Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Реализация практико-ориентированного образования: потенциал юридических клиник

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В приказе Министерства образования и науки РФ от 04.05.2010 № 464 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 30 900 Юриспруденция (квалификация (степень) „бакалавр“)» юридическая клиника определяется как место прохождения студентами учебной и производственной практик. При этом… Читать ещё >

Реализация практико-ориентированного образования: потенциал юридических клиник (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одной из серьезных проблем юридического образования является недостаточная подготовка выпускников к самостоятельной практической деятельности. Это обусловлено прежде всего традициями академического образования, неразвитостью практико-ориентированных методов обучения. Кроме того, на сегодняшний день среди преподавателей отсутствует единство в понимании того, в чем должно заключаться обучение студентов практической деятельности, а также каким образом это должно осуществляться.

Между тем основным запросом работодателей является формирование у выпускников готовности к самостоятельному решению вопросов и задач правового характера в различных отраслях экономики и профессиональной деятельности. На это также ориентируют образовательные стандарты. Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 30 900 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 14.12.2010 № 1763, в вузе должно быть предусмотрено применение инновационных технологий обучения, развивающих навыки консультационной работы, принятия решений, межличностной коммуникации, лидерские и другие необходимые юристу личностные и профессиональные качества (чтение интерактивных лекций, проведение групповых дискуссий и проектов, анализ деловых ситуаций и имитационных моделей, проведение ролевых игр, тренингов, юридических консультаций населения в студенческих правовых консультациях (юридических клиниках), преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания образования и формировании компетенций выпускника, определяемых образовательным стандартом). Образовательная программа магистратуры должна включать лабораторные практикумы и практические занятия по дисциплинам (модулям) профессионального цикла, формирующим у обучающихся соответствующие умения и навыки.

В приказе Министерства образования и науки РФ от 04.05.2010 № 464 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 30 900 Юриспруденция (квалификация (степень) „бакалавр“)» юридическая клиника определяется как место прохождения студентами учебной и производственной практик. При этом образовательная программа бакалавриата вуза должна включать практические занятия в объеме не менее 70% от объема аудиторных занятий по ряду обязательных дисциплин, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся профессиональных умений и навыков.

Усиление практико-ориентированной составляющей в подготовке будущих юристов является важнейшей целью и условием повышения качества современного юридического образования.

Одним из возможных способов решения обозначенной проблемы является создание в образовательных организациях юридических клиник и организация на их базе обучения студентов, а также использование принципов и методов юридического клинического (практического) обучения при преподавании основных дисциплин.

Сегодня юридические клиники стали распространенным явлением и в зарубежных странах, и в России. Эффективность юридических клиник в подготовке юристов подтверждена опытом деятельности юридических клиник в ведущих отечественных юридических вузах на протяжении почти двух десятилетий.

В настоящее время в российском законодательстве юридические клиники, помимо упоминания в указанных выше образовательных стандартах, получили следующую правовую регламентацию:

— в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрена возможность создания клиник в структуре образовательной организации (и. 2 ст. 27);

в Федеральном законе от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» указывается, что юридические клиники (студенческие консультативные бюро, студенческие юридические бюро и др.) наряду с негосударственными центрами бесплатной юридической помощи являются участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи (ст. 23, ч. 4 ст. 28);

  • — в Основах государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утвержденных Президентом РФ 28.04.2011 № Пр-1168, речь идет о юридических клиниках как форме оказания учащимися бесплатной квалифицированной юридической помощи населению;
  • — в приказе Министерства образования и науки РФ от 28.11.2012 № 994 «Об утверждении Порядка создания образовательными учреждениями высшего профессионального образования юридических клиник и порядка их деятельности в рамках негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи» определяется порядок создания и деятельности юридических клиник на базе образовательных организаций.

Указанные нормативные правовые акты не предусматривают обязанность образовательной организации создавать юридические клиники, не устанавливают требований к содержанию и форме обучения на их базе. Однако к организации деятельности юридических клиник в Федеральном законе «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» предъявляются определенные требования:

  • — в оказании бесплатной юридической помощи юридическими клиниками участвуют лица, обучающиеся по юридической специальности в образовательных организациях высшего образования;
  • — эта деятельность осуществляется под контролем лиц, имеющих высшее юридическое образование, ответственных за обучение указанных лиц и деятельность юридической клиники в образовательной организации высшего образования;

юридические клиники могут оказывать бесплатную юридическую помощь только в виде правового консультирования в устной и письменной форме, составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера.

Указанные источники определяют юридическую клинику как структурное подразделение образовательной организации высшего образования либо юридическое лицо, созданное образовательной организацией высшего образования в целях:

  • — создания условий для реализации установленного Конституцией РФ права граждан на получение квалифицированной юридической помощи;
  • — развития негосударственной системы бесплатной юридической помощи;
  • — создания условий для осуществления прав и свобод граждан, защиты их законных интересов, повышения уровня социальной защищенности, а также обеспечения их доступа к правосудию;
  • — правового просвещения населения;
  • — формирования у обучающихся, но юридической специальности навыков оказания юридической помощи.

В профессиональном сообществе (на многочисленных конференциях, круглых столах, семинарах) п научной литературе высказываются различные взгляды на понятие и предназначение юридических клиник.

Так, авторы учебно-практического пособия «Юридическая клиника п современное юридическое образование в России» считают, что создание п функционирование юридической клиники — это стратегическая задача «любого юридического высшего учебного заведения, находящегося в настоящее время в рамках постоянной конкурентной „борьбы“ за абитуриентов в связи с перенасыщенностью не только рынка юридических услуг, но и рынка по предоставлению юридического образования в целом по стране»[1] и определяют юридическую клинику как структуру вуза, «в которой часть студентов проходит практику (по желанию студента и при обязательном прохождении процедуры отбора), предусматривающую работу с реальными клиентами, а также изучение дополнительных образовательных курсов по вопросам, связанным с гражданско-правовыми отношениями, по которым даются консультации»[2]. Кроме того, в данной работе отмечается, что «юридическая клиника — это апробированная методика преподавания юридических дисциплин, позволяющая решить многие проблемы высшего юридического образования, связанные со специализацией и дальнейшим трудоустройством выпускников»[3].

По мнению Е. Н. Доброхотовой, юридическую «клинику можно определить как учебу на практике, организуемую на базе учебно-научного комплекса»[4][5]. Также иод юридической клиникой она понимает деятельность, в основе которой лежат интерактивные методики, решаются задачи привития студентам практических навыков профессиональной деятельности, индивидуальной профессиональной специализации будущего юриста, формирование осознанности применения норм профессиональной деятельности[3].

С точки зрения В. В. Захарова, юридическая клиника — это «особый метод обучения студентов под руководством и контролем преподавателей», который существенно отличается от традиционной практики студентов и от студенческой юридической консультации[7].

По словам А. С. Мамина и И. С. Усова, юридическая клиника — это форма организации процесса обучения студентов, посредством их участия в предоставлении бесплатных юридических услуг социально незащищенным слоям населения[8].

Д. А. Смирнов пишет, что юридическая клиника представляет собой учебную программу, предусматривающую обучение студентов-юристов практическим навыкам и профессиональному отношению. Кроме того, она включает в себя безвозмездную работу студентов под руководством преподавателей по оказанию юридической помощи лицам, не имеющим возможности прибегнуть к другим видам юридической помощи[9].

А. Б. Гутников отмечает, что юридическая клиника — это институт гражданского общества. Она дает студентам опыт самоуправления, работы в команде, погружение в социальные проблемы, разрешение моральных дилемм, осмысление собственного профессионального и личностного опыта. Кроме того, она помогает проявляться и закаляться базовым ценностям участника гражданского общества: доверию, солидарности, сотрудничеству[10].

Приведенные выше мнения и положения нормативных источников позволяют выделить два основных подхода к пониманию термина «юридическая клиника».

Во-первых, под юридической клиникой понимается структурное подразделение образовательной организации (самостоятельное юридическое лицо, созданное образовательной организацией), выступающее в качестве учебной площадки (лаборатории), на которой реализуются практикоориентированные программы обучения навыкам профессиональной деятельности, прежде всего посредством привлечения студентов к оказанию бесплатной юридической помощи социально незащищенным категориям граждан.

Во-вторых, юридической клиникой или юридическим клиническим (практическим) обучением именуют совокупность методов практического обучения студентов под руководством и во взаимодействии с нреподавателями-практиками навыкам и умениям, необходимым для будущей самостоятельной профессиональной деятельности в качестве юриста. В аналогичном значении «клиника» используется в медицинских вузах.

Вышеприведенные положения нормативных правовых актов, а также определения, данные различными авторами, позволяют выделить основные признаки (черты), которые характеризуют юридическую клинику на современном этапе развития российского юридического образования. К таким признакам (чертам), по нашему мнению, относятся следующие:

  • 1) юридическая клиника, в большинстве случаев, является структурным подразделением образовательной организации высшего образования
  • (осуществляющей подготовку юристов), однако может быть и самостоятельным юридическим лицом, функционирование которого (все равно) связано с деятельностью этой образовательной организации;
  • 2) юридическая клиника имеет собственные цели деятельности, и прежде всего образовательные, а также социальные и иные (их можно определить как сопутствующие образовательным); поэтому она становится обязательным элементом различных образовательных программ (как для бакалавров, так и для магистрантов).

Здесь следует отметить, что основной целью организации и деятельности юридической клиники является обучение студентов, формирование у них профессиональных навыков, необходимых для осуществления в дальнейшем практической деятельности в области юриспруденции. Именно образовательная составляющая работы клиники определяет все другие цели ее деятельности, а не наоборот. «Неправильным был бы вывод о том, что в задачи юридической клиники входит бесплатное консультирование или оказание иных юридических услуг»; для качественного обучения студентов важно «не наибольшее количество консультаций, а наиболее качественная проработка юридических проблем и их осмысление»[11];

  • 3) основными субъектами в работе юридической клиники являются студенты-стажеры (консультанты) и преподаватели-кураторы (наставники), к которым предъявляются определенные повышенные требования, позволяющие им быть допущенными к практической деятельности и наставничеству соответственно; при этом работа в юридической клинике требует соответствующей подготовки как для студентов, так и для преподавателей;
  • 4) обучение в юридической клинике основывается на интерактивных методах, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся, что позволяет студентам не только получить необходимые для дальнейшей практической деятельности знания в различных отраслях права, но и умение применять их к конкретным жизненным ситуациям, а также сформировать собственные профессиональные навыки и соответствующие личностные качества и приобрести первоначальный опыт работы;
  • 5) основным методом обучения студентов в юридической клинике является их самостоятельная (но в то же время под руководством преподавателей) практическая деятельность по оказанию бесплатной юридической помощи социально незащищенным слоям населения (т.е. это работа студентов с настоящими делами различных категорий, с реальными жизненными ситуациями); данная деятельность обеспечивает формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций, определенных образовательным стандартом.

Таким образом, под юридической клиникой мы будем понимать структурное подразделение образовательной организации высшего образования, осуществляющей подготовку по направлениям подготовки «Юриспруденция» (или самостоятельное юридическое лицо, созданное данной организацией), деятельность которого направлена на обучение студентов (закрепление и углубление уже имеющихся знаний и умений, полученных при изучении основных дисциплин, а также получение студентами новых знаний, формирование новых умений и выработку навыков, необходимых им для дальнейшей профессиональной деятельности) посредством использования различных интерактивных методик, и прежде всего самостоятельной практической деятельности студентов иод руководством нреподавателей-кураторов по оказанию бесплатной юридической помощи социально незащищенным слоям населения, правовому просвещению и иных видов практической деятельности.

Содержание деятельности юридических клиник раскрывается через их цели и задачи.

Рассматривая юридическую клинику через призму образовательной деятельности, как элемент подготовки студентов к будущей практической деятельности, в качестве образовательных целей их создания и функционирования следует выделить:

  • — повышение качества подготовки студентов к профессиональной юридической деятельности и получение ими уже в процессе обучения практического опыта, но защите прав человека и общественных интересов;
  • — профессиональную ориентацию, адаптацию и специализацию студентов;

формирование у студентов профессионально значимых личностных качеств, развитие у студентов высокого правосознания, понимание социального значения юриспруденции и роли юристов в обществе; воспитание студентов в духе уважения принципа верховенства права, справедливости и человеческого достоинства.

Поскольку юридические клиники являются участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи, то помимо образовательных целей следует выделять социальные, к которым относятся в том числе цели, законодательно закрепленные в Федеральном законе «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», а именно:

— создание условий для реализации установленного Конституцией РФ права граждан на получение квалифицированной юридической помощи;

развитие негосударственной системы бесплатной юридической помощи;

  • — создание условий для осуществления прав и свобод граждан, защиты их законных интересов, повышения уровня социальной защищенности, а также обеспечение их доступа к правосудию;
  • — правовое просвещение населения.

Кроме перечисленных в законе к социальным целям следует отнести:

  • — привлечение молодого поколения будущих юристов к решению социальных проблем общества, формирование у них активной гражданской позиции;
  • — воспитание у будущих юристов профессионально значимых личностных качеств, чувства долга, сострадания, сопереживания, справедливости и ответственности.

Для достижения указанных целей юридическая клиника в своей деятельности решает следующие задачи:

  • 1) создание условий для формирования у студентов навыков профессиональной деятельности, значимых личностных качеств и приобретения практического опыта работы в качестве юриста, в том числе:
    • — организация специальных занятий (тренингов), обеспечивающих развитие у студентов навыков работы с материалами реальной практики и коммуникативных навыков;
    • — организация самостоятельной практической работы студентов по оказанию бесплатной юридической помощи гражданам в виде устных и письменных консультаций, подготовки проектов юридических документов (жалоб, исков, ходатайств и т. д.) и участию в иных видах практической деятельности;
    • — развитие у студентов навыков самостоятельного обучения и владения современными методиками поиска необходимой информации;
    • — формирование у студентов навыков принятия самостоятельных решений и отстаивания своей позицию, развитие у студентов чувства ответственности за выполняемую работу и ее результат;
  • 2) повышение познавательной активности студентов и их вовлечение в научно-исследовательскую и просветительскую работу, в том числе:
    • — организация консультаций студентов с практикующими юристами и специалистами в иных областях деятельности по наиболее актуальным практическим вопросам;
    • — организация работы студентов по сбору и обобщению практических материалов для использования в научных и выпускных квалификационных работах;
    • — привлечение студентов к разработке методических и информационносправочных материалов на основе обобщения и анализа наиболее распространенных социально-правовых проблем, с которыми сталкиваются граждане;
    • — привлечение студентов и преподавателей к разработке и реализации программ и мероприятий, но правовому просвещению населения;
  • 3) создание возможности для прохождения на базе юридической клиники различных видов практики;
  • 4) усиление практико-ориентированной составляющей в обучении студентов за счет:
    • — разработки и апробации новых форм и методик преподавания; организации практик, проведения исследований эффективности интерактивных методов обучения студентов;
    • — разработки и апробации учебно-методических материалов, необходимых для работы юридической клиники;
    • — проведения научных исследований в сфере практико-ориентированного обучения;
    • — обеспечения профессорско-преподавательскому составу образовательной организации возможности изучения материалов юридической клиники и использования их в научной и преподавательской деятельности;
    • — подготовки публикаций и методических пособий по вопросам создания и функционирования юридических клиник;

разработки и реализации программ повышения квалификации для преподавателей, направленных на освоение ими методик обучения навыкам практической деятельности;

  • 5) формирование информационной и материально-технической базы, необходимой для осуществления и развития деятельности юридической клиники;
  • 6) организация и проведение семинаров, конференций, круглых столов и иных мероприятий по отдельным вопросам права и его применения, анализа и критики правовой доктрины, выработки рекомендаций по совершенствованию российской правовой системы и российского юридического образования;
  • 7) создание эффективного механизма обмена информацией между населением и юридической клиникой, что позволит оперативно реагировать на практические потребности граждан;
  • 8) участие в государственных, муниципальных, международных и иных программах, направленных на достижение целей юридической клиники.

Руководствуясь обозначенными целями и задачами, юридическая клиника осуществляет следующие виды деятельности:

  • 1) обучение студентов практическим навыкам профессиональной деятельности, необходимым прежде всего для осуществления консультационной деятельности в рамках оказания бесплатной юридической помощи;
  • 2) оказание бесплатной юридической помощи малоимущим и социально незащищенным слоям населения, а также правозащитным и социально ориентированным некоммерческим организациям по различным отраслям права;
  • 3) обучение студентов навыкам планирования и проведения публичных выступлений, интерактивных занятий для участия в мероприятиях по правовому просвещению граждан;
  • 4) обучение студентов посредством привлечения их к правовым исследованиям, организуемым на базе юридической клиники;
  • 5) обучение преподавателей методикам формирования у студентов навыков практической деятельности;
  • 6) организационно-методическое обеспечение деятельности юридической клиники.

Еще раз подчеркнем, что каждое из указанных возможных направлений работы юридической клиники нацелено на формирование у студентов навыков практической деятельности, т. е. предполагает организацию обучения как для студентов, так и для преподавателей.

  • [1] Юридическая клиника и современное юридическое образование в России: учеб.-практ.пособие / отв. рсд. С. Л. Дегтярев. М.: Волтере Клувер, 2004. С. 4.
  • [2] Там же. С. 7.
  • [3] Там же. С. 23.
  • [4] Навыки юриста: учеб, пособие / под ред. Е. Н. Доброхотовой. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета, 2006. С. 23.
  • [5] 3 Доброхотова /;. Н. Роль юридических клиник в подготовке юристов XXI века (о формах и методах юридического образования в современной России) // Правоведение. 2000.№ 4. С. 222−223.
  • [6] Там же. С. 23.
  • [7] Профессиональные навыки юриста: Опыт практического обучения. М.: Дело, 2001.С. 43.
  • [8] Мамин А. С. у Усов И. С. Теоретико-правовой анализ развития юридического клинического образования в России // Общество и право. 2010. № 5. С. 27—30.
  • [9] Смирнов Д. А. Профессиональное образование и юридическая помощь незащищенным: опыт создания Юридической клиники при Академии ФСНП России // СПС «Консультант-Плюс».
  • [10] Гутников А. Б. Клиническое юридическое образование в современных контекстах //Основные направления развития юридического образования в Восточно-Сибирском регионе: проблемы, тенденции, перспективы (Материалы конференции). Иркутск: Изд-воБГУЭП, 2008.
  • [11] Юридическая клиника и современное юридическое образование в России: учеб.-практ.пособие / Отв. ред. С. Л. Дегтярев. М.: Волтере Клувер, 2004. С. 23, 29.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой