И тело, и душа
В частности, психолог и социолог XX в. Эрих Фромм в своей книге «Человек для себя» писал: «Человек самое беспомощное из всех животных, но сама эта биологическая слабость служит основой его силы, первой причиной развития его специфических человеческих свойств». Каким же образом природная слабость людей позволила им не только выжить, но и превратиться в самое могущественное существо па планете… Читать ещё >
И тело, и душа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Наряду с чисто биологическим взглядом на человека в культурном сознании постепенно нарастало понимание невозможности сведения «духа» к «материи». Сложное взаимодействие телесной и психической жизни, неразрывная связь желаний и действий, представлений и переживаний — все это заставляло искать более точные способы описания «многомерности» человеческой природы. Естествоиспытатели все больше стали осознавать качественное отличие законов, определяющих жизнь людей, от тех, которые регулируют поведение других живых существ.
В частности, психолог и социолог XX в. Эрих Фромм в своей книге «Человек для себя» писал: «Человек самое беспомощное из всех животных, но сама эта биологическая слабость служит основой его силы, первой причиной развития его специфических человеческих свойств». Каким же образом природная слабость людей позволила им не только выжить, но и превратиться в самое могущественное существо па планете? Ответ па подобный вопрос предполагает решение давней проблемы — объяснения соотношения души и тела, физической и психической сторон человеческого бытия.
Проблема происхождения человека и сознания
Одно из наиболее древних представлений о происхождении человека выражено в древних мифах. Все они описывали сотворение человека некими высшими силами по определенному плану и для некоторой цели, на достижение которой и должны были быть направлены усилия людей. Впоследствии идея создания людей «по образу и подобию Божию» стала основанием многих религий. Религиозные учения, говоря о происхождении человека, рассматривают это событие как чудо, связывая его с действием могущественного и мудрого сверхъестественного существа — Бога. Они объясняют природу людей как соединение божественной и земной («тварной») сущностей. Из этого следует, что Бог дал каждому возможность выбирать между чисто телесными потребностями и стремлением к постижению высших духовных истин.
Такая точка зрения изложена в Библии и Коране, определяя отношение верующих к пониманию места человека в мире. Для многих верующих надежда на то, что их существование является предметом заботы высших сил, служит нравственной опорой, помогающей терпеливо переносить тяготы и лишения, с которыми они сталкиваются в своей повседневной жизни.
Принципиально иную позицию занимает в данном вопросе наука. Ученые исходят из того, что человек представляет особый вид, выделившийся из животного мира в процессе длительной эволюции. Процесс формирования человека занял примерно от 3 до 4 млн лет. Предки человека принадлежали к разновидности человекообразных обезьян (высших приматов), развитие которых происходило па протяжении длительного времени. Современная антропология обычно выделяет три стадии этого процесса.
На первой происходило оформление непосредственных предков людей — человекообразных обезьян, так называемых протоантропов. К ним относят в первую очередь австралопитеков.
На второй стадии, отдаленной от нас примерно на миллион лет, происходило становление первых форм собственно социальной регуляции поведения палеоантропов, подавлявшей и постепенно вытеснявшей чисто животные формы поведения.
Третья стадия — это время появления кроманьонцев — прямых предков современного человека. Они появились около 50 тыс. лет назад.
Уже к 4 тыс. до н.э. численность людей на планете достигла 100 млн. Данный факт представляется поразительным, особенно если вспомнить о биологической слабости человека по сравнению с другими обитателями планеты. Чем же можно объяснить такую «пластичность» человека? Ответ на этот вопрос не может быть получен на основе исключительно биологических законов. В соответствии с современным научным взглядом, природные характеристики являются предпосылками качественно нового этапа развития живых существ, той основой, на которой возникли факторы, способствовавшие превращению коллектива пралюдей в человеческое общество.