Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Основы современного управления развитием социальной сферы региона

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Органы государственного управления РФ организуют и проводят социальную политику, разрабатывают социальную законодательно-нормативную базу, финансируют объекты социальной инфраструктуры, разрабатывают и реализуют принятые региональные социальные программы, осуществляют социальную помощь и социальную защиту населения, создают условия для развития благотворительной деятельности, социального… Читать ещё >

Основы современного управления развитием социальной сферы региона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Чаще всего под социальной политикой в прикладном значении понимается совокупность (система) конкретных механизмов, мер и мероприятий, а также взаимоотношений и взаимодействий между социальными группами, социальными слоями общества, направленных на жизнеобеспечение населения1.

Различают государственную (федеральную и региональную), муниципальную и корпоративную социальную политику.

Региональная социальная политика — деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации, направленная на решение социальных проблем региона, развитие его социальной сферы, создание условий для жизни людей, обеспечение их социальных потребностей, интересов, прав и гарантий, предоставление социальных услуг[1][2].

Выделяются следующие основные аспекты управления социальными процессами в регионе[3]:

  • • политика в сфере уровня жизни и доходов населения региона;
  • • бюджетная и налоговая социальная политика региона;
  • • политика по развитию социальной инфраструктуры региона.

Проведение социальной политики на уровне субъекта федерации —.

достаточно новое и мало изученное явление для России, так как еще совсем недавно регионы реализовали только федеральную социальную политику. Поэтому в России управлением региональной социальной сферой занимаются органы государственной власти, органы МСУ, политические партии, профессиональные союзы, общественные объединения, фонды и др.

Органы государственного управления РФ организуют и проводят социальную политику, разрабатывают социальную законодательно-нормативную базу, финансируют объекты социальной инфраструктуры, разрабатывают и реализуют принятые региональные социальные программы, осуществляют социальную помощь и социальную защиту населения, создают условия для развития благотворительной деятельности, социального предпринимательства и др.[4]

Также существует институт полномочных представителей Президента РФ, которые, обеспечивая реализацию конституционных прав граждан, участвуют и в управлении социальной сферой регионов.

Деятельность исполнительной власти на региональном уровне реализуется по следующим социальным направлениям: архивное дело, бытовые услуги, запись актов гражданского состояния, демографическая политика, семейная политика, духовное развитие, ЖКХ и жилищная политика, политика занятости населения, здравоохранение, культура, молодежная политика, образование, социальное развитие, социальная защита и социальная поддержка, спорт, СМИ и телекоммуникации, труд, туризм, фармацевтическая деятельность, физическая культура и др.

Социальная политика в Российской Федерации реализуется также на муниципальном уровне. Ее основные задачи1:

  • • решение социальных вопросов местного значения органами государственной власти субъектов РФ и их должностных лиц в области МСУ в случаях в соответствии с Конституцией РФ и в порядке, установленном федеральными законами;
  • • решение социальных вопросов местного значения органами государственной власти субъектов РФ и их должностных лиц в области МСУ в пределах по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ;
  • • осуществление отдельных государственных полномочий в социальной сфере, которыми наделяются органы МСУ законами субъектов РФ в порядке, установленном федеральными законами.

К вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе[5][6]:

  • • организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время;
  • • создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
  • • создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального района, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения;
  • • обеспечение условий для развития на территории муниципального района физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий муниципального района;
  • • организация и осуществление мероприятии межпоселенческого характера по работе с детьми и молодежью.

К полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения относится, в том числе1:

  • • принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством РФ;
  • • разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, требования к которым устанавливаются Правительством РФ.

Органами исполнительной власти в регионе России выступают министерства, департаменты, комиссии, комитеты, службы, управления. Например, в Республике Саха (Якутии) сформирована следующая система управления социальной сферой[7][8]:

  • • Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики;
  • • Министерство здравоохранения;
  • • Министерство культуры и духовного развития;
  • • Министерство образования;
  • • Министерство профессионального образования, подготовки и расстановки кадров;
  • • Министерство по делам молодежи и семейной политике;
  • • Министерство труда и социального развития;
  • • Министерство спорта;
  • • Департамент занятости;
  • • Управление записи актов гражданского состояния.

Важная часть региональной социальной политики — социальная защита населения.

Социальная защита населения — совокупность законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных мероприятий, гарантирующих возмещение потери доходов ввиду возраста, временной потери работы, нетрудоспособности и др.[9]

В свою очередь, важный элемент современной системы социальной защиты населения — система благотворительности (филантропии).

В Российской Федерации под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки1.

Спектр осуществления благотворительной деятельности весьма широк, он включает в себя такие направления, как:

  • • социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц;
  • • содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе;
  • • содействие защите материнства, детства и отцовства;
  • • содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
  • • содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганда здорового образа жизни, улучшение моральнопсихологического состояния граждан;
  • • содействие деятельности в области физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта);
  • • охрана и должное содержание зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, а также мест захоронения;
  • • социальная реабилитация детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • • содействие добровольческой деятельности;
  • • участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • • содействие развитию научно-технического, художественного творчества детей и молодежи;
  • • поддержка общественно значимых молодежных инициатив, проектов, детского и молодежного движения, детских и молодежных организаций и др.

Благотворительность в Российской Федерации может осуществляться также через пожертвования, гранты, добровольческий труд, гуманитарную и техническую помощь, целевые перечисления собственников[10][11].

Кроме того, существует такое понятие, как спонсорство. При этом спонсор — лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции гелеили радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности[12].

Социальная защита населения производится в форме денежных выплат, возмещения расходов или предоставлении товаров и услуг для социально защищенных категорий населения. В Российской Федерации выплаты бывают регулярными или единовременными и поступают1:

  • • из федерального бюджета;
  • • из бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;
  • • из государственных внебюджетных социальных фондов;
  • • от работодателей;
  • • от негосударственных пенсионных фондов;
  • • от неправительственных общественных организаций, фондов социальной защиты и др.

Существует общероссийский классификатор информации по социальной защите населения (ОКИСЗН)[13][14].

На государственном уровне субъектами социальной политики в регионе РФ выступают органы законодательной, исполнительной и судебной власти. За реализацию социальной политики в регионе отвечает руководитель высшего исполнительного органа государственной власти (президент, глава республики или администрации, губернатор, председатель правительства).

В Российской Федерации существуют также понятия «социальные гарантии», «социальное обеспечение», «государственная социальная помощь», «социальная поддержка населения» и «социальное обслуживание».

Социальные гарантии обеспечивают реализацию конституционных социально-экономических и социально-политических прав членов общества.

Социальное обеспечение — государственная система материального обеспечения и социального обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, а также семей с детьми.

В отличие от социального обеспечения, государственная социальная помощь — предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в действующем законодательстве, социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

Социальная поддержка населения — система мер обеспечения социальных гарантий отдельных категорий населения, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения[15].

Социальное обслуживание населения — деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам[16]. При этом получатель социальных услуг — гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги, а поставщиками социальных услуг могут выступать юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание.

Система социального обслуживания РФ включает1:

  • • федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере социального обслуживания;
  • • орган государственной власти субъекта РФ, уполномоченный на осуществление полномочий в сфере социального обслуживания;
  • • организации социального обслуживания, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти;
  • • организации социального обслуживания, находящиеся в ведении субъекта РФ;
  • • негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги;
  • • индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание.
  • [1] Государственная и муниципальная социальная политика. Курс лекций / под общ. ред.Н. А. Волгина. С. 9.
  • [2] Социальная политика / под общ. ред. проф. Н. А. Волгина. С. 119.
  • [3] Социальная политика: учебник для бакалавров / под ред. Е. И. Холостовой, Г. И. Кли-мантовой., 2013. С. 109.
  • [4] Социальная политика / под общ. ред. проф. Н. А. Волгина. С. 124.
  • [5] Государственная и муниципальная социальная политика. Курс лекций / иод общ. ред.Н. А. Волгина. С. 41.
  • [6] Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Ст. 15, п. 1.
  • [7] Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Ст. 17.
  • [8] Структура // Правительство Республики Саха (Якутия). URL: http://sakha.gov.ru/node/1705
  • [9] Курс социально-экономической статистики / под ред. М. Г. Назарова. С. 623.
  • [10] Федеральный закон РФ от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
  • [11] Государственная и муниципальная социальная политика. Курс лекций / под общ. ред.Н. А. Волгина. С. 627−628.
  • [12] Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».
  • [13] Курс социально-экономической статистики / под ред. М. Г. Назарова. С. 626.
  • [14] Общероссийский классификатор информации по социальной защите населения (утв.постановлением Госстандарта России от 17 декабря 1999 г. № 545-ст).
  • [15] Государственная и муниципальная социальная политика. Курс лекций / под общ. ред.Н. А. Волгина. С. 572—573.
  • [16] Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Ст. 3.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой