Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Экономика полиса. 
Введение в историю права. 
Древний мир

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Литургия, по общему определению Аристотеля, — это служение «государству своим имуществом» (.Аристотель. Политика. 1291. а35). Другое дело, что литургия по сути напоминала налоговые отношения, но по форме это выглядело как добровольное пожертвование граждан на государственные нужды. Афиняне знали три вида литургий: хорегию — обязанность за свой счет организовывать театральное представление… Читать ещё >

Экономика полиса. Введение в историю права. Древний мир (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Литургия (leitourgia) в хозяйстве древнегреческого полиса имела такое важное значение еще и потому, что понятие прямого налога с имущества в полисе существовало от случая к случаю (eisphora) и только для богатых людей. Фиск (от лат. fisci) появился в Риме в позднюю республиканскую эпоху и порожден был федеративным строем Италии.

Литургия, по общему определению Аристотеля, — это служение «государству своим имуществом» (.Аристотель. Политика. 1291. а35). Другое дело, что литургия по сути напоминала налоговые отношения, но по форме это выглядело как добровольное пожертвование граждан на государственные нужды. Афиняне знали три вида литургий: хорегию — обязанность за свой счет организовывать театральное представление, триерархию — обязанность за свой счет оснастить военный корабль и в течение года содержать его команду и гимнасиархию — устройство спортивных состязаний. Хорегия и гимнасиархия были постоянными литургиями, триерархия — чрезвычайной. Граждане, помимо литургий, платили с имущества еще и военный налог «эйсфора». Особенностью несения литургий в Афинах был иск antidosis, согласно которому каждый, кому досталось жребием обязанность нести литургию, мог призвать любого гражданина Афин сделать это за него, предложив поменяться имуществом. Разумеется, эта процедура не была настолько бессмысленна, ибо, мы подчеркиваем это особо, литургии распределялись жребием только среди самых богатых жителей Афин. В позднюю эпоху определенные виды литургий стали совмещаться с государственными должностями. Виды литургий разнились от полиса к полису, нам известна только афинская, поэтому мы ее и привели.

Экономическая организация полиса, таким образом, представляла собой цель государственного регулирования. Именно через систему литургий, распределения государственных доходов и государственного земельного фонда граждане добивались уравнивания в материальном положении. Во всяком случае греками этот институт был усвоен в совершенстве. Полис регулярно замораживал проценты, кассировал долги, выкупал сограждан из рабства — суть реформ Солона была в этом. При Писистрате, например, государство снабжало «вперед деньгами на сельские работы» бедных {Аристотель. Афипская полития. 10. 2). Афиняне даже сочинили поговорку: «Тирания Писистрата — это жизнь при Кроносе». Все это позволяло гражданам смотреть на полис не только как на общий дом, но и как на средство изменения условий своей жизни. Полис был средством и в тоже время целью. Он изменял жизнь и в тоже время вмещал все ее многообразие. Надо заметить, что потом более нигде в мире это своеобразное явление общественной жизни не повторялось.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой