Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Периодизация исторического развития российских городов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

II. 8—5 тыс. лет до н. э. — Древнейший город — возникновение и формирование первых городов-государств и древнейших цивилизаций: уже в 6 тыс. до н. э. существовали палестинские, анатолийские протогорода — Иерихон и Чатал-Хююк в Малой Азии, в 5 тыс. до н. э. возникли города в речных долинах Месопотамии и Египта: в Двуречье Тигра и Евфрата — Эриду, Элам, Урук, Ур, Лагаш, Вавилон, Ларса, Киш… Читать ещё >

Периодизация исторического развития российских городов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Вопрос периодизации исторического развития России был и остается одним из самых спорных в теории возникновения и развития городов. Рассматривая различные точки зрения по этому вопросу, попытаемся выстроить периодизацию развития российских городов в соотношении с мировыми процессами формирования городов и государств. Задача весьма не простая и не очевидная, и во многом, изложенные ниже положения, будут носить характер научной гипотезы. В качестве опорной идеи этой гипотезы возьмем следующую научную аксиому: «есть город — есть государство, нет города — нет государства», так как государство появляется везде в мире чаще всего в форме — «городгосударство», где на первом месте город. И второе положение, базируется на важной роли языка и письменности, которые непосредственно влияли на возникновение и развитие города, государства и права. Как писал Ф. Бродель: «Город — как бы цезура, разрыв, (новая) судьба мира. Когда он возникает, неся с собою письменность, то открывает двери того, что мы называем историей»[1].

Историки, в общем, сходятся на следующей периодизации всеобщей истории: Древний мир, Средневековье, Новое время, Новейшая история[2]. В. О. Ключевский считал: «…приблизительно с VIII в. нашей эры, не раньше, мы можем следить с некоторой уверенностью за постепенным ростом нашего народа»[3]. Он предложил следующую периодизацию:

  • 1. С VIII до XIII в. масса русского населения сосредоточивалась на среднем и верхнем Днепре с его притоками. Господствующий политический факт периода — политическое дробление земли под руководством городов.
  • 2. С XIII до середины XV в. — это Русь верхневолжская, удельно-княжеская, вольно-земледельческая.
  • 3. С половины XV до второго десятилетия XVII в. — это Русь Великая, Московская, царско-боярская, военно-землевладельческая.
  • 4. С начала XVII до половины XIX в. — это период всероссийский, императорско-дворянский, период крепостного хозяйства, землевладельческого и фабрично-заводского.

И. И. Дитятин в своей работе приводит более сжатую периодизацию: «…до XIII ст. наш город играл очень важную, активную, политическую роль; это время истории России и составляет первый период в истории русского города. Второй период составляет время от половины XIV ст. до конца XVIII; и наконец, третий — от конца XVIII в. до нашего времени (вторая половина XIX века). В первый период, период удельновечевой, значение нашего города напоминало роль средневековых муниципий на Западе: это был город-государство. В начале второго периода, во время Московского государства, город теряет значение самостоятельного политического организма, а с ним вместе и земское — значение местной экономической единицы. Из цельного политического организма он обращается в конгломерат, ничем между собой не связанных, тяглых общин. С конца XVIII в., времени издания Екатериной Великой Городового Положения, новый период в истории нашего города: с этого времени он постепенно обращается в особое единое целое, в отдельную, самостоятельную, земскую единицу, обладающую известными автономическими правами»[4]. В качестве критерия этой периодизации И. И. Дитятин берет степень политической и административной автономии города.

Рассматривая историю городского состояния в России, Л. О. Плошинский предлагал следующую периодизацию, связанную с крупными политико-правовыми событиями в российской истории:

  • 1) период первый — от древнейших времен до исхода XV столетия, или до издания Судебника Иоанна III (до 1497 г.);
  • 2) период второй — от исхода XV столетия до половины XVII века, или до издания Уложения Царем Алексеем Михайловичем (до 1649 г.);
  • 3) период третий — от половины XVII столетия до Петра Великого (до 1698 г.);
  • 4) период четвертый — от Петра Великого до вступления на престол Императрицы Екатерины Великой;
  • 5) период пятый — от вступления на престол Императрицы Екатерины Великой до настоящего времени (середина XIX в.)[5].

Более конкретную периодизацию этапов формирования современного города в своей работе[6] предложил, признанный авторитет в области географии города, профессор Е. Н. Перцик.

I. Древний город — до V века н. э. Основа городской цивилизации — римско-греческая культура.

II. Средневековый город — V в. н. э. — середина XVII в. После захвата и разграбления Рима в 410 г. н. э. городская цивилизация стала многополярной.

III. Город нового времени — сер. XVII в. — сер. XX в. Эпоха капитализма и научно-технического прогресса.

Исходя из современного процесса урбанизации и глобализации, можно уверенно сказать, что к началу XXI в. заявила о себе новая постиндустриальная глобальная цивилизация и ее «мировые города», поэтому эту периодизацию можно дополнить еще двумя этапами.

IV. Современный город — середина XX в. — конец XX в. — период интенсивной урбанизации и формирование городов-мегаполисов, как опорных политико-правовых, финансово-экономических и научно-технологических центров.

V. Глобализирующийся город — начало XXI в. — настоящее время — период глобальной урбанизации, постепенная утрата национальных факторов влияния на развитие городов, формирование сети мировых агломераций, определяющих социально-экономическое состояние всего мирового сообщества.

Ведущиеся достаточно интенсивно — особенно в последние десятилетия — исторические и археологические исследования последовательно отодвигают период начального формирования мировой городской цивилизации. Думаю, что можно согласиться с мнением некоторых ученых-археологов о появлении первых протогородов 10—8 тыс. лет до н. э. Конечно, столь категоричное и революционное заявление остается весьма спорным в современной теории города.

Л. И. Рейснер подчеркивает: «Здесь важно отметить факт институционально-правового оформления статуса города, его официального признания таковым (хотя бы и вместе с непосредственно прилегающей к нему территорией), его вхождение тем самым в систему (иерархию) сообщающихся между собой „политических“ родов, образующих урбанистический каркас провинции, государства, империи»[7].

Важным также является вопрос о месте и времени основания города. Считаю вполне обоснованной позицию Я. Е. Водарского, который сформулировал основные принципы определения времени и места основания городов.

  • 1. Датой основания (возникновения) города могут считаться две даты: дата основания или возникновения его как населенного пункта, и дата его учреждения как города, т. е. получения им от правительства юридического статуса города в форме законодательного акта или путем создания (или утверждения) в населенном пункте сословных общин посадских людей, купцов и мещан.
  • 2. При отсутствии прямого указания даты возникновения города как населенного пункта, ею может считаться наиболее раннее упоминание о нем в письменных источниках или наиболее ранние археологические свидетельства о его существовании как населенного пункта и — при наличии определенных признаков — как города.
  • 3. Дата возникновения древнего города как населенного пункта может считаться датой возникновения ныне существующего города только при условии доказанности его непрерывного существования от древности до наших дней.
  • 4. Ликвидация города как населенного пункта, т. е. как социальной ячейки, гибель или уход его населения, запустение занимаемой площади означает прекращение его существования. Основание на этой запустевшей площади нового города не означает возрождение прежнего города, даже если ему будет дано прежнее название: это будет новый населенный пункт, новая социальная ячейка. Поэтому дата основания прежнего города не может считаться датой основания нового города.
  • 5. Переход населения города как социальной ячейки на новое место означает перенос и сохранение города.
  • 6. Основание нового города рядом с уже существующим городом или даже на части занимаемой последним площади, и их последующее слияние еще не означает, что датой основания нового города должна считаться дата основания уже существующего города, так как это зависит от того, был ли новый город основан как новая социальная ячейка или как часть существующей.
  • 7. При объединении нескольких населенных пунктов и предоставлении города является дата предоставления ему городского статуса[8].

Исходя из перечисленных принципов и с учетом новых археологических изысканий, на мой взгляд, необходимо провести историческую «редакцию» возрастов российских городов. В частности, московские археологи уже располагают научными данными о существовании города Москвы гораздо ранее 1147 г. Однако возникает историко-правовой парадокс — научные данные есть, а официального признания новых исторических фактов нет, видимо из-за устоявшейся системы городских традиций и праздников.

Обобщая приведенные периодизации и исходя из научной гипотезы, считаю, что периодизация мировой и российской городской цивилизаций может быть представлена следующим образом (римскими цифрами обозначены периоды мирового процесса развития городской цивилизации, арабскими цифрами — российского).

I. 10—8 тыс. лет до н. э. зарождение протогородов и протоцивилизаций в различных регионах мира. Так, например, немецкие археологи обнаружили в Турции древнейший на планете храмовый комплекс Гобекли-Тепе (Gobekli Тере), возраст которого составляет около 12 тыс. лет[9]. По оценкам ученых, храмовый комплекс на 5,5 тыс. лет древнее первых городов Месопотамии и на 7 тыс. лет древнее знаменитого Стоунхенджа. В 2005 году в Боснии, в центре Европы, обнаружили пирамиду, построенную из 40-тонных блоков, которая выше пирамиды Хеопса на 30 метров, ее возраст по предварительным оценкам около 40 тыс. лет.

1. Первобытнообщинный строй древних славянских племен с элементами протогородов (зачатки протоцивилизаций).

II. 8—5 тыс. лет до н. э. — Древнейший город — возникновение и формирование первых городов-государств и древнейших цивилизаций: уже в 6 тыс. до н. э. существовали палестинские, анатолийские протогорода — Иерихон и Чатал-Хююк в Малой Азии, в 5 тыс. до н. э. возникли города в речных долинах Месопотамии и Египта: в Двуречье Тигра и Евфрата — Эриду, Элам, Урук, Ур, Лагаш, Вавилон, Ларса, Киш, Джемдет-Наср и многие другие, в долине Нила вырос известный крупный религиозный и политический центр — Мемфис; древнеиндийские города, китайские города в бассейнах Хуанхэ и Янцзы. Мало изученные пока древнейшие цивилизации Центральной и Южной Америки (до майя). Современной науке известна одна из древнейших муниципальных топографических карт — генерального плана поселения Чатал-Хююк на территории современной Турции. Возраст поселения и карты оценивается в 6300—6200 гг. до н. э.[10]

2. «Племенные центры» (протогорода) и первые формы родоплеменной государственности.

III. 5 тыс. лет до н. э. — V в. н. э. — Древний город — период формирования, развития и распада римско-греческой цивилизации, оказавшей значительное влияние на городскую культуру «древнего мира» и всю мировую цивилизацию.

3. «Гардарика» — страна городов[11] — славянских и других народов, проживавших на территории современной России, древние городагосударства и государственные образования.

IV. V в. н. э. — XVII в. — Средневековый город — после захвата и разграбления Рима в 410 г. н. э. городская цивилизация стала многополярной. Характерная особенность средневекового города — автономия и самостоятельность, инициирующие рост экономического благосостояния, формирование политических и правовых институтов. Этот период, в свою очередь, может быть представлен в виде следующих этапов развития средневековых городов:

  • • в X—XI вв. на территории бывшей Римской империи оживает торговая и ремесленная жизнь, появляются новые города. В них действовали особые законы, оформленные в виде привилегий от сеньоров городов, главной из которых было право иметь свой рынок. Население городов быстро росло за счет притока зависимых крестьян. В ходу было известное правило «городской воздух делает свободным». Наиболее благоприятные условия для развития городов сложились в Северной Италии, активно торговавшей в Средиземном море;
  • • в XI—XII вв. в Европе открываются первые университеты. Профессора и студенты объединялись, для того чтобы добиться независимости от города, иметь право самоуправления. Такие университеты как Сорбонна, Кембридж, Оксфорд, Болонский имели особые привилегии, которыми они гордятся до сих пор;
  • • в XIV—XV вв. интенсивно развиваются товарно-денежные отношения, а в наиболее крупных центрах ремесла торговли — городах-государствах — появляются первые мануфактуры. Важным фактором экономического роста средневековых городов стали ремесленные цехи. Эти торгово-производственные объединения начали возникать уже в раннем средневековье в городах Италии и Франции. Более того, они нередко держали в своих руках управление городом (например, во Флоренции, Брюгге, Страсбурге, Кельне) и принимали на себя определенные обязательства по его защите. Отдельные цехи входили в состав местного ополчения и отвечали за строительство, содержание и оборону вверенных им участков городских укреплений. Полноправными членами цеха могли стать только мастера, ученики и подмастерья такими правами не обладали. Количество ремесленников, представлявших ту или иную профессию, в каждом городе было строго ограничено. В 1330 году во Франкфурте-на-Майне открывается первая ежегодная весенняя международная ярмарка, этот город с этого периода наряду с Лейпцигом, Брюгге, Гентом и Лионом входит в пятерку крупнейших европейских торговых центров.
  • 4. Формирование основ российской государственности на базе Русской земли и Киевской Руси и центров городской цивилизации славян и других народов[12].

V. Середина XVII в. — середина XX в. — Город нового времени —

эпоха капитализма и научно-технического прогресса. Открытие электричества, изобретение паровой и электрической машин, многоэтажное строительство, автомобили, трамваи, метро и другие открытия изменили облик городов и формы жизнедеятельности населения.

5. Развитие в Российском государстве позитивных изменений (политические реформы, модернизация экономической деятельности и социализация государственной деятельности, интенсивная урбанизация, активное промышленное развитие и т. п.)[13].

VI. Середина XX в. — конец XX в. — Современный город — период интенсивной урбанизации и формирование городов-мегаполисов, как опорных центров экономики, финансов и научно-технического прогресса, новая постиндустриальная городская цивилизация.

6. Российская (советская) городская цивилизация постепенно сочетается с мировой системой городов и урбанизированных регионов, занимая в ней определенное место с точки зрения влияния на политические, экономические и социальные процессы развития человечества.

VII. Начало XXI в. — настоящее время — Глобализирующийся город — период глобальной урбанизации, постепенная утрата национальных факторов влияния на развитие городов, формирование сети мировых агломераций, определяющих социально-экономическое состояние всего мирового сообщества.

7. В России интенсивно формируются «мировые города» и городские агломерации (например, Московско-Санкт-Петербургская, Новосибирская и др.), органично входящие в общепланетарные процессы формирования глобальных социально-экономических систем, приобретающие унифицированные формы организации городского пространства и жизнедеятельности, утрачивая национальную «принадлежность» и социальные цели.

Обобщая исторические аспекты возникновения и развития городской цивилизации, изложенные выше, можно предложить ряд этапов возникновения городов-государств и городского права.

I этап — люди концентрируются (начинают жить) на достаточно малой территории и застраивают ее плотной городской застройкой. Формируется город, где сельское хозяйство не имеет главенствующей роли. Все более четко происходит разделение труда на ремесленный и сельскохозяйственный. У лидеров появляются административные функции по организации жизни.

По этому поводу С. Д. Домников замечает: «На первом этапе город сливается с сельскохозяйственной округой, горожанин выступает и земледельцем, и ремесленником, организуемым внутренним распорядком жизни родовых гнезд. Но законы большой общности в пределах городского пространства разрушают их первоначальную замкнутость.

Все более настойчиво актуализируются особые деловые качества индивида, диктующие необходимость нового инициативного типа поведения. Власть первоначально аккумулируется в совете глав родов, но, оторванная от земли, она вскоре находит свой источник в самом человеке, его воле, активности, способности к организованному действию. Профессиональный принцип приходит на смену родовой организации"[14].

II этап — в силу вышеозначенной причины населению города необходимо получаемые в городе товары несельскохозяйственного (ремесленного) назначения обменять на продукцию сельских (пригородных) районов — возникают устойчивые, сначала меновые, а затем товарноденежные отношения. Они сначала складываются стихийно, а затем за счет устоявшихся обычаев и традиций (обычного права) обретают правовой характер — возникают правовые отношения. Вожди все более втягиваются в управление складывающимися экономическими и социальными отношениями.

Рассматривая данный период формирования города, М. Ф. Ершов пишет: «Правители городов-государств, вышедшие из родоплеменной верхушки, по мере усиления собственных властных полномочий, начинали тяготиться ее опекой. Им требовалась та зависимая социальная опора, которая, в идеале, не была бы занята в сельскохозяйственном производстве. Со временем сформировался специфический городской мир, близкий к властной сфере или частично совпадавший с ней и, соответственно, противостоявший сельскому окружению. Функции города, отличающие его от сельской местности, заключались в наличии властных претензий, но и не только их. Город обладал собственной весьма сложной структурой. И в силу этого он стремился к лидерству над окружающими территориями (формальному или неформальному) в экономической, административной и культурной сферах»[15].

III этап — рост и усложнение торговых и социально-культурных отношений приводит к возникновению письменности как фактора фиксации традиций, методов, способов, правил — порядка организации жизни. Для закрепления этих устойчивых отношений горожане используют письменные источники (например, глиняные клинописные таблички), которые, по сути, формализуют процесс правоотношений, вводя понятия аналогии, эквивалентности, правового прецедента. Появляются первые правовые категории и понятия (расписка, залог, долг и т. п.) формируются устойчивые методы регулирования тех или иных отношений — возникает формальное право. Лидеры становятся инициаторами определения правил жизни в городе. Формируются зачатки аппарата обеспечения реализации этих правил и принуждения к их исполнению.

Говоря о древней письменности наших предков («роусскихъ письменахъ»): разных вариантах глаголицы («скифское и савроматское письмо»), чертами и резами (рунами) и другими знаками, П. Золин с сожалением отмечает: «В. А. Истрин, Э. Георгиев, В. С. Драчук, Г. С. Гриневич[16] и многие другие исследователи привели сотни образцов раннесредневековой письменности народов нашей страны. Буквы „глаголицы“ (со смыслом — веди, добро, творите и т. д.) встречены на сотнях археологических находок, относящихся к периодам со времен античности вплоть до VIII—IX вв.еков». По его мнению, многие памятники глаголицы во времена тотального иконоборчества VIII—IX вв.еков были полностью уничтожены ортодоксами новых вер как «богомерзкие»[17].

IV этап — складывается расслоение общества не только по социально-экономическим факторам (которые первичны), но и по правовым, т. е. появляются люди, которые начинают фиксировать и определять способы и методы правового регулирования жизнедеятельности города и его жителей. Обычно это формальные лидеры общества — вожди, старейшины, писари (судьи) и др. Развивая свои регулирующие (правоустанавливающие) функции, укрепляя их усилением карательного аппарата (войско, чиновники) общественные лидеры становятся государственными правителями — возникает город-государство.

Конечно, данная периодизация весьма условна, так как конечно никаких жестких рамок начала и окончания того или иного этапа не существовало и в разных городах-государствах эти процессы проходили по-разному.

Л. Корбюзье так описывает процесс формирование города: «Люди понемногу заселяли землю, и по земле кое-как, с грехом пополам тащились повозки, запряженные ослами. Они двигались, минуя рвы и колдобины, камни и болота; даже ручей оказывался на их пути большим препятствием. Так возникали тропы и дороги. На перекрестках дорог, на берегах водоемов были построены первые хижины, первые дома, появились первые укрепленные поселения. Дома выстраивались вдоль дорог и троп, поселение обносилось укрепленной стеной, а в центре воздвигали здание городского управления. Дороги, проложенные ослами, были узаконены, ухожены, обжиты и пользовались всеобщим уважением. Пять веков спустя был возведен второй пояс укреплений, потом третий, еще более обширный. В тех местах, где дороги, начертанные ослами, выходили за пределы города, строились городские ворота; на заставах начали взимать въездные пошлины. Города, укрепленные лучше других, становились столицами»[18].

Нельзя не сказать о древних государствах и городах, существовавших на территории России: Поволжская Булгария, Хазарский Каганат, Астраханское и Казанское царства и другие[19], подробное рассмотрение которых выходит за рамки данного исследования. Русский историк XIX века И. А. Худяков писал: «На востоке, близ устья Камы, на Волге жили болгары. Южнее болгар, кочевали казары, они жили в кибитках; впрочем, у них тоже было несколько городов (Атель при устьях Волги)». Он пишет также, что после татаро-монгольского нашествия «…не только были завоеваны, но и заселены русскими Казанское и Астраханское царства, потом Сибирь; русские пробрались даже в Америку»[20]. Об этом же писал И. Д. Беляев, который анализируя Лаврентьевскую летопись, говорит об обширной торговле новгородцев в начале X в. с «Казарией и Камской Булгарией»[21].

Это говорит о том, что региональные аспекты формирования и развития городов Поволжья, Урала, Сибири, Дальнего Востока и др., уже рассмотренные в отдельных работах российских ученых, требуют отдельного обобщающего историко-правового исследования.

  • [1] Бродель Ф. Структуры повседневности: возможное и невозможное. М., 1986.
  • [2] Уколова В. И., Ревякин А. В. Всеобщая история. М.: Просвещение, 2008.
  • [3] Ключевский В. О. Русская история. М.: ЭКСМО, 2005. С. 6.
  • [4] Дитятин И. И. Устройство и управление городов России. В 2 т. Т. 1. СПб., 1875.С. 108.
  • [5] Плошинский Л. О. Городское или среднее состояние русского народа в его историческом развитии, от начала Руси до новейших времен. СПб., 1852. С. 8—9.
  • [6] Перцик Е. Н. Города мира. География мировой урбанизации. М.: Международныеотношения, 1999. С. 61—62.
  • [7] Рейснер Л. И.

    Введение

    в историко-теоретические исследования городов и городских систем Востока и Запада // Города на Востоке: хранители традиций и катализаторы перемен. М., 1990. С. 9.

  • [8] Водарский Я. Е. Проблемы сущности, времени и места возникновения городови возникновение города Липецка. Липецк, 1996. С. 80—131.
  • [9] URL: http://rnd.cnews.ru/liberal_arts/news/top/index_science.shtml72008/04/25/298 544.
  • [10] URL: http://rnd.cnews.ru/tech/news/line/index_science.shtml72009/03/18/341 009
  • [11] Глазычев В. Л. считает, что данный перевод не корректен и в действительностиречь идет о стране гардов, то есть о стране усадеб (Город без границ. М.: ИД «Территория будущего», 2011. С. 13). Однако, на мой взгляд, слово «гард, гарда» означает ещеи «защитник, защита», что более соответствует назначению древних приречных городов, обеспечивавших безопасность плавания торговых караванов. А «усадьба» — слишком слабый и малозначимый населенный пункт для решения подобных задач.
  • [12] Подробнее: Насонов А. Н. «Русская земля» и образование территории Древнерусского государства. М., 1951; Фроянов И. Я., Дворниченко А. Ю. Города-государства Древней Руси. Л., 1988.
  • [13] Синявский А. С. Урбанизация России в XX веке. Роль в историческом процессе. М., 2003.
  • [14] Домников С. Д. Мать-земля и Царь-город. Россия как традиционное общество. М., 2002. С. 48.
  • [15] Ершов М. Ф. Генезис города: теоретические аспекты // Вестник Поморского ун-та, 2010, № 6. С. 20—25.
  • [16] Истрин В. А. — русский советский филолог-литературовед; Георгиев Э. — болгарский ученый-филолог; Драчук В. С. — советский историк, лингвист, специалист в области пиктографии и геральдики; Гриневич Г. С. — русский языковед, лингвист (любитель).
  • [17] Золин П. Культура и образование наших пращуров. (От Античности к Средневековью) // Высшее образование в России. 2001. № 5. С. 125—138.
  • [18] Корбюзье Л. Три формы расселения. — М.: Наука, 1976. С. 123.
  • [19] Подробнее: Маслова А. А. Волга: река городов. Ярославль: Издатель АлександрРутман, 2009. С. 31—36.
  • [20] Худяков И. А. Древняя Русь: (Исторические очерки древнерусской жизни до ПетраВеликого). СПб., 1867. С. 5,7.
  • [21] Беляев И. Д. Лекции по истории русского законодательства. М.: Тип. А. А. Карцева, 1888. С. 14.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой