Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Предупреждение дорожно-транспортных происшествий и иных неосторожных деяний

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, очевидно, что предупреждение неосторожных деяний связано с решением экономических, социальных, управленческих, правовых, технических и воспитательных проблем. Профилактическая работа не должна сводиться только к разбору аварий и катастроф в целях установления виновности их участников. Необходимо принимать превентивные меры, разработанные на основе профессионального… Читать ещё >

Предупреждение дорожно-транспортных происшествий и иных неосторожных деяний (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Если наш подход к изучению причин неосторожных преступлений более или менее адекватен, то их предупреждение связано не только с воздействием на конкретную личность и обстоятельства ее деятельности, но и со всей совокупностью социальных, экономических, организационных, правовых, технических и воспитательных проблем. Вновь обратимся к рис. 26.2. Неужели огромное число погибших в России, по сравнению с другими более насыщенными машинами странами, связано лишь со свойственной нам небрежностью? Скорее это связано с безразличием властей к жизни человека и его здоровью. Работа с техникой везде несет в себе опасность. Однако во многих государствах, где власти заняты «сбережением народа» (термин А. И. Солженицына), работают над тем, чтобы обезопасить человека при взаимодействии с ней. Многое также зависит от организации дела, от контроля и даже от системы наказаний. В нашей стране о жизни и здоровье человека до последнего времени особенно не задумывались.

Приведу два собственных бытовых наблюдения о методах предупреждения автотранспортных преступлений в некоторых странах. Эти случаи описаны и в воспоминаниях[1].

Первый случай произошел в США. Мы выехали из Нью-Йорка по расписанию, ровно в полночь, и должны были прибыть в Питсбург в 8 утра по местному времени на конференцию. Комфортабельный автобус ехал с высокой скоростью, дорога проходила через Аппалачи, водитель мастерски справлялся со своей работой. По дороге он делал короткие остановки, хотя была ночь. Начался дождь со снегом, и автобус остановился на стоянке на более длительный срок. Мы решили выяснить, в чем дело. Водитель сказал, что у него вышел из строя стеклоочиститель и он не может дальше ехать в такую погоду, поскольку это небезопасно. Когда мы поняли, что водитель не собирается заниматься ремонтом, то предложили свои услуги. Он сказал, что каждый должен заниматься своим делом. Ремонт автобуса не дело водителя, и потому он вызвал по телефону мастера. Мастер приедет, устранит неисправность, и мы поедем, заключил он. Мы ждали мастера четыре часа, он приехал и работал всего минут пять. На конференцию мы опоздали, но жизни участников конференции были в безопасности. Нашим соотечественникам это, скорее всего, трудно понять. В России бы за это время водитель перебрал не только стеклоочиститель, но и весь двигатель и поехал бы дальше. Но вот чем бы это закончилось…

Второй случай произошел в Финляндии, в Хельсиники. Вечером мы, группа экспертов, под предводительством директора HEUNI Матти Йотсена направлялись в гостиницу. На тротуаре я увидел сильно пьяного парня, который кричал и пинал металлическую тумбу. Затем он попытался перейти улицу. Улица была узкая — в каждую сторону по одной полосе движения. Парень стоял посередине, на островке безопасности, кричал, шатался, но дорогу не переходил, несмотря на то что пройти надо было всего шагов пять-шесть. Был вечер, машин не было, полицейского тоже нигде не было видно, но горел красный светофор. Я выказал свое удивление, а Йотсен сказал, что огромные штрафы, взимаемые на протяжении многих лет, сильно повлияли на правосознание граждан. Я возразил, что он же нарушает тишину, но мне ответили, что это не наказуемо. Л кого остановят наши бездействующие законы в условиях темноты, да еще и в отсутствие милиции?

Смешное, с нашей точки зрения, поведение американского водителя или пьяного финна чрезвычайно позитивно и антикриминогенно. Власти этих стран, вводя соответствующие регламенты или строгие наказания за нарушение правил, заботились о здоровье и жизни людей, о сбережении своего народа. Таких результатов нельзя достичь призывами и выборочными наказаниями за год или за два. Нужна продуманная система, не щадящая никого.

Вот еще пример. Бывший епископ, а ныне президент Парагвая Фернандо Луго в мае 2009 г. был оштрафован дорожной полицией на 104 долл, за запрещенный маневр и просроченные водительские права. Эдуардо Петта, начальник дорожной полиции, рассказал, что был совершен обгон в неположенном месте. Автомашина по номеру была перехвачена. Выяснилось, что за рулем сидел президент страны и у него были просрочены права. Президенту на месте был выписан штраф. Он спокойно отреагировал на это наказание и полностью признал свою вину, затем пересел на заднее сиденье, а управление автомашиной было поручено одному из сопровождающих[2]. Возможно ли такое у нас? Скорее всего, нет, поскольку если бы сотрудник ГАИ попытался остановить президентский кортеж за нарушение правил, он бы просто был застрелен охраной как возможный террорист. Подобное уже случалось в нашей стране, правда в советское время.

Таким образом, очевидно, что предупреждение неосторожных деяний связано с решением экономических, социальных, управленческих, правовых, технических и воспитательных проблем. Профилактическая работа не должна сводиться только к разбору аварий и катастроф в целях установления виновности их участников. Необходимо принимать превентивные меры, разработанные на основе профессионального криминологического изучения причин этих ситуаций. Например, нередко вертолетные катастрофы связаны со столкновениями со склонами или деревьями и линиями электропередачи и т. д. Достаточно поставить устройство для оповещения об опасном приближении к препятствию, чтобы сохранить и технику, и людей. Сейчас есть масса технических разработок для спасения людей: есть ремни и подушки безопасности, сигнализация о приближении к транспорту или другому препятствию, механизм выключения двигателя при наличии в кабине паров алкоголя, индикатор повреждения тормозной системы и др. Все это было изобретено на Западе. Хотя в России достаточно технических и организационных возможностей для внедрения подобных приборов и систем. Но у нас с безразличием относятся к жизни людей. В нашей же стране до сих пор не могут оптимально — для водителей и страховщиков — решить проблему страхования автомобилей.

Тем не менее меры по предупреждению ДТП и других неосторожных деяний довольно детально разрабатываются специалистами. И очень важно, чтобы они нашли широкое применение на практике.

Московский автомобильно-дорожный институт выпустил фундаментальный справочник по предупреждению дорожно-транспортных происшествий. Не имея возможности воспроизвести его в полном объеме, приведем некоторые криминологически значимые рекомендации. Начинаются эти рекомендации с установления необходимости профессионального подхода к решению проблемы безопасности дорожного движения. Далее рассматриваются некоторые проблемы исследования безопасности дорожного движения, принципы повышения его безопасности. В справочнике разрабатываются вопросы планирования и выбора приоритетных мероприятий по повышению безопасности дорожного движения. В разделе об основных направлениях деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения рассматриваются организационные мероприятия, профессиональная информация об аварийности, цели обеспечения безопасности дорожного движения и программы действий, комплексные программы повышения безопасности дорожного движения в регионах, регулирование интенсивности движения, планы застройки территорий, проектирование и строительство дорог, законодательное регулирование системы дорожного движения, индивидуальной транспортной деятельности, доступ к медицинскому обслуживанию и др.

В разделе о предотвращении дорожно-транспортных происшествий устанавливаются дорожные условия безопасности движения: устройство пешеходных и велосипедных дорожек, строительство автомобильных магистралей, объездных дорог, улучшение условий движения на главных и второстепенных дорогах городов и малых населенных пунктов, строительство канализированных пересечений на одном уровне, устройство кольцевых пересечений на одном уровне, совершенствование геометрических параметров пересечений, разделение Х-образного пересечения на два Т-образных пересечения, пересечения в разных уровнях, реконструкция участков автомобильных дорог с высокой аварийностью, совершенствование поперечного профиля дороги, улучшение состояния обочин и откосов земляного полотна автомобильных дорог, устранение боковых препятствий, улучшение трассы и условий видимости, повышение транспортно-эксплуатационных качеств дорог, дорожные ограждения, мероприятия по предупреждению ДТП, связанных с дикими животными, освещение автомобильных дорог, обеспечение безопасности движения в тоннелях, места отдыха и предприятия придорожного сервиса.

В главе о совершенствовании содержания автомобильных дорог и безопасности движения указываются такие меры, как: повышение ровности дорожного покрытия, повышение его сцепных качеств, осветление дорожных покрытий, защита горных дорог от снежных лавин, снегозаносов и камнепадов как возможных причин ДТП, совершенствование зимнего содержания дорог и тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, контроль правильности расстановки дорожных знаков и указателей, обеспечение безопасности движения в зоне производства дорожных работ.

В главе о регулировании дорожного движения намечены направления оздоровления дорожного движения, обозначены меры по обустройству магистральных улиц и дорог населенных пунктов, устройству пешеходных улиц и дорог, организации преимущественного проезда на участках дороги, регулированию обязанности уступать дорогу на перекрестках, обязательной остановки перед выездом на перекресток, применению светофорного регулирования на перекрестках, на пешеходных переходах, расположенных вне перекрестков, ограничению скорости движения, принудительному регулированию скоростей движения, разметке проезжей части дорог и улиц, регулированию остановки и стоянки автомобилей, организации одностороннего движения, устройству реверсивных полос движения, обеспечению безопасности движения на железнодорожных переездах.

В главе о техническом оснащении транспортных средств и индивидуальных средствах повышения безопасности раскрываются следующие вопросы: требования к глубине рисунка протектора шин, использование шин с шипами, тормоза с антиблокировочными устройствами и дисковые тормоза, дополнительные стоп-сигналы, использование фар ближнего света в дневное время, световозвращающие материалы и защитное покрытие (одежда и ее элементы), велосипедные шлемы, шлемы для водителей мопедов и мотоциклистов, автомобильные ремни безопасности, обеспечение безопасности детей в автомобиле, надувные подушки безопасности в легковых автомобилях, автоматизированная система контроля дистанции между автомобилями, контроль массы автомобиля, контроль мощности двигателя и максимальной скорости движения автомобилей, требования к прицепам транспортных средств, противопожарные меры в автомобилях, обеспечение перевозок опасных грузов, основные мероприятия по улучшению технического состояния автомобилей, обязательный периодический технический осмотр транспортных средств, контроль технического состояния автомобилей на дорогах.

В главе о требованиях, предъявляемых к водителям, рассмотрены возрастные ограничения для получения водительского удостоверения, требования к состоянию здоровья, уровню подготовки водителей, требования к безопасности движения специальных транспортных средств, школьных автобусов, вопросы обучения детей дошкольного возраста (до 6 лет), школьников (возраст 6−18 лет), применения табло с информацией.

Особое внимание уделяется контролю и наказаниям, направленным на повышение безопасности дорожного движения: контролю скорости движения на стационарных постах, регулированию законом управления автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, контролю за содержанием алкоголя в крови, штрафным санкциям и мерам против рецидива, контролю применения индивидуальных средств безопасности, автоматическому контролю скорости, автоматическому контролю движения на красный свет, штрафам и другим видам наказания за нарушения правил дорожного движения[3].

Этот перечень профессиональных рекомендаций показывает, как широк комплекс мер, позволяющих предупредить ДТП. Большинство этих рекомендаций общеизвестны, но, к сожалению, они часто не выполняются.

Разрабатываются и перечни мер по предупреждению нарушений при выполнении различных видов работ. Они изложены в производственных инструкциях, положениях и уставах. Их изучают и даже сдают соответствующие экзамены, но в реальной жизни они далеко не всегда соблюдаются. Большую роль здесь играют жесткий контроль и эффективность административного и уголовного (при наступлении общественно опасных последствий) наказания. В настоящее время в России идет процесс оптимизации и ужесточения административных и уголовных наказаний за нарушения профессиональных правил, повлекших гибель людей и другие тяжкие последствия.

  • [1] Лунеев В. В. Зачем живу? Жизненные и криминологические тернии. М., 2006. С. 153, 399−400.
  • [2] news.rambler.ru/Russia/world/2 728 432.
  • [3] madi.ru/spravochnik/indexogl.html.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой