Пожалуй, самая ранняя структурная модель убеждения (рис. 7.1) принадлежит Г. Лассуэллу. В ней убеждение как процесс состоит из элементов, описанных им в виде вопросов: «кто сказал?», «что сказал?», «по какому каналу?», «кому сказал?», «с каким эффектом?» В дальнейшем эта модель получила широкое распространение и затем последовали различные ее вариации.
Убеждающее воздействие обязательно включает в себя три основные элемента: индуктор, реципиент, сообщение. Данная модель описывает не только убеждающее воздействие, но и такие виды коммуникаций, как внушение, принуждение, манипулирование, заражение и пр.
![Структурная концептуальная модель системы «Убеждающее воздействие».](/img/s/8/04/1347204_1.png)
Рис. 7.1. Структурная концептуальная модель системы «Убеждающее воздействие».
И еще одна важная особенность этой модели: она не только имеет высокий уровень обобщенности, что и должно быть у модели концептуального характера (в данном случае подчеркивается связь частного «убеждение» с общим — «психологическое воздействие»), а также дает свободу для детализации элементов, с одной стороны, и для перехода к динамической модели — с другой. Действительно, среднее звено модели — «сообщение» — одновременно выполняет и функцию связи между двумя другими элементами, и отражает процесс ее движения, к анализу чего мы и переходим.