Примеры задач.
Математическая статистика для социологов
Придумайте пример, демонстрирующий, что при разных разбиениях диапазона изменения непрерывного признака на интервалы можно получить качественноразные полигоны распределения — выборочные представлений функции плотности (разнокачественность распределений связать с пониманием описания данных как одной из задач науки). Примеры разнокачественных распределений: одновершинное и двухвершинное… Читать ещё >
Примеры задач. Математическая статистика для социологов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- 1. Придумайте пример, демонстрирующий, что при разных разбиениях диапазона изменения непрерывного признака на интервалы можно получить качественноразные полигоны распределения — выборочные представлений функции плотности (разнокачественность распределений связать с пониманием описания данных как одной из задач науки). Примеры разнокачественных распределений: одновершинное и двухвершинное, одновершинное и равномерное, равномерное и с «ямой* и т. д.
- 2. Задана следующая частотная таблица:
Возраст, лет. | 15−20. | 20−50. | 50−55. |
Относительная частота. | 1/3. | 1/3. | 1/3. |
Необходимо простроить соответствующую гистограмму (заметим, что представленное в таблице разбиение диапазона изменения возраста на интервалы не лишено смысла; например, такое разбиение может явиться следствием особого внимания исследователя к тем периодам жизни человека, когда тот вступает в трудовую жизнь (15—20 лет) и постепенно выходит из нее, готовясь к пенсии (50—55 лет для женщин).
- 3. Опишите модели, стоящие за стандартными формулами расчета моды и медианы.
- 4. Вспомните геометрические правила расчета медианы с помощью выборочной функции распределения — кумуляты (в виде полигона). Покажите, что эти правила приводят к тому же результату, что и соответствующая формула из п. 5 (см. раздел «Повторение отдельных фрагментов курса по теории вероятностей»).
- 5. Разработайте геометрический способ расчета моды с помощью выборочной функции плотности распределения (в виде гистограммы), который отвечал бы соответствующей формуле из п. 5 выше.
- 6. Составьте формулы (аналогичные формуле для расчета медианы), позволяющие рассчитывать квартили, децили, процентили и другие возможные квантили. Покажите, как эти формулы можно заменить геометрическими построениями на основе кумуляты.
- 7. Предположим, что исследователя в первую очередь интересуют те возрастные категории, которые отвечают вхождению человека в работоспособный возраст (15—10 лет) и выходу из него (50—55 лет для женщин). Тогда естественным представляется разбиение диапазона изменения возраста на интервалы, представленные в следующей таблице:
Возрастной интервал. | 15−20. | 20−50. | 50−55. |
Доля лиц, попавших в интервал. | 1/3. | 1/3. | 1/3. |
Постройте гистограмму, отвечающую данным таблицы. Обоснуйте теоретически выбранный способ построения.
8. Рассчитайте средние и дисперсию для доли явившихся на голосование жителей некоторого региона, если известны аналогичные доли для каждого из находящихся на территории региона участков. Данные приведены в таблице:
Доля явившихся на голосование. | 10−20. | 20−30. | 30−40. |
Количество избирательных участков. |
9. Рассчитайте коэффициент корреляции между стажем работника и его зарплатой на основе следующей частотной таблицы.
Зарплата, тыс. руб. | Стаж, год. | |||
1−5. | 5−10. | 10−15. | нет ответа. | |
0,5−1,5. | ||||
1.5−2,5. | ||||
2,5−3,5. |
10. У 12 школьников изучались две характеристики: оценки /(^определенные с помощью шкалы интеллекта Стенфорда—Бине в шестом классе (X) и успеваемость по химии в средней школе, оцененная на основе теста, состоящего из 35 вопросов (Y). Полученные данные сведены в таблицу:
N | II. | |||||||||||
X | ПО. | |||||||||||
У |
Рассчитать коэффициент корреляции между Xи К.
- 11. Покажите, каким образом связаны выборочные формулы для расчета статистик: среднего арифметического, дисперсии, коэффициента корреляции для непрерывного признака — и известные формулы для расчета (с помошью интегралов) отвечающих этим статистикам генеральных параметров: математического ожидания, дисперсии, коэффициента корреляции.
- 12. Как выглядит функция плотности равномерного распределения и каким образом из нее с помошью интегрирования можно получить соответствующую функцию распределения. Как последняя выглядит?
- 13. Осуществите с помошью таблицы случайных чисел выбор 5 студентов из группы.