Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие этики в эпоху Античности (II тыс. до н. э. — V в. н. э.)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сократ первым среди известных мыслителей стал открыто рассуждать об образе жизни, и за это был осужден на смертную казнь (был обвинен в том, что учил молодежь жить собственным разумом, не ориентируясь на внешние авторитеты). Этического релятивизма, т. е. ограниченности содержания нравственных принципов, понятий добра и зла у разных народов, социальных групп и отдельных людей их интересами… Читать ещё >

Развитие этики в эпоху Античности (II тыс. до н. э. — V в. н. э.) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основоположником этики как философской науки о морали считается Сократ («спаситель власти») (470/469 —399 гг. до н.э.).

Сократ первым среди известных мыслителей стал открыто рассуждать об образе жизни, и за это был осужден на смертную казнь (был обвинен в том, что учил молодежь жить собственным разумом, не ориентируясь на внешние авторитеты).

От Сократа пошла традиция рассуждений в русле нравственной философии, которые он вел на рынках и в мастерских (он говорил, что «Афины — это тучный, ленивый конь, а я — овод, не дающий ему покоя»).

Он спокойно переносил побои и насмешки тех людей, которые не могли состязаться с ним в споре, был приверженцем демократии и не боялся выступать против большинства.

Приговоренный судом к смертной казни (должен был выпить чашу отравленного вина), Сократ отказался от организованного его учеником побега из тюрьмы («мой побег покажет мою неправоту») и упрекал друзей, оплакивавших его судьбу.

В этическом учении Сократа выделяются два важных момента.

  • 1. Смысл человеческой жизни сводится не к получению натуральных благ, а к получению знаний («Сколько же есть вещей, без которых можно жить!»).
  • 2. Не каждому человеку природой отпущено делать добро. Но то, что ему дано, он обязан совершенствовать. Если человек к этому не стремится, он должен чувствовать вину перед Богом и окружающими.

Античные мыслители разработали следующие нравственные принципы: эвдемонизма (счастья). Высший смысл человеческого существования — стремление к счастью;

  • — гедонизма. Моральные требования должны быть подчинены единой цели — это получение наслаждения и избежание страданий;
  • — аскетизма, отшельничества. Принцип предписывает людям отказ от мирских благ и наслаждений, подавление чувственных стремлений ради достижения каких-либо социальных целей или нравственного самосохранения;
  • — этического релятивизма, т. е. ограниченности содержания нравственных принципов, понятий добра и зла у разных народов, социальных групп и отдельных людей их интересами, убеждениями и склонностями, условиями места и времени.

Интересно и то, что античные мыслители довольно активно занимались вопросами этикета. В частности, древнегреческий философ Теофраст (ок. 370—288/285 до н.э.) в своем труде «Этические характеры» приводит следующие примеры бестактных поступков[1]:

  • — прийти за советом к занятому человеку;
  • — обратиться за поручительством к уже пострадавшему от поручительства;
  • — явиться в суд свидетелем, когда дело уже закончилось;
  • — поносить женский пол на свадьбе;
  • — пригласить усталого и только что пришедшего домой человека на прогулку;
  • — привести покупателя, предлагающего более высокую цену, к продавцу после уже состоявшейся продажи;
  • — начать рассказывать все с начала, когда суть дела уже понятна собравшимся;

явиться за процентами к только что потратившемуся на жертвоприношение должнику и др.

Таким образом, центральной установкой мыслителей античного этапа формирования этики было то, что мораль растворена в человеке, а главной добродетелью является стремление к счастью.

  • [1] См.: Теофраст. Характеристики / пер. В. Алексеева. СПб., 1888. С. 1—32.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой