Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Урок 31. ТРОИЦКИЕ МОНАХИ. 
МИНИН И ПОЖАРСКИЙ. 
ИЗБРАНИЕ ЦАРЯ МИХАИЛА ФЕОДОРОВИЧА РОМАНОВА

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В то время как вся Россия предавалась радости об единодушно избранном царе, поляки спешили ему устроить погибель. Несколько человек взялись исполнить это дело. Михаил жил тогда в костромском Ипатиевском монастыре. Злодеи отправились туда и были очень близко от дома, где жил молодой царь. Но, не зная в подробности дороги к дому Михаила, поляки обратились с расспросами на этот счет к случайно… Читать ещё >

Урок 31. ТРОИЦКИЕ МОНАХИ. МИНИН И ПОЖАРСКИЙ. ИЗБРАНИЕ ЦАРЯ МИХАИЛА ФЕОДОРОВИЧА РОМАНОВА (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Русские государи всегда были защитниками православной веры. Когда угрожала опасность вере, государи оповещали народ, и народ являлся по призыву государя на защиту православия. В безгосударное время дело государя исполнял старший архиерей. В годину смутного времени, когда царя не было, а патриарх томился в темнице, куда его заключили поляки, на защиту православной веры и отечества выступили монахи Троицкой Сергиевской лавры. В ту пору в стенах этой обители стеклось много людей, которые оставили утехи мирской жизни, потому что не в силах были вынести того зла, которое творилось в миру, и желали иной, лучшей жизни. В миру был разлад, все были во вражде, сын шел против отца, брат против брата, каждый искал своей выгоды. И вот те люди, которые не могли свыкнуться с этими нравами, удалились в монастырь, чтобы здесь жить так, как велел Христос. Между ними было братское согласие, каждый старался помочь другому, а все они вместе были озабочены только тем, чтобы как-нибудь помочь русской земле, которую терзали неприятели. И старания их не были бесплодны. Одиннадцать месяцев стояло под лаврою польское войско, сильное числом и опытное в военном деле, но не могло справиться с монахами, тогда как в то же время населенные русские города беспрекословно сдавались неприятелю. Когда снята была осада с Троицкого монастыря, благочестивые иноки стали служить русской земле другим способом. С разных сторон толпы беглецов устремлялись к Троице. Страшно было смотреть на этих несчастных: одни были изломаны, другие обожжены, у других ремни из хребтов вырезаны, волосы с голов содраны, руки и ноги обсечены. Многие не успевали достигнуть монастыря и умирали на дороге; монастырь, слободы, окрестные дороги и деревни были наполнены мертвыми или умирающими. Монастырские люди ездили по лесам и дорогам, подбирали раненых и мертвых. Для раненых устроены были больницы, для здоровых странноприимные дома. В то же время грамотные монахи, под руководством ученых старцев Дионисия и Авраамия Палицына, неустанно писали призывные грамоты к народу русскому. «Бога ради, — писалось в эти грамотах, — положите конец своим страданиям. Соединитесь все православные и спешите к Москве. Не упускайте времени. Что можно сделать сегодня, то, может быть, нельзя будет сделать завтра. Оставьте мелкие дрязги и спасите веру и отечество. О том мы просим вас много и слезно».

Когда в октябре 1611 года нижегородцы получили одну из троицких грамот и лучшие люди сошлись на совет, явился сюда земский староста Косьма Минин, торговец мясом, и сказал: «Св. Сергий явился мне во сне и велел будить уснувших; прочитайте грамоты Дионисиевы в Соборе, а там — что будет угодно Богу». На другой день нижегородцы сошлись в соборной церкви. Здесь протопоп увещевал их стать за веру и прочитал последнюю троицкую грамоту. После протопопа стал говорить Минин: «Не пожалеемте, — сказал он, — ничего, продадим свои дома, заложим жен и детей и выкупим отечество. Вот нас с товарищами 2500 человек; мы согласились пожертвовать в пользу отечества третью часть своего имущества, у нас уже есть 1700 рублей. У меня было 300 рублей, и я отдал 100. Сделайте все так». Народ закричал: «Будь так, будь так». Начался сбор. Пришла одна вдова и сказала: «Осталась я после мужа бездетной и есть у меня 12 000 рублей, 10 тысяч отдаю в сбор, 2 тысячи оставляю у себя». Таким образом у нижегородцев явились деньги, на которые можно было содержать значительный отряд войска. И прежде чем собрать войско, нужно было отыскать воеводу. По указанию того же Минина, начальником войска пригласили князя Димитрия Михайловича Пожарского, который не раз с честью бывал в бою и в ту пору жил в деревне, лечась от боевых ран. Устроилось так, что Пожарский стал заведовать военною частью, а Минин — денежной.

Весть о нижегородских событиях скоро облетела русские области. Все добрые люди радовались почину хорошего дела и не хотели отстать от нижегородцев. В Нижний стали являться ратники и присылаться пожертвования с разных концов русской земли. В начале 1612 года войско Минина и Пожарского готово было уже к походу. Медленно подвигалось оно по направлению к Москве и не прежде половины августа достигло Троицкого монастыря. Здесь перед гробом преподобного Сергия отслужен был молебен, войска принесли поклонение мощам чудотворца, приняли благословение от архимандрита Дионисия и направились прямо к Москве. Нелегко было положение русских ратников. Под самой Москвой они встретили опытное польское войско. Под Москвой также стоял отряд казаков, который предлагал Пожарскому свою помощь, втайне же поддерживал третьего самозванца, который появился тогда во Пскове. Эти «друзья» были опаснее открытых врагов. Когда у Пожарского завязалась горячая битва с поляками и ловкая польская конница начала мять русские ряды, казаки спокойно глядели на это и посмеивались, говоря: «Посмотрим, как ярославские неженки отделаются от панов». Но некоторые казаки не выдержали и помогли русским ополченцам. Через день было новое дело. Казаки то действовали заодно с русскими, то оставались в стороне и наконец, когда им показалось, что они больше делают дела, чем ратники Пожарского, совсем ушли с поля битвы и предались обыкновенному пьянству и играм. В это время троицкий келарь, т. е. ключарь, Авраамий оказал незабвенную услугу русской земле. Ему удалось уговорить буйных и пьяных казаков помочь православному воинству. Когда восстановлено было согласие, тогда победа склонилась на сторону русских. Польский отряд, обороняя Москву, должен был отступить, и русская рать облегла поляков со всех сторон. Три месяца продолжалась осада. Поляки, находившиеся в Москве, терпели невообразимые лишения. Мясо человеческое сделалось кушаньем далеко не редким. Один офицер, которому поручено было судить провинившихся, бежал, опасаясь, что его съедят подсудимые. Осада готова была затянуться на долгое время. Казаки опять заупрямились и заговорили, что «богатым дворянам ладно стоять под Москвой, а нам, бедным людям, хлеба купить не на что». Услышали об этом в Троицкой лавре и решили послать казакам церковные сокровища, ризы, стихари, епитрахили. Но казаки посовестились взять церковные вещи и решились все претерпеть, а от Москвы не уходить. Через несколько времени потом, 27 ноября, когда поляки сдались, русское войско с крестами и хоругвями вступило в Москву и встречено было кремлевским духовенством с иконою Владимирской Божией Матери. Вопль и рыдания раздались в народе при виде этой иконы, которую всегда свято чтил народ русский. Отслужен был молебен, и русское войско вступило в самый Кремль. Печальная картина представилась глазам православных людей: везде нечистота, образа рассечены, обезображены, престолы ободраны, в чанах остатки страшной пищи — человеческого мяса.

Вскоре потом пришли в Москву две радостные вести: первая о том, что польский король со всеми людьми своими ушел в Польшу, а другая о том, что непокорные казаки также потерпели неудачу и разбежались. Тогда наступило время избрания царя. Из Москвы разосланы были грамоты по всем русским городам, чтобы из всякого звания были выбраны лучшие, крепкие и честные люди и высланы были в Москву. Когда съехалось довольное число выборных, назначен трехдневный пост, а потом открылись заседания собора русской земли. Прежде всего порешили, что от иноземцев брать государя не должно, а нужно избрать русского, православного. Тогда пошли споры. Многие хлопотали за себя, другие за своих друзей. Образовалось несколько сторон, но ничья не брала верх. Но раз двое выборных из двух разных сторон, дворянин из Галича и казак с Дону, подали голоса, которые оказались согласными, а именно, что царем должен быть Михаил Феодорович Романов, потому что он есть ближайший родственник угасшей царской фамилии. Михаил Феодорович был внучатный племянник Иоанна Грозного по Анастасии Романовне. Тогда все согласились с этим советом. Через две недели потом, 21 февраля 1613 года в честь православия, был последний собор, на который явились опоздавшие выборные. Здесь вновь единогласно решено было — быть царем Михаилу Феодоровичу.

В то время как вся Россия предавалась радости об единодушно избранном царе, поляки спешили ему устроить погибель. Несколько человек взялись исполнить это дело. Михаил жил тогда в костромском Ипатиевском монастыре. Злодеи отправились туда и были очень близко от дома, где жил молодой царь. Но, не зная в подробности дороги к дому Михаила, поляки обратились с расспросами на этот счет к случайно встретившемуся крестьянину Ивану Сусанину. Они сказали ему, что спешат поздравить Михаила с избранием на царство. Сусанин, однако же, тотчас сообразил, что у Михаила не может быть друзей между поляками и что пред ним находятся заклятые враги, желающие погубить царя. Сусанин искусно скрыл свои мысли и сказал полякам, что он готов проводить их до места жительства любимого боярина. Но сам повел их в противоположную сторону и завел в непроходимый лес. Между тем он успел через своих домашних дать знать Михаилу об угрожающей опасности. После долгого блуждания по лесу, когда по расчетам Сусанина Михаил должен был получить от него весть, Сусанин объявил наконец всю истину и потерпел мученическую смерть.

11 июля 1613 года совершилось царское венчание Михаила Феодоровича Романова.

Вопросы для повторения

Настоящий урок прежде всего дает повод объяснить происхождение и исторический смысл монашества. Монашество явилось во время гонений на христиан, когда многочисленные падения верных вызывали естественное желание бежать от соблазнов мира. Столь же естественное желание общения с людьми вызвало явление монашеских обществ. Слабые в мире, по причине разрозненности, люди Христова духа представляли великую силу, когда собирались вместе. На этом основано историческое значение монашества.

  • 1. Монашество было рассадником и школою христианства.
  • 2. Заслуги русского монашества.
  • 3. Вспомните значение монастырей при Ярославе и князьях удельных.
  • 4. Разъясните заслугу троицких монахов в смутное время.
  • 5. Припомните имена знаменитых русских иноков.
  • 6. Назовите известные вам монастыри.
  • 7. Что вам известно о св. Сергие Радонежском?
  • 8. Почему грамоты троицких монахов были убедительны?
  • 9. Как совершилось освобождение России в 1612 году?
  • 10. Припомните, как совершилось освобождение России от татар.
  • 11. Как вели себя казаки во время освобождения России? Объясните их двуличность.
  • 12. Почему избрание Михаила Романова примирило все партии?
  • 13. Объясните родство Михаила с угасшим царским домом.
  • 14. Вспомните Анастасию Романовну.
  • 15. Припомните судьбу Романовых при Годунове.
  • 16. Какая черта русского характера высказалась в избрании Михаила и в подвиге Сусанина?
  • 17. Припомните проявление той же черты в событиях прошлого времени.
  • 18. Почему воцарение Михаила должно считаться эпохой русской истории?
  • 19. Припомните важнейшие эпохи нашей истории и укажите их хронологическую последовательность.
  • 20. С какого времени русские государи стали называться царями?
  • 21. Сколько русских царей вы знаете?
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой