Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методики оценки и анализа структур управления

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Очевидно, что действительное соотношение хозяйственных интересов РЦ несравненно богаче градациями, а реальная хозяйственная зависимость центров имеет более тонкие характеристики. Тем не менее данная выше схема дает представление о содержании управляющего воздействия одного центра на другой. Отличительная черта этого воздействия состоит в том, что управляющий РЦ определяет развитие управляемого… Читать ещё >

Методики оценки и анализа структур управления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Связи распорядительных центров

В формировании структуры решающую роль играет хозяйственная связь материальных ресурсов, входящих в состав взаимодействующих РЦ. В теории хозяйственных систем выделяют три варианта соотношения полей экономической ответственности двух РЦ: эти поля либо независимы, либо частично пересекаются, либо вложены друг в друга. Различным структурным отношениям полей экономической ответственности соответствуют определенные сочетания признаков хозяйственной зависимости.

Свойства зависимости ресурсов двух РЦ определяют содержание и меру хозяйственной подчиненности одного РЦ другому. Можно считать, что распорядительный центр Б подчинен распорядительному центру, А в такой мере, в какой, А изменяет состояние Б в процессе воздействия только на свои материальные компоненты[1].

Экономическое подчинение

Наличие хозяйственной зависимости двух РЦ означает их соподчиненность друг другу. Эти РЦ имеют общее поле экономической ответственности, общую область деятельности. Соподчиненность закрепляется как экономическое подчинение одного распорядительного центра другому, если хозяйственные интересы каждого из них, связанные с общей областью деятельности, имеют разную оценку приоритета.

Распорядители вырабатывают определенную оценку эффекта каждого ресурса РЦ. Упорядочивание этих оценок по приоритету формирует список хозяйственных интересов. В списках разных РЦ уровень приоритета интересов, заданных связанными ресурсами и включенных в общее поле экономической ответственности, может быть разным. Для иллюстрации выделим три уровня приоритета: высокий (В), средний © и низкий (Н). Тогда для двух распорядительных центров (А и Б), обособленных административно в некоторой организационной структуре, возможны шесть вариантов соотношения приоритетов хозяйственных интересов, связанных с ресурсами, находящимися в зоне их совместного распорядительства (рис. 10.1).

ЮЛ. Варианты соотношения приоритетов хозяйственных интересов.

Рис. ЮЛ. Варианты соотношения приоритетов хозяйственных интересов.

  • 1. В-В. Хозяйственный интерес, связанный с общими ресурсами, имеет высокий приоритет в обоих РЦ (в этом случае общее поле ответственности опирается на зависимость наиболее значимых компонентов). Взаимное подчинение РЦ настолько тесно, что для них практически исключается возможность самостоятельных действий. Это одно звено хозяйствования, и административное разделение на самостоятельные звенья здесь нерационально.
  • 2. С-С. В обоих РЦ на совместно используемых ресурсах уровень приоритета средний. Их обособление получает объективное основание: взаимное подчинение значительно слабее.
  • 3. Н-Н. В обоих распорядительных центрах уровень приоритета низкий. Даже в условиях очень сильной хозяйственной зависимости по общим ресурсам рассматриваемые РЦ выступают как два самостоятельных звена.

Во всех трех случаях отношение подчиненности одного центра другому не возникает. Их возможности определять состояние друг друга и обстановку принятия решений уравновешены. Экономическое подчинение возникает тогда, когда по отношению к ресурсам, связанным в общем поле ответственности, РЦ имеют разные оценки приоритета.

  • 4. С-В. Распорядительный центр, А имеет средний приоритет хозяйственного интереса в общем поле ответственности, а Б — высокий. В этом случае отношение взаимного соподчинения нарушается в пользу А. Распорядительный центр А, разрешая свои проблемные ситуации, затрагивающие его интересы с высоким или средним приоритетом, непосредственно воздействует на область самых значимых интересов Б. Тем самым, А оказывает управляющее воздействие на Б.
  • 5. Н-В. Если у центра, А по отношению к общим ресурсам низкая оценка приоритета, а у центра Б — высокая, то при любых административных отношениях, А экономически подчиняет себе Б, потому что высокий приоритет, А лежит вне сферы их общих ресурсов. Формируя только свою хозяйственную политику, А может пренебречь эффективностью общих ресурсов и заставить Б поступать определенным образом. В этом соотношении возможности управляющих воздействий, А по отношению к Б достигают предельного уровня. Эти воздействия осуществляются исключительно в процессе разрешения проблемных ситуаций в самом А.
  • 6. Н-С. При таком соотношении приоритетов возможность подчинения центра Б центру, А остается, но она не столь велика. Область самых значительных хозяйственных интересов Б в этом случае не попадает в сферу подчинения А.

Очевидно, что действительное соотношение хозяйственных интересов РЦ несравненно богаче градациями, а реальная хозяйственная зависимость центров имеет более тонкие характеристики. Тем не менее данная выше схема дает представление о содержании управляющего воздействия одного центра на другой. Отличительная черта этого воздействия состоит в том, что управляющий РЦ определяет развитие управляемого путем разрешения только своих проблемных ситуаций. Действуя исключительно внутри своей собственной структуры, он меняет внутреннее состояние управляемого.

Экономическое подчинение — базовое свойство хозяйственных связей в структуре. Оно независимо от установленных административных связей. Порожденное объективной основой функционирования отдельных распорядительных центров, экономическое подчинение определяет действенность или бессилие административных схем управления в зависимости от степени их соответствия хозяйственным связям РЦ. На экономическом подчинении основаны управляющие воздействия одного распорядительного центра на другой. Установление характера экономической зависимости между РЦ хозяйственной системы позволяет выявить наиболее работоспособную структуру управления.

  • [1] Экономическая кибернетика: учеб, пособие. Ч. 1. Основы теории хозяйственныхсистем / под ред. И. М. Сыроежина. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой