Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Криминалистические информационные массивы международных организаций

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Учеты Интерпола, как правило, касаются конвенционных преступлений, т. е. преступлений, общественная опасность которых констатируется соответствующими международными конвенциями, — терроризма, незаконного оборота наркотиков, фальшивомонетничества, хищений культурных ценностей и др. На учет ставится информация, которая затрагивает интересы двух и более государств: о лицах, совершивших опасные… Читать ещё >

Криминалистические информационные массивы международных организаций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Необходимость обмена криминальной информацией между государствами — членами СНГ привела к созданию Соглашения о взаимодействии министерств внутренних дел независимых государств в сфере борьбы с преступностью. Па основании Соглашения создан Межгосударственный информационный банк (МИБ). Держателем централизованных оперативно-справочной и дактилоскопической картотек, автоматизированного банка данных, криминалистических и иных учетов, а также архивной информации является МВД России.

Учету в МИБ подлежат три группы объектов:

  • — лица следующих категорий: осужденные, которые в соответствии с нормативными актами сторон подлежат учету в МИБ; скрывшиеся от следствия и суда, уклоняющиеся от отбытия наказания, уплаты алиментов или разыскиваемые по искам предприятий, организаций и граждан; пропавшие без вести; неизвестные больные и дети; уголовные авторитеты, организаторы преступных групп; преступникигастролеры; привлекавшиеся к ответственности за совершение половых преступлений с особой жестокостью; привлекавшиеся к уголовной ответственности за хищение культурных, исторических ценностей, антиквариата, а также изготовление, транспортировку, сбыт и хищение наркотиков в крупных размерах; судимые за тяжкие преступления и имеющие характерные отличительные признаки; неопознанные трупы;
  • — предметы преступного посягательства, утраченные, изъятые и бесхозные вещи: нарезное огнестрельное оружие; автомобили и бронетехника; антиквариат; номерные вещи; номерные ценные бумаги и документы, имеющие государственное обращение;
  • — нераскрытые преступления: убийства и причинение тяжкого вреда здоровью со смертельным исходом; половые преступления, совершенные с особой жестокостью; разбои, совершенные с применением огнестрельного оружия; мошенничества в крупных размерах, фальшивомонетничество, подделка денег и ценных бумаг; хищения огнестрельного оружия, крупных партий взрывчатых веществ, боеприпасов, наркотиков, отравляющих веществ, радиоактивных материалов и редкоземельных металлов; кражи автотранспорта и бронетехники, а также из металлических хранилищ, из квартир, совершенных характерным способом, антиквариата, культурных и исторических ценностей; деяния, связанные с финансовыми, биржевыми и валютными аферами; связанные с похищением людей; вымогательства, связанные с насилием.

Основные положения Соглашения предусматривают: обмен оперативно-розыскной, справочной, криминалистической и иной информацией, касающейся любых преступлений, как совершенных, так и подготавливаемых к совершению на территории стран СНГ в составе организованной группы; предоставление информации о конкретных фактах и событиях, осуществленных как физическими, так и юридическими лицами, причастными к организованной преступности; сообщение сведений о структуре, персональном составе, сфере деятельности, об организации управления, о структурных и внешних связях криминальных группировок, носящих международный характер; информирование об имевших место или о предполагаемых контактах между преступными группами, действующими на территории СНГ; сообщение заинтересованным сторонам о формах и методах преступной деятельности организованных групп, включая и отмывание средств, полученных в результате такой деятельности.

Вступив в сентябре 1990 г. в Интерпол, Россия получила доступ к учетам Международной организации уголовной полиции.

Интерпол — международная организация уголовной полиции, созданная в 1923 г. и насчитывающая около 190 членов. Ими фактически являются, с согласия соответствующих правительств, полицейские органы входящих в него государств. Интерпол изначально создавался как организация, цель которой — борьба с международной преступностью.

Информационное обеспечение сотрудничества взаимодействующих органов с правоохранительными органами иностранных государств — членов Интерпола, Генеральным секретариатом осуществляют Национальное центральное бюро (НЦБ) Интерпола при МВД России, а также территориальные подразделения (филиалы) НЦБ Интерпола в МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ, УВДТ.

Учеты Интерпола, как правило, касаются конвенционных преступлений, т. е. преступлений, общественная опасность которых констатируется соответствующими международными конвенциями, — терроризма, незаконного оборота наркотиков, фальшивомонетничества, хищений культурных ценностей и др. На учет ставится информация, которая затрагивает интересы двух и более государств: о лицах, совершивших опасные преступления за рубежом; о преступлениях, связанных с международными преступными организациями; о лицах, совершивших преступление и скрывшихся за границей, и т. д. Информационное обеспечение сотрудничества по каналам Интерпола осуществляется в отношении уголовно наказуемых деяний, за исключением преступлений политического, военного, религиозного или расового характера.

Через НЦБ Интерпола государств — членов этой международной организации возможно пользование: алфавитной картотекой лиц, имеющих судимость, подозреваемых в совершении преступлений (через НЦБ поступают сведения об их подозрительном поведении, связях, перемещении); картотекой данных о внешности преступников; картотекой документов и наименований; картотекой преступлений, состоящей из нескольких разделов, каждый из которых соответствует виду преступления либо его видовой группе (в сведениях о преступлениях обязательно фиксируется способ их совершения); дактилоскопической картотекой; фототекой наиболее опасных преступников; картотекой лиц, пропавших без вести, и неопознанных трупов; картотекой похищенных автомашин, произведений искусства, культурных ценностей и антиквариата, дорогостоящих ювелирных изделий; справочной картотекой ручного нарезного огнестрельного оружия.

К примеру, при расследовании преступлений, связанных с незаконным оборотом огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывных устройств и взрывчатых веществ, взаимодействующие органы через НЦБ Интерпола осуществляют проверку огнестрельного оружия иностранного производства, боеприпасов, взрывных устройств и взрывчатых веществ по «Системе отслеживания оружия и взрывчатых веществ» (IWETS) Генерального секретариата Интерпола.

В НЦБ Интерпола эксплуатируется автоматизированная система «Автопоиск-НЦБ», содержащая информацию о похищенных автомототранспортных средствах, которая была создана с целью автоматизации обмена информацией между федеральными базами данных Российской Федерации и международным банком данных Генерального секретариата. НЦБ Интерпола направляет поступающие сведения о разыскиваемых автомашинах для постановки на централизованный учет в АИПС «Автопоиск» ГИАЦ. Сведения о похищенных на территории РФ автомашинах также передаются НЦБ Интерпола для постановки на учет в Международный банк данных Генерального секретариата.

Правоохранительные органы России с помощью Интерпола могут получить также ряд дополнительных сведений о собственности, находящейся на территории государств — членов организации, в частности данные о банковской информации, налогах, недвижимости, транспортных средствах, деятельности фирм.

В настоящее время в Интерполе функционирует автоматическая система поиска необходимой информации (ASF). Массив документов в ASF пополняется ежедневно.

В 1974 г. в Висбадене на международном полицейском симпозиуме было принято решение о создании «особой формы полицейского сотрудничества» — региональной полицейской организации, получившей название «Европол». Эта организация создана в 1992 г. на встрече в Брюсселе 12 министров внутренних дел и юстиции государств — членов ЕЭС. С 1994 г. центр Европола находится в Страсбурге (Франция).

Участники Соглашения взаимодействуют в сфере предупреждения, выявления, пресечения и расследования преступлений против жизни и здоровья человека; связанных с терроризмом и его финансированием; с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; с незаконным оборотом культурных ценностей; с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых, отравляющих веществ, ядериых и радиоактивных материалов; в отношении имущества, включая мошенничество, хищение и незаконный оборот автотранспортных средств; связанных с легализацией (отмыванием) незаконно полученных доходов; с незаконной миграцией, торговлей людьми и проституцией и т. п.

Для достижения поставленных задач осуществляется обмен информацией, представляющей взаимный интерес, и служащей совершенствованию деятельности правоохранительных органов: о формах, методах и средствах совершения преступлений; о мерах организационно-правового характера по совершенствованию основных направлений правоохранительной деятельности; о современных методах проведения полицейских расследований преступлений и криминалистических экспертиз; о передовых формах и методах подготовки кадров (в том числе экспертных) и т. п. Также осуществляется обмен информацией о новых видах наркотических средств и психотропных веществ, обнаруженных в незаконном обороте, о технологиях их изготовления и используемых при этом веществах, а также о новых методах исследования и идентификации наркотических средств и психотропных веществ, о новых формах и методах противодействия преступности и т. д.

В Европоле действует единая распределенная электронная система учета криминальных сведений.

Постановке на криминалистический учет Европола подлежат:

  • 1) лица (подозреваемые в совершении преступлений; совершившие преступления; являющиеся соучастниками преступлений; осужденные; подозреваемые в причастности к членству в преступной организации; любые лица, которые могут быть допрошены при расследовании преступлений; потерпевшие от преступлений; потенциальные потерпевшие, если имеются конкретные факты, свидетельствующие о том, что они могут стать таковыми; близкое окружение потерпевших, в том числе сослуживцы; любые иные лица, потенциально имеющие возможность предоставить какуюлибо информацию о преступлении);
  • 2) преступления (совершенные и готовящиеся);
  • 3) средства, используемые при совершении преступлений.

Сотрудничество России с Европолом дает российским правоохранительным органам определенные возможности в деле борьбы с преступностью:

  • — доступ к базам данных Европола;
  • — возможность обмена персональными данными по конкретным уголовным делам со странами ЕС. Преимуществом такого обмена станет сокращение сроков обработки информации;
  • — проведение совместных мероприятий по предотвращению деятельности транснациональных преступных группировок, занимающихся контрабандой наркотиков, изготовлением фальшивых евро и другими опасными видами преступной деятельности;
  • — присоединение России в качестве наблюдателя к проекту «КАРИН». Данный проект предусматривает создание международной сети по обмену информацией с целью изъятия и конфискации активов, полученных преступным путем, в рамках борьбы с отмыванием денег. Россия получит возможность доступа к информации о недвижимости и об активах, принадлежащих лицам, подозреваемым в отмывании преступных доходов;
  • — доступ российских правоохранительных органов к аналитическим проектам по противодействию различным видам преступлений, осуществляемым Европолом с самого начала своей деятельности, и к результатам их разработки.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой