ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅, ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ быстро...
Π Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π΅ΠΌ вмСстС Π΄ΠΎ ΠΏΠΎΠ±Π΅Π΄Ρ‹

Π˜ΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠ΅ становлСниС возрастной психологии

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

ΠœΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ экспСримСнта, Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π½Π½Ρ‹ΠΉ Π’ΠΈΠ»ΡŒΠ³Π΅Π»ΡŒΠΌΠΎΠΌ Π’ΡƒΠ½Π΄Ρ‚ΠΎΠΌ для изучСния ΠΎΡ‰ΡƒΡ‰Π΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡΡ‚Π΅ΠΉΡˆΠΈΡ… чувств, оказался Ρ‡Ρ€Π΅Π·Π²Ρ‹Ρ‡Π°ΠΉΠ½ΠΎ Π²Π°ΠΆΠ½Ρ‹ΠΌ для дСтской психологии. ВскорС Π±Ρ‹Π»Π° ΠΎΡ‚ΠΊΡ€Ρ‹Ρ‚Π° Π΄ΠΎΡΡ‚ΡƒΠΏΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ для ΡΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ исслСдования ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ…, Π³ΠΎΡ€Π°Π·Π΄ΠΎ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ слоТных областСй психичСского, Ρ‚Π°ΠΊΠΈΡ… ΠΊΠ°ΠΊ ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅, воля, Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒ. ИдСи исслСдования «ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ Π½Π°Ρ€ΠΎΠ΄ΠΎΠ²» с ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π° ΠΏΡ€ΠΎΠ΄ΡƒΠΊΡ‚ΠΎΠ² творчСской Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

Π˜ΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠ΅ становлСниС возрастной психологии (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

Π‘Ρ‚Π°Π½ΠΎΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ возрастной психологии ΠΊΠ°ΠΊ ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ отрасли психологичСской Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ

Π’ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π΅ освоСния Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠΉ Ρ‚Π΅ΠΌΡ‹ студСнт Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½:

Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ

- основныС историчСскиС этапы возникновСния ΠΈ ΡΡ‚ановлСния возрастной (дСтской) психологии ΠΊΠ°ΠΊ ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ отрасли психологичСской Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ Π·Π° Ρ€ΡƒΠ±Π΅ΠΆΠΎΠΌ ΠΈ Π² ΠΎΡ‚СчСствСнной психологии;

ΡƒΠΌΠ΅Ρ‚ΡŒ

— ΠΎΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π»ΡΡ‚ΡŒ сравнСниС Π² ΠΏΠΎΡΡ‚Π°Π½ΠΎΠ²ΠΊΠ΅ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ возрастной психологии Π² ΠΏΡ€ΠΎΡˆΠ»ΠΎΠΌ ΠΈ Π½Π° ΡΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠΌ этапС;

Π²Π»Π°Π΄Π΅Ρ‚ΡŒ

- Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠ°ΠΌΠΈ понимания тСкстов Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ² ΠΏΡ€ΠΎΡˆΠ»Ρ‹Ρ… историчСских эпох.

Π’ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ½ΠΎΠ²Π΅Π½ΠΈΠ΅ возрастной (дСтской) психологии ΠΊΠ°ΠΊ ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ отрасли психологичСской Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ

Π’ ΠΏΡΠΈΡ…ологичСских учСниях ΠΏΡ€ΠΎΡˆΠ»Ρ‹Ρ… эпох (Π² ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ античности, Π² Π‘Ρ€Π΅Π΄Π½ΠΈΠ΅ Π²Π΅ΠΊΠ°, Π² ΡΠΏΠΎΡ…Ρƒ ВозроТдСния) ΡƒΠΆΠ΅ Π±Ρ‹Π»ΠΈ поставлСны ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΠ΅ ваТнСйшиС вопросы психичСского развития Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ[1].

Π’ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Ρ… дрСвнСгрСчСских ΡƒΡ‡Π΅Π½Ρ‹Ρ… Π“Π΅Ρ€Π°ΠΊΠ»ΠΈΡ‚Π°, Π”Π΅ΠΌΠΎΠΊΡ€ΠΈΡ‚Π°, Π‘ΠΎΠΊΡ€Π°Ρ‚Π°, ΠŸΠ»Π°Ρ‚ΠΎΠ½Π°, АристотСля Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°Π»ΠΈΡΡŒ условия ΠΈ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ становлСния повСдСния ΠΈ Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ, развития ΠΈΡ… ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ, творчСства ΠΈ ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚Π΅ΠΉ, сформулирована идСя Π³Π°Ρ€ΠΌΠΎΠ½ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ психичСского развития Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°.

Π’ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ Π‘Ρ€Π΅Π΄Π½Π΅Π²Π΅ΠΊΠΎΠ²ΡŒΡ, с III ΠΏΠΎ XIV Π²., большСС Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ ΡƒΠ΄Π΅Π»ΡΠ»ΠΎΡΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΠΉ личности, Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΡŽ Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΡƒΠ΅ΠΌΡ‹Ρ… качСств личности, исслСдованию ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… процСссов ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ² воздСйствия Π½Π° ΠΏΡΠΈΡ…ΠΈΠΊΡƒ.

Π’ ΡΠΏΠΎΡ…Ρƒ ВозроТдСния (Π­. РоттСрдамский, Π . Бэкон, Π―. А. КомСнский) Π½Π° ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹ΠΉ ΠΏΠ»Π°Π½ Π²Ρ‹ΡˆΠ»ΠΈ вопросы ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ обучСния, прСподавания Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ гуманистичСских ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠΎΠ², с ΡƒΡ‡Π΅Ρ‚ΠΎΠΌ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… особСнностСй Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΈ ΠΈΡ… ΠΈΠ½Ρ‚СрСсов.

Π’ ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡΡ… философов ΠΈ ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΎΠ² Нового Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΈ Π . Π”Π΅ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚Π°, Π‘. Π‘ΠΏΠΈΠ½ΠΎΠ·Ρ‹, Π”ΠΆ. Π›ΠΎΠΊΠΊΠ°, Π”. Π“Π°Ρ€Ρ‚Π»ΠΈ, Π–.-Π–. Руссо ΠΎΠ±ΡΡƒΠΆΠ΄Π°Π»Π°ΡΡŒ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ° взаимодСйствия Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ² наслСдствСнности ΠΈ ΡΡ€Π΅Π΄Ρ‹ ΠΈ ΠΈΡ… Π²Π»ΠΈΡΠ½ΠΈΡ Π½Π° ΠΏΡΠΈΡ…ичСскоС Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅. ΠΠ°ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΈΠ»ΠΈΡΡŒ Π΄Π²Π΅ ΠΊΡ€Π°ΠΉΠ½ΠΈΠ΅ ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΈ Π² ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠΈ Π΄Π΅Ρ‚Π΅Ρ€ΠΌΠΈΠ½Π°Ρ†ΠΈΠΈ развития Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΎΠ±Π½Π°Ρ€ΡƒΠΆΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ (Π² Ρ‚ΠΎΠΉ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½ΠΎΠΉ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ΅) ΠΈ Π² Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Ρ… соврСмСнных психологов[2]:

  • — Π½Π°Ρ‚ΠΈΠ²ΠΈΠ·ΠΌ (ΠΎΠ±ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²Π»Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄ΠΎΠΉ, Π½Π°ΡΠ»Π΅Π΄ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ, Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½ΠΈΠΌΠΈ силами), прСдставлСнный идСями Руссо;
  • — ΡΠΌΠΏΠΈΡ€ΠΈΠ·ΠΌ (Ρ€Π΅ΡˆΠ°ΡŽΡ‰Π΅Π΅ влияниС обучСния, ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π°, Π²Π½Π΅ΡˆΠ½ΠΈΡ… Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ²), Π±Π΅Ρ€ΡƒΡ‰ΠΈΠΉ Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΠΎ Π² Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Ρ… Π›ΠΎΠΊΠΊΠ°.

ΠŸΠΎΡΡ‚Π΅ΠΏΠ΅Π½Π½ΠΎ знания ΠΎΠ± ΡΡ‚Π°ΠΏΠ°Ρ… становлСния психики Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°, ΠΎ Π²ΠΎΠ·Ρ€Π°ΡΡ‚Π½Ρ‹Ρ… характСристиках Ρ€Π°ΡΡˆΠΈΡ€ΡΠ»ΠΈΡΡŒ, Π½ΠΎ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ ΠΏΠΎ-ΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ½Π΅ΠΌΡƒ рассматривался ΠΊΠ°ΠΊ довольно пассивноС сущСство, ΠΏΠΎΠ΄Π°Ρ‚Π»ΠΈΠ²Ρ‹ΠΉ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π», ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ ΠΏΠΎΠ΄ ΡƒΠΌΠ΅Π»Ρ‹ΠΌ руководством взрослого ΠΌΠΎΠ³ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ трансформирован Π² Π»ΡŽΠ±ΠΎΠΌ ΠΆΠ΅Π»Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠΈ.

Π’ΠΎ Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠ²ΠΈΠ½Π΅ XIX Π². слоТились ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Π΅ прСдпосылки для выдСлСния дСтской психологии ΠΊΠ°ΠΊ ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ отрасли психологичСской Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ. Π‘Ρ€Π΅Π΄ΠΈ Π²Π°ΠΆΠ½Π΅ΠΉΡˆΠΈΡ… Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ² — потрСбности общСства Π² Π½ΠΎΠ²ΠΎΠΉ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ систСмы образования; прогрСсс ΠΈΠ΄Π΅ΠΈ развития Π² ΡΠ²ΠΎΠ»ΡŽΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠΉ Π±ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ; Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠ° ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Ρ… ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ² исслСдования Π² ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ.

ВрСбования пСдагогичСской ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΈ Π±Ρ‹Π»ΠΈ осознаны Π² ΡΠ²ΡΠ·ΠΈ с Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ΠΌ всСобщСго обучСния, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ΅ стало ΠΏΠΎΡ‚Ρ€Π΅Π±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ общСствСнного развития Π² Π½ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… условиях ΠΏΡ€ΠΎΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ производства. ПСдагогам-ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ°ΠΌ понадобились обоснованныС Ρ€Π΅ΠΊΠΎΠΌΠ΅Π½Π΄Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ содСрТания ΠΈ Ρ‚Π΅ΠΌΠ½Π° обучСния Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΈΡ… Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ, появилась ΠΏΠΎΡ‚Ρ€Π΅Π±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π² ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠ°Ρ… Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ обучСния. Π‘Ρ‹Π»ΠΈ поставлСны вопросы ΠΎΠ± ΡΡ‚Π°ΠΏΠ°Ρ… психичСского развития, Π΅Π³ΠΎ Π΄Π²ΠΈΠΆΡƒΡ‰ΠΈΡ… силах ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠ°Ρ…, Ρ‚. Π΅. ΠΎ Ρ‚Π΅Ρ… закономСрностях, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π½ΡƒΠΆΠ½ΠΎ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΏΡ€ΠΈ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ пСдагогичСского процСсса.

Π’Π½Π΅Π΄Ρ€Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΠ΄Π΅ΠΈ развития. Π­Π²ΠΎΠ»ΡŽΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½Π°Ρ биологичСская тСория Π”Π°Ρ€Π²ΠΈΠ½Π° привнСсла Π² ΠΎΠ±Π»Π°ΡΡ‚ΡŒ психологии Π½ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ постулаты — ΠΎΠ± Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΊΠ°ΠΊ Π³Π»Π°Π²Π½ΠΎΠΉ Π΄Π΅Ρ‚Π΅Ρ€ΠΌΠΈΠ½Π°Π½Ρ‚Π΅ психичСского развития, ΠΎ Π³Π΅Π½Π΅Π·ΠΈΡΠ΅ психики, ΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΡ…ΠΎΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠΈ Сю Π² ΡΠ²ΠΎΠ΅ΠΌ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ…, Π·Π°ΠΊΠΎΠ½ΠΎΠΌΠ΅Ρ€Π½Ρ‹Ρ… этапов.

Π€ΠΈΠ·ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ ΠΈ ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ И. М. Π‘Π΅Ρ‡Π΅Π½ΠΎΠ² Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°Π» идСю ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ…ΠΎΠ΄Π° Π²Π½Π΅ΡˆΠ½ΠΈΡ… дСйствий Π²ΠΎ Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½ΠΈΠΉ ΠΏΠ»Π°Π½, Π³Π΄Π΅ ΠΎΠ½ΠΈ Π² ΠΏΡ€Π΅ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΠΌ Π²ΠΈΠ΄Π΅ становятся психичСскими качСствами ΠΈ ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ями Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°, — идСю ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠΎΡ€ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ психичСских процСссов. Π‘Π΅Ρ‡Π΅Π½ΠΎΠ² писал, Ρ‡Ρ‚ΠΎ для ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΠΉ психологии Π²Π°ΠΆΠ½Ρ‹ΠΌ, Π΄Π°ΠΆΠ΅ СдинствСнным, ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠΌ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ исслСдования являСтся ΠΈΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ гСнСтичСского наблюдСния. Появились Π½ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Π΅ ΠΈ ΡΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ исслСдования Π² ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ. ΠœΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ интроспСкции (самонаблюдСния) Π±Ρ‹Π» Π½Π΅ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΌ для исслСдования психики ΠΌΠ°Π»Π΅Π½ΡŒΠΊΠΈΡ… Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ.

НСмСцкий ΡƒΡ‡Π΅Π½Ρ‹ΠΉ, дарвинист Π’ΠΈΠ»ΡŒΠ³Π΅Π»ΡŒΠΌ ΠŸΡ€Π΅ΠΉΠ΅Ρ€ Π² ΠΊΠ½ΠΈΠ³Π΅ «Π”ΡƒΡˆΠ° Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°» (1882) прСдставил Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Ρ‹ своих Π΅ΠΆΠ΅Π΄Π½Π΅Π²Π½Ρ‹Ρ… систСматичСских наблюдСний Π·Π° Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ΠΌ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΎΡ‚ Ρ€ΠΎΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΡ Π΄ΠΎ Ρ‚Ρ€Π΅Ρ… Π»Π΅Ρ‚[3]; ΠΎΠ½ ΠΏΡ‹Ρ‚ался Ρ‚Ρ‰Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΈ ΠΎΠΏΠΈΡΠ°Ρ‚ΡŒ ΠΌΠΎΠΌΠ΅Π½Ρ‚Ρ‹ возникновСния ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… способностСй, ΠΌΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΊΠΈ, Π²ΠΎΠ»ΠΈ, эмоций ΠΈ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ.

