании ухудшилось и необходимо наказывать виновных. Сотрудник отдела ФЭС должен проанализировать причины увеличения сумм того или иного налога и представить полный анализ руководству, которое примет решение для выхода из сложившейся ситуации.

Увеличение расходов по налогам может быть вполне обоснованным. Например, бюджет, составленный в конце предыдущего года, в течение года может корректироваться, если происходит резкое изменение в работе компании в целом и требуются дополнительные расходы на новый проект.

Превышение фактической величины налога на прибыль над плановой может свидетельствовать о росте прибыли и повышении благосостояния компании. Для того чтобы выявить причину отклонения налога на прибыль, анализируется весь бюджет доходов и расходов, а также все отклонения по ним. Как правило, выявляется объективная причина таких отклонений.

Разработка налогового бюджета осуществляется в соответствии с данными тех бюджетов организации, которые содержат показатели, необходимые для расчета налогооблагаемой базы, но соответствующему налогу, и нормативных актов в области налогообложения, регулирующих порядок исчисления и уплаты налогов. Большинство проблем налогового бюджетирования связано со сложностью предусмотренного законодательством порядка исчисления налогов. Так, составление бюджета по налогу на прибыль является крайне трудоемким, из-за чего предприятия предпочитают составлять приблизительный прогноз налоговых платежей исходя, например, из сложившихся за предыдущие периоды зависимостей суммы уплаченных налогов от показателей деятельности организации. Однако это является недостатком всей налоговой системы, и совершенствование в данном вопросе возможно лишь при изменении законодательства в направлении упрощения порядка исчисления и уплаты налогов.

Кроме того, дополнительные трудности в разработке налоговых бюджетов создает нестабильность, характерная для налогового законодательства РФ. Организации не имеют возможности достоверно планировать свои налоговые платежи на перспективу в связи с вероятными изменениями в порядке исчисления налогов.

Характерная для бюджета налогов зависимость его показателей от параметров операционных бюджетов создает трудности в обеспечении исполнения налогового бюджета, а также проблемы, связанные с неоднозначностью оценки достигнутых результатов. Необходимо проявлять гибкость в выработке системы контроля исполнения бюджета налогов, так как нередко превышение фактических показателей над плановыми свидетельствует об улучшении ситуации в организации, в отличие от аналогичной ситуации с перерасходом средств других бюджетов.

Необходима интеграция налогового бюджетирования в общую систему налогового планирования организации, что позволит ей сосредоточиться на достижении своих финансовых целей, оптимизируя налоговые платежи.

Таким образом, налоговое бюджетирование является высокоэффективным комбинированным способом оптимизации налоговых потоков хозяйствующих субъектов и направлено на получение максимально возможного объема налоговой прибыли и эффективное ее использование.

Практикум

Вопросы и задания для самоконтроля.

  • 1. Приведите определение налогового бюджетирования.
  • 2. Что включает в себя процедура формирования бюджета налогов? Назовите основные этапы формирования налогового бюджета.
  • 3. Перечислите источники получения планируемых показателей для определения налоговой базы по налогам.
  • 4. Какую информацию должен содержать в себе окончательно сформированный налоговый бюджет?

Практическое задание

Па расчетный счет поступила оплата за ранее реализованную продукцию в размере 75 млн руб.

В отчетном периоде отгружено:

  • — журналы для автомобилистов на сумму 45 тыс. руб.;
  • — автомобили легковые с мощностью двигателя 200 л.с. в количестве 400 единиц на сумму 80 млн руб.;
  • — масло моторное на сумму 440 тыс. руб.;
  • — детские автомобильные кресла на сумму 300 тыс. руб.

Получено авансов в счет финансирования по ранее заключенным договорам на общую сумму 1 млн руб. Оплачено по безналичному расчету и оприходовано товарно-материальных ценностей, но счет-фактуре с учетом НДС на общую сумму 1,26 млн руб. В отчетном периоде фонд оплаты труда составил 600 тыс. руб. Перечислено авансов поставщикам ТМЦ 1,5 млн руб. Расходы на сертификацию составили 2 млн руб. Оказаны услуги по реставрации памятника истории, охраняемого государством, на общую сумму 278,9 тыс. руб. В отчетном периоде потрачено на аренду оборудования 250 тыс. руб. Расходы на командировку работника составили 24,5 тыс. руб., из которых 16,6 тыс. руб. в пределах нормы, в том числе 7 тыс. руб. на оплату железнодорожного билета. Представительские расходы составили 25 тыс. руб. Перечислены штрафы и пени в Фонд социального страхования — 15 тыс. руб. Работнику выдана ссуда в размере 100 тыс. руб. под 3% годовых на 5 лет.

