Транспорт.
Социально-экономическая география африки
В разной стадии строительства находятся трансафриканские магистрали Лагос — Момбаса (Кения), или Запад — Восток, протяженностью 6,3 тыс. км; в направлении север — юг от Каира (Египет) до Габороне (Ботсвана) длиной 9,2 тыс. км и западноафриканская трасса Лагос — Нуакшот (Мавритания) длиной 4,75 тыс. км. Их завершению препятствует некоторая политическая нестабильность в районах строительства… Читать ещё >
Транспорт. Социально-экономическая география африки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
По состоянию материально-технической базы и основным показателям работы транспорта Африка занимает последнее место в мире. На ее долю приходится 4% мирового грузооборота и 3% пассажирооборота.
На континенте транспорт развит неравномерно. По уровню транспортного обслуживания выделяются страны Магриба, Египет, Южной Африки (ЮАР, Намибия, Зимбабве) и некоторые прибрежные страны (табл. 20). Фактически Африка не располагает единой транспортной сетью, многие регионы разобщены и обслуживаются традиционными видами транспорта — вьючным и гужевым, а в Тропической Африке не редкость и носильщики.
Таблица 20
Транспортная сеть в крупнейших государствах Африки в 2017 г.
Страна | Протяженность, тыс. км | Количество аэропортов, ед. | |||
автодо рог | желез ных дорог | трубо прово дов | водных путей | ||
ЮАР. | 20,8 | 3,8 | —. | ||
Нигерия. | 193,2 | 3,8 | 12,7 | 8,6 | |
Кения. | 161,5 | 3,8 | 0,9 | Нет свед. | |
Конго (ДРК). | 153,5 | 0,9 | |||
Египет. | 137,4 | 5,1 | 15,7 | 3,5 | |
Алжир | 113,7 | 29,6 | —. | ||
Эфиопия. | 110,4 | 0,7 | |||
Ливия. | 11,6 | —. | |||
Зимбабве. | 97,3 | 3,4 | 0,3 | Нет свед. | |
Танзания. | 88,8 | 4,6 | 1,2 | Нет свед. | |
Кот-д'Ивуар | 0,7 | 0,5 | |||
Замбия. | 40,4 | зд. | 0,87 | 2,25 | |
Мадагаскар | 37,5 | 0,8 | —. | 0,6 | |
Уганда. | 20,5 | 1,2. | —. | 0,2 |
Примечание: прочерк означает отсутствие данного вида транспорта. Источник: данные Всемирной книги фактов (CIA World Factbook, 2018). URL: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook.
Транспортная проблема в Африке, как и продовольственная, является одной из самых острых. Отсутствие транспортных путей — одна из причин слабой освоенности территории. Современная транспортная сеть сложилась в колониальные времена и имеет определенную закономерность: существующие дороги ведут в глубь материка, к месторождениям полезных ископаемых и вдоль побережья.
После получения независимости молодые государства начали перестраивать всю транспортную систему. В большинстве случаев транспорт был национализирован, в ряде стран началось новое строительство. Однако в транспортном хозяйстве все еще сильны позиции иностранного и частного капитала, что находит отражение в лоббировании корпоративных интересов.
Железнодорожный транспорт занимает первое место в грузои пассажироперевозках. По железным дорогам перевозится 50% всех грузов и свыше половины пассажиров. Общая протяженность железных дорог составляет 84,3 тыс. км, в том числе 20,8 тыс. км приходится на ЮАР.
Густота железнодорожной сети низкая — 5 км на 1000 км2 территории. В 17 странах железных дорог нет вообще. В Африке отсутствуют трансконтинентальные железные дороги, хотя проекты по их строительству были предложены еще англичанами и французами в конце XIX — начале XX вв.
Англичане начали строительство трансконтинентальной железной дороги Каир — Кейптаун, французы — Транссахарскую железную дорогу от Алжира до Гвинейского залива. Проекты и по прошествии более чем ста лет не были воплощены в жизнь. На железнодорожной линии Каир — Кейптаун не соединены между собой Судан и Уганда. Французский проект Транссахарской железной дороги так и остался проектом.
В XX в. было построено несколько железных дорог, пересекающих континент с запада на восток, в самой узкой его части: Бенгела — Бейра, Людериц — Дурбан; от морских портов Уолфиш-Бей, Людериц, Салданья и Кейптаун к портам Мапуту в Мозамбике, Дурбан, Ист-Лондон, Порт-Элизабет в ЮАР.
В течение XX столетия единой системой железных дорог оказались связанными страны, лежащие южнее экватора: ДРК, Ангола, Замбия, Танзания, Зимбабве, ЮАР, Ботсвана, Намибия, а также страны Северной Африки: Марокко, Алжир и Тунис.
Наибольшей разобщенностью отличаются железные дороги Западной Африки. Между собой соединены только Сенегал и Мали, Кот-д'Ивуар и Буркина-Фасо.
Почти все существующих железные дороги характеризуются низким техническим уровнем: чаще всего это однопутки с разными колеями, имеющие слабую пропускную способность, так как построены очень давно.
Для создания сети общеафриканских железных дорог необходимо, с одной стороны, построить не менее 30 тыс. км и перевести их на единую колею; с другой стороны, осуществить техническое перевооружение имеющихся.
Для соединения железных дорог в единую сеть создан проект Africa Rail. Работы в этом направлении ведутся. Большую помощь в строительстве железных дорог оказывает Китай. В частности, им в 2016 г. построена первая электрифицированная железная дорога в Африке Аддис-Абеба — Джибути. Также китайскими строителями сооружается железная дорога Момбаса — Найроби.
Существуют проекты объединения железных дорог отдельных стран в единую сеть. В их числе проект строительства железной дороги протяженностью 1500 км, которая свяжет Того, Буркина-Фасо, Мали и Нигер. Дорога от Курусы в Гвинее до Бамако в Мали позволит объединить железные дороги Сенегала, Мали и Гвинеи. Есть также проект соединения нигерийской железнодорожной системы с восточноафриканской посредством строительства линии Майдугури (Нигерия) — Нджамена (Чад) — Ньяла (Судан). Его реализация позволила бы открыть прямое железнодорожное сообщение от Лагоса на берегу Гвинейского залива до Порт-Судана на Красном море. Рассматриваемый проект прокладки железнодорожного туннеля по дну Средиземного моря между Марокко и Испанией обеспечил бы выход Африки в Западную Европу.
Автомобильный транспорт по объему перевозимых грузов уступает железным дорогам, но охватывает большую территорию. По автодорогам перевозится порядка 20% всех грузов Африки. Их протяженность составляет 2,4 млн км, в т. ч. более 300 тыс. км — дороги с твердым покрытием, из них 1/3 — в ЮАР.
Основу автомобильных дорог составляет несколько трансконтинентальных магистралей: Магрибская, Транссахарская и Транссахельская. Магрибская связывает все страны Северной Африки от Марокко до Египта (Рабат — Каир) и проходит вдоль побережья Средиземного моря. Транссахарская магистраль берет начало от столицы Алжира и заканчивается на берегу Гвинейского залива в Лагосе (Нигерия). Иногда эту дорогу называют Лагос — Алжир. Длина этого пути — 4,5 тыс. км. Транссахельская магистраль соединяет Дакар (Сенегал) с Нджаменой (Чад), ее протяженностью равна 4,6 тыс. км.
В разной стадии строительства находятся трансафриканские магистрали Лагос — Момбаса (Кения), или Запад — Восток, протяженностью 6,3 тыс. км; в направлении север — юг от Каира (Египет) до Габороне (Ботсвана) длиной 9,2 тыс. км и западноафриканская трасса Лагос — Нуакшот (Мавритания) длиной 4,75 тыс. км. Их завершению препятствует некоторая политическая нестабильность в районах строительства и недостаток финансово-экономических ресурсов.
В последние годы активно развивается трубопроводный транспорт, особенно на севере Африки и в Нигерии. По количеству перевозимых грузов (около 20%) он уступает железнодорожному и автомобильному видам. Трубопроводная сеть представлена нефте-, газои продуктопроводами.
Общая протяженность трубопроводов превышает 100 тыс. км, из них почти 30 тыс. км приходится на Алжир и 15,7 тыс. км — на Египет. Из нефтепроводов, имеющих экспортное значение, выделяются Дар-эс-Салам — Ндола, Момбаса — Найроби, Дурбан — Йоханнесбург, Порт-Саид — Хартум; из газопроводов — межконтинентальный Алжир — Тунис — Италия. Ведется строительство газопроводов Африка — Европа через Турцию и Гибралтарский пролив.
Широко используется внутренний водный транспорт. Длина судоходных путей составляет 50 тыс. км. Выделяются бассейны рек Конго (ДРК), Нил (Египет и Судан) и Нигер (Нигерия). Ежегодно речными судами перевозится более 25 млн т грузов.
Морской транспорт выполняет практически все внешние грузоперевозки. Грузы перевозятся в основном судами иностранных компаний под флагами офшорных государств, например Либерии, которые используют флаг этой страны для уклонения от уплаты налогов.
По состоянию на начало 2018 г. под либерийским флагом плавали 4 170 судов суммарным тоннажем 150 млн т. Относительно крупными флотами располагают Нигерия, Танзания, Египет. Крупнейшими портами являются Салданья-Бей, Ричардс-Бей, Александрия, Алжир, Касабланка, Дакар, Лагос, Кейптаун, Дурбан, Дар-эс-Салам. Самый крупный порт — Салданья-Бей. Его грузооборот в 2016 г. превысил 72 млн т (58-е место в мире).
Через территорию Египта проложен Суэцкий канал длиной 160 км, соединяющий Красное и Средиземное моря. В 2015 г. была открыта вторая линия канала длиной 72 км, позволившая увеличить пропускную способность канала в 2 раза. Грузооборот канала превысил 1 млрд т.
Авиатранспорт реализует большую часть международных и межконтинентальных пассажирских перевозок. Общая протяженность внутренних и международных авиалиний составляет около 450 тыс. км. В регионе насчитываются более 3 тыс. аэропортов и взлетно-посадочных полос. Аэропорты Каира, Йоханнесбурга, Дакара и Лагоса относятся к числу крупнейших в мире. Международные авиаперевозки осуществляются в основном иностранными авиакомпаниями.