Вопросы и задания для самопроверки
По абсолютному объему выручки и прибыли лидирует в отрасли также «Аэрофлот». Отметим, что увеличение перевозок далеко не всегда приводит к росту прибыли, зависимость тут непрямая. «Бывали случаи, когда авиакомпании сокращали количество перевозимых пассажиров и становились прибыльными. И наоборот…», — говорит Олег Пантелеев.. Подготовленный агентством «РИА Рейтинг» анализ свидетельствует, что… Читать ещё >
Вопросы и задания для самопроверки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
1. На интернет-портале «Ярмарка мастеров» (1ШЬ: http://www.livemaster.ru) обычные люди со всех концов России и СНГ имеют возможность продавать свои авторские работы: одежду, украшения, сувениры, игрушки — список поистине безграничен (порядка 2 млн оригинальных работ огромного количества авторов). Ежемесячно портал посещают около 7 млн покупателей.
Выберите на портале определенный подраздел (например, вязаные игрушки-зайчики) для того, чтобы «сузить» рынок, и решите, какой тип рыночной структуры наблюдается на этом рынке. Обоснуйте ваше решение. Являются ли продавцы на этом рынке ценополучателями или ценообразователями? Почему? Проанализируйте аналогичным образом какой-нибудь другой рынок, работе которого способствует интернет-портал (например, market.yandex.ru; avito.ru и др.).
2. Прочитайте фрагмент статьи[1].
…Подготовленный агентством «РИА Рейтинг» анализ свидетельствует, что лидерство на рынке пассажирских перевозок будет оставаться за «Аэрофлотом». Его доля за первое полугодие 2013 года составила 25,52% (9,5 млн пассажиров) и имеет тенденцию увеличиваться. За ним… идет «Трансаэро» с 14,68% рынка… [далее расположились «Ютэйр» (10,22%), «Сибирь» (8,5%), «Россия» (5,16%), «Уральские авиалинии» (4,98%), «Северный ветер» (3,93%), «Оренбургские авиалинии» (3,82%), «Глобус (2,73%)». Восемь авиакомпаний имеют рыночную долю в пределах 1—2%, на все прочие авиакомпании приходится 7,45%].
…По абсолютному объему выручки и прибыли лидирует в отрасли также «Аэрофлот».. Отметим, что увеличение перевозок далеко не всегда приводит к росту прибыли, зависимость тут непрямая. «Бывали случаи, когда авиакомпании сокращали количество перевозимых пассажиров и становились прибыльными. И наоборот…», — говорит Олег Пантелеев [глава аналитической службы агентства «Авиапорт"]. .
Выполните задания и ответьте на вопросы:
- а) оцените индекс Херфиндаля — Хиршмана (ННГ) по данным статьи;
- б) как изменится НН1 при предпосылке, что после банкротства компании «Трансаэро» вся ее рыночная доля перейдет к «Аэрофлоту»? Позитивно или негативно вы бы оценили данное изменение на рынке с точки зрения общественного благосостояния?
- в) какая из четырех рыночных структур, скорее всего, имеет место на рынке авиаперевозок? Обоснуйте;
- г) как соотносятся предельная выручка и предельные издержки авиакомпании, если для увеличения прибыли ей необходимо сократить количество перевозимых пассажиров?
- 3* (вопрос к вставке 4.4 из § 4.2). Дневной объем продаж на рынке нефти — около 100 млн баррелей. Как вы думаете, почему же сравнительно небольшое относительно этой величины изменение добычи/предложения нефти (скажем, на 1 млн баррелей в день) уже вызывает значительное изменение цен?
- 4. В настоящий момент у фирмы, действующей в условиях совершенной конкуренции и получающей положительную экономическую прибыль, предельные издержки последней партии продукции, которую можно произвести, выше цены, по которой эту партию можно продать. Что можно посоветовать такой фирме (выберите единственный вариант):
- а) повысить цену, чтобы увеличить свою прибыль;
- б) снизить цену, чтобы продать больше;
- в) отказаться от производства и продажи указанной партии продукции;
- г) ничего делать не надо, ведь фирма и так получает прибыль;
- д) либо повысить цену, либо отказаться от производства указанной партии продукции?
- 5. Предположим, фирме, работающей в условиях совершенной конкуренции, предоставили субсидию в размере х руб. за каждую произведенную единицу продукции. Покажите, как изменятся кривые АУС и МС, а также кривая предложения этой фирмы (по аналогии с рис. 4.8).
- 6″. В § 4.2 на рисунках 4.5, 4.7, 4.11—4.13 оптимальный объем производства (1* фирмы определяется пересечением кривых МЛ и МС. У этих кривых две точки пересечения, однако (2* всегда определяется правой точкой пересечения. Объясните, почему.
- 7. Функция общих издержек фирмы, действующей в условиях совершенной конкуренции: ТС = (23 — 6<22 + 20(7 + 25 (где (2 — объем производства фирмы), а функция ее предельных издержек: МС = 3(22 — 12(2+ 20.
Ответьте на вопросы, проведя необходимые расчеты:
- а) чему равны постоянные издержки фирмы;
- б) какую прибыль/убыток получит фирма, если вообще не будет производить продукцию;
- в) сколько продукции фирма произведет, если на рынке установится цена Р=20? Какую прибыль/убыток она при этом получит;
- г) сколько продукции фирма произведет, если на рынке установится цена Р= 10? Какую прибыль/убыток она при этом получит?
- 8. Функция общих издержек фирмы, действующей в условиях совершенной конкуренции: ТС = 1/3(23 — 15<22 + 300(2 + Ю00 (где (7 — объем производства фирмы), а функция ее предельных издержек: МС = (72 — 30(2+ 500.
Ответьте на вопросы, проведя необходимые расчеты:
- а) сколько продукции фирма произведет, если на рынке установится цена Р = = 300? Какую прибыль/убыток она при этом получит?
- б) какова граничная цена, ниже которой фирма не будет производить продукцию в краткосрочном периоде?
- 9. Фирма из задачи 7 из ценополучателя превратилась в ценообразователя. Функция спроса на ее продукцию: Р = 45 — (2 (где (? — объем продаж фирмы; чем больше продаст, тем ниже рыночная цена), функции общих и предельных издержек фирмы по-прежнему ТС=0?- 6<22+20?> + 25 и МС=3<22 — 12(2+ 20 соответственно.
Сколько продукции фирма произведет и продаст, и по какой цене? Какую прибыль/убыток она при этом получит?
10. Функция спроса на продукцию фирмы задана как Р= 36 — 4(2, а функция ее предельных издержек: МС = 2(1 + 6.
Ответьте на вопросы, проведя необходимые расчеты:
- а) на каком рынке работает эта фирма, совершенной конкуренции или несовершенной;
- б) сколько продукции фирма произведет и продаст, и, но какой цене, чтобы получить максимальную прибыль?
- 11*. В каких пределах может изменяться коэффициент Лернера? Для ответа на этот вопрос используйте математический комментарий из § 4.1, а также подумайте, в каких пределах может находиться эластичность спроса в оптимальной точке, выбранной фирмой.
- 12. Для чего авиакомпании используют «правило воскресенья» (если в авиабилете «туда-обратно» обратный рейс приходится на ночь с субботы па воскресенье или более поздний срок, билет стоит дешевле)? К какому типу ценовой дискриминации относится подобная практика?
- [1] Гордеев И. Лидеры и аутсайдеры рынка авиаперевозок // Московские новости.22.10.2013 1ЖЬ: http://www.mn.ru/business_economy/20 131 022/360448316.html