ΠŸΡ€Π΅ΠΉΠ΅Ρ€ Π½Π°ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΈΠ» ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ этапов развития Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… сторон психики, сдСлал Π²Ρ‹Π²ΠΎΠ΄ ΠΎ Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΠΈ наслСдствСнного Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Π°. Им Π±Ρ‹Π» ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€Π½Ρ‹ΠΉ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π΅Ρ† вСдСния Π΄Π½Π΅Π²Π½ΠΈΠΊΠ° наблюдСний, Π½Π°ΠΌΠ΅Ρ‡Π΅Π½Ρ‹ ΠΏΠ»Π°Π½Ρ‹ исслСдований, ΠΎΠ±ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½Ρ‹ Π½ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹ (Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ° взаимосвязи Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… сторон психичСского развития).

Заслуга ΠŸΡ€Π΅ΠΉΠ΅Ρ€Π°, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ считаСтся основатСлСм дСтской психологии, состоит Π²ΠΎ Π²Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Π° ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ наблюдСния Π² Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΡƒΡŽ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΡƒ изучСния самых Ρ€Π°Π½Π½ΠΈΡ… этапов развития Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°.

ΠœΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ экспСримСнта, Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π½Π½Ρ‹ΠΉ Π’ΠΈΠ»ΡŒΠ³Π΅Π»ΡŒΠΌΠΎΠΌ Π’ΡƒΠ½Π΄Ρ‚ΠΎΠΌ для изучСния ΠΎΡ‰ΡƒΡ‰Π΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡΡ‚Π΅ΠΉΡˆΠΈΡ… чувств, оказался Ρ‡Ρ€Π΅Π·Π²Ρ‹Ρ‡Π°ΠΉΠ½ΠΎ Π²Π°ΠΆΠ½Ρ‹ΠΌ для дСтской психологии. ВскорС Π±Ρ‹Π»Π° ΠΎΡ‚ΠΊΡ€Ρ‹Ρ‚Π° Π΄ΠΎΡΡ‚ΡƒΠΏΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ для ΡΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ исслСдования ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ…, Π³ΠΎΡ€Π°Π·Π΄ΠΎ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ слоТных областСй психичСского, Ρ‚Π°ΠΊΠΈΡ… ΠΊΠ°ΠΊ ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅, воля, Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒ. ИдСи исслСдования «ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ Π½Π°Ρ€ΠΎΠ΄ΠΎΠ²» с ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π° ΠΏΡ€ΠΎΠ΄ΡƒΠΊΡ‚ΠΎΠ² творчСской Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ (изучСния сказок, ΠΌΠΈΡ„ΠΎΠ², Ρ€Π΅Π»ΠΈΠ³ΠΈΠΈ, языка), Π²Ρ‹Π΄Π²ΠΈΠ½ΡƒΡ‚Ρ‹Π΅ Π’ΡƒΠ½Π΄Ρ‚ΠΎΠΌ ΠΏΠΎΠ·ΠΆΠ΅, Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ ΠΎΠ±ΠΎΠ³Π°Ρ‚ΠΈΠ»ΠΈ основной Ρ„ΠΎΠ½Π΄ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ² возрастной психологии ΠΈ ΠΎΡ‚ΠΊΡ€Ρ‹Π»ΠΈ Ρ€Π°Π½Π΅Π΅ нСдоступныС возмоТности исслСдования дСтской психики.

  • [1] Π‘ΠΌ.: ΠœΠ°Ρ€Ρ†ΠΈΠ½ΠΊΠΎΠ²ΡΠΊΠ°Ρ Π’. Π”. Π˜ΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΡ дСтской психологии. М., 1998.
  • [2] Π‘ΠΌ.: ΠšΡ€ΡΠΉΠ½ Π£. Π’Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ развития. Π‘Π΅ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Ρ‹ формирования личности. БПб., 2002. Π‘. 18−41.
  • [3] Π‘ΠΌ.: ΠŸΡ€Π΅ΠΉΠ΅Ρ€ Π’. Π”ΡƒΡˆΠ° Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°. НаблюдСниС Π½Π°Π΄ Π΄ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π½Ρ‹ΠΌ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ΠΌ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° Π² ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Π΅ Π³ΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ. БПб., 1912.
ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