Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Становление западной цивилизации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Изменения в цивилизационной сфере сопровождались формированием новых явлений в культуре. Прежде всего изменялась система коммуникаций. Устная культура не могла обеспечить успешное развитие производства и торговли. Ей на смену пришла культура письменная. Первым шагом к этому стало возрождение античной письменной культуры (в эпоху Возрождения). Затем началось повсеместное распространение… Читать ещё >

Становление западной цивилизации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • • особенности этической, эстетической и религиозной революции в Европе XIV—XVI вв.;
  • • модели социально-экономического, политического и культурного развития Европы в XVII-XVIIIbb.;
  • • этапы становления современной прогрессивной цивилизации;
  • • содержание и роль научной революции XVII в., ее значение для современности;
  • • динамику развития новоевропейской культуры, ее основные этапы и закономерности;

уметь

  • • выделять общие типологические черты цивилизационного и культурного развития Западной Европы, Северной Америки и России в Новое время;
  • • устанавливать связь между цивилизационными и культурными процессами в обществе Нового времени;
  • • анализировать процессы межцивилизационного взаимодействия в эпоху научно-технического прогресса;

владеть

  • • базовыми знаниями о процессе становления гуманистической традиции в европейском мышлении;
  • • навыками работы с историко-культурными источниками, отражающими цивилизационные процессы Нового времени.

Вступление

Понятия «Запад» и «Восток» не как географические направления, а как обозначения цивилизационных различий, появились в то время, когда в научный словарь были возвращены термины «цивилизация» и «культура», т. е. в XVIII в. Понимание того, что при всех различиях между народами Европы, при их постоянной вражде и соперничестве, у них есть общий набор базовых ценностей, привело к стремлению называть «цивилизацией» именно способ мышления, систему хозяйствования, тип семьи, представления о религии, этике, красоте, свойственные народам Европы, т. е. «Западу». Понятие «Восток», таким образом, должно было обозначать все народы Старого Света (т.е. Азии и Африки), вне зависимости от различий между ними. Это стремление к утверждению «западных ценностей» во всем мире достигло максимальной степени в конце XIX — начале XX в., когда английский поэт Редьярд Киплинг писал: «Oh, East is East, and West is West, and never the twain shall meet» («О, Запад есть Запад, и Восток есть Восток, и вместе им никогда не сойтись»).

В предыдущей главе было рассказано о времени Средневековья как об общей для народов Евразии цивилизационной парадигме, в которой жизнь каждого народа обеспечивалась ведением сельского хозяйства, с последовательным освоением все новых и новых территорий. Пароды Западной Европы первыми исчерпали базовый ресурс Средневековья и к XII в. столкнулись с нехваткой плодородных земель. Насильственная экспансия на восток Европы (в Прибалтику) и на так называемый Средний Восток, предпринятая в форме крестовых походов, провалилась.

Один из вариантов дальнейшего исторического движения в условиях ограниченности используемых ресурсов (самый распространенный) — консервация существующих форм жизни, закрепления их в виде неизменных традиций, отказ от развития в пользу стратегии выживания. Второй — деградация (падение уровня жизни, вынужденный отказ от уже достигнутого во всех сферах жизни) и гибель цивилизации, часто сопровождаемая вторжением иноплеменников. Третий вариант — поиск внутренних возможностей для так называемого цивилизационного сдвига, т. е. перестройки всех основных элементов цивилизации таким образом, чтобы перейти к использованию новых ресурсов и обеспечить себе не только выживание, но и новую экспансию[1].

Первым известным нам цивилизационным сдвигом стала неолитическая революция (см. гл. 1 учебника). Локальные цивилизационные сдвиги произошли у финикийцев и на Пелопоннесе, при крушении микенской цивилизации, что позволило человечеству освоить море как новый ресурс. Еще один вариант цивилизационного сдвига — ментальный сдвиг — произошел в ходе перехода от политеизма к монотеизму, что обеспечивало региональное единство средневековых цивилизаций Европы и Ближнего Востока.

В Европе XII—XVII вв. можно было наблюдать одновременное действие всех трех тенденций цивилизационного развития. Цивилизация Восточной Римской империи, сочетавшая в себе элементы античности и средневековья, к XV в. деградировала, а государство Византия пало иод натиском турок, основавших на завоеванных территориях Османскую империю. Стремление к консервации средневековых традиций отчетливо заметно у народов Средиземноморья (особенно в Испании и Южной Италии), Балкан, Центральной и Восточной Европы (второе закрепощение крестьян в XV—XVII вв.). Но более заметной и неизмеримо более важной тенденцией стало стремление к поиску новых ресурсов выживания и роста. Реализацией этой тенденции — цивилизационному сдвигу в Европе — способствовало несколько важнейших процессов, развивающихся как последовательно, один за другим, так и параллельно.

Первым таким процессом стало возрождение в Европе городов и городских форм жизни в XII—XIV вв. Это привело к постепенному отказу от натурального хозяйства в пользу региональной торговли и региональной специализации по производству различных видов сельскохозяйственной и ремесленной продукции. Второй процесс — освоение новых территориальных пространств, но не завоеванием, а за счет торговли. XV—XVI вв. стали эпохой Великих географических открытий, отыскания морских путей международной торговли и привлечения для развития Европы ресурсов из Африки, Азии и Америки. Третий процесс исподволь готовился в XV—.

XVI вв., но преобразовательным стал чуть позже — в XVI—XVIII вв. Он получил название «научная революция». Его содержание — в переходе к новому типу познания. Прежние формы познания: мистика и логика (объединяемые теологией), постепенно уступили место новым: наблюдению, выдвижению гипотезы и доказательству ее через проведение эксперимента. Это, в свою очередь, привело к открытию базовых законов физики, химии, биологии, переходу к научной картине мира в астрономии и географии.

Параллельно с этими цивилизационными процессами в Европе происходят три подряд ментальных сдвига. Первый из них получил название «Эпоха Возрождения», потому что в это время набор знаковых систем и знаний, выработанных в эпоху Античности, был «возрожден» мыслителями Северной и Центральной Италии для того, чтобы сформировать новое мировоззрение — гуманизм. А это, в свою очередь, дало толчок научной революции. Второй ментальный сдвиг — переход от свойственных Средневековью форм христианства (для Западной Европы — это католицизм) к новым, что дало возможность утвердить в сознании народов Западной Европы ценность человеческой личности, стремление к свободе и счастью. Этой новой религиозной формой стал протестантизм. Третьим ментальным сдвигом стало постепенное вытеснение религии из общественных отношений и замена религиозных ценностей на идеологию гражданства жизни общества, построенной таким образом, чтобы учитывать интересы каждого человека в отдельности и всех граждан в совокупности. Новая система ценностей получила название «идеология Просвещения», как и сама эпоха второй половины XVII — XVIII в.

Историческое время, которому посвящена эта глава, разделено надвое. Первую часть — XIII — первая половина XVII в. — обычно относят ко времени Позднего Средневековья. В нем выделяют две эпохи: Возрождения (XIII — начало XVI в.) и Реформации (XVI — первая половина XVII в.), т. е. времени становления протестантизма в борьбе с католицизмом.

Вторая часть — это Новое время. Оно началось во второй половине.

XVII в. (политический рубеж — начало Английской революции 1640 г.) и длилось до XX в. Это эпоха отказа от феодальных отношений, становления и развития буржуазного общества.

Цивилизационная характеристика Нового времени включает в себя несколько обязательных параметров.

  • 1. Происходит перемещение населения из сел в города, поскольку новые формы сельского хозяйства (в сочетании с международной торговлей) позволяют получать все больше продуктов питания и сырья для производства благ, используя при этом меньшее количество людей. Процесс увеличения городского населения за счет уменьшения сельского получил название «урбанизация».
  • 2. Наука, прежде существовавшая как отдельная от всех других сторон жизни сфера интересов узкого круга любителей познания, становится деятельностью, меняющей характер производства благ и быта людей, открывающей возможности для освоения все новых и новых ресурсов. Таким образом, знание превращается в осознаваемый людьми ресурс развития общества.
  • 3. Процесс производства благ проходит несколько стадий укрупнения: от ремесленных мастерских — к мануфактурам (крупным формам производства, базирующимся на ручном труде), а затем — к фабрикам, на которых используются механизмы, частично заменяющие труд работников. На начальной стадии этот процесс именуется промышленной революцией, на завершающей — индустриализацией.
  • 4. Переход к промышленным технологиям требует отказа от условных форм собственности. Доминирующей становится форма частной собственности, позволяющая любые имеющиеся в распоряжении человечества ресурсы обращать в капитал - средство для получения прибыли, образуемой при производстве и продаже благ (товаров и услуг).
  • 5. Вместо сложных сословно-корпоративных отношений между собственниками и работниками утверждается свободный наем рабочей силы. Ее дешевизна, в сочетании с использованием механизмов, обеспечивает накопление капиталов, необходимых для развития производства.
  • 6. Упрощается социальная структура общества. Базовым ориентиром статуса человека в обществе становится богатство, понимаемое в первую очередь как капитал.
  • 7. Научное познание и промышленные технологии позволяют человечеству все в меньшей степени зависеть от природных явлений, заменяя природную среду на искусственную — создаваемую самими людьми.

Западная цивилизация Нового времени — это индустриальное общество, последовательное развитие которого (прогресс) приводит к превращению всех элементов природы в ресурсы для производства благ и замене естественной природной среды на искусственную, созданную человеком.

Изменения в цивилизационной сфере сопровождались формированием новых явлений в культуре. Прежде всего изменялась система коммуникаций. Устная культура не могла обеспечить успешное развитие производства и торговли. Ей на смену пришла культура письменная. Первым шагом к этому стало возрождение античной письменной культуры (в эпоху Возрождения). Затем началось повсеместное распространение национальных форм письменности, соединяющих письмо и устную речь в единой знаковой системе. Прежние системы письменности — латынь и греческий, — оставаясь на долгое время отличительной стороной элитарной культуры, получили дополнительное значение для тех, кто вырабатывал общий язык науки, медицины, юриспруденции. Еще одной системой письменной коммуникации, без которой не могла обойтись западная цивилизация, стала математика.

С развитием письменной культуры и формированием новой социальной структуры возросла ценность знаний как ресурса, обеспечивающего подъем на «социальном лифте». Общество Нового времени — это общество, в котором знания получают самостоятельную ценность и закрепляются на бумажных носителях. Любая новая информация в этом обществе приобретала не только письменный, но и печатный характер (газеты, журналы, книги), что обеспечивало ее доступность и проверяемость, т. е. возможность использовать.

Ценность знаний в обществе неизбежно приводила к снижению роли символического сознания в целом и религиозного — в частности. Представления людей о себе и мире становились более практико-ориентированными. Религия занимала все меньшее место в процессе принятия решений, сначала в деле производства и распределения благ, затем — в политике и управлении. Происходило ее вытеснение в частную сферу, в личную жизнь.

Распространение знаний посредством письменной и печатной культуры, разрушение устойчивой социальной структуры сословий-корпораций, увеличение количества «социальных лифтов» приводили к демократизации культуры. Деление культуры на «элитарную» и «народную» сохранялось, но их границы становились все более и более проницаемыми. Элитарная культура частично заимствовалась, а частично пародировалась народной. Культура народа, в свою очередь, представляла интерес для культуры элит. И при этом в культуре народов Европы проявилась тенденция к формированию национальных форм, базирующихся на общей — национальной — письменности и единой истории. Традиции малых народностей, отражающие специфику родовых и территориальных объединений, возникших еще в Раннее Средневековье, постепенно уступали место новым — национальным, формирующимся в рамках складывающихся именно в эту эпоху национальных государств и национальных экономик. Но эта тенденция в Новое время была заметна только в городах. Жизнь сельских поселений до XIX в. новации в культурной сфере почти не затронули. Она определялась традиционными формами религиозной, семейно-родовой, территориальной и сословно-корпоративной культуры.

  • [1] Терминология в данной сфере научного знания еще нс устоялась. То, что мы здесьназвали «цивилизационным сдвигом», называют также «цивилизационным скачком»,"цивилизационным переходом" или, по примеру естественных наук, «фазовым переходомцивилизации».
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой