Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Управление и городское право

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На первых порах города преследовали цели сокращения поборов и пошлин, но постепенно противостояние с сеньорами переросло в борьбу за самоуправление. Так называемое коммунальное движение в различных регионах Европы протекало по-разному и не в одно и то же время. Иногда сеньор довольствовался денежным выкупом, но чаще происходило открытое военное противостояние. В средневековом городе, существующем… Читать ещё >

Управление и городское право (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Становление городов-коммун

С начала XII в. некоторые города стали вести борьбу с сеньорами (епископами или графами), на чьих землях они были расположены. Часто город находился на территории, принадлежавшей нескольким сеньорам (у Амьена было четыре сеньора, у Парижа — два). Через уполномоченных лиц сеньор осуществлял управление городом, чеканил монету, взимал пошлину с торговли; горожане несли поземельные повинности в его пользу.

На первых порах города преследовали цели сокращения поборов и пошлин, но постепенно противостояние с сеньорами переросло в борьбу за самоуправление. Так называемое коммунальное движение в различных регионах Европы протекало по-разному и не в одно и то же время. Иногда сеньор довольствовался денежным выкупом, но чаще происходило открытое военное противостояние. В средневековом городе, существующем в рамках феодализма, постепенно создавался новый тип общества и управления.

Раньше всего города-коммуны появились в Италии, что было связано с быстрым экономическим развитием региона и отсутствием централизованной власти. Городские коммуны сумели подчинить себе сельскую округу и стали городами-государствами. В их развитии можно выделить три стадии. Первоначально городская община отнимает власть у графа или епископа. Затем, под влиянием внешнеполитических обстоятельств (см. параграф 10.2), в среде аристократии происходит раскол на две враждующие группировки — гвельфов и гибеллинов. Правителями города становятся облеченные ограниченной властью чужаки — подеста (чиновники, назначаемые германским императором). На третьем этапе силами так называемого жирного народа (торговой и ремесленной элиты) формируется правительство из представителей корпораций, которое, в свою очередь, выдерживает натиск со стороны тощего народа. В дополнение к этому в большинстве городов Италии можно видеть постоянную борьбу за власть между могущественными семействами.

Основным направлением политики городов-коммун было расширение влияния на близлежащие территории. Итальянские города-коммуны имели право объявлять войну, заключать мир, чеканить монету, содержать армию, вершить суд, выбирать должностных лиц. Используя противостояние пап с императорами, города постоянно расширяли свои права, получая льготы от противоборствующих сторон. Наиболее яркие примеры тому нам дают Венеция, Милан и Флоренция.

В условиях слабой императорской власти в Германии XII—XIII вв. появляются вольные и имперские города. Первые являлись независимыми республиками. Вторые формально подчинялись императору (приносили присягу, поставляли ополчение, платили ежегодный налог), но фактически были независимыми и имели право объявлять войну, заключать мир, чеканить монету.

Города-коммуны создавали свои органы управления — городские советы, которые действовали под руководством городского главы (мэра, бургомистра). Члены совета избирались собранием горожан, состоящим преимущественно из патрициев, наиболее зажиточных купцов и проживающей в городе рыцарской знати; они же занимали основные должности в городском совете. В ведении совета находилась вся судебная и административная власть. Совет устанавливал налоги, наблюдал за торговлей, следил за боеготовностью ополчения, которое появляется в городах-коммунах.

Городской совет занимался также проблемами образования и общественного призрения. В этих вопросах города становятся соперниками церкви. Купцам нужны были практические знания, которые не могла дать церковная школа, поэтому с конца XII в. начинают открываться светские школы. Городской совет участвует и в церковной благотворительности: финансирует приюты для нищих, считая это богоугодным делом. Позднее совет берет под контроль деятельность нищих и бродяг, занимается их трудоустройством, жестко контролирует раздачу милостыни.

Несмотря на некоторые успехи, большинству городов Европы не удалось добиться статуса коммуны, что было особенно характерно для территорий с сильной центральной властью. Короли, первоначально даровавшие вольности, впоследствии лишали города всех привилегий. Ярким примером может быть Париж, где функции управления были поделены между городом и верховной властью. Наряду с выборным городским главой в управлении принимал участие представитель короля — бальи. Одновременно с городским существовал королевский суд. Горожане регулярно платили городские и государственные налоги, экстраординарные подати.

В подобном положении находились другие города Франции (Орлеан, Шартр, Тур, Нант, Лион, Руан), а также большинство городов Англии, Чехии, Венгрии, Польши, Испании. В Англии городов-коммун не было, что объясняется норманнским завоеванием и ранним становлением сильной центральной власти. Английские города, как правило, с помощью выкупа, в течение XII—XIII вв. добиваются различных привилегий.

Многие мелкие города, не имевшие ни сил, ни средств на борьбу с сеньором, так и оставались полностью в его власти. Особенно характерно это для епископских городов. Большинство же городов Западной Европы сумело добиться освобождения своих жителей от крепостной зависимости, о чем красноречиво свидетельствует поговорка, родившаяся в средневековой Европе: «Городской воздух делает свободным». Крестьянин, бежавший от феодала и проживший в городском поселении год и один день (срок мог иногда доходить до пяти лет), становился свободным.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой