Понятие и система правоохранительных органов в Российской Федерации
![Реферат: Понятие и система правоохранительных органов в Российской Федерации](https://westud.ru/work/6433630/cover.png)
При установлении признаков того или иного преступления, предусмотренного УК РФ, орган дознания или следственный орган (орган предварительного следствия) обязан вынести постановление о возбуждении уголовного дела и расследовать его. Расследование состоит в производстве осмотров, обысков, выемок, допросов, судебных экспертиз, предъявлений для опознания, следственных экспериментов, контроля и записи… Читать ещё >
Понятие и система правоохранительных органов в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Правоохранительными органами принято называть государственные органы, задачи которых заключаются во всемерном укреплении законности, обеспечении общественного порядка и общественной безопасности, выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии преступлений, административных и иных правонарушений, изобличении виновных и обеспечении правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление либо иное правонарушение был подвергнут справедливому наказанию и пи один невиновный не был привлечен к юридической ответственности и осужден. Вся основанная на законе деятельность правоохранительных органов призвана способствовать надежной охране от противоправных посягательств на закрепленные в Конституции РФ и иных нормативных актах основы общественного строя, политической и экономической систем, социально-экономические, политические, социально-культурные и личные права и свободы граждан, права и законные интересы государственных и негосударственных предприятий, учреждений, организаций, их объединений. Своей легитимной деятельностью правоохранительные органы призваны воспитывать руководителей и иных должностных лиц органов управления и граждан России в духе безусловного соблюдения Конституции РФ, точного и неуклонного исполнения российских законов.
Правоохранительные функции
Правоохранительная деятельность имеет ряд направлений, именуемых правоохранительными функциями, среди которых выделяются:
- — оперативно-розыскная и уголовно-процессуальная деятельность по борьбе с преступностью;
- — уголовно-исполнительная деятельность по исполнению наказаний назначенных судами общей юоисдикции;
- — административно-правовая деятельность по обеспечению общественной безопасности, охране общественного порядка и борьбе с административными правонарушениями;
- — таможенная деятельность;
- — разведывательная и контрразведывательная деятельность;
- — прокурорский надзор.
Каждая из указанных функций реализуется соответствующими правоохранительными органами, совокупность которых образует их систему.
Оперативно-розыскную деятельность по борьбе с преступностью осуществляют оперативные подразделения. Уголовно-процессуальную деятельность, но борьбе с преступностью — органы дознания и органы предварительного следствия. Уголовно-исполнительную функцию реализуют органы ФСИН России. Административно-правовую деятельность по обеспечению общественной безопасности, охране общественного порядка и борьбе с административными правонарушениями осуществляют органы внутренних дел и иные правоохранительные органы. Таможенную деятельность осуществляют органы ФТС России. Разведывательную и контрразведывательную деятельность осуществляют органы ФСБ России, органы СВР России и др. Прокурорский надзор осуществляет прокуратура РФ.
Правоохранительные органы, осуществляющие выявление, раскрытие, расследование и предупреждение преступлений
Правовой основой для деятельности органов, осуществляющих выявление, раскрытие, расследование и предупреждение преступлений, являются УК РФ, УПК РФ и Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности». Оперативные подразделения иначе именуются органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, а органы предварительного расследования — органами дознания и органами предварительного следствия (следственными органами).
Система органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, включает оперативные подразделения: органов внутренних дел РФ, органов федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны, органов СВР России, таможенных органов РФ, органов ФСИН России, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов внешней разведки Минобороны России. Данный перечень органов, осуществляющих оператвно-розыскную деятельность является исчерпывающим и может быть расширен либо сужен лишь федеральным законом.
Задачами и формами правоохранительной деятельности указанных оперативных подразделений являются:
- — выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений;
- — выявление и установление лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления;
- — осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов предварительного расследования и суда, уклоняющихся от уголовного наказания;
- — розыск без вести пропавших лиц;
- — добывание информации о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, экологической безопасности;
- — установление имущества, подлежащего конфискации.
Указанные задачи и формы правоохранительной деятельности соответственно решаются и осуществляются оперативными подразделениями путем негласного (тайного) или гласного применения следующих оперативнорозыскных мероприятий:
- — опрос;
- — наведение справок;
- — сбор образцов для сравнительного исследования;
- — проверочная закупка;
- — исследование предметов и документов;
- — наблюдение;
- — отождествление личности;
- — обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности, транспортных средств;
- — проверка почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;
- — оперативное внедрение;
- — контролируемая поставка; оперативный эксперимент.
Результаты, получаемые в ходе проведения названных оперативно-розыскных мероприятий, используются для решения задач оперативно-розыскной деятельности, а также для вынесения органами предварительного расследования постановлений о возбуждении уголовных дел, для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, а также в доказывании по уголовным делам с соблюдением правил, предусмотренных УПК РФ для собирания, проверки и оценки доказательств.
При установлении признаков того или иного преступления, предусмотренного УК РФ, орган дознания или следственный орган (орган предварительного следствия) обязан вынести постановление о возбуждении уголовного дела и расследовать его. Расследование состоит в производстве осмотров, обысков, выемок, допросов, судебных экспертиз, предъявлений для опознания, следственных экспериментов, контроля и записи переговоров, собирания, проверки и оценки доказательств, подтверждающих совершение преступления и виновность совершивших его лиц. Кроме того, в рамках расследования происходит привлечение названных лиц к уголовной ответственности в качестве обвиняемых, применение к ним мер пресечения и подготовка материалов уголовного дела для судебного разбирательства. Законченное производством уголовное дело направляется прокурору для утверждения обвинительного акта или обвинительного заключения и передачи уголовного дела в суд для его судебного разбирательства по существу.
По делам о преступлениях небольшой и средней тяжести предварительное расследование уголовного дела именуется дознанием и производится органом дознания. По делам о тяжких и особо тяжких преступлениях и по делам о некоторых преступлениях небольшой и средней тяжести расследование именуется предварительным следствием и ведется органами предварительного следствия.
В соответствии со ст. 40 УПК РФ органами дознания являются: органы внутренних дел РФ[1]; органы ФСБ России; федеральные органы государственной охраны; таможенные органы; органы СВР России; органы ФСИН России; органы, но контролю за оборотом наркотиков; органы внешней разведки Минобороны РФ; органы ФССП России; командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений, начальники гарнизонов; органы государственного пожарного надзора государственной противопожарной службы; капитаны речных и морских судов, находящихся в дальнем плавании; руководители геологоразведочных партий и зимовок; главы дипломатических представительств РФ; главы консульских учреждений РФ.
Руководители указанных правоохранительных органов являются начальниками органов дознания, а подчиненные им должностные лица, на которых данные руководители возлагают полномочия по проведению дознания, называются дознавателями.
Возбуждение уголовных дел своей подследственности и производство по ним расследования в форме дознания осуществляют дознаватели. Помимо этого органы дознания наделены правом возбуждать уголовные дела по тяжким и особо тяжким преступлениям, по которым обязательно проведение предварительного следствия. Дознаватели в течение 10 суток производят по таким делам неотложные следственные действия в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования, с последующей передачей уголовного дела в следственный орган по подследственности для его дальнейшего расследования в форме предварительного следствия. Процессуальный контроль и руководство действиями каждого дознавателя осуществляет начальник органа дознания. В тех правоохранительных органах, где образованы подразделения дознания, контроль и руководство осуществляют также начальники подразделений дознания (в органах внутренних дел, в таможенных органах, в органах государственного пожарного надзора, в органах наркоконтроля и др.). Уголовно-процессуальная деятельность дознавателей и в целом органов дознания осуществляется под прокурорским и судебным надзором.
На основании ст. 151 УПК РФ систему органов предварительного следствия образуют:
- — следователи Следственного комитета РФ во главе с Председателем Следственного комитета;
- — следователи органов федеральной службы безопасности во главе с начальником Следственного управления ФСБ России;
- — следователи органов внутренних дел во главе с начальником Следственного департамента МВД России, являющимся одновременно заместителем министра внутренних дел РФ;
- — следователи органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ во главе с начальником Следственного управления ФСКН России.
Указанные органы предварительного следствия подразделены соответственно на следственные отделения, следственные отделы, следственные управления, главные следственные управления во главе с их начальниками (руководителями следственных органов). Независимо от занимаемой должности полномочия начальников указанных следственных подразделений одинаковые (ст. 39 УПК РФ).
С учетом штатных расписаний следственных органов их должностные лица состоят в должности следователей, старших следователей, следователей по особо важным делам и старших следователей по особо важным делам. При этом процессуальные полномочия указанных следователей одинаковые независимо от занимаемой ими должности и ведомственной принадлежности (ст. 38 УПК РФ).
Возбуждение уголовных дел и производство по ним предварительного следствия следователи осуществляют самостоятельно, но под процессуальным контролем и процессуальным руководством руководителей следственных органов и под прокурорским и судебным надзором.
- [1] Органы внутренних дел являются основным органом дознания, поскольку они выполняют основной объем уголовно-процессуальной деятельности, осуществляемой всеми органами дознания. В существующей правоохранительной системе функции органа дознания с ноября 1917 г. выполняла милиция. После реформы, проведенной в 2010 г., обязанность по проведению дознания, выполнявшегося милицией, возложена на управления, отделы, отделения полиции (п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК РФ).