Православный храм, в отличие от храма католического, ориентирован на запад, алтарем выходит на восток.
Внутреннее пространство православного храма можно разделить на три части: алтарь (лат. altus — возвышенное место), собственно церковь и притвор.
В центре алтаря — престол, как главный культовый предмет, обвит несколькими покрывалами, в главное из которых — антиминс (греч. antimension — вместопристолье) — должны быть вшиты мощи какогонибудь святого. На престоле лежит Евангелие в богатом окладе, напрестольный крест.
За престолом — горнее место, где во время службы сидит священник или епископ.
В северной части алтаря находится жертвенник, на котором готовят святые дары (вино, просфору) во время литургии.
Южную часть алтаря занимает ризница или дьяконник. В алтаре всегда горит свеча, и заходить туда могут только священнослужители.
Центральную часть храма отделяет от алтаря иконостас, пространство перед которым называется солеей.
В центре солеи — амвон, то есть возвышение для чтеца, проповедника.
Пред солеей — аналой: небольшой столик, на котором устанавливается икона, изображающая святого или праздник, в честь которого совершается служба текущего дня.
Иногда к церквям пристраиваются дополнительные помещения с алтарями — боковые приделы, с теми же частями, что и центральный алтарь, и там также проводятся службы. На одном престоле можно служить только одну литургию в течение суток.
Главное украшение православного храма — иконостас, в католическом храме его нет и алтарное пространство остается открытым. В восточных церквях начали сооружать колонны, к ним крепить занавес, который после службы задергивали. После победы над иконоборцами между колоннами стали помещать иконы. В центре иконостаса — Царские врата, украшенные иконами Девы Марии, архангела Гавриила и четырех евангелистов. Справа от Царских врат — икона Спасителя, слева — Богородицы. По сторонам от них — местные иконы, где изображены святые и события, в честь которых построен храм и дано ему имя.
Дьяконовские ворота — справа от Царских, на них помещены иконы архангелов, слева — священнические.
Второй ряд или чин иконостаса называется праздничным, так как посвящен Двунадесятым праздникам.
Третий чин — деисусный. По центру икона «Спаса Вседержителя» или «Христа в силе», по бокам — попарно молящиеся Христу святые и апостолы.
Четвертый чин — пророческий. В центре Богородица, по бокам пророки, предсказавшие рождение Христа.
Пятый чин — праотеческий, в центре — икона Святой Троицы, по бокам — изображения праотцов от Адама до Моисея. И завершается вся композиция изображением Голгофы.
Притвор — третья часть храма — вход, или сени, где надлежит быть оглашенным (еще не крещенным) во время литургии верных крещенных, пребывающих в церкви.