Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Введение. 
Современный экзистенциальный анализ: история, теория, практика, исследования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В первом параграфе второй главы рассмотрена структурная модель современного экзистенциального анализа — концепция фундаментальных экзистенциальных мотиваций. Экзистенциально-личностное измерение человеческого бытия характеризуется «открытостью миру» (М. Шелер) и способностью к диалогу, интенциональной соотнесенностью с «иным» (М. Бубер, В. Франкл). Именно диалог с миром и с самим собой является… Читать ещё >

Введение. Современный экзистенциальный анализ: история, теория, практика, исследования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В книге представлен экзистенциальный анализ — направление психологии и психотерапии, основанное в 30-х гг. XX в. Виктором Франклом, привнесшим в теорию и практику психологии философские идеи экзистенциализма и персонализма. С момента своего возникновения экзистенциальный анализ развивается благодаря диалогу с философией, академической психологией, теоретическими моделями и практическими методами различных школ психотерапии. Без обмена, без постоянного переосмысления и проблематизации собственных идей воспроизводилось бы одно и то же знание, которое бронзовело бы на глазах и не проникало в сердца нового поколения. Непрерывный диалог привел к существенному преобразованию первоначальной концепции В. Франкла — к созданию современного экзистенциального анализа, который в настоящее время является динамично развивающимся направлением психологии личности, консультирования и психотерапии.

Мы стремились воссоздать целостную картину современного экзистенциального анализа в единстве историко-культурного, философско-методологического, теоретико-психологического, операционально-методического и исследовательского ракурсов рассмотрения. Теоретические положения сопровождаются наглядным иллюстративным материалом — детальным описанием и анализом случаев из консультативной и терапевтической практики.

В первой главе раскрываются портретно-биографические, историкокультурные и философско-методологические аспекты учения Виктора Франкла, внесшего существенный вклад в психологию XX в. благодаря разработке логотерапии и экзистенциального анализа. Первый параграф главы, мы надеемся, предоставит читателю возможность личной встречи с В. Франклом как с человеком во всем многообразии и противоречивости его личностных особенностей, образующих неповторимую индивидуальность.

В следующем параграфе прослеживается становление философскопсихологической концепции В. Франкла на фоне кризиса западной культуры в XX в. Рассматривается и анализируется влияние основных изменений, происходящих в европейском менталитете в XX в., на взгляды В. Франкла, высказываются предположения о личном вкладе мыслителя в европейскую культуру. Показывается, что в учении В. Франкла о бытии человека как личности и о поиске человеком смысла содержится понимание источника кризиса культуры и мощный импульс к выходу из него.

Далее раскрываются методологические основания учения В. Франкла. При разработке «психотерапии в духовных терминах» В. Франкл стремился обосновать проблематику поиска смысла, поставив ее на прочный антропологический фундамент. Таким фундаментом стало философское учение М. Шелера. Представления немецкого философа о духовной личности легли в основу разработанной В. Франклом онтологии личности, эксплицируемой в настоящем параграфе. Стремление к смыслу, постулируемое В. Франклом в качестве основной мотивационной силы человека, явилось непосредственным развитием представлений М. Шелера о личности как свободном и ответственном духовном «деятельном центре» человеческого бытия.

В заключительном параграфе первой главы необходимость развития экзистенциального анализа и логотерапии обосновывается через призму проблемы самопознания и его роли в жизни человека. Подробно отражена аргументация В. Франкла, который, следуя своим теоретическим представлениям, отрицал необходимость самопознания. В современном экзистенциальном анализе значимость самопознания не только не подвергается сомнению, но, напротив, оно признается абсолютно необходимым для становления личности и занимает важное место в образовании специалистов — практикующих экзистенциальных аналитиков. Приводится обоснование необходимости самопознания на антропологическом, экзистенциальном и методическом уровнях; представлен краткий критический анализ современного состояния проблемы самопознания и указывается на необходимость ее дальнейшего теоретического осмысления и эмпирического исследования.

Развитие теории и практики экзистенциального анализа показало, что потенциал концепции В. Франкла оказался значительно большим, чем предполагал сам автор. В 1980—1990 гг. А. Лэнгле, ученик и коллега В. Франкла, работавший с ним на протяжении многих лет, развил и детализировал экзистенциально-аналитическую картину человека, тем самым расширив теоретический и методологический базис психотерапии. Во второй главе представлена теоретическая модель современного экзистенциального анализа, раскрыты возможности ее применения в консультативной и психотерапевтической практике.

В первом параграфе второй главы рассмотрена структурная модель современного экзистенциального анализа — концепция фундаментальных экзистенциальных мотиваций. Экзистенциально-личностное измерение человеческого бытия характеризуется «открытостью миру» (М. Шелер) и способностью к диалогу, интенциональной соотнесенностью с «иным» (М. Бубер, В. Франкл). Именно диалог с миром и с самим собой является источником мотивации, связанной с личностным измерением — мотивации, которая воплощается в свободном решении действовать. «Визави», с которым в диалоге соотносится человек как личность, принадлежит четырем реальностям бытия — онтологической, аксиологической, этической и праксиологической, образующим структуру экзистенции человека. В диалогическом обмене с этими реальностями формируются и реализуются четыре фундаментальные экзистенциальные мотивации человека: мотивация к тому, чтобы выдержать и принять фактические условия бытия-в-мире; мотивация к переживанию ценностей и восприятию собственной жизни как ценности; мотивация к автономному и аутентичному бытию; мотивация к деятельности, имеющей смысл. Блокированный диалог и нереализованность какой-либо из мотиваций приводят к неспособности человека в полной мере проживать себя как экзистенциально-личностное существо и, вследствие этого, — к психическим расстройствам и нарушениям. Работа над предпосылками реализации фундаментальных мотиваций, которые образуют базовые условия экзистенции, представляет собой структурообразующее содержание экзистенциально-аналитической психотерапии и, как показывают практика и исследования, имеет высокую терапевтическую эффективность. В этом контексте целью экзистенциального анализа как консультативной и терапевтической практики является помощь человеку в обретении внутреннего согласия с фундаментальными условиями экзистенции.

Второй параграф второй главы посвящен основам экзистенциальноаналитической теории эмоций. В логотерапии В. Франкла основной акцент ставился на поиске смысла, на актуализации способности человека самостоятельно и ответственно воплощать свои решения в поступках, при этом чувствам отводилась подчиненная роль. В современном экзистенциальном анализе, в отличие от этого, подчеркивается роль эмоций и чувств в нахождении смысла. Основа эффективной психотерапии в значительной степени состоит в возможности в терапевтической беседе «достучаться» до переживаний (эмоций и аффектов) пациента, стимулировать их выражение и прийти к их пониманию. Рассмотрены теоретические и практические аспекты оригинальной концепции ценностей, важной части современного экзистенциального анализа. Подробно описываются категория «ценность», условия, которые необходимы для восприятия ценностей, а также отношение человека к собственному бытию, лежащее в основе любого переживания ценностей.

В третьем параграфе второй главы феномен нарциссизма и нарциссическое расстройство рассматриваются через призму предпосылок осуществления третьей фундаментальной экзистенциальной мотивации, связанной с аутентичностью и самоценностью. Проблематика самоценности, основная тема нарциссизма, проявляет себя не только в личном переживании, но в гораздо большей степени во взаимодействии с другими людьми. Этой существенной характеристике нарциссизма посвящена первая часть параграфа, в которой феномен нарциссизма рассматривается с антропологической точки зрения со ссылками на социологический и культурно-исторический контексты, а также в аспекте психологии развития. Во второй части параграфа раскрывается центральное понятие экзистенциально-аналитической психологии — бытие человека как личности. Приводится описание интери интраперсональных предпосылок, необходимых для формирования «Я». На этом фоне нарциссизм понимается как нарушение, затрагивающее сферу взаимодействия структур «Я» с бытием личности. В контексте рассмотренного теоретического подхода представлено описание психопатологии и психопатогенеза нарциссических нарушений, а также стратегии терапевтического взаимодействия с пациентами.

Четвертый параграф второй главы посвящен основам применения феноменологического метода в современном экзистенциальном анализе. Как направление психотерапии, экзистенциальный анализ занимается предпосылками и возможностью актуализации личностного начала человека и, как следствие, достижения экзистенции — настоящей, «исполненной» жизни. Основополагающим методом такой психотерапии является феноменологическое понимание. В отличие от других направлений психотерапии, практикующих объективирующие каузально-генетические объяснения на основе интерпретации символов или анализа системных интеракций, стандартизированные бихевиоральные методы, ориентированные на общее, закономерное, типичное в человеке, феноменологическое понимание направлено на субъективное, на то, что делает пациента единственным и неповторимым. Если речь идет о личности, т. е. о «сущности человека», тогда то, что ее действительно трогает, и то, что является ее «собственным», может стать видимым только при условии феноменологической установки терапевта. Феноменологический подход связан со стремлением терапевта понять индивидуальные переживания и смыслы пациента, оказаться с пациентом в едином смысловом поле, увидеть мир его глазами. В параграфе рассматриваются показания, границы и практическое применение феноменологии в практике экзистенциального анализа.

В пятом параграфе второй главы подробно раскрыта тема поиска смысла как антропологическая и философская проблема, выделены и описаны различные формы смысла, которые важно различать в психотерапевтической практике, сформулированы предпосылки для нахождения смысла, представлен метод нахождения экзистенциального смысла. Приведены случаи из практики, иллюстрирующие логотерапевтический (консультативный) и экзистенциально-аналитический (психотерапетический) способы применения этого метода.

Шестой параграф второй главы посвящен экзистенциально-аналитическому рассмотрению феномена воли как выражения свободы человека. Свобода воли основана на позволении быть тому, что есть, а также на установлении отношений с собственной личностью. Описываются формы проявления воли. Фундаментальные экзистенциальные мотивации упорядочивают формирование воли и обусловливают сложную структуру волевого процесса. Представлен применяемый в ситуациях ценностной дилеммы метод самоконфронтации.

ю В седьмом параграфе второй главы современный экзистенциальный анализ рассмотрен на фоне других направлений экзистенциальной психологии и психотерапии — Dasein-анализа, концепций Р. Мэя, И. Ялома, Дж. Бьюдженталя, А. Меркурио, Э. ван Дорцен. Сопоставляются методологические основания, психологические концепции, методы и техники, содержательные и процессуальные аспекты консультативной и психотерапевтической работы, представленные в каждом из авторских подходов. Предложена историко-психологическая реконструкция этапов развития методического обеспечения экзистенциальной психотерапии: экзистенциальная терапия как философский праксис; экзистенциальная терапия как развитие диалога с внешним миром; экзистенциальная терапия как развитие диалога с самим собой.

Заключительный, восьмой параграф второй главы, посвящен прояснению общего и отличного в теоретических и методических основаниях современного экзистенциального анализа и клиенто-центрированной терапии К. Роджерса. Сравниваются теоретические основания, особенности применения феноменологического метода, а также методы практической консультативной и терапевтической работы в двух близких направлениях, относящихся к «понимающей» парадигме в психотерапии.

Третья глава раскрывает теоретические основы и практику применения процессуальной модели современного экзистенциального анализа — метода «Персонального экзистенциального анализа» (ПЭА).

В первом параграфе главы представлена структура метода, который направлен на развитие способности пациента проживать личностное начало посредством инициирования внешнего и внутреннего диалога. Личность, представляющая собой не фиксированную субстанцию, а разворачивающийся процесс, «деятельный центр» (М. Шелер), актуализируется благодаря диалогу, состоящему из трех основных шагов — получение эмоционального впечатления от воздействия «иного» (другого человека, ситуации) и его понимания, занятия позиции и воплощения ее в действии.

Метод персонального экзистенциального анализа может рассматриваться как интегральные методические рамки для психотерапии, как мета-модель процесса психотерапии, в которой интегрированы отдельные аспекты, находящиеся в фокусе внимания разных психотерапевтических школ и направлений. При конкретном применении метода ПЭА расставляются различные акценты в зависимости от вида проблемы, структуры характера и степени тяжести психических нарушений пациента.

Второй и третий параграфы третьей главы иллюстрируют применение метода ПЭА подробными примерами из психотерапевтической практики. Первый пример связан с обработкой актуальных переживаний пациента и нахождением позиции в текущей жизненной ситуации, второй — с проработкой биографических содержаний.

и В четвертой главе представлены теоретико-эмпирические исследования, проведенные на методологическом базисе современного экзистенциального анализа.

В первом параграфе четвертой главы обосновывается понимание совести как внутренней точки опоры человека при соотнесении с самим собой в процессе самодетерминации. На основании историко-культурной реконструкции взглядов на совесть показано, что могут быть выделены не только ретроспективно-укоряющая и проспективно-предостерегающая функции совести, но и функция, состоящая в участии совести в формировании стратегии конкретных поступков. Связанная с этим практическая задача состоит в том, каким образом человек может распознать в своей внутренней речи «голос совести», помогающий найти правильное решение в конкретной ситуации выбора. Теоретический анализ позволил выделить критерии, в соответствии с которыми возможно идентифицировать внутренний голос как аутентичный голос совести.

Во втором параграфе четвертой главы освещается эмпирическое исследование, позволившее описать интонации голоса совести, которые различимы среди эмоциональных диалектов внутреннего многоголосия, а также специфику взаимодействия голоса совести с сознательным Я человека. Рассмотрены методические шаги для нахождения аутентичной позиции как на этапе принятия решения, так и на этапе оценки ранее принятых решений, приводятся подробные примеры их применения в консультативной практике.

В третьем параграфе четвертой главы представлено качественное исследование явления зависимости в близких межличностных отношениях. Феноменологический анализ интервью респондентов, переживающих свои близкие межличностные отношения как зависимые, позволил разработать интегральную структурную модель явления, выделив инвариантные и вариативные составляющие зависимости в близких отношениях между мужчиной и женщиной. Конкретизация и дифференциация структуры зависимости в отношениях в соответствии с предлагаемой интегральной моделью дает возможность более точно диагностировать страдание пациента, что позволит предложить индивидуализированные методы профилактики и психологической помощи.

Последний, четвертый, параграф четвертой главы и заключительный параграф книги посвящен психометрическому инструментарию, который позволял бы дополнить качественные феноменологические исследования исследованиями количественными. Представлены этапы разработки и валидизации опросника «Теста экзистенциальных мотиваций в межличностных отношениях», методологическим базисом для которого послужила концепция фундаментальных экзистенциальных мотиваций. При разработке опросника предпринята принципиальная попытка перехода от интегральных показателей экзистенциальной исполненное™ личности к оценке переживания исполненное™ в конкретной жизненной сфере — в близких межличностных отношениях. Приводятся результаты исследований, полученных с использованием разработанной методики.

Говоря о книге в целом, хочется подчеркнуть, что ее идея возникла из опыта преподавания логотерапии и экзистенциального анализа студентам бакалавриата и магистратуры Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», а также слушателям образовательных программ подготовки психологов-консультантов и психотерапевтов экзистенциально-аналитического направления. Из диалога со студентами и коллегами возникла необходимость обобщенного взгляда на развитие идей, теорию и практику экзистенциального анализа. Такой взгляд, мы полагаем, позволил увидеть вклад современного экзистенциального анализа в академическую психологию и обнаружить его методологический потенциал как основание для построения интегральной психологии личности, психологического консультирования и психотерапии.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой