Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Арийская проблема. 
Ведический период: общественный и государственный строй

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

К концу ведического периода в Северной Индии окончательно оформились четыре основных сословия — варны: жрецы (брахманы), воины (кшатрии), полноправные люди (вайшьи) и неполноправные, в том числе и рабы (шудры). Принадлежность к тому или иному сословию была наследственной. Это деление на сословия воспринималось как божественная данность и не подлежало никаким изменениям. Положение человека… Читать ещё >

Арийская проблема. Ведический период: общественный и государственный строй (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Около 1500 г. до н. э. города, уже пришедшие в упадок, подверглись вторжению полукочевых племен — ариев. Арийцами или ариями назы-[1]

вают народы, говорившие на языках арийской (индоиранской) группы индоевропейской семьи.

Предполагают, что слово «арья» («благородный») было самоназванием господствующих родов в древнеиндийских и древнеиранских племенах. В науке уже много лет обсуждается арийская проблема, которая сводится к двум основным вопросам: о происхождении и расселении арийских (индоиранских) племен со времени их выделения из индоевропейского единства до появления в Индии и Иране и о путях их проникновения в Индию. Ответы на эти вопросы ищут лингвисты, археологи, историки. Однако арийская проблема по-прежнему далека от разрешения. Существуют разные точки зрения на места расселения древних ариев: от Армянского нагорья, Центральной Азии, до района Волги. По принятой многими исследователями гипотезе районом расселения индоевропейских народов была Юго-Восточная Европа или, точнее, равнины Южной России, Северного Причерноморья. Многочисленные племена вели там полукочевой образ жизни, перегоняя стада от пастбища к пастбищу. К XX в. до н. э. они приручили лошадь. Затем предки индоиранских племен продвинулись на восток: в Среднюю Азию, к Ирану и Индии. Нет единства среди исследователей по вопросу, когда эти племена оказались в Средней Азии (в III тыс. или во II тыс. до н. э.) и когда они разделились.

Вероятно, арии были только одной из групп племен, которые постепенно захватывали Индию. Как предполагают сейчас многие ученые, это было не вторжение, а постепенное проникновение, оно растянулось на несколько столетий. Первоначально, около XII в. до н. э., арийские племена проникли на северо-запад Индии, затем продвинулись до верховий рек Джамны и Ганга. Здесь образовалось государство ариев или несколько государств. Но на большей части Индии на рубеже II и I тыс. до н. э. жили другие народы.

Племена ариев принесли в Индию свою религию и санскрит — индоевропейский язык, родственный древнегреческому и латинскому языкам. Цивилизацию, которую они создали, называют также ведической. В некоторых племенах ариев были жрецы, которые сочиняли священные гимны (веды) для исполнения во время религиозных обрядов. Эти гимны были собраны в сборник «Ригведа» — единственный литературный источник по эпохе с начала экспансии ариев до IX—VIII вв. до н. э.

Арии не селились в больших городах, а предпочитали жить в небольших деревнях, в жилищах из тростника и глины. Скотоводство продолжало играть у них большую роль. Скот служил средством обмена. В поздних гимнах появляется слон. Большое значение, особенно для военных походов, имела лошадь. В гимнах часто упоминается колесница, запряженная двумя лошадьми и рассчитанная на двух воинов.

Земледелие считалось, видимо, не заслуживающим внимания авторов, поэтому о нем в «Ригведе» упоминается редко. Все зерновые обозначаются одним и тем же словом yava, которое впоследствии будет обозначать только ячмень. В поздневедический период стали культивировать рис, использовать орошение и удобрение почвы.

Упоминание в «Ригведе» колесниц и бронзового оружия говорит о том, что у ариев были мастера, их создававшие: кузнецы, оружейники. В поздневедический период кузнецы, ткачи, красильщики и другие ремесленники объединяются в гильдии. Появляются и особые профессии: акробаты, флейтисты, танцоры. Встречаются упоминания о ростовщиках и торговцах.

Люди отвоевывали у джунглей территории, выжигая леса, распахивая пашни медными (бронзовыми), а впоследствии и железными орудиями. Арии также вели много войн. В священных текстах приводятся сказания о битвах. Одно из таких сражений, которое произошло, возможно, в IX в. до н. э., было воспето в самой большой эпической поэме Индии «Махабхарате» как битва между Пандавами и Кауравами.

Постепенно увеличивалась численность населения, стали возникать государства. В конце ведического периода наиболее сильными стали государства Куру и Панкала в долине Ганга. Позднее сложилось сильное государство Кошала, царем которого, как считается, был Рама, герой эпоса «Рамаяна». Существовало еще несколько небольших государств, в их столицах стали складываться городская жизнь и городское управление.

Шел процесс смешения народов. Часть местной знати и жречества вошла в состав высших слоев арийских племен. Родоплеменной уклад жизни постепенно разрушался. В ранний ведический период во главе племени стоял раджа — военный вождь, опорой которого были сородичи. Остальные члены племени, носившие оружие, в походе подчинялись радже, в мирное время решали общие дела на собраниях. Они участвовали в разделе добычи, полученной во время постоянных войн между племенами. Захваченных пленников, чаще всего женщин и детей, обращали в рабство. Певцы, авторы гимнов, подчеркивая могущество и богатство правителей, говорили о том, что у них были тысячи рабынь, а их щедрость выражалась в том, что они дарили друзьям и приближенным прекраснейших девушек. В новой системе управления царь становился центром власти, он был всемогущ и управлял через многочисленных придворных и чиновников. Народное собрание теряло власть.

Рядом с вождями находились жрецы, изрекавшие жертвенные формулы и гимны из Вед. Они были хранителями традиции и олицетворением мудрости, а также судьями. Жрецы происходили из определенных родов и составляли замкнутое сообщество, строго хранившее свои тайны. Жречество поздневедийской эпохи стало сословием, в известной мере не зависящим от племенных границ.

К концу ведического периода в Северной Индии окончательно оформились четыре основных сословия — варны: жрецы (брахманы), воины (кшатрии), полноправные люди (вайшьи) и неполноправные, в том числе и рабы (шудры). Принадлежность к тому или иному сословию была наследственной. Это деление на сословия воспринималось как божественная данность и не подлежало никаким изменениям. Положение человека в обществе являлось следствием кармы, которая действовала на основе дхармы («закон благочестия») — универсального Священного закона, определяющего все стороны жизни общества и отдельного человека. Этот Закон нельзя обойти, нельзя избежать его действия, и человек обязан выполнять в течение всей жизни обязанности, которые налагаются на представителей того сословия, в котором он родился вследствие действия кармы. Представители трех сословий проходили церемонию посвящения и тем самым отделялись от шудр.

Варны — четыре сословные группы, на которые делилось население в Древней Индии; из древних варн впоследствии развились касты.

Брахман — 1) магическая сила слова, ритуальных формул; 2) жрец; 3) член высшей варны (касты).

Кшатрии — одна из варн, сословие военной аристократии.

Вайшья — варна крестьян, скотоводов, торговцев.

Шудры — низшая варна; неполноправные категории населения, включая рабов.

Брахманы должны были совершать жертвоприношения, принимать и вручать дары, все время учиться и учить других. Они не платили налогов. В обязанности кшатриев входило защищать людей, участвовать в управлении государством, воевать, совершать жертвоприношения и учиться. Вайшьям было предписано заниматься скотоводством, земледелием и торговлей, им также следовало совершать жертвоприношения и учиться. Шудры обязаны были обслуживать три высших сословия.

Все арии должны были принадлежать к одному из четырех сословий. Вне сословий оказывались неприкасаемые — в основном представители завоеванных племен, которые вообще не имели общественного статуса и не могли участвовать в религиозной жизни государства. Они должны были выполнять неприятную и грязную работу, им было запрещено жить в городах и селениях ариев.

  • [1] URL: https://comrnons.wikimedia.Org/w/index.php?curid=11 091 617 (дата обращения: 05.10.2017).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой