Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Понятие и источники антимонопольного права Европейского Союза

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Помимо Директивы о сравнительной рекламе в ЕС были приняты еще несколько Директив, относящихся к регулированию рекламы на рынках медиа-услуг. В качестве примера можно привести Директиву № 89/552/ЕЭС о телевидении и последующую Директиву № 97/36/ЕС, которые распространяют свое действие на телевизионную рекламу (в частности, посредством телемагазинов и спонсорства). Директивой № 97/36/ЕС… Читать ещё >

Понятие и источники антимонопольного права Европейского Союза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Для реализации целей политики в области конкуренции было создано антимонопольное право Европейского Союза, или так называемые правила конкуренции.

Правила конкуренции представляют собой совокупность норм, направленных на предупреждение и пресечение антиконкурентных (ограничительных) соглашений, устранение злоупотреблений доминирующим положением на рынке, контроль экономической концентрации.

Объектом регулирования антимонопольного права ЕС являются отношения и действия (практики), которые влияют на конкуренцию на рынке ЕС. Предмет регулирования правил конкуренции — права и обязанности участников упомянутых отношений и действий. Основная цель — обеспечить свободу конкуренции на общем рынке, каковым является рынок стран ЕС, и запретить недозволенные формы торговли, ведущие к ограничению конкуренции.

Гармонизация антимонопольного права в ЕС осуществляется двумя способами: на уровне первичного права ЕС и на уровне права вторичного — путем разработки директив и регламентов.

Источниками данной отрасли права являются:

  • • Договор о Европейском объединении угля и стали 1951 г.;
  • • Договор об учреждении Европейского экономического сообщества 1957 г.;
  • • регламенты Совета ЕС и директивы Комиссии ЕС, в которых устанавливаются:
    • а) положения о штрафах и периодических штрафных платежах;
    • б) конкретные правила применения норм Римского договора 1957 г., обеспечивающие эффективное наблюдение и упрощение администрирования;
    • в) сферы применения положений Римского договора 1957 г.;
    • г) взаимоотношения между национальными законами и положениями договоров и регламентов.

Договор 1957 г. заложил фундамент существующей ныне системы антимонопольного права ЕС. Основные положения о конкуренции в ЕС включены в ст. 101 и 102 Договора о функционировании ЕС[1].

Помимо источников первичного права ЕС, нормы конкурентного права содержатся также в предписаниях Совета ЕС, который, наряду с Европейским парламентом, является его законодательным органом. Среди них в качестве наиболее значимых традиционно выделяют[2]: Регламент № 17/62 о применении ст. 85 и 86 Договора; Регламент № 19/65 о применении разд. 3 ст. 101 Договора (ранее ст. 81 об установлении категорий соглашений и согласованных действий), в котором речь идет об изъятиях из-под действия ст. 105; Регламент № 4064/89.

о контроле над концентрационными действиями предприятий (т.е. над слияниями предприятий и установлением контроля над ними). В декабре 2002 г. посредством издания нового Регламента о применении ст. 81 (ныне ст. 101 Договора о функционировании ЕС в редакции Лиссабонского договора) и 82 (ныне ст. 102 Договора о функционировании ЕС), конкурентное право ЕС подверглось реформированию. Новый Регламент вступил в силу 1 мая 2004 г. и подменил собой первые предписания, содержавшиеся в Регламенте № 17/62.

Нормы конкурентного права содержатся также в предписаниях и директивах Комиссии ЕС. В качестве объединяющей основы соответствующих директив выступила область правового регулирования рекламы[3]. Первым шагом в таком поступательном продвижении стало принятие в 1984 г. Директивы № 84/450/ЕЭС о сравнительной и вводящей в заблуждение рекламе. В соответствии со ст. 7 и п. 2 ст. 2 упомянутой Директивы не допускается реклама, которая может обмануть ожидания адресата рекламы, ввести его в заблуждение, а также повлиять на коммерческую деятельность адресатов рекламы.

Помимо Директивы о сравнительной рекламе в ЕС были приняты еще несколько Директив, относящихся к регулированию рекламы на рынках медиа-услуг. В качестве примера можно привести Директиву № 89/552/ЕЭС о телевидении и последующую Директиву № 97/36/ЕС, которые распространяют свое действие на телевизионную рекламу (в частности, посредством телемагазинов и спонсорства). Директивой № 97/36/ЕС устанавливаются правовые рамки для понятия «скрытая реклама», которая может присутствовать в телевизионной программе.

Помимо вышеперечисленных директив, можно упомянуть также Директиву № 89/552/ЕЭС о телевизионном вещании и Директиву № 93/98/ЕЭС о правовой защите баз данных, которые на европейском уровне регулируют соответствующие своим названиям виды деятельности, а также Директиву Комиссии от 20.06.2008 № 2008/63/ЕС о конкуренции на рынках телекоммуникационного терминального оборудования.

Еще одна Директива № 2000/31/ЕС, призванная на борьбу с недобросовестной конкуренцией в ЕС, а именно, агрессивной коммерческой деятельностью, направлена на обеспечение правового регулирования в области электронной торговли. В этом документе европейским законодателем был впервые использован термин «коммерческие коммуникации»[4]. Положения ст. 6 и 7 Директивы регламентируют передачу рекламных сообщений («коммерческие коммуникации») посредством Интернета определенным способом, несовместимым с передачей ненадлежащей рекламы.

Важным шагом на пути гармонизации европейского законодательства против недобросовестной конкуренции стала разработка Директивы № 2005/29/ЕС о недобросовестной коммерческой практике по отношению к потребителям на внутреннем рынке против недобросовестной коммерческой деятельности. Необходимость принятия этого документа была продиктована целым рядом причин. Так, в отдельных положениях Директивы о сравнительной и вводящей в заблуждение рекламе наблюдались существенные расхождения норм, направленных на пресечение рекламы, вводящей в заблуждение, со стороны различных стран ЕС, что вызывало ситуацию правовой неопределенности. Национальные законодатели встречали на своем пути также и препятствия правового характера, когда речь шла о международной коммерческой деятельности (рекламе товаров в разных государствах — членах ЕС). Директива нацелена на создание в странах ЕС единого правового механизма, направленного на предотвращение таких видов недобросовестной коммерческой деятельности, как реклама, вводящая в заблуждение, сравнительная реклама, реклама конкретной группы товаров, реклама на телевидении, в Интернете и с помощью других медийных средств. Область действия Директивы ограничена ст. 1, из которой следует, что в сфере действия документа находится только та коммерческая деятельность, которая может ущемить интересы потребителей. Согласно п. 1 ст. 3 Директивы речь идет о недобросовестной коммерческой деятельности, возникающей в рамках правоотношений между предпринимателями и потребителями.

Интерес также представляет Директива Европейского парламента и Совета № 2014/104/ЕС. В преамбуле данного докумена отмечается, что право в союзном законодательстве на компенсацию ущерба, причиненного в результате нарушения союзного и национального законодательства о конкуренции, требует от каждого государства-члена наличия процессуальных норм, обеспечивающих эффективное осуществление этого права. Необходимость эффективного средства правовой защиты также вытекает из права на эффективную судебную защиту, закрепленную в абз. 2 ст. 19(1) Договора о Европейском Союзе (TEU) и в абз. 1 ст. 47 Хартии основных прав Европейского Союза. При этом, подчеркивается, что действия по возмещению ущерба являются лишь одним из элементов эффективной системы защиты от нарушений в сфере конкурентного законодательства и дополняются альтернативными способами возмещения ущерба (например, консенсусное урегулирование споров), которые дают сторонам стимул для предоставления компенсации. Эта Директива устанавливает определенные правила в интересах любого лица, которое понесло ущерб, причиненный нарушением законодательства о конкуренции со стороны предприятия или ассоциации предприятий, с тем, чтобы оно могло требовать полной компенсации этого ущерба со стороны этого предприятия или ассоциации. Таким образом, устанавливаются правила, способствующие развитию несогласованной конкуренции на внутреннем рынке и устраняющие препятствия на пути ее надлежащего функционирования, обеспечивая эквивалентную защиту на всей территории Союза для всех, кто понес такой ущерб. Директива также закрепляет положения, координирующие обеспечение соблюдения правил конкуренции органами по вопросам конкуренции и обеспечение соблюдения этих правил в рамках исков о возмещении ущерба в национальных судах. В ст. 2 указанного документа дается определение понятию «нарушение антимонопольного законодательства», под которым понимается нарушение ст. 101 и 102 Договора о функционировании ЕС или национального законодательства в области конкуренции.

Помимо перечисленных источников конкурентного права ЕС, следует упомянуть еще три документа, два из которых были обнародованы Европейской комиссией в 2001 г. Во-первых, это Зеленая книга[5] о защите интересов потребителей в ЕС, а во-вторых, Предписание о продвижении товаров на рынке, разработанное на основе Зеленой книги о коммерческих коммуникациях на внутреннем рынке (1996 г.). Эти два документа имеют различную целенаправленность. Что касается Зеленой книги о защите интересов потребителей, то она обращена только к той части большого комплекса проблем защиты потребителей, которая непосредственно связана с коммерческой деятельностью хозяйствующих субъектов. Предписание о продвижении товаров на рынке, в свою очередь, обращено, прежде всего, на недопущение монопольного положения хозяйствующих субъектов на рынке. Положения данного документа обеспечивают единые условия для представления информации о продаваемом товаре, проведении призовых лотерей, выигрышах и др. И, наконец, в-третьих, это Зеленая книга, опубликованная Европейской комиссией в 2005 г. с заглавием «Иски о возмещении убытков, причиненных нарушением антимонопольного законодательства ЕС». Этот документ в тот же день был дополнен служебным документом Комиссии (Comission Staff Working Paper), который также был опубликован на веб-сайте Главного управления по конкуренции в качестве приложения к Зеленой книге и доступен исключительно на английском языке. Оба документа составляют единое целое[6]. В Зеленой книге внимание акцентируется на активной, обосновывающей исковые требования функции нарушений ст. 101 и 102 Договора о функционировании ЕС.

В Белой книге «На пути к более эффективному контролю слияний в Европейском союзе», принятой в июле 2014 г., Комиссия внесла некоторые конкретные предложения по совершенствованию Положения о слиянии в нескольких областях. В основном изменения касались возможного расширения слияния в ЕС с миноритарными пакетами акций, упорядочения системы рефералов и дополнительного упрощения[7].

В Белой книге «О будущем Европы и за ее пределами», принятой 5 и 6 июля 2017 г. на пленарном заседании Европейского экономического и социального комитета, подчеркивается необходимость более сплоченного управления, более глубокой интеграции и полной приверженности государств-членов в области европейской промышленной политики, основанной на добросовестной конкуренции[8].

Последним источником права, на который по своему месту в процессе исполнения норм конкурентного права, но не по значению, делают особый акцент ученые[9], является судебная практика Суда ЕС по конкретным делам, ставшая прецедентом для принятия решений по аналогичным делам. Эти судебные постановления принимаются обычно при рассмотрении жалоб на решения Комиссии ЕС, которая выполняет контрольные и координационные функции в данной отрасли права.

  • [1] Jones A., Sufrin В. EU Competition Law: Text, Cases, and Materials. Oxford: UniversityPress, 2014. P. 10.
  • [2] См. подробнее: Право Европейского Союза: Правовое регулирование торговогооборота: учеб, пособие / под ред. В. В. Безбаха, А. Я. Капустина, В. К. Пучинского.М.: Зерцало, 2000. С. 87—88; Право Европейского Союза: учеб, пособие / под ред.С. Ю. Кашкина. М.: Проспект, 2008. С. 181.
  • [3] Пирогова В. В. Европейское законодательство против недобросовестной конкуренции: от Парижской конвенции до новой Европейской директивы. // Законодательствои экономика. 2006. № 4. С. 41.
  • [4] В контексте Директивы данный термин включает в себя сферу рекламной деятельности, продвижение товаров на рынок (.sales promotion) и связи с общественностью (public relation), а также коммерческие коммуникации, осуществляемые в рамках свободных профессий (например, адвокатской деятельности).
  • [5] Зеленая книга ЕС — издаваемый Европейской комиссией дискуссионный документ на определенную тему, направленный на стимулирование научных и общественных обсуждений и запуск процесса консультаций на уровне ЕС. Обычно представляетсобой совокупность идей и призвана привлечь отдельных лиц или организации содействовать развитию существующих точек зрения. На основании Зеленой книги частопринимается Белая книга — официальное собрание предложений, предшествующее изданию полноценного закона.
  • [6] См. подробнее: Базедов Ю. Перспективы антимонопольного деликтного права //Вестник гражданского права. 2008. № 4. С. 216—234.
  • [7] URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?qid=1 508 164 217 593&uri=CELEX:52017SC0175 (дата обращения: 16.10.2017).
  • [8] URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?qid=1 508 164 217 593&uri=CELЕХ:52 017ХЕ2874(01) (дата обращения: 16.10.2017).
  • [9] Право Европейского союза: Правовое регулирование торгового оборота: учеб, пособие / под ред. В. В. Безбаха, А. Я. Капустина, В. К. Путинского. М.: Зерцало, 2000.С. 88; Мещерякова О. М. Роль суда ЕС (прецедентного права ЕС) в развитии законодательства о конкуренции Европейского союза // Российская юстиция. 2013. № 9. С. 17—19.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой