Актуальность темы
исследования. Большую роль в победе Советского Союза в Великой Отечественной войне сыграли чрезвычайные органы государственной власти разного уровня, поскольку многое зависело от их своевременных решений, умения организовывать людей и направлять их на выполнение задач, продиктованных военной обстановкой.
Однако ряд аспектов деятельности чрезвычайных органов власти в военный период остается на периферии исследовательской деятельности. К числу последних относятся проблемы возникновения и функционирования городских комитетов обороны (ГорКО) как чрезвычайных органов власти, порожденных экстремальными условиями войны. Без глубокого анализа эволюции ГорКО, механизма принятия решений, взаимосвязей с другими органами власти, поэтапной характеристики направлений деятельности, методов работы с населением невозможно составление исчерпывающей картины развития событий в нижнем Поволжье в годы войны. Исследование опыта ГорКО позволило бы получить более четкое представление о системе сложившихся в стране чрезвычайных властных структур и их взаимодействии, понять многие аспекты процесса сплочения фронта и тыла, глубже осознать и оценить их вклад в разгром фашизма, а следовательно, полнее и всестороннее увидеть истоки победы советского народа в самой тяжелой и самой жестокой из всех войн, когда-либо пережитых нашей страной.
В период до 90-х гг. XX в. проблема военной, деятельности местных органов власти рассматривалась исключительнос позиций официальной идеологии и в силу этого не могла быть всесторонне исследована. С начала 1990;х гг., после отказа государства от идеологических догм и политической цензуры, изменения произошли как в самом государстве, так и в исторической науке. В этот период для историков открылись возможности по-иному исследовать широкий круг проблем, возникавших в деятельности местных чрезвычайных органов власти, стали доступными многие архивные материалы. Это позволило более глубоко и всесторонне исследовать все то, что они сделали для достижения победы в Великой Отечественной войне. Изучение деятельности чрезвычайных государственных органов власти на местах в военный период представляет научный интерес, поскольку далеко не все аспекты работы местных органов управления в 1941;1945 гг. были изучены всесторонне, что вызывает необходимость их дальнейшего исследования.
Рассекречивание архивных фондов способствовало как развенчанию политических мифов, стереотипов, так и позволило более глубоко оценить военный и гражданский подвиг советского народаизучить опыт российской государственности в чрезвычайных ситуациях. Ключевым событием Великой Отечественной войны стала Сталинградская битва. Эта победа — совокупный результат фронтового и трудового героизма людей, эффективности управленческих решений центральных, военных и региональных органов власти. Изучение истории органов государственной власти, принимавших непосредственное участие в организации обороны Нижнего Поволжья является актуальным в общественно-политическом плане.
Изучение опыта работы ГорКО интересно не только с исторических, но и с практических позиций сегодняшнего дня, поскольку при возникновении кризисных ситуаций и в настоящее время создаются чрезвычайные органы, наделенные большими полномочиями. О важности и актуальности проблемы исследования можно говорить и с точки зрения необходимости использования исторического опыта деятельности местных чрезвычайных органов власти региона в возможных чрезвычайных обстоятельствах. Всестороннее изучение работы местных органов власти в период Великой Отечественной войны способствует глубокому пониманию источников и корней победы и поэтому является актуальным для изучения.
Степень изученности проблемы. Историография деятельности чрезвычайных органов власти военного периода в своем развитии прошла немалый путь — от разработки отдельных проблем до фундаментальных трудов. Один из наиболее важных вопросов историографии — ее периодизация.
На наш взгляд, критериями периодизации изучаемой проблемы можно считать качественные и количественные изменения, достигнутые в разработке темывведение в научный оборот новых комплексов источников по истории региона военных летуровень осмысления уже имеющихся источников и фактовпоявление крупных научных трудовуровень научных исследований и документальных публикаций по темевозникновение новых направлений в изучении проблемы. Кроме того, необходимо учитывать исторические условия, в которых развивалась данная тема.
Исходя из этого, мы можем в изучении деятельности чрезвычайных органов государственной власти военной поры, выделитьдва больших периода: 1) 1945;1991— период советской историографии данной проблемы- 2) 1991— по настоящее время — постсоветский период. В свою очередь, в первом периоде целесообразно отделить несколько этапов: 1.1) 1941;1956 гг.- 1.2) 1956;1964 гг.- 3) 1964;1985 гг.- 4) 1985;1991 гг.
До середины 1950;х гг. большинство исследователей акцентировали внимание на описании работы региональных чрезвычайных органов власти, так как документы и материалы Государственного Комитета Обороны, (далее — ГКО) были засекречены. ГорКО Нижнего Поволжья изучались в общем ряду городских Комитетов обороны страны. Узость источниковой базы не позволила ученым полностью реализовать показ истории ГорКО. Поскольку исследователи не располагали значительным объемом документальных источников, главной источниковой базой оставалась печать. Однако данный период нельзя игнорировать, поскольку в военные годы и послевоенное десятилетие были заложены основы для изучения многих проблем Великой Отечественной войны. Была проделана работа по обобщению материалов, сделаны описания событий на фронте и в тылу. Историография деятельности чрезвычайных органов власти представлена отдельными статьями, материалом из соответствующих работ и диссертаций ученых-историков.
Основной методологической базой всех работ того периода, определяющей их содержание, явилась работа И. В. Сталина «О Великой Отечественной войне Советского Союза».1 В дополнение к трудам Сталина историки опирались на речи и статьи В. М. Молотова, Н. А. Булганина К. Е. л.
Ворошилова и других политических деятелей. В них содержались обязательные установки, под которые подбирались документы, относящиеся к военным событиям. В 1942;1945 гг. выходят публикации, авторами которых являлись руководители местных партийных органов и городских комитетов обороны. Так, в журнале «Партийное строительство» опубликованы статьи председателя Сталинградского комитета обороны А. С. Чуянова. Здесь же были помещены подборки документов этого органа власти, содержащие фактический материал о деятельности Сталинградского ГорКО по организации вооруженной защиты города. Исследованию правового статуса, функций и места городских комитетов обороны в системе власти посвящено исследование О. М. Якубы.4.
По-новому стала решаться проблема историографии деятельности чрезвычайных органов власти после XX съезда КПСС. С начала 50-х гг. XX в. стали более доступными многие архивные источники, публиковались сборники с важнейшими партийно-государственными постановлениями и директивами военного времени. Это позволило ввести в научный оборот новые документы, реалистичнее подойти к событиям освещаемой проблемы, что способствовало преодолению догматических установок, стереотипов, шаблонов, сложившихся в историографии. Изменения коснулись и документальной основы изучаемой темы. Так, в «Историческом архиве» помещаются постановления* Сталинградского ГорКО' и мемуарные.
Сталин И. В. О Великой Отечественной войне Советского Союза. — М., 1953.
2 Калинин М. И. Статьи и речи (1941;1946). — М., 1975; Молотов В. М. Сталин и сталинское руководство // Вопросы истории. — 1949. — № 12- Булганин Н. А. Тридцать лет Советских Вооруженных Сил. — М., 1948; Ворошилов К. Е. Гениальный полководец Великой Отечественной войны. — М., 1950 и др.
3 Чуянов А. С. Сталинград — город боевых традиций // Партийное строительство. — 1945. — № 9−10- Из документов героической борьбы за Сталинград // Партийное строительство. — 1943. — № 3.
4 Я куба О. М. Чрезвычайные органы советского социалистического государства // Ученые записки Свердловского юридического института. Т. 1. —Свердловск, 1945. свидетельства А. С. Чуянова.5 Значительным шагом в научном освещении войны являлось издание в первой половине 60-х гг. XX в. шеститомной «Истории Великой Отечественной войны Советского Союза».6 В середине 1950;х гг. проблема функционирования государственных органов в период Великой Отечественной войны становится предметом самостоятельного изучения. Так, А. М. Синицын в своих работах рассмотрел деятельность чрезвычайных органов власти периода 1941;1945 гг.7 Указанными работами, было расширено общее представление о деятельности центральных и региональных чрезвычайных органов власти в оборонной сфере, создана основа для проведения дальнейших исследований в этом направлении. Вместе с тем публикации не вышли за пределы сложившейся традиции, они во многом несут на себе отпечаток эпохи.
Дальнейшее развитие историография военной деятельности государственных органов получает в 1964;1985 гг., когда работы исследователей становятся содержательнее, в научный оборот вводятся некоторые новые архивные материалы, расширяется проблематика исследований. Однако десятилетняя «оттепель» быстро сменилась периодом «застоя», не позволявшего освещать изучаемые события объективно. Некритическое следование официальным догматическим схемам, остающаяся недоступность для историков ряда архивных источников снижали исследовательский уровень научных работ.
Характеристике местных органов власти посвящены очерки истории местных партийных организаций областей, краев и автономных республик. Их анализ показывает, что очерки, как правило, однотипны по подбору материала, стилю и языку изложения. Вопросы мобилизации экономики на.
5 Документы Сталинградского городского комитета обороны // Исторический архив. — 1962. — № 3−5- Чуянов А. С. В дни великой битвы. Записки председателя Сталинградского комитета обороны // Исторический архив. — 1962. — № 5.
6 История Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941;1945. В 6-ти т. — М., 1960;1965.
7 Синицын А. М. Чрезвычайные органы советского государства в годы Великой Отечественной войны.// Вопросы истории. — 1958. — № 2. — С. 45−58- Его же. Из истории патриотического движения советского народа за создание фонда обороны в первый период Великой Отечественной войны // Вопросы истории. -1959. -№ 1.-С. 44−58.
8 Очерки истории Астраханской партийной организации. — Волгоград, 1971; Очерки истории Саратовской областной организации КПСС. Ч. 3. — Саратов, 1982. нужды фронта, военно-организаторская деятельность органов власти рассматривались также в диссертационных исследованиях партийного характера.9.
Исследования охватывали деятельность органов власти в целом, 10 характеризовали различные аспекты их работы в годы Великой Отечественной войны, 11 рассматривали деятельность местных органов власти отдельных регионов РСФСР.12.
В 60-е — 80-е гг. XX в. создаются монографические работы и статьи по истории советского тыла. Вопросы деятельности органов власти затрагивались в двухтомном сборнике статей «Советский тыл в Великой.
I Ч.
Отечественной войне. В то же время выходят работы, затрагивающие наряду с другими проблемами тыла историю государственного аппарата в годы войны.14 История государственной власти РСФСР рассмотрена и в работе Т. Г. Архиповой.15 История чрезвычайных органов власти частично затрагивалась в работах Д. П. Ванчинова, М. А. Водолагина, В. С. Красавина, Л. В. Храмкова.16 Важный материал, дававший представление о значении и объеме военной деятельности прифронтовых органов власти, содержался в.
9 Красавин В. С. Партийные организации Нижнего Поволжья в период Великой Отечественной войны (1941;1945). Дис. д. и. н. — Волгоград, 1969.
10 Ванчинов Д. П. Роль местных Советов Саратовского Поволжья в руководстве народным хозяйством края в годы Великой Отечественной войны // Поволжский край. — Саратов, 1975. — С. 3−21- Храмков Л. В. Работа Советов в годы войны. — Куйбышев, 1975; Его же. Формы и методы деятельности Советов депутатов трудящихся в условиях Великой Отечественной войны 1941;1945 гг. // Формы и методы укрепления советского тыла в годы Великой Отечественной войны. — Горький, 1984. — С. 4−15.
11 Храмков Л. В. Военно-патриотическая деятельность Советов Сталинградской области в 1941;1943 гг. // Поволжье в Великой Отечественной войне 1941;1945 гг. — Куйбышев, 1980. — С. 160−175- Его же. Военно-патриотическая деятельность Советов Поволжья в годы Великой Отечественной войны (1941;1945 гг.) — Куйбышев, 1974. Вып. 1. — С. 81−89- Его же. Роль Советов депутатов трудящихся в мобилизации ресурсов местной промышленности на нужды обороны страны в 1941;1945 гг. — Куйбышев, 1974. Вып. 2. — С. 97 113.
12 Мошенский Н. С. Деятельность Астраханского городского Совета депутатов трудящихся в 1941;1945 гг.// Вклад трудящихся Поволжья в победу советского народа в Великой Отечественной войне 1941;1945 гг. — Куйбышев, 1983.-С. 131−138.
13 Советский тыл в Великой Отечественной войне. — М., 1974.
14 Цикулин В. А. История государственных учреждений СССР. 1936;1965 гг.— М., 1966; Коржихина Т. П. История и современная организация государственных учреждений СССР. 1917;1972 гг. — М., 1977.
15 Архипова Т. Г. Государственный аппарат РСФСР в годы Великой Отечественной войны (1941;1945 гг.) — М., 1981.
16 Ванчинов Д. П. Саратовское Поволжье в годы Великой Отечественной войны 1941;1945 гг.: Исторический очерк. — Саратов, 1976; Водолагин М. А. Очерки истории Волгограда: 1589−1967. — М., 1969; Храмков Л. В. Советы депутатов трудящихся Поволжья в годы Великой Отечественной войны 1941;1945 гг. — Саратов, 1973; Его же. Во имя победы: Деятельность местных Советов Поволжья годы Великой Отечественной войны (1941;1945). —Саратов, 1973; Красавин В. С. Партийные организации Нижнего Поволжья в период Великой Отечественной войны (1941;1945 гг.): Дис. д. и. н. — Волгоград, 1968. публикациях о различных формах оборонно-массовой работы в тылу. Среди них необходимо выделить работы А. Д. Колесника, Г. А. Куманева, П. В. Доброва, Е. Я. Пашко, Н. Ф. Банникова и С. В. Биленко, А. Н. Беляева и Д. Д. Ченакала о местной противовоздушной обороне, народном ополчении и истребительных батальонах.17 Представление о развертывании оборонно-укрепительных работ в 1941;1942 гг. дает сборник статей «Рубежи мужества».18 Отдельной характеристики заслуживает монография А. Д. Колесника, в которой анализируется перестройка аппарата управления в военные годы.19.
В 1965 г. с сообщением о некоторых сторонах деятельности.
Сталинградского ГорКО выступил В. С. Красавин, который в качестве основной в деятельности Сталинградского ГорКО выделил военнохозяйственную функцию. В. С. Красавин одним из первых систематизировал имеющийся мемуарный материал, опубликованные постановления Сталинградского ГорКО, решения партийных органов военного периода, чем подготовил почву для дальнейших обобщений.
Попытка специального рассмотрения истории городских комитетов обороны.
21 в масштабах всей страны была предпринята в статье М. JI. Гутина, поставившего своей целью показ некоторых сторон и черт деятельности ГорКО, методов их работы. Характеристика деятельности Сталинградского ГорКО выделена в специальный раздел в очерке «Героический.
АЛ.
Сталинград". A.M. Самсонов во вступительной статье впервые обосновал три этапа деятельности Сталинградского ГорКО и представил их.
17 Колесник А. Д. Ополченческие формирования Российской Федерации в годы Великой Отечественной войны. — М., 1988; Добров П. В., Пашко Н. Я., Колесник А. Д., Куманев Г. А. Народное ополчение защищает Родину. — М., 1990; Банников Н. Ф. Истребительные батальоны НКВД СССР в Великой Отечественной войне (1941;1945 гг.). — М., 1968; Биленко С. В. Истребительные батальоны в Великой Отечественной войне. — М., 1969; Беляев А. Н. Местная противовоздушная оборона страны в Великой Отечественной войне 1941;1945 гг. — М, 1985; Ченакал Д. Д. Военное небо Поволжья. — Саратов, 1986.
18 Рубежи мужества. — М., 1978.
19 Колесник А. Д. РСФСР в годы Великой Отечественной войны: Проблемы тыла и всенародной помощи фронту. —М., 1982.
20 Красавин В. С. О некоторых сторонах деятельности Сталинградского городского комитета обороны // Материалы XX научной конференции Волгоградского пединститута. — Волгоград, 1965.
21 Гутин М. Л. О деятельности местных комитетов обороны в годы Великой Отечественной войны // Вопросы истории КПСС. — 1970. — № 7.
22 Красавин В. С., Бородин А. М., Логинов И. М. Героический Сталинград. — Волгоград, 1975. характеристику. Основным критерием периодизации стали стоявшие перед ГорКО задачи, изменявшиеся под влиянием событий на фронте. До настоящего времени эта периодизация не пересматривалась другими авторами. Работы А. М. Самсонова о Сталинградской битве23 содержали некоторые факты, показывающие деятельность комитетов обороны по оказанию помощи регулярной армии в защите городов.
В целом исследователи 1970;х гг., изучив деятельность ГорКО Крыма, Поволжья, Северного Кавказа, пришли к следующим выводам: ГорКО создавались по административно-территориальному принципубыли самостоятельны в вопросах текущего управленияпервоочередными задачами являлись перестройка промышленности на военное производство, увеличение выпуска продукции, подготовка боевых резервов, оказание помощи воинским частям, восстановление разрушенного боевыми действиями народно-хозяйственного комплекса страны. ГорКО признавались новой формой координации работы партийных, советских, общественных и военных организаций для объединения усилий на разгром врага.
В 1980;х гг. были опубликованы работы, раскрывающие принцип взаимодействия ГКО и ГорКО.24 Первой кандидатской диссертацией, предметом изучения которой стал Саратовский комитет обороны, является исследование Е. Ф. Калинина.25 В диссертации Е. Ф. Калинина проанализированы причины создания, этапы и направления деятельности Саратовского ГорКО. Главными названы военно-стратегическое и военно-экономическое направления. Основным недостатком работы стало отсутствие глубокого анализа архивных источников, описательное изложение материала.
В. Н. Данилов рассмотрел роль и функции городских комитетов обороны, процесс их создания в регионах России, место в системе.
23 Самсонов А. М. Сталинградская битва. — М., 1960; Его же. Великая битва на Волге. — М., 1965.
24 Курицин В. М. Советский государственный аппарат в период Великой Отечественной войны. // Советское государство и право. — 1985. — № 5. — С. 3−11- Лунев А. С. Советское государственное управление в годы Великой Отечественной войны // Советское государство и право. — 1980. — № 5. — С. 69−78.
25 Калинин Е. Ф. Саратовский городской комитет обороны в годы Великой Отечественной войны (1941;1945 гг.): Автореф. Дис. к. ю. н. — Саратов, 1983. управления и характер взаимоотношений с государственно-политическими и военными структурами. В исследованиях В. Н. Данилова представлена целостную концепция создания и эволюции ГорКО разных регионов СССР. Автор дал свое определение ГорКО как единых партийно-государственных структур чрезвычайной внеконституционной власти. Их действия были направлены на оперативное решение самых неотложных оборонных, военно-организационных и военно-хозяйственных проблем.
От предшествовавших многотомников. по истории войны отличается вышедший в рассматриваемый период четырехтомник «Великая* Отечественная война, 1941;1945: Военно-исторические очерки». Особое: значение для рассматриваемой проблемы имеет четвертый том «Народ и война», поскольку в нем затрагиваются такие вопросы, как функционирование советского тыла, партизанское движение, вопросы политического руководствафронтом и тылом.
К концу 1980;х гг. теоретические изыскания о региональных ГорКО в основном были завершены. Однако засекреченность архивных материалов не позволила ученым глубоко проработать вопросы правового статуса ГКО и ГорКО, механизма их взаимодействия, стиля и методов руководства, эффективности системы управления в целомТолько в годы «перестройки» (1988 — 1991) в научный оборот был постепенно введен весь комплекс постановлений и распоряжений ГКО и ГорКО. Начался процесс обобщения материала.
В начале 90-х гг. XX в. происходят изменения в отечественной исторической науке. Создаются условия для переосмысления многих явлений в деятельности государственных органов военного периода. Гласность и первые импульсы к демократизации общества создают.
26 Данилов В. Н. Городские комитеты обороны Поволжья— на защите Родины // Поволжский край. — Саратов, 1979. — Вып. 6. — С. 100−112- Его же. О некоторых сторонах военно-хозяйственной деятельности городских комитетов обороны Поволжья в годы Великой Отечественной войны // Единство марксистско-ленинской теории и практики. — Саратов, 1978. — С. 85−95- Его же. Система местной самообороны Поволжья // Вклад трудящихся Поволжья в победу советского народа в Великой Отечественной войне 19 411 945 гг. — Куйбышев, 1983. — С. 42−46- Его же. Система местной самообороны Поволжья в годы Великой Отечественной войне 1941;1945 гг.: Дис. к. и. н. — Саратов, 1978.
27 Великая Отечественная война, 1941;1945: Военно-исторические очерки. — М., 1985. предпосылки вступления науки в новый этап развития, о чем свидетельствует зарождение плюрализма мнений и взглядов. Этому способствовала ликвидация секретности архивов, доступ к новым историческим источникам. Большое количество документов ГКО прокомментировал Н. Я. Комаров.28 Под редакцией Ю. А. Горькова был опубликован сборник документов, касающихся деятельности ГКО.29 Определенную роль в исследовании организационной структуры и направлений работы Сталинградского ГорКО стал сборник документов и материалов под редакцией профессора М. М. Загорулько.30.
Интерес представляют исследовательские публикации о ГКО А. А. Печенкина и П. Н. Кнышевского, хотя авторы затрагивают лишь отдельные аспекты истории этого органа.31.
В 90-х гг. XX в. появляются диссертации, посвященные проблемам государства в период войны. Интерес представляет диссертация Т. Г. Архиповой, где в отдельной главе рассмотрены взаимоотношения центральных органов власти СССР и РСФСР с местными. В работе большое внимание отводится появлению новых форм организации власти в военный период, в том числе комитетам обороны.
Докторская диссертация и монография В. Н. Данилова, посвящены чрезвычайным органам власти периода Великой Отечественной войны, в том числе и городским комитетам обороны. Собрав большой фактический материал о городских комитетах обороны разных регионов, он подробно описал процесс создания и развития ГорКО, общие принципы их формирования. Однако в силу того, что предметом его исследования.
28 Комаров Н. Я. Государственный Комитет Обороны постановляет. Документы. Воспоминания. Комментарии. М., 1990.
29 Горьков Ю. А. Государственный Комитет Обороны постановляет (1941;1945). Цифры, документы. М., 2002.
30 Сталинградский городской Комитет обороны в годы Великой Отечественной войны. Документы и материалы / Сост. М. М. Загорулько, С. Ю. Пищулина, H.A. Горюнова. — Волгоград, 2003.
31 Кнышевский П. Н. Государственный Комитет Обороны: методы мобилизации трудовых ресурсов // Вопросы истории. 1994. № 2- Печенкин A.A. Государственный Комитет Обороны в 1941 году // Отечественная история. 1994. № 4.
32 Архипова Т. Г. Высшие и центральные государственные учреждения РСФСР в годы Великой Отечественной войны 1941;1945 гг. (Организация и основные направления деятельности). Дис. д. и. н. — М., 1991. является история чрезвычайных органов власти в целом, он, естественно, не мог уделить значительное внимание ГорКО Нижнего Поволжья.33.
Таким образом, несмотря на то, что историками изучены многие архивные материалы, появились серьезные исследования, в отечественной историографии далеко не все аспекты деятельности местных чрезвычайных органов власти в военный период изучались всесторонне. В исторических работах, изученных автором, мало внимания уделялось освещению вопроса строительства оборонительных укреплений и соответственно усилиям местных чрезвычайных органов в этой области. Им была присуща декларативность и описательность в изложении материала, замалчивание негативных моментов, просчетов и упущений в работе местных органов власти в период Великой Отечественной войны. Общим для многих трудов было замалчивание неудач, преувеличение успехов в работе органов государственной власти на местах.
Анализ изученной автором литературы, источников по проблеме деятельности местных чрезвычайных органов власти в военный период позволяет сделать вывод о том, что при всей своей актуальности научная разработка вышеуказанной проблемы явно недостаточна и требует дополнительного исследования.
Целью диссертации является комплексный анализ практической деятельности чрезвычайных органов власти Нижнего Поволжья в условиях Великой Отечественной войны. Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
• проанализировать формы, методы и принципы организации практической деятельности ГорКО как местных чрезвычайных органов власти нижнего Поволжья;
33 Данилов В. Н. Чрезвычайные органы власти регионов России в годы Великой Отечественной войны: дис. д-ра ист. наук. Саратов, 1996; Он же. Война и власть: чрезвычайные органы власти регионов России в годы Великой Отечественной войны. Саратов, 1996.
• обобщить опыт работы комитетов обороны в военно-мобилизационной и военно-организаторской сферах, исследовать масштабы, особенности и эффективность их деятельности в регионе;
• выявить роль городских комитетов обороны в мобилизации экономического потенциала региона на обеспечение победы;
• оценить в целом значение и возможности чрезвычайных форм власти и методов управления в годы Великой Отечественной войны.
Источниковая база исследования. Настоящая диссертация основывается на многообразном круге источников, включающих в себя архивные материалы, документальные публикации, периодическую печать военных лет, мемуарную литературу.
Важную группу источников составили документы и материалы архивов. Значительное количество их выявлено в фондах, являвшихся ранее закрытыми и доступ к которым исследователи получили только в последние годы. Прежде всего, следует отметить исключительную важность для настоящего исследования неопубликованных материалов, хранящихся в Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ). Значительную ценность представляет комплекс документов Государственного Комитета Обороны (ф. 644).34 Нормативные документы ГКО позволяют получить представление о его участии в управлении страной, проследить роль высших структур власти в формировании основных направлений деятельности местных государственных органов. Особый интерес представляют постановления ГКО, затрагивающие области рассматриваемого региона о проведении призывов в Красную Армию, строительстве оборонительных сооружений, работе госпиталей и другие, в которых ставились задачи, требующие исполнения местными органами. Нормативные документы ГКО позволили составить представление о его участии в деятельности комитетов обороны.
В этом же архиве хранится большое количество материалов самих.
34 РГАСПИ. Ф. 644. Постановления и распоряжения ГКО СССР за 1941;1945 гг. местных чрезвычайных органов, поступивших в свое время в адрес ЦК ВКП (б), в том числе постановления и распоряжения Сталинградского, Саратовского и Астраханского, содержащие информацию о деятельности этих органов власти.35.
Обширный пласт документальных источников содержится в ГАРФ. Здесь в фонде республиканских российских статистических органов (ф. А-374) почерпнуты ценные сведения о некоторых отраслях хозяйства, изучены документы фонда Центрального Совета Осоавиахима, позволяющие судить о.
3 6 вкладе этого общества в подготовку военно-обученных резервов (ф. 835).
Многочисленная и важная часть документов по рассматриваемой^ проблеме сосредоточена в фондах местных архивов областей Нижнего Поволжья. Особенно выделяются Астраханские, Саратовские и Волгоградские архивы. В них содержится обширная информация о деятельности местных комитетов обороны. Различные справки, информации, отчеты, планы, переписка во многом раскрывают сущность деятельности местных чрезвычайных органов власти, позволяют выяснить, с какими трудностями, проблемами сталкивались они в своей работе.
Наряду с материалами архивов, в работе использовались документы, опубликованные в различных сборниках. Прежде всего, это постановления и решения высших и центральных государственных и партийных органов по рассматриваемым вопросам периода Великой Отечественной войны. Данные издания дают возможность ознакомиться с постановлениями, директивами, приказами, распоряжениями Государственного Комитета Обороны, Совета Народных Комиссаров, ЦК ВКП (б) и других структур. Разнообразные документальные материалы о деятельности местных чрезвычайных органов, о помощи гражданского населения региона фронту содержится в сборниках.
35 РГАСПИ. Ф. 17. Центральный комитет ВКП (б).
36 ГАРФ. Ф. 835. Центральный совет Осоавиахима СССР и РСФСР.
37 Важнейшие законы и постановления Советского государства за время Великой Отечественной войны. — М., 1946; Хронологические собрания законов, указов Президиума Верховного Совета и постановлений правительства РСФСР. Т. 3. 1940;1947. — М., 1958; Собрание постановлений Правительства СССР. — М., 1924;1949 гг.- Собрание постановлений и распоряжений рабоче-крестьянского правительства РСФСР. — М., 1941;1945; КПСС о Вооруженных Силах Советского Союза. 1917;1958. — М., 1958; Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны Советского Союза (1941;1945). — М., 1969. по отдельным областям Нижнего Поволжья. Обобщающие выводы, оценка деятельности органов власти содержатся в выступлениях, статьях и речах.
39 руководителей партии и государства и военачальников.
Большую ценность для исследования проблемы представляет центральная и местная периодическая печать. На страницах таких газет, как «Известия», «Волга», «Правда», «Сталинградская правда», «Коммунист» (г. Саратов), «Коммунист» (г. Астрахань), «Большевик» (г. Балашов), «Цемент» (г. Вольск) и др. имеются официальные материалы, опубликованные постановления государственных чрезвычайных органов, краткие информации об их деятельности.
Немалый интерес для восполнения истории местных чрезвычайных органов власти представляют опубликованные воспоминания практических работников, работавших в годы войны в государственных органах региона.40 Таким образом, весь комплекс источников, исследованных при разработке темы диссертации, содержит разнообразную информацию, позволяющую обеспечить решение поставленных в диссертации задач, воссоздав картину деятельности местных чрезвычайных органов власти Нижнего Поволжья в военный период.
Методологическую базу диссертации составили принципы научного познания: историзма и объективности, комплексности и системности в освещении материала. Они позволяют на основе документальных источников всесторонне исследовать проблему в конкретно-исторических, экономических и политических условиях, рассмотреть эволюцию и итоги деятельности ГорКО Нижнего Поволжья. Следуя принципам научности, объективности, историзма и системного анализа, автор стремился изучить.
38 В дни суровых испытаний. (Сталинградская партийная организация в период Великой Отечественной войны 1941;1945 гг.) — Волгоград, 1966; Героический Сталинград. В 2 ч. — Сталинград, 1943; Саратовская партийная организация в годы Великой Отечественной войны. — Саратов, 1969; Астраханская партийная организация в годы Великой Отечественной войны 1941;1945. — Астрахань, 1962.
39 Калинин М. И. Статьи и речи (1941;1946). — М., 1975; Сталин И. В. О Великой Отечественной войне Советского Союза. — М., 1953; Еременко А. И. Сталинград. — М., 1961; Жуков Г. К. Воспоминания и размышления. — М., 1974.
40 Чуянов. А. С. На стремнине века. — М., 1976; Пигалев Д. М. Накануне // Битва за Сталинград. — Волгоград, 1969 и др. исследуемое явление во всем его многообразии и конкретно-исторической обусловленности. Применение принципа научности позволило осмыслить весь комплекс источников. При работе с документами и литературой последовательно осуществлялась их интерпретация, анализ и критика. Следуя принципу объективности, автор работы старался избежать идеологической заданности в рассмотрении событий войны, провести непредвзятый анализ: имеющейся исторической литературы и мобилизованных в исследовании источников, с тем, чтобы максимально приблизиться к получению объективных результатов. Принцип историзма, предполагающий рассмотрение всякого элемента общественного процесса в его развитии, и взаимосвязи с другими явлениями и событиями, помог проследить тесную связь создания и деятельности городских комитетов обороны с проблемами развития советского общества в целом и отдельных составных его частей, изучить данное явление как изменяющуюся во времени историческую индивидуальность со специфическими чертами, исследовать ее в динамике конкретных событий войны. Особое значение придавалось принципу системности, который помог рассмотреть ГорКО региона как часть советской социально-политической системы, связанную сложными отношениями взаимосвязи и взаимовлияния с другими подсистемами социального организма.
При систематизации и интерпретации документальных источников и других материалов использован ряд общенаучных методов исследования. Применение историко-сравнительного метода дало возможность выделить общее и особенное в формах, методах и функциях ГорКО, провести сравнительный анализ деятельности комитетов обороны разных городов и районов нижневолжского региона на разных этапах исследуемого периода. Метод конкретно-исторического анализа помог исследовать процесс создания и деятельности местных чрезвычайных органов власти Нижнего Поволжья в строгой последовательности, многосторонности, взаимосвязанности всех форм и этапов рассматриваемых событий, сформулировать итоги и сделать обоснованные выводы, базирующиеся на анализе и синтезе фактического материала. На основе логического метода сформирована определенная система исходных положений и принципов отбора, анализа и обобщения теоретического материала. Ретроспективный метод позволил реконструировать предысторию создания городских комитетов обороны Нижнего Поволжья, проследить место чрезвычайных структур власти в политико-государственном устройстве, выявить их особенности на различных этапах советской истории, а также их конкретные действия в годы Великой Отечественной войны. Структурно-функциональный метод способствовал определению основных направлений деятельности чрезвычайных органов власти и характера их влияния на ход войны. Анализ повесток дня заседаний и состава персональных докладчиков ГорКО проведен с применением статистического метода. Статистический метод позволил обработать количественные показатели, содержащиеся в различных справках, отчетах, переписке и других источниках.
Научная новизна исследования заключается в комплексном системном анализе деятельности местных чрезвычайных органов власти Нижнего Поволжья в военный период. В настоящей диссертационной работе впервые на основе анализа опубликованных и ранее неизвестных архивных документов выполнено специальное исследование правового статуса и деятельности городских комитетов обороны Нижнего Поволжья. При этом проведена реконструкция системы взаимодействия ГКО и ГорКО региона при решении на практике вопросов военного производства, транспортного обеспечения перевозок. для фронта, эвакуации, строительства оборонительных рубежей. В* работе определены общие и специфические причины, влияющие на процесс образования комитетов обороны в городах Нижнего Поволжья.
Автором определены особенности функционирования ГорКО в городах региона. На разных этапах войны города Нижнего Поволжья были прифронтовыми, фронтовыми, представляли собой ближайший тыл действующей армии, что определило большой объем чрезвычайных задач, стоящих перед регионом, а Сталинградский ГорКО был востребованным до сентября 1945 г., тогда как другие комитеты обороны региона прекращали работу сразу после окончания на их территории боевых действий. В настоящем исследовании охарактеризован механизм принятия и реализации постановлений ГорКО Нижнего Поволжья, проанализировано содержание их деятельности. Установлено, что изменения в общественно-политической и экономической ситуации в регионе, зависевшие от хода боевых действий на фронте, приводили к изменениям в механизме деятельности местных чрезвычайных органов власти. В период с 1941 по лето 1942 гг. ГорКО региона занимались главным образом перестройкой промышленности на выпуск военной продукции. С лета 1942 по конец 1943 гг. основным направлением в деятельности комитетов обороны Нижнего Поволжья стало оказание помощи войскам, обороняющим Сталинград и укрепление тыла действующей армии. В 1944;1945 гг. роль ГорКО Нижнего Поволжья постепенно снизилась, управление постепенно возвращалось к конституционным органам власти. Исключение составил Сталинградский ГорКО, продолживший свою деятельность вплоть до окончания войны, что определялось большим объемом восстановительных задач, стоявших перед Сталинградом.
В диссертации автором показаны принципы взаимодействия ГорКО с другими органами государственного, партийного, хозяйственного и военного управления, описаны достигнутые результаты и недостатки в их работе, определен вклад местных комитетов обороны в выполнение решений центральных органов власти по организации работы тыла для отпора врагу.
Хронологические рамки диссертационного исследования установлены исходя из реальной практики существования местных чрезвычайных органов власти в Нижнем Поволжье, поскольку для каждого комитета обороны региона срок окончания деятельности был различен. Исследование деятельности Астраханского и Саратовского комитетов обороны охватывает период с 22-го октября 1941 г. по конец 1944 г. Исключение составляет деятельность Сталинградского ГорКО, которая продолжалась до 7 сентября 1945 г. Поэтому хронологические рамки изучения работы Сталинградского комитета обороны охватывают период с 22-го октября 1941 г. по 7 сентября 1945 г.
Территориальные рамки диссертации включают в себя территорию Нижнего Поволжья — Саратовскую, Сталинградскую и Астраханскую области. До 1943 г. Астрахань представляла собой округ в составе Сталинградской области. В декабре 1943 г. указом Президиума Верховного Совета СССР и по постановлению ЦК ВКП (б) Астраханский округ Сталинградской области преобразован в Астраханскую область. После упразднения Калмыцкой АССР отдельные ее районы вошли в состав Астраханской области.41 Данный выбор не случаен, поскольку указанный регион представляет особый интерес по ряду причин. В годы Великой Отечественной войны данная территория стала ареной многих важных событий, имевших существенное значение длявсего хода борьбы на советско-германском фронте. Нижнее Поволжье длительное время находилось в зоне боевых действий воюющих сторон, Сталинградская битва явилась ключевым моментом в достижении коренного перелома во всей Второй Мировой войне. В связи с этим важно проследить, какую роль в достижении победы под Сталинградом и в других операциях Красной Армии сыграли чрезвычайные органы власти Нижнего Поволжья. Деятельность чрезвычайных властных структур прифронтовых и фронтовых областей, каковыми являлись области Нижнего Поволжья, требует, особого внимания, поскольку здесь они работали в экстремальной ситуации, создававшей, дополнительные проблемы и трудности.
Практическая значимость исследования определяется характером поставленных и решенных в нем задач, имеющих как научное, так и прикладное значение. Материалы работы могут быть использованы в.
41 ГАСД АО, ф. 325, оп. 1, д. 184, л. 292. обобщающих трудах по истории советского государственного аппарата военного периода. Кроме того, при соответствующей адаптации содержащийся в диссертации материал может обогатить регионально-исторический аспект в преподавании исторических, политологических и юридических дисциплин. Результаты работы имеют также прикладное значение, в частности, опыт деятельности городских комитетов обороны как местных чрезвычайных органов власти может быть полезен при решении современных чрезвычайных ситуаций.
Апробация результатов исследования. Результаты научного исследования отражены в публикациях автора, в выступлениях на научных конференциях по исследуемой тематике.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы.
Заключение
.
Одной из причин победного для СССР исхода Великой Отечественной войны явилась деятельность местных органов властигородских комитетов обороны. На протяжении длительного периода территория Нижнего Поволжья была ареной ожесточенных боевых действий, под Сталинградом решалась судьба одной из крупнейших битв войны, поэтому в достижении победы в войне большую роль сыграли местные чрезвычайные органы власти Нижнего Поволжья.
Великая Отечественная война, заставила советское руководство перестроить структуру государственного аппарата, создать внеконституционную чрезвычайную систему управления. Основными звеньями ее являлись созданный 30 июня 1941 г. Государственный Комитет Обороны (ГКО) и появившиеся в октябре 1941 г. городские Комитеты обороны (ГорКО). В военный период произошли изменения в структуре местных органов власти. Следствием чрезвычайных условий стало формирование не только в центре, но и на местах чрезвычайных органов власти — городских комитетов обороны, которые позволили сконцентрировать усилия различных властных структур в деле подготовки важнейших центров Нижнего Поволжья к обороне. ГорКО выступали как органы централизации государственного управления в регионах. Их деятельность включала в себя множество направлений, в том числе — перевод экономики региона на обслуживание фронта, организацию оборонительного строительства, формирование подразделений народного ополчения, укрепление истребительных батальонов, борьбу с дезертирством ит. д.
Специфика в работе городских Комитетов обороны Нижнего Поволжья диктовалась географическим положением региона, особенностями его экономического развития, значением победы под Сталинградом и необходимостью его восстановления. Полномочия ГорКО вытекали из потребностей развития военной ситуации в Нижнем Поволжье.
Законодательные полномочия местных чрезвычайных органов власти региона в годы Великой Отечественной войны по сравнению с предвоенным периодом значительно возросли. ГорКО издавали наряду с подзаконными актами нормативно-правовые документы, которые по юридическому статусу приравнивались к местным законам. ГорКО координировали работу всех гражданских структур и учреждений, хозяйственных и военных организаций. В критических ситуациях местные чрезвычайные органы власти Нижнего Поволжья создавали оперативные группы и комиссии, штабы и «тройки», назначали особоуполномоченных.
Создание ГорКО не означало упразднения остальных органов власти, а вело к наделению партийных структур государственными функциями. Формировались городские комитеты обороны партийными комитетами, и возглавляли их первые секретари обкомов ВКП (б). Поэтому деятельность ГорКО нельзя рассматривать в отрыве от партийной организации региона. В военный период в управлении Нижнем Поволжьем сохранялись тенденции сращивания государственного и партийного аппаратов управления. Сами лица, входившие в их состав, являлись членами ВКП (б), руководителями областной и городской партийных организаций.
Изложенные в диссертации материалы показывают разнообразие направлений и форм деятельности местных чрезвычайных органов власти Нижнего Поволжья в военный период, позволяют выявить основные факторы, определявшие ее содержание и результативность. Деятельность местных ГорКО региона строилась прежде всего под воздействием событий, происходивших на советско-германском фронте.
В октябре 1941 — июле 1942 гг. города Нижнего Поволжья были тыловыми. Задачей ГорКО являлся перевод промышленности на выпуск военной продукции, создание условий для бесперебойной работы заводов и фабрик, реорганизация транспортной системы. В итоге промышленность Нижнего Поволжья была успешно включена в мобилизационную экономику страны, несмотря на ряд производственных и организационных проблем.
В то же время на контроле у городских комитетов обороны находились вопросы приема и размещения эвакуированного населения, раненых, эвакогоспиталей, организации их обслуживания и продвижения на востокнормализации работы железных дорог, пароходствмобилизации сил и средств для строительства оборонительных рубежейподготовки боевых резервов для армииорганизации служб МПВО, народного ополчения и его оснащения при помощи местных ресурсоввыполнения заказов Южного фронта. Не все вопросы решались быстро и результативно. Это диктовалось как объективными (нехватка квалифицированных кадров, разрыв хозяйственных связей и пр.), так и субъективными причинами (отсутствием опыта координационной работы. в больших масштабах и т. д.).
В начале войны в число первоочередных задач выдвинулось проведение мобилизации в Красную Армию военнообязанных и транспортных средств. Угроза захвата противником территории прифронтовых районов в наибольшей степени актуализировала такие задачи, как строительство оборонительных сооружений, возведение бомбогазоубежищ, простейших щелей-укрытий, укрепление местной противовоздушной и противохимической обороны, формирование и поддержание боевой готовности подразделений народного ополчения и истребительных батальонов, организация партизанской борьбы.
В июле 1942 — январе 1943 гг. Сталинград стал фронтовым городом. Вся деятельность городских Комитетов обороны Нижнего Поволжья проходила в тесном взаимодействии с командованием фронтов и армий. С первых дней сражения ГорКО Нижнего Поволжья столкнулись с массой сложнейших проблем, требовавших незамедлительного разрешения. Они сосредоточили свое внимание на оборонительном строительстве, возведении уличных баррикад, противовоздушной обороне, эвакуации людей, предприятий, имущества на левый берег Волги, мобилизации всех людских и материальных ресурсов для защиты города, обеспечении дисциплины и порядка, маскировки промышленных объектов, выпуске продукции для нужд фронта. Следует признать значительную роль в борьбе с противником на территории Нижнего Поволжья военизированных формирований — народного ополчения и истребительных батальонов. Близость линии фронта в 1942;1943 гг. существенно усложняла условия работы местных органов власти и одновременно предъявляла к ним повышенные требования, заставляя действовать максимально оперативно.
Задачей местных чрезвычайных органов власти Нижнего Поволжья в период Сталинградской, битвы стала организация различных патриотических движений по оказаниюпомощифронту и раненым воинам. Особое место занимала помощьсемьям военнослужащих, проявление заботы о раненых бойцах и командирах Красной Армии, сбор теплых вещей и подарков.
В общем комплексе мероприятийосуществлявшихся на местах в годы войны, особое место, наряду с организацией промышленного и сельскохозяйственного производства, эвакуацией и восстановлением разрушенного хозяйства, обеспечением жизнедеятельности населения и решением множества других проблем, занимала деятельность по укреплению тыла действующей армии и усилению обороноспособности городов Нижнего Поволжья. Она вбирала в себя целый ряд направлений^ отражавших широкий спектр задач по оказанию помощи действующей армии, организации вооруженной борьбы с противником. Прежде всего, это была мобилизационная работа. С целью изыскания людских резервов и своевременного направления их на фронт в регионе проводились разнообразные мероприятия: мобилизации и очередные призывы в РККА, проверки состояния воинского учета, правильности, бронирования и предоставления отсрочек от призыва, борьба с дезертирством и уклонением от военной службы. Наряду с этим велась работа по военному обучению боевых резервов для Красной Армии по нескольким линиям — в системе всевобуча, в добровольных оборонно-массовых, физкультурных организациях, путем военного обучения в школах и других учебных заведениях.
Возведенные оборонительные рубежи, сформированное народное ополчение и истребительные батальоны, организация противовоздушной безопасности и МПВО помогли Красной Армии в борьбе с немецко-фашистскими войсками.
Целью мероприятий, проводимых ГорКО Нижнего Поволжья летом 1942 г., стала организационная и хозяйственная помощь сражающейся на территории области и города Красной Армии. Хозяйственные руководители переключались на проведение эвакуации людей и< материально-техническихценностей заводов. Остававшиеся в Сталинграде жители до" последнего" момента принимали участие в строительстве баррикад, щелей, тушениипожаров.
После окончания Сталинградской5 битвы в феврале 1943 г. деятельность городских Комитетов обороны Нижнего Поволжья сосредоточилась на решении военно-организационных и хозяйственных проблем. Совместными усилиями центральных и региональных органов власти отрабатывались методики и формы возрождения освобождаемых территорий.
Директивы ГорКО по хозяйственным вопросам способствовали решению производственных, кадровых проблем. Задачи по организации? стабильного функционирования городской инфраструктуры и общественного порядка, обеспечению горожан продовольствием, медикаментами из сферы деятельности ГорКО были переданы в партийные и советские структуры управления.
В январе 1943' — июне 1944 гг. Сталинград стал восстанавливатьсябыстрыми темпами. Центральные органы власти разработали и впервые апробировали на территории Сталинграда новые восстановительные методики, которые впоследствии применялись на освобожденных от немецко-фашистских захватчиков территориях СССР. Первоочередными задачами городских Комитетов обороны Нижнего Поволжья после освобождения Сталинграда являлись разминирование и санитарноэпидемические мероприятия. К решению этих проблем ГорКО были подключены воинские части, население, государственные учреждения, общественные организации. Важным в деятельности местных чрезвычайных органов власти региона было обеспечение устойчивого функционирования городской инфраструктуры и общественного порядка в населенных пунктах Нижнего Поволжья. Тем не менее, стабилизировать ситуацию со вспышками инфекционных заболеваний, поддержанием санитарного порядка на улицах города, продовольственным снабжением удавалось лишь на короткий промежуток времени путем применения чрезвычайных мер.
Одновременно городскими комитетами обороны и хозяйственными организациями Нижнего Поволжья рассматривались вопросы восстановления промышленности и городского-хозяйства Сталинграда. Острый недостаток кадров на предприятиях, материальных средств, электроэнергии тормозил возобновление производства военной продукции для фронта. В условиях работы на освобожденных территориях значительные усилия пришлось направить на оказание помощи пострадавшим от оккупации семьям фронтовиков, борьбу с бандитизмом и т. д. Улучшение обстановки на фронте приводило к ослаблению деятельности местных чрезвычайных органов власти.
В поле зрения ГорКО Нижнего Поволжья на заверщающем этапе войны оставались и военно-организационные вопросы. ГорКО обязывали советские и партийные органы власти, МПВО, военные части уделять особое внимание налаживанию системы противовоздушной обороны, светомаскировке. Большое значение придавалось восстановлению транспортной инфраструктуры.
Чрезвычайные органы власти на местах, в том числе и в Нижнем Поволжье, осуществляли свою деятельность до 1943 г. Однако необходимость скорейшего восстановления Сталинграда обусловила сохранение чрезвычайного органа управления в городе вплоть до 1945 г. В, 1945 г. полномочия Сталинградского ГорКО официально не были сокращены центром. Тем не менее, часть вопросов хозяйственного и военно-организационного плана передавалась в государственные и партийные органы власти, роль которых в управлении регионом возрастала в условиях окончания Великой Отечественной войны.
В повестке дня Сталинградского ГорКО оставались вопросы разминирования, отгрузки трофеев, МПВО, соблюдения светомаскировки,. организации работы транспорта, пожарной безопасности, охраны заводов.
Работа по всем вышеупомянутым направлениям разворачивалась по указаниям центральных органов, строилась на основе соответствующих решений ГКО, ЦК ВЕН (б), СНК СССР и других вышестоящих структур. Ориентируясь на осуществление мероприятий, определенных многочисленными постановлениями, директивами, приказами, телеграммами вышестоящих органов власти и военного командования, деятельность местных чрезвычайных органов власти Нижнего Поволжья сопровождалась и собственной инициативой, что было важно в военный период. Часто к проявлению инициативы подталкивала сама ситуация, когда близость линии фронта и меняющаяся обстановка заставляли принимать оперативные решения. Множество проблем, отсутствие времени, нехватка руководителей областного и районного звена соответствующего опыта, особенно в начальный период войны, часто вели к принятию поспешных, ошибочных решений. Значительные затруднения в проведении оборонной работы были связаны с недостаточностью, а порой и отсутствием материальной базы: боевого и учебного оружия, наглядных пособий и литературы по военной подготовке, транспорта, помещений и т. д.
Таким образом, анализ мероприятий городских комитетов обороны Нижнего Поволжья в период Великой Отечественной войны показал, что чрезвычайные органы власти играли с осени 1941 г. по лето 1944 г. ключевую роль в системе управления регионом. Предпринимаемые ГорКО меры по координации совместной деятельности советских, партийных, военных, общественных организаций оказали серьезное влияние на результативность работы промышленности Нижнего Поволжья, действенность обороноспособности городов региона.