Завод имеет в собственности:

  • — три автобуса с мощностью двигателя 250 л.с. на общую сумму 1,2 млн руб., амортизация составляет 3,6 тыс. руб. ежемесячно;
  • — недвижимое имущество, стоимость которого па 1 января составила 1,2 мли руб. (износ составил 30 тыс. руб.); на 1 февраля стоимость имущества составила 950 тыс. руб. (износ — 20 тыс. руб.); на 1 марта — 1,85 млн руб. (износ — 45 тыс. руб.); на 1 апреля — 1,5 млн руб. (износ — 42 тыс. руб.).

Расходы в виде суммы платежа за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду составили 13 тыс. руб.

Рассчитайте следующие виды налогов: НДС, акциз, страховые взносы, транспортный налог, НД ФЛ, налог на имущество организаций, налог на прибыль организаций.

Тесты

1. Вставьте пропущенное слово: «Налоговое бюджетирование представляет собой результирующую часть корпоративного налогового_, регулирования и контроля».

2. Вставьте пропущенное слово: «Налоговое бюджетирование представляет собой комбинированный способ_налоговых потоков хозяйствующим субъектом».

3. Вставьте пропущенные слова: «Налоговый бюджет организации представляет собой оптимизированный на альтернативной основе результирующий свод налоговых _и налоговых_компании».

4. Вставьте пропущенное слово: «Бюджет налогов составляется с той же_.

и в те же сроки, что и основные бюджеты компании".

5. Вставьте пропущенные слова: «_руководителей центров ответственности (главного бухгалтера или начальника отдела) определяются в положениях об отделах и должностных инструкциях».

  • 6. Процесс формирования налогового бюджета включает следующие этапы:
    • а) анализ налогооблагаемых объектов;
    • б) подготовка связанных бюджетов;
    • в) представление налоговой декларации;
    • г) расчеты по видам налогов;
    • д) контроль и анализ исполнения бюджета налогов.
  • 7. Вставьте пропущенное слово: «Анализ налогооблагаемых объектов представляет собой детальную_установленных и уплачиваемых налогов, взносов

и сборов отдельно по федеральному, региональному и местному законодательству».

  • 8. Вставьте пропущенное слово: «Для планирования налогового бюджета необходимы данные по_бюджетам (сметам)».
  • 9. Процедура формирования бюджета налогов включает в себя:
    • а) планирование организационной структуры предприятия;
    • б) планирование начисления налогов;
    • в) планирование налоговых схем оптимизации;
    • г) планирование налоговых платежей;
    • д) планирование налоговой задолженности.
  • 10. Вставьте пропущенное слово: «Источниками получения планируемых показателей для определения налоговой базы, но налогам являются соответствующие операционные и финансовые_».
  • 11. Вставьте пропущенное слово: «Контроль исполнения бюджета налогов проводят по истечении_периода».
  • 12. Окончательно сформированный налоговый бюджет может содержать в себе следующую информацию:
    • а) сроки уплаты;
    • б) суммы налоговых резервов;
    • в) суммы платежей, подлежащих перечислению в бюджет;
    • г) совокупный перечень налогов к уплате.
  • 13. Вставьте пропущенное слово: «К форме налогового бюджета, как правило,

прикладывается справочная информация для проверки_исчисления налогов».

14. Вставьте пропущенное слово: «После определения начислений по налогам нужно рассчитать налоговые выплаты для составления_расчетов с бюджетом».

15. Вставьте пропущенное слово: «Бюджетирование налоговой задолженности осуществляется для составления прогнозного_движения денежных средств».

  • [1] Процесс формирования налогового бюджета включает следующие этапы: 1) анализ налогооблагаемых объектов; 2) подготовка связанных бюджетов; 3) расчеты, но видам налогов; 4) контроль и анализ исполнения бюджета налогов.
  • [2] Анализ налогооблагаемых объектов. Вначале следует проанализировать весь перечень налогов и сборов. Для этого необходимо определитьвзаимосвязь с другими бюджетами, выбрать документы, данные которыхможно использовать для формирования налогового плана. Этот анализносит характер детальной инвентаризации установленных и уплачиваемых налогов, взносов и сборов отдельно по федеральному, региональномуи местному законодательству. В процессе анализа необходимо получитьответы на следующие вопросы:
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой