Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Транспорт. 
Социально-экономическая география африки

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В разной стадии строительства находятся трансафриканские магистрали Лагос — Момбаса (Кения), или Запад — Восток, протяженностью 6,3 тыс. км; в направлении север — юг от Каира (Египет) до Габороне (Ботсвана) длиной 9,2 тыс. км и западноафриканская трасса Лагос — Нуакшот (Мавритания) длиной 4,75 тыс. км. Их завершению препятствует некоторая политическая нестабильность в районах строительства… Читать ещё >

Транспорт. Социально-экономическая география африки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

По состоянию материально-технической базы и основным показателям работы транспорта Африка занимает последнее место в мире. На ее долю приходится 4% мирового грузооборота и 3% пассажирооборота.

На континенте транспорт развит неравномерно. По уровню транспортного обслуживания выделяются страны Магриба, Египет, Южной Африки (ЮАР, Намибия, Зимбабве) и некоторые прибрежные страны (табл. 20). Фактически Африка не располагает единой транспортной сетью, многие регионы разобщены и обслуживаются традиционными видами транспорта — вьючным и гужевым, а в Тропической Африке не редкость и носильщики.

Таблица 20

Транспортная сеть в крупнейших государствах Африки в 2017 г.

Страна

Протяженность, тыс. км

Количество аэропортов, ед.

автодо

рог

желез

ных

дорог

трубо

прово

дов

водных

путей

ЮАР.

20,8

3,8

—.

Нигерия.

193,2

3,8

12,7

8,6

Кения.

161,5

3,8

0,9

Нет свед.

Конго (ДРК).

153,5

0,9

Египет.

137,4

5,1

15,7

3,5

Алжир

113,7

29,6

—.

Эфиопия.

110,4

0,7

Ливия.

11,6

—.

Зимбабве.

97,3

3,4

0,3

Нет свед.

Танзания.

88,8

4,6

1,2

Нет свед.

Кот-д'Ивуар

0,7

0,5

Замбия.

40,4

зд.

0,87

2,25

Мадагаскар

37,5

0,8

—.

0,6

Уганда.

20,5

1,2.

—.

0,2

Примечание: прочерк означает отсутствие данного вида транспорта. Источник: данные Всемирной книги фактов (CIA World Factbook, 2018). URL: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook.

Транспортная проблема в Африке, как и продовольственная, является одной из самых острых. Отсутствие транспортных путей — одна из причин слабой освоенности территории. Современная транспортная сеть сложилась в колониальные времена и имеет определенную закономерность: существующие дороги ведут в глубь материка, к месторождениям полезных ископаемых и вдоль побережья.

После получения независимости молодые государства начали перестраивать всю транспортную систему. В большинстве случаев транспорт был национализирован, в ряде стран началось новое строительство. Однако в транспортном хозяйстве все еще сильны позиции иностранного и частного капитала, что находит отражение в лоббировании корпоративных интересов.

Железнодорожный транспорт занимает первое место в грузои пассажироперевозках. По железным дорогам перевозится 50% всех грузов и свыше половины пассажиров. Общая протяженность железных дорог составляет 84,3 тыс. км, в том числе 20,8 тыс. км приходится на ЮАР.

Густота железнодорожной сети низкая — 5 км на 1000 км2 территории. В 17 странах железных дорог нет вообще. В Африке отсутствуют трансконтинентальные железные дороги, хотя проекты по их строительству были предложены еще англичанами и французами в конце XIX — начале XX вв.

Англичане начали строительство трансконтинентальной железной дороги Каир — Кейптаун, французы — Транссахарскую железную дорогу от Алжира до Гвинейского залива. Проекты и по прошествии более чем ста лет не были воплощены в жизнь. На железнодорожной линии Каир — Кейптаун не соединены между собой Судан и Уганда. Французский проект Транссахарской железной дороги так и остался проектом.

В XX в. было построено несколько железных дорог, пересекающих континент с запада на восток, в самой узкой его части: Бенгела — Бейра, Людериц — Дурбан; от морских портов Уолфиш-Бей, Людериц, Салданья и Кейптаун к портам Мапуту в Мозамбике, Дурбан, Ист-Лондон, Порт-Элизабет в ЮАР.

В течение XX столетия единой системой железных дорог оказались связанными страны, лежащие южнее экватора: ДРК, Ангола, Замбия, Танзания, Зимбабве, ЮАР, Ботсвана, Намибия, а также страны Северной Африки: Марокко, Алжир и Тунис.

Наибольшей разобщенностью отличаются железные дороги Западной Африки. Между собой соединены только Сенегал и Мали, Кот-д'Ивуар и Буркина-Фасо.

Почти все существующих железные дороги характеризуются низким техническим уровнем: чаще всего это однопутки с разными колеями, имеющие слабую пропускную способность, так как построены очень давно.

Для создания сети общеафриканских железных дорог необходимо, с одной стороны, построить не менее 30 тыс. км и перевести их на единую колею; с другой стороны, осуществить техническое перевооружение имеющихся.

Для соединения железных дорог в единую сеть создан проект Africa Rail. Работы в этом направлении ведутся. Большую помощь в строительстве железных дорог оказывает Китай. В частности, им в 2016 г. построена первая электрифицированная железная дорога в Африке Аддис-Абеба — Джибути. Также китайскими строителями сооружается железная дорога Момбаса — Найроби.

Существуют проекты объединения железных дорог отдельных стран в единую сеть. В их числе проект строительства железной дороги протяженностью 1500 км, которая свяжет Того, Буркина-Фасо, Мали и Нигер. Дорога от Курусы в Гвинее до Бамако в Мали позволит объединить железные дороги Сенегала, Мали и Гвинеи. Есть также проект соединения нигерийской железнодорожной системы с восточноафриканской посредством строительства линии Майдугури (Нигерия) — Нджамена (Чад) — Ньяла (Судан). Его реализация позволила бы открыть прямое железнодорожное сообщение от Лагоса на берегу Гвинейского залива до Порт-Судана на Красном море. Рассматриваемый проект прокладки железнодорожного туннеля по дну Средиземного моря между Марокко и Испанией обеспечил бы выход Африки в Западную Европу.

Автомобильный транспорт по объему перевозимых грузов уступает железным дорогам, но охватывает большую территорию. По автодорогам перевозится порядка 20% всех грузов Африки. Их протяженность составляет 2,4 млн км, в т. ч. более 300 тыс. км — дороги с твердым покрытием, из них 1/3 — в ЮАР.

Основу автомобильных дорог составляет несколько трансконтинентальных магистралей: Магрибская, Транссахарская и Транссахельская. Магрибская связывает все страны Северной Африки от Марокко до Египта (Рабат — Каир) и проходит вдоль побережья Средиземного моря. Транссахарская магистраль берет начало от столицы Алжира и заканчивается на берегу Гвинейского залива в Лагосе (Нигерия). Иногда эту дорогу называют Лагос — Алжир. Длина этого пути — 4,5 тыс. км. Транссахельская магистраль соединяет Дакар (Сенегал) с Нджаменой (Чад), ее протяженностью равна 4,6 тыс. км.

В разной стадии строительства находятся трансафриканские магистрали Лагос — Момбаса (Кения), или Запад — Восток, протяженностью 6,3 тыс. км; в направлении север — юг от Каира (Египет) до Габороне (Ботсвана) длиной 9,2 тыс. км и западноафриканская трасса Лагос — Нуакшот (Мавритания) длиной 4,75 тыс. км. Их завершению препятствует некоторая политическая нестабильность в районах строительства и недостаток финансово-экономических ресурсов.

В последние годы активно развивается трубопроводный транспорт, особенно на севере Африки и в Нигерии. По количеству перевозимых грузов (около 20%) он уступает железнодорожному и автомобильному видам. Трубопроводная сеть представлена нефте-, газои продуктопроводами.

Общая протяженность трубопроводов превышает 100 тыс. км, из них почти 30 тыс. км приходится на Алжир и 15,7 тыс. км — на Египет. Из нефтепроводов, имеющих экспортное значение, выделяются Дар-эс-Салам — Ндола, Момбаса — Найроби, Дурбан — Йоханнесбург, Порт-Саид — Хартум; из газопроводов — межконтинентальный Алжир — Тунис — Италия. Ведется строительство газопроводов Африка — Европа через Турцию и Гибралтарский пролив.

Широко используется внутренний водный транспорт. Длина судоходных путей составляет 50 тыс. км. Выделяются бассейны рек Конго (ДРК), Нил (Египет и Судан) и Нигер (Нигерия). Ежегодно речными судами перевозится более 25 млн т грузов.

Морской транспорт выполняет практически все внешние грузоперевозки. Грузы перевозятся в основном судами иностранных компаний под флагами офшорных государств, например Либерии, которые используют флаг этой страны для уклонения от уплаты налогов.

По состоянию на начало 2018 г. под либерийским флагом плавали 4 170 судов суммарным тоннажем 150 млн т. Относительно крупными флотами располагают Нигерия, Танзания, Египет. Крупнейшими портами являются Салданья-Бей, Ричардс-Бей, Александрия, Алжир, Касабланка, Дакар, Лагос, Кейптаун, Дурбан, Дар-эс-Салам. Самый крупный порт — Салданья-Бей. Его грузооборот в 2016 г. превысил 72 млн т (58-е место в мире).

Через территорию Египта проложен Суэцкий канал длиной 160 км, соединяющий Красное и Средиземное моря. В 2015 г. была открыта вторая линия канала длиной 72 км, позволившая увеличить пропускную способность канала в 2 раза. Грузооборот канала превысил 1 млрд т.

Авиатранспорт реализует большую часть международных и межконтинентальных пассажирских перевозок. Общая протяженность внутренних и международных авиалиний составляет около 450 тыс. км. В регионе насчитываются более 3 тыс. аэропортов и взлетно-посадочных полос. Аэропорты Каира, Йоханнесбурга, Дакара и Лагоса относятся к числу крупнейших в мире. Международные авиаперевозки осуществляются в основном иностранными авиакомпаниями.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